Слайд 1
Урок русского языка в 4 классе по системе Л.В. Занкова
Цель: дать представление о глагольном управлении как об одном из видов связи слов в предложении.
Задачи урока:
- создание условия для открытия учащимися новой темы;
- обобщение знаний о глаголе;
- развитие умения устанавливать грамматические зависимости между глаголами и существительными.
Ход урока
I. Орг. момент
Слайд 2
– Начинаем урок русского языка.
Сегодня на уроке
Будем мы учиться!
Будем вспоминать!
И, конечно, новое будем открывать!
II. Актуализация знаний
– Ребята, какие я слова произнесла? К какой части речи они относятся?(глаголы)
Расскажите всё, что знаете о глаголе.
Слайд 3
Глагол
Часть речи
Действие предмета
Что делать? Что сделать?
Н.в. б.в. п.в.
Число, лицо. Род
III. Введение в тему
– Как вы думаете, мы уже всё узнали о глаголе?
Слайд 4 ?
Сегодня нам предстоит совершить ещё одно открытие в этой части речи. Итак, начинаем!
– Откройте тетрадка. Запишите числе. Приступим работу ( дети смеются).
– Почему вы смеётесь? Я что-то не так сказала? А как правильно? Что я перепутала? Какие части речи я произнесла? Над чем же мы будем вести наблюдение? ( как связаны между собой глагол и существительное)
IV. Открытие нового (работа на интерактивной доске)
– Посмотрите на доску, расскажите что видите. (Глаголы и существительные, в 1 столбике один глагол «расположились «(п.в.), 1 глагол б.в.»посмотрите», а все остальные глаголы н.в.; во 2 столбике есть лишнее существительное «дорожка» (1 скл.) все остальные существительные 2 скл.)
Посмотрите | карандашом |
Расположились | по дорожке |
Рисует | в окно |
Бежит | у костра |
К группе глаголов подберите существительные так, чтобы получились словосочетания. Запишите. У существительных определите падеж. Условие: каждое слово должно поработать один раз, слова повторяться не должны. (дети соединяют глагол и существительное на интерактивной доске)
На слайде 5
- Посмотрите в окно (В.п.)
- Расположились у костра (Р.п.)
- Рисует карандашом (Т.п.)
- Бежит по дорожке (Д.п.)
– А можно ли составить другие словосочетания, соблюдая тоже условие. Почему? Попробуйте оставить тот же глагол, то же существительное, но поменяйте падеж существительного. Получается? Почему?
Слайд 6
- Посмотрите в окн… (Т.п.)
- Расположились у костр. (Д.п.)
- Рисует карандаш. (Р.п.)
- Бежит дорожк. (В.п.)
V. Вывод
Слайд 7 Глагол требует от существительного определённого косвенного падежа.
Дети сначала говорят сами, а потом сравнивают с выводом на слайде.
– Такую связь глагола и существительного называют управлением. Как вы думаете, почему такое название?
VI. Закрепление нового
Работа в парах:
Составьте и запишите словосочетания с данными глаголами. Укажите падеж существительного
Добежал до … Подошёл к … Рисуют … Подарил... |
Забежал за … Занимается … Пишет на … Заклеил… |
Дожидался … Узнал о … Растут на … Заклеил… |
Вывод повторить (Глагол требует от существительного определённого косвенного падежа.)
VII. Творческая работа
Слайд 8
Что изображено? ( Байкал) Где расположено это озеро?
Чем славится Байкал? Озеро Байкал самое глубокое и чистое озеро планеты
В Байкал впадает 336 постоянных рек и ручьев, при этом половину объема воды, поступающей в озеро, приносит наша река Селенга . Из Байкала вытекает единственная река - Ангара.
Площадь водного зеркала озера Байкал– 31 470 квадратных километров. Максимальная глубина озера 1637 м, средняя - 730 м.
В Байкале воды больше, чем в пяти Великих американских озерах вместе взятых.
Необычайно разнообразен его растительный и животный мир. Сегодня все, что связано с Байкалом, вызывает неподдельный интерес не только в нашей стране, но и за рубежом. Сюда приезжает много туристов из разных стран, чтобы полюбоваться таким чудом.
Не исключением оказался и наш знакомый Нильс из сказки ….?Где родина Нильса ? давайте представим, что Нильс со своими гусями побывал и в нашей родной стороне. Ему очень хочется поделиться впечатлениями об увиденном, но русский язык он знает очень плохо. Давайте ему поможем составить небольшой рассказ о Байкале.
Слайд 9
Летом я …. на …… Видел как волны …. о …..
Мне было приятно ….. на …. и ….. ….. морских волн.
Свежий ветерок …. мне ….. лицо.
Чайки …… …….
– Начало уже есть, нужно только вставить словосочетания: глагол+ существительное. Какое условие вы должны соблюдать? (Глагол должен управлять существительным)
– Кому будет трудно, можно обратиться к справочному бюро.
Справочное бюро
Байкал, стоять, скала, лицо, рыба, бьются, дышать, берег, обдувал, аромат, был
Слайд 10
Проверка
Летом я был на Байкале.
Видел как волны бьются о скалы.
Мне приятно было стоять на берегу и дышать ароматом морских волн. Свежий ветерок обдувал мне лицо. Чайки ловили рыбу.
VIII. Итог урока.
– Ребята, кого у нас сегодня нет в классе? Где Олеся? Когда она приедет с санатория, что вы ей расскажите о сегодняшнем уроке?
Дом. задание.
С. 72 Упр. 100