Урок-конференция "Змеи – друзья или враги?"

Разделы: Биология, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5 МБ)


Тип урока: урок изучения нового материала.

Цели урока: Сформировать понятие об особенностях строения и жизнедеятельности змей, многообразии и значении их в природе и жизни человека.

Задачи:

Образовательные:

  • создать условия для изучения особенностей строения и жизнедеятельности отряда Змеи и ознакомления учащихся с основными представителями отряда;
  • выяснить значение змей в природе и жизни человека.

Развивающие:

  • развивать у обучающихся общеучебные умения и навыки (учить сравнивать, обобщать, анализировать и делать выводы),
  • развивать коммуникативные способности учащихся, умение работать в группах.

Воспитательные:

  • формировать бережное отношение к животному миру
  • сформировать навыки оказания первой помощи при укусе змеи
  • формировать культурно-эстетическое мировоззрение

Оборудование: компьютер, проектор, экран, карточки

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Изучение нового материала.

Ведущий

- Здравствуйте уважаемые ученые! Сегодня мы собрались здесь, чтобы наконец-то принять решение по вопросу долго нами изучавшемуся: «Кто же для нас Змеи – друзья или враги?» Вердикт вынесут наши уважаемые судьи после выступлений специалистов. Чтобы решение было объективным, собрались ученые разных направлений: экологи, медики и искусствоведы. Но перед тем как начать конференцию нам необходимо подробней изучить, кто же такие змеи. Все о строении и жизнедеятельности змей нам расскажут ученые, посвятившие свою жизнь их изучению – серпентологи.

Уважаемые серпентологи, мы готовы вас выслушать.

Серпентологи

Зме́и (лат. Serpentes) подотряд пресмыкающихся отряда чешуйчатые. Змеи освоили практически все жизненные пространства Земли, кроме воздушного. Встречаются змеи на всех материках, кроме Антарктиды. Предпочитают обитать на территориях с жарким климатом: в тропических областях Азии, Африки, Южной Америки и в Австралии.

Змеи, в основном, ведут наземное существование, но некоторые виды живут под землей, в воде, на деревьях. При наступлении неблагоприятных условий, например в результате похолодания, змеи впадают в спячку, так как они, как и все рептилии, холоднокровные, т.е. температура их тела зависит от температуры окружающей среды.

Тело удлинённое без конечностей, длиной от 10 см до 13,5 м. Рост тела змеи сопровождается линькой. У змей старый роговой покров отделяется, сползая, как чулок, со всего тела и называется выползком.

Кожа змей тонкая, сухая, лишенная желез и покрытая роговыми чешуями, защищает их он повреждений, высыхания и солнечного ультрафиолетового излучения

Окраска змей очень разнообразна. Чаще всего она приспособлена под цвет природной обстановки, и называется покровительственной.. Такова зеленая окраска многих древесных змей, желтовато-песчаная - у пустынных видов.

Однако, некоторые виды имеют яркую окраску, выделяющую их в природной обстановке. Таковы коралловые аспиды, королевские змеи, в окраске которых чередуются черные, желтые и красные поперечные кольца. Эта окраска предупреждающая, т.к. чаще всего ярко окрашенные существа обладают сильнодействующим ядом и потому представляют для нападающего серьезную опасность.

Многие змеи, окрашенные покровительственно, имеют участки тела с ярким рисунком, который они демонстрируют только в момент опасности. Такова очковая кобра, расправляющая шейный отдел с четким рисунком "очков" на спинной стороне.

У змей достаточно разнообразные способы передвижения:

  • Змеевидное движение- животное опирается своим телом на встречные предметы, проталкивая себя вперед;
  • Движение гармошкой- тело собрано в тугую спираль, затем, опираясь на хвост, выбрасывается вперед головная часть, после чего подтягивается задняя часть тела;
  • "Гусеничный" ход – тело змеи не изгибается, передвижение осуществляется благодаря движениям брюшных щитков.
  • "Боковой" ход– змея касается песка только двумя точками: в области головы и хвоста (опираясь на хвост бросает вперед голову, затем, опираясь на переднюю часть тела броском перемещает хвостовую часть

Скелет
Так как у змей отсутствует пояс верхних и нижних конечностей, нет грудины, то деление позвоночника на отделы, как у других позвоночных, не может быть проведено четко. Позвоночник у змей гибкий, длинный и подвижный. Он состоит из большого количества позвонков(от 200 до 450). Благодаря отсутствию грудины ребра крепятся очень подвижно, могут широко расходиться в стороны, чтобы по пищеводу и желудку могла пройти крупная добыча.

Череп
Строение черепа у змей совершенно уникально. Оно эволюционировало, приспосабливаясь к своеобразному способу питания. Голова змеи очень невелика по отношению к размерам добычи, которую змея способна заглотить целиком. Великолепная растяжимость змеиной пасти связана с тем, что кости лицевой части черепа соединены между собой подвижно.

Зубы у них очень тонкие, некрупные, хотя и острые. Они служат только для проталкивания добычи по направлению к пищеводу, а у ядовитых змей есть еще особые зубы, которые служат для укуса и введения яда в добычу. Змеиный яд - это вещество ядовитое для жертв змеи, которое образуется в одной из слюнных желез Ядовитые зубы имеют способность складываться при закрытой пасти змеи, а когда змея открывает пасть они становятся вертикально и готовы для укуса.

Внутреннее строение

Так как тело змеи длинное и узкое, то и все органы соответственно очень длинные. У змей левое легкое отсутствует, правое — хорошо развито. Пищевод у змей довольно длинный и представляет собой трубку с очень мощными мускулистыми стенками, способными сплющивать и проталкивать пищу в желудок. Желудок у змей также приобрел удлиненную форму, а вот кишечник укоротился. Почки змей парные, очень длинные и узкие. Мочевой пузырь отсутствует, и мочеточник открывается прямо в клоаку.

Головной мозг змей сравнительно невелик, поэтому высшая нервная деятельность у змей слабо развита. Спинной мозг, наоборот, очень велик и прекрасно развит, что обеспечивает блестящую координацию движений змеи, молниеносную реакцию, и точность управления мускулатурой.

Органы чувств

Из органов чувств у змей наиболее хорошо развито осязание. Функцию осязания выполняет язык. Тонкий, длинный, раздвоенный на конце он получил в народе незаслуженное название жала. С древнейших времен это «жало» считалось ядовитым аппаратом змеи. Однако доказано, что язык змей подобен языку всех других животных. Он выполняет не только вкусовые, но и осязательные функции. Змеи обладают удивительно тонким нюхом, способным улавливать запах самых незначительных следов тех или иных веществ.

У змей отсутствуют слуховые отверстия и барабанные перепонки. Змеи не воспринимают звуков, которые передаются по воздуху, зато брюшной поверхностью они тонко улавливают колебания, идущие через почву. Так что змея абсолютно безразлична к крикам, но топотом ее можно испугать.

Зрение у змей также довольно слабое и не имеет для них большого значения. Существует мнение о том, что змеи обладают каким-то особым гипнотическим змеиным взглядом и могут загипнотизировать свою жертву. На самом деле ничего подобного нет, просто в отличие от многих других животных змеи не имеют век, а их глаза прикрыты прозрачной кожицей, поэтому змея не моргает, и ее взгляд кажется пристальным.

У некоторых змей на кончике головы есть особые тепловые рецепторы. С их помощью змея обнаруживает теплокровных животных и неожиданно нападает на них.

Размножение

Змеи раздельнополые животные. Типы размножения сильно отличаются у разных видов змей. Большинство откладывает яйца. Есть змеи, которые носят яйца внутри своего тела до тех пор, пока они не будут готовы к вылуплению. Другая группа змей - живородящая, то есть самки рождают полностью сформировавшихся детенышей.

Большинство змей откладывают яйца в норах или в дуплах, под камнями или под упавшими деревьями, не проявляя в дальнейшем никакой заботы о своем потомстве.
Но есть среди них и более «ответственные» родители, которые не бросают свои яйца с эмбрионами на произвол судьбы. Например, самка питона обвивает свою кладку несколькими кольцами тела. В таких материнских «объятиях» намного теплее (на 10—15 °С выше температуры окружающей среды) это обеспечивается непрерывно сокращающейся кольцевой мускулатурой тела благодаря этому выделяется тепло, необходимое для развития зародыша.

Ведущий

Об отношениях змей с другими животными и человеком нам расскажут экологи.

Экологи

Змеи служат источником пищи для многих птиц и млекопитающих, включая человека. Змеями питаются аисты, орлы, вороны, ежи, мангусты, представители отряда Хищные и даже другие змеи.

Змеи регулируют численность животных, служащих им пищей. Все змеи – хищники, многие из них могут захватывать добычу, по размерам значительно превосходящую саму змею. Змеи питаются червями, моллюсками, насекомыми, некоторые – земноводными, рептилиями, птицами, рыбой, грызунами и более крупными млекопитающими. Между двумя приемами пищи может пройти несколько месяцев.

В большинстве случаев во время охоты змеи неподвижно лежат, подстерегая добычу, а затем бросаются на нее с поразительной скоростью и сразу же начинают заглатывать. Ядовитые змеи кусают и ждут, когда яд подействует, а удавы обвиваются вокруг жертвы и душат ее.

В природе нередки случаи, когда одни змеи употребляют в пищу других. Некоторые из них полностью перешли на питание своими собратьями, меню таких змей-змееловов может состоять как из мелких безобидных змеек, так и из опасных ядовитых змей крупных размеров.

Некоторые змеи питаются яйцами. Они заглатывают яйцо целиком, не теряя ни капли ценного продукта. У некоторых из них скорлупа затем растворяется в желудочном соке или раздавливается благодаря сокращениям мускулатуры тела.

Большинство змей нашей полосы никогда не нападают первыми на человека, они просто обороняются. Они впечатлительные и пугливые создания, которые при малейшей возможности стараются убежать или, притаившись, переждать присутствие человека или другого животного. Лишь в случае непосредственной намеренной провокации со стороны человека, или если человек случайно наступил на змею, она применяет последний рубеж обороны - смертоносный яд. Весной яд самый сильный, летом кусаются, в основном, беременные самки, которые греются на солнце. Люди их не замечают, пугают невзначай, а они в ответ могут укусить. Поэтому лучше перед тем, как выбрать себе место для отдыха на природе, хорошенько пошуметь, чтобы те, кто может вас укусить, уползли»

Правила поведения в местах, где существует потенциальная «змеиная опасность»:

  1. в «змеиной местности» нужно носить прочную высокую обувь;
  2. быть особенно внимательным в густой траве, заросших ямах, не вступать туда, предварительно не убедившись, что там нет змеи;
  3. ночью необходимо пользоваться фонарем — многие змеи особенно активны в теплые летние ночи;
  4. помнить, что мыши и крысы привлекают змей — бороться с грызунами;
  5. не разрешать детям ловить змей; если вы увидите, что дети играют со змеей, не оставляйте это без внимания, убедитесь, что змея не опасна;
  6. не устраивать ночлег возле деревьев с дуплами, прогнивших пней, входов в пещеру, куч мусора.

Ведущий

Что же делать, если вас все-таки укусила змея? Уважаемые медики, мы готовы вас выслушать.

Медики

При укусе змеи возникает жгучая боль и на месте укуса появляются одна или две точки, в зависимости от того, одним или двумя зубами ударила змея. 

Если случилась такая неприятность прежде всего не нужно паниковать.

  • В ожидании помощи укушенного укладывают набок (на случай рвоты), тепло укрывают и обеспечивают неподвижность и покой.
  • При возможности можно обмыть место укуса, например, перекисью водорода, но ни в коем случае не алкоголем, который способствуют всасыванию яда.
  • Людям, которые чувствительные к аллергическим раздражителям, необходимо принять антигистаминные средства (супрастин, димедрол, тавегил и т.п.). 
  • На укушенную конечность наложите НЕТУГУЮ повязку, но не жгут! Зафиксируйте ногу шиной.
  • Пострадавшему нужно пить много жидкости, можно горячий чай, тогда яд быстрее будет выводиться через почки. На рану следует положить лед или что-то холодное, что уменьшит болевые ощущения.
  • Доставить укушенного к врачу.

Использование змеиного яда человеком.

Надо знать, что ядовитые змеи это не только нечто опасное и мешающее простому человеку наслаждаться природой. Это ещё и источник ценнейшего лекарственного сырья. Яд змей – один из самых дорогих продуктов, по цене сравнимый с драгоценными камнями. Препараты из змеиного яда используются не только для лечения, но и для диагностики некоторых очень опасных заболеваниях крови и почек.
Сила яда и его направленность у змей различны.

Представители
змей

Сила и направленность яда

Применение яда

Кобра, морские змеи.

Действует на нервную систему. Укус почти безболезненный, жертва умирает от паралича дыхательной мускулатуры.

В сильно разбавленном виде используется для снятия болей у онкобольных.

Гадюки, гремучие змеи.

Яд действует на кровь. Укус болезненный, жертва гибнет от внутренних кровоизлияний.

Используется в медицине для остановки наружных кровотечений, особенно у гемофиликов.

 Но больше всего яда расходуется при изготовлении специальных сывороток, которые применяются для лечения змеиных же укусов. Во многих странах существуют специальные змеиные питомники или их ещё называют серпентариями, где от змей получают яд.

Ведущий

А сейчас уважаемые искусствоведы расскажут нам какую роль сыграли змеи в религии, мифологии и современной символике.

Искусствоведы

Здравствуйте! Но начать мы решили с очень интересного факта. Всем нам доводилось видеть заклинателей змей, играющих на каком-либо музыкальном инструменте перед змеей, которая, приподнявшись над землей, словно танцует под их музыку. Что же происходит в этот момент на самом деле?

Правда заключается в том, что заклинатель змей вовсе не гипнотизирует их! Он просто устраивает представление, пытаясь убедить зрителей, что это он заставляет змею "танцевать". Как мы уже узнали у змеи слабый слух и, следовательно, они не слышат музыку, которую наигрывает заклинатель! Но зато змеи очень чутко улавливают малейшие колебания поверхности земли рядом с ними, а уловив эти вибрации, они тут же реагируют. Так вот, в действительности заклинатель змей, притворяясь, что готовится к выступлению, слегка постукивает по корзине со змеей или притопывает, и животное тут же реагирует. К тому же, исполняя музыку, заклинатель непрерывно двигает телом, и змея, неотрывно наблюдая за ним, повторяет его движения, чтобы человек был все время перед глазами. Со стороны же это выглядит так, словно змея танцует, завороженная заклинателем!

А теперь поговорим о роли змей в религии и мифологии.

В Ветхом Завете рассказывается о том, как змей (змий), который «был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог» (Бытие, гл. 3, ст. 1), уговорил Еву сорвать запретный плод с дерева познания добра и зла и тем самым нарушить запрет Бога. После чего Адам и Ева были вынуждены покинуть Рай.

У древних египтян змея была символом власти фараона

В Древней Греции Медуза - Горгона - чудовище с женским лицом и змеями вместо волос. Её взгляд обращал человека в камень. Была убита Персеем.

(Дополнительный материал: Джанни ВЕРСАЧЕ в 1978 избрал себе такую необычную эмблему, Объясняя свое решение, он говорил: "Этот выбор был сделан абсолютно сознательно. Медуза символизирует красоту и роковые чары античной древнегреческой классики - как в искусстве, так и в философии. Она - синтез красоты и простоты, которая в прямом смысле парализует и даже гипнотизирует. ")

В средние века в Европе люди рассказывали о василиске, змее с головой петуха, который мог убить свою жертву всего лишь взглянув или дохнув на нее.

В русских народных сказках Змей Горыныч - крылатое чудовище с туловищем змеи, являющееся воплощением зла и насилия.

Существует несколько наиболее известных медицинских эмблем, каждая из которых имеет свое уникальное происхождение и значение.

Посох Асклепия – известный медицинский символ. Он изображается в виде суковатой палки, вокруг которой обвита змея головой вверх. 

По преданиям, покровитель медицины Асклепий (в римской мифологии – Эскулап), имевший божественное происхождение, был искуснейшим врачом и мог даже воскрешать мертвых.

(дополнительный материал: Однажды его пригласили во дворец критского царя – Миноса, чтобы воскресить его мертвого сына. Асклепий шел, опираясь на посох, вокруг которого обвилась змея. Он испугался и убил ее, но вдруг появилась вторая змея, несущая во рту какое-то растение. Этой травой она воскресила убитую. Асклепий понял, что это растение – целебное, собрал его и воскресил сына царя.)

Чаша со змеей – наиболее известный медицинский символ. Изначально чаша и змея были атрибутами Гигеи – дочери Эскулапа, которая держала их в разных руках. По предложению Парацельса, чаша со змеей стала медицинским символом. По различным предположениям, змея – символ мудрости, знания и бессмертия, а также целебных свойств ее яда, который широко использовался в медицине того времени. А чаша – это сосуд для их хранения.

Судьи

Мы выслушали всех специалистов и готовы вынести вердикт.

И хотя значение змей обычно сводят к вреду, причиняемому их укусами, мы должны заметить, что они все же приносят пользу. Они являются неотъемлемой частью цепи питания. Змеи служат источником пищи для многих птиц и млекопитающих.

Змеи — наши помощники в борьбе за урожай. Регулируют численность насекомых, грызунов - вредителей сельского хозяйства.

Некоторые люди употребляют в пищу определённые виды змей в качестве деликатеса, а также их яйца.

Змеиный яд используется в медицине для изготовления лекарств и лечебных сывороток. Во многих странах создаются специальные змеиные питомники - серпентарии, где от змей получают яд.

Но мы не должны забывать и про то, что многие змеи могут принести человеку вред. Их яд опасен для человека, а может быть даже смертелен, но тем не менее мы должны помнить, что они нападают только в том случае, если их потревожить. Запомните, змеи почти никогда не атакуют первыми... Но умеют защищаться. Поэтому не пытайтесь взять их в руки, пнуть ногой или фотографировать с близкого расстояния, не провоцируйте и не паникуйте, а мирно разойдитесь с ними.

Таким образом, наш вердикт в том, что змеи, конечно же, наши друзья, но тем не менее мы должны знать и придерживаться правил общения с ними.

3. Закрепление и проверка знаний. Работа с карточками по вариантам.

Проверочная работа по теме «Змеи»

Вариант 1

Верны ли утверждения?

Утверждения

Ответы

1. Змеи встречаются на всех материках.

 

2. Рост тела змеи сопровождается линькой.

 

3. Зубы змеи служат для жевания и проталкивания добычи по направлению к пищеводу

 

4. Спинной мозг очень велик и прекрасно развит.

 

5. Язык - орган обоняния у змей.

 

6. У змей слух развит плохо, зрение достаточно хорошее.

 

7. Существуют живородящие змеи.

 

Проверочная работа по теме «Змеи»

Вариант 2

Верны ли утверждения?

Утверждения

Ответы

1. Температура тела змей зависит от температуры окружающей среды.

 

2. У змей отсутствует пояс верхних и нижних конечностей, но есть грудина

 

3. Мочевой пузырь у змей отсутствует

 

4. Язык - ядовитый аппарат змеи

 

5. У змей развито только одно легкое.

 

6. Змеи взглядом могут загипнотизировать жертву.

 

7. Некоторые змеи гермафродиты.

 

4. Домашнее задание

Учебник А.Н. Никишова, И.Х. Шаровой параграф 40, кроссворд по теме "Многообразие пресмыкающихся".

Дополнительный материал

Легенда о змее - Полозе.

Говорят, что когда-то в давние времена в пустыне жил змей Полоз. Решил он отправиться туда, где немного прохладнее, чтобы воды холодной испить. Решил и пополз. Полз, полз. Чувствует он - вода близко. Поднатужился и дополз. Опустил уставшую голову в воду и стал пить. Так долго пил, что уснул. И так долго спал, что окаменел весь. Только хребет и остался на земле. А люди этот хребет Уральскими горами назвали. Золотодобытчики верили в Великого Полоза - где змей проползет - там и золотая жила.

Сказка о змее-радуге

У индейцев Южной Америки есть интересная сказка о змее-радуге. Первоначально после сотворения мира все птицы имели одинаковое оперение, мрачное и тусклое. В те далекие времена индейцы, жившие на берегах Амазонки, жили с птицами в мире и согласии и никогда не охотились на них. А в глубинах великой реки жил огромный змей. Временами после дождя змей покидал свое подводное логово, и его покрытое сверкающими чешуйками великолепное тело переливалось на солнце яркими красками всех цветов радуги. Очень красив был змей-радуга, и люди заключили союз с птицами и решили вместе добыть его изумительную шкуру.

Увидев толпу вооруженных людей на берегу и огромную стаю птиц, хитрый змей нырнул поглубже и спрятался среди корней прибрежных деревьев. Долго думали люди и птицы, как выманить змея на поверхность. Наконец храбрый и решительный баклан вызвался попробовать это сделать. Он собрался с силами и нырнул. В подводных сумерках баклан легко нашел разноцветного змея и стремительно ринулся на врага, атаковав его ударами клюва и когтей. Не ожидавший такого дерзкого нападения, змей выбрался из корней и бросился за обидчиком. Он совсем забыл об опасности и вынырнул на поверхность. Индейцы ловко зацепили длинными баграми грузное тело змея, вытащили на берег и тут же сняли с него кожу. Они веселились и громко обсуждали, сколько красивой одежды сошьют они себе и своим детям. Но тут баклан напомнил о своей победе и заявил, что кожу нужно разделить поровну.

— Забери ее хоть всю! — смеясь, сказал вождь индейцев, уверенный в том, что птице не под силу поднять такой тяжелый трофей.

Но смех его быстро оборвался: все птицы дружно ринулись вниз и, ухватив кожу клювами, взмыли с ней в воздух. Разгневанные индейцы выпустили им вдогонку тучи стрел, но птицы были уже далеко. Они поделили между собой разноцветные клочки змеиной кожи, и их оперение засияло яркими красками. Лишь у храброго баклана оперение темное: сородичи просто забыли о нем, и к концу дележки остался только кусочек черной кожи с головы змеи.

А у водяного змея выросла новая кожа, и его гигантское тело время от времени появлялось в небе в виде великолепной радуги. Только индейцам никогда уже не удавалось его поймать. 

Змея - Радуга

Аборигены Австралии бережно хранят легенды о змеях в своих «мифах Сновидений», где рассказывается о сотворении мира. В центральных районах Австралии можно найти изображения Змеи-Радуги, которая проходила легендарным маршрутом от северного побережья и по пути создавала реки, горы и людей"

Ядовитых змей в старину использовали на войне в качестве оружия.
 Историки рассказывают, что в войске Ганнибала имелись особые сосуды с живыми ядовитыми змеями, которые воины бросали на вражеские корабли. Эта тактика часто приносит победу.

Воздушный змей

Воздушные змеи – это древнее изобретение человечества, уходящее своими корнями в историю Древнего Китая. Китайцы использовали змеев в качестве орудия, измеряющего расстояние, а также поднимающего в воздух разведчиков. Кроме этого, известно, что эти летающие конструкции использовали на праздниках, придавая им формы бабочек, животных, змеев, жуков. Змей как олицетворение власти и благосостояния в китайской традиции получил наибольшее распространение, откуда и пошла традиция названия «воздушный змей».

Год змеи

Рожденные в год змеи отличаются прирожденной мудростью, проницательностью и прозорливостью, но им также свойственны скупость, эгоизм и тщеславие.

Использованная литература:

  1. Дронова О.Н. Хрестоматия по биологии. Саратов. Издательство «Лицей», 2002 г.
  2. Галушкова Н.И. Биология. Животные. 7 класс. Поурочные планы. Издательство «Учитель»,2005г.
  3. Захарова Н.Ю. Контрольные и проверочные работы по биологии. 7 кл. Издательство «Экзамен», Москва, 2007 г.
  4. Молис С.А. Книга для чтения по зоологии. Москва «Просвещение», 1986 г.
  5. Пименов А.В., Пименова Е.А. Дидактические материалы к разделу «Животные» 7-8 кл. Москва Издательство «НЦ ЭНАС», 2006 г.
  6. Теремов А., Рохлов В. Занимательная зоология. Москва «АСТ-ПРЕСС», 1999 г.
  7. Никишов А.И., Шарова И.Х. Биология. Животные. 7 класс. Издательство «ВЛАДОС», 2002г
  8. http://www.zmeuga.ru/
  9. http://bytrina11.ru/obshhaya-harakteristika-zmey/
  10. http://clickclean.ru/problemy-i-pomoshh/biologiya/pokrovitelstvennaya-okraska-i-ugrozhayushaya-okraska-u-kakix-zmej.html
  11. https://urok.1sept.ru/articles/572899
  12. http://ru.wikipedia.org/wiki/%C7%EC%E5%E8
  13. https://sites.google.com/site/nashdnepropetrovsk/zit-zdorovo/zmea
  14. http://perevalnext.ru/predanya/legendi/legenda-o-zmee-poloze
  15. http://www.onelegend.ru/serpent.html
  16. http://dic.academic.ru/dic.nsf/efremova/275149/Змей
  17. http://www.my-article.net/get/наука/биология/удивительная-природа/интересные-факты-о-змеях