Тип урока: урок усвоения и первичного закрепления новых знаний.
Цели урока:
Образовательные:
- сформулировать и доказать теорему о сумме углов треугольника;
- начать формирование умения применять теорему о сумме углов треугольника при решении задач;
Развивающие:
- развивать грамотную устную и письменную математическую речь обучающихся;
- развивать умения наблюдать, сравнивать, анализировать, строить гипотезы и делать выводы;
Воспитательные:
- воспитывать любознательность, активность, самостоятельность;
- воспитывать умение сотрудничества и работы в парах.
Оборудование урока:
- мультимедийный проектор, экран;
- презентация к уроку (Презентация 1);
- практическая домашняя работа к данному уроку (Приложение 1);
- карточка с домашним заданием (Приложение 2);
- листы для выполнения письменной работы.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Организационный этап (3 мин). |
Здравствуйте! Садитесь! Проверьте
свою готовность к уроку: наличие рабочей тетради,
письменных и чертежных принадлежностей. Учитель сообщает классу ход урока: Сегодня на уроке мы проверим домашнее задание, вспомним все способы нахождения градусных мер углов, проанализируем практическую домашнюю работу (у Вас наверно уже есть какие-нибудь предположения), сформулируем вывод. Как называются утверждения в геометрии? Правильно. Докажем эту теорему. Зачем нам нужны теоремы? Далее решим несколько задач. В конце урока с помощью математического диктанта проверим, насколько хорошо каждый из Вас понял тему урока. Обсудим домашнее задание и планы на следующий урок (Слайд2). |
При отсутствии чего-либо из
перечисленного учителем, берут запасные
экземпляры у учителя.
Теорема, т.е. утверждение, требующее доказательства. Чтобы применять их при решении задач. |
Проверка домашнего задания (5 мин) |
Итак, что было задано? Начнем с Задачи 11 (Слайд3). О чем говорится в задаче? Какой вывод можно сделать из равенства двух треугольников?
Что требуется в задаче? Как Вы это доказали?
Хорошо. Какие еще есть способы доказательства параллельности прямых?
Хорошо. Следующая задача №14(1). О чем говорится в задаче?
Что требуется в задаче? Какими двумя способами можно решить задачу? |
Задача 11, 14(1) стр.52. О равных треугольниках ABC и BAD. В равных треугольниках соответственные углы и соответственные стороны равны. Доказать, что прямые AC и BD параллельны. По признаку параллельности прямых: если внутренние накрест лежащие углы равны, то прямые параллельны. Если сумма внутренних односторонних углов равна , то прямые параллельны. Если соответственные углы равны, то прямые параллельны. Две прямые, параллельные третьей, параллельны. Две прямые, перпендикулярные третьей, параллельны. О разности внутренних односторонних углов при параллельных прямых. Найти градусные меры этих углов. Алгебраическим, получаем уравнение . Ответ: . Арифметическим, меньший угол: , больший угол: . Ответ: . |
Актуализация знаний (5 мин) |
Давайте вспомним способы нахождения
градусных мер углов (Слайд 4-10). При
наличии времени обсудить несколько способов
решения задачи. Слайд4 - ; Слайд5 - ; Слайд6 - ; Слайд7 - ; Слайд8 - ; Слайд9 - ; Слайд10 - . |
Обучающиеся должны не только дать числовой ответ, но обосновать его получение. |
Постановка цели урока. Первичное
усвоение новых знаний (12 мин) |
Дома Вы должны были выполнить
практическую работу (Слайд11). Давайте
проанализируем 3 столбик таблицы. Какую
информацию он содержит? Это тема нашего урока. Запишите в тетради. Какое-нибудь предположение у Вас возникло? Что нужно сделать, чтобы можно было применять этот факт при решении задач? Верно. Для чего нужны теоремы в геометрии? Запишите теорему (Слайд12). Обоснование важности изучения данной темы: В этом году на уроках геометрии мы изучаем треугольники. Мы уже знаем их основные элементы, умеем различать виды треугольников в зависимости от длин сторон или градусных мер углов. Используем признаки для доказательства равенства треугольников. Знаем отрезки в треугольники: высота, биссектриса, медиана, и применяем их свойства при решении задач. Добавив к этим знаниям данную теорему, Вы сможете точнее характеризовать каждый треугольник. В дальнейшем это понадобится при изучении плоских многоугольников. |
О сумме углов каждого из треугольников. Сумма углов треугольника равна . Сформулировать в виде теоремы, доказать ее. Чтобы применять их при решении задач. |
Какие геометрические факты Вы знаете, где встречается ? | Развернутый угол равен . Сумма смежных углов равна . Сумма внутренних односторонних углов при параллельных прямых и секущей равна . |
|
Каждая теорема состоит из двух частей... Выделите их. Сделайте чертеж и краткую запись. Учитель на доске. На чертеже нет ни смежных углов, ни параллельных прямых. Можно провести параллельную прямую? |
... условие и заключение. Условие: треугольник. Заключение: сумма углов равна . Выполняют чертеж и краткую запись. Через точку, не лежащую на прямой, можно провести прямую, параллельную данной, и притом только одну. |
|
Дополняет чертеж прямой MN, параллельной
прямой AC. Углы 1,2 и 3 вместе образуют ... Надо установить связь между этими углами и углами треугольника АВС. Учитель оформляет доказательство на доске под диктовку обучающихся. |
развернутый угол, градусная мера которого . (внутренние накрест лежащие углы при MNAC и секущей АВ), (внутренние накрест лежащие углы при MNAC и секущей ВС), . Доказано. |
|
Первичная проверка понимания.
Первичное закрепление. (7 мин) |
Решаем задачи устно (Слайд13-15). Слайд13: слева - , справа - ; Слайд14: слева - , справа - ; Слайд15 - . Перенесите чертеж в тетрадь, сделайте краткую запись и оформите решение (Слайд16). При отсутствии времени эта задача также разбирается устно. Слайд16 - . |
Обучающиеся должны не только дать
числовой ответ, но обосновать его получение. Один отвечает у доски, другие контролируют. Оформляют решение задачи в тетради. |
Контроль усвоения, обсуждение ошибок,
коррекция (7 мин) |
Давайте проверим, насколько хорошо
каждый из Вас понял тему урока. У каждого на парте лист для выполнения письменной работы. Подпишите фамилия и номер варианта, как Вы сидите. На листиках надо записать только ответы. На выполнение работы дается 4 минуты. Приступайте (Слайд17). По истечении 4 минут. Положите ручки. Поменяйтесь листками с соседом по парте, возьмите зеленую ручку, проверьте и оцените работы друг друга (Слайд18). Выявить обучающихся, неудовлетворительно выполнивших работу. Обсудить их ошибки, скорректировать их знания. Сдайте работы. |
Выполняют работу.
Выполняют взаимопроверку работ.
Сдают работы на стол учителя. |
Рефлексия. Информация о домашнем
задании, инструктаж по его выполнению (6 мин) |
Что нового Вы узнали на уроке? Какие геометрические факты вспомнили при решении задач? Ответьте на вопросы (Слайд19). Какой можно сделать вывод? Верно. На следующем уроке мы докажем это утверждение и продолжим решать задачи на применение теоремы о сумме углов треугольника. Ваше домашнее задание (Слайд19). Домашнее задание выполнить по вариантам, задачи аналогичны задачам из классной работы. Спасибо! Урок окончен! |
Сумма углов треугольника равна . Перечисляют факты, формулируя определения и теоремы. Отвечают на поставленные вопросы. Независимо от вида треугольника в нем всегда 2 острых угла.
Записывают домашнее задание. |
[1] Рабинович Е.М. Задачи и упражнения на готовых чертежах. 7-9 классы. Геометрия. – М.: ИЛЕКСА, 2008. – 60 с.