Класс: 10.
Номер урока в теме «УГЛЕВОДОРОДЫ»: 1, 2.
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Урок предназначен для изучения нового материала на базовом уровне в 10 классе по программе О.С. Габриеляна.
Урок разработан с использованием элементов технологий ИКТ, проблемно-диалогического обучения, технологии смыслового чтения.
В соответствии с требованиями ФГОС на уроке идет формирование и развитие УУД.
Личностные УУД:
- смыслообразование - установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.
Познавательные УУД:
- поиск и выделение необходимой информации;
- применение методов информационного поиска;
- смысловое чтение; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
- Развитие умения работать с текстом учебника, с дополнительными источниками информации, анализировать, отбирать и представлять необходимую информацию;
Коммуникативные УУД:
- развитие навыков коммуникативной культуры и сотрудничества при работе в группах; коллективной работе, воспитание информационной компетентности.
Регулятивные УУД:
- умение определять цели, ставить задачи на каждом этапе урока.
Изучение нового материала целесообразно начинать с нахождения алканов в природе и их значении в жизни человека. Ход урока предполагает решения проблемных ситуаций ( установление связи между строением и химическими свойствами веществ).
Для работы создана презентация с удобным меню. По желанию учителя, ход урока можно построить по-своему - для этого в презентации хорошо работают ссылки. В презентации наглядно показаны механизмы происходящих реакций. Урок предполагает просмотр флэш-анимаций , видеоопытов (http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/528b6fb1-98e4-9a27-5ae1-2f785b646a41/) , проведение лабораторного и демонстрационного опыта.
Цель урока: формирование представления о предельных углеводородах как классе органических соединений.
Задачи:
Образовательная:
- формирование у учащихся представлений о гомологическом ряде, видах изомерии, правилах номенклатуры ИЮПАК на примере алканов;
- изучить электронное и пространственное строение молекул алканов;
- формирование умения записывать уравнения реакций с органическими веществами.
Развивающая:
- создать условия для развития системы умений устанавливать причинно-следственные связи между строением, составом и свойствами;
- развивать умение работать с текстом учебника, с дополнительными источниками информации, анализировать, отбирать и представлять необходимую информацию;
- отрабатывать предметную культуру речи, творческое и логическое мышление.
Воспитательная:
- способствовать развитию навыков коммуникативной культуры и сотрудничества при работе в группах; воспитывать информационную компетентность.
Форма организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска,
Демонстрационный материал: примеры углеводородов в различных агрегатных состояниях (пропан-бутановая смесь в зажигалке, бензин, парафин, асфальт), коллекции с образцами природных УВ.
Раздаточный материал: шаростержневые модели, тестовая работа.
Реактивы и оборудование: Гексан, парафин, керосин; фарфоровые чашки, лучина, огнезащитная прокладка, пробирка, зажим пробирочный, горелка, кристаллизатор.
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Организационный |
Приветствие .Проверка готовности к уроку. |
|
Проверка домашнего задания |
Выполнение теста по терминам Приложение 1 |
Самостоятельная работа |
Актуализация знаний |
Актуализация знаний проходит через обсуждение проблемной ситуации и решение расчётной задачи, ответом в которой является метан – горючий газ, алкан. «Не так давно случилась на Кольском полуострове небывалая история. Горный инженер, работавший в апатитовом руднике близ города Кировска, услышал какой-то странный свист и шум, идущий из-под земли. Кто-то из рабочих неосторожно предложил: «Попробуем – подожжем?..» И попробовали... Вспыхнувшая спичка вызвала взрыв. К счастью, инженер и рабочие отделались только ожогами. Позднее выбросы газа повторились. Химики определили, что в состав газа входит 75 % углерода и 25 % водород, относительная плотность газа по воздуху равна 0,55. Что за газ чуть не унес жизни людей?» После получения ответа учитель объявляет тему урока. (Слайд 2) и совместно с учащимися определяют план изучения класса органического соединения. (Слайд 3) |
Решают расчетную задачу.
После объявления темы урока и плана изучения, пробуют сформулировать цель урока и план изучения класса соединения. |
Изучение нового материала |
(по усмотрению преподавателя работу с презентацией можно проводить по своему плану. Работают ссылки, которые позволяют легко переходить со слайда «Содержание» на любой слайд) Изучение класса соединений согласно предложенного плану. 1. Лучше начинать с нахождения этих веществ в природе (слайд 4-8) и их значении в жизни человека. (слайд 9-10) На этапе происходит представление сообщений (мультимедийных презентаций), подготовленных учащимися самостоятельно в малых группах Лабораторный опыт: Знакомство с образцами природных УВ и продуктами их переработки (работа с коллекциями) |
Составляют опорный конспект и записывает его в тетрадь. Сообщения учащихся: «Алканы в природе», «Применение алканов», «Двойственная роль метана в биосфере»
Работа с коллекциями |
2. Учитель дает определение классу алканов, общая формула, гомологический ряд алканов. (слайд 11-12) |
Записывают определение, общую формулу, гомологический ряд |
|
3. Изомерия: Лабораторный опыт: «Изготовление моделей молекул алканов» При составлении модели бутана у учащихся должно получиться 2 модели: n- бутан и изобутан. После чего вспоминают определение изомерии (изомеры) и ее виды (Слайд 13-14) |
Выполняют лабораторный опыт. Отвечают на вопросы учителя |
|
4. Номенклатура алканов. Правила образования названий разветвленных алканов по международной номенклатуре (ИЮПАК) (Слайд 15) |
Отвечают на вопросы учителя. Выполняют задания:
|
|
5. Физические свойства алканов Работа с учебником : агрегатное состояние, растворимость в воде и других растворителях, зависимость Ткип и Тпл от значения Mr; (Слайд 16) Демонстрация: Примеры УВ в различных агрегатных состояниях( пропан-бутановая смесь в зажигалке, бензин, парафи асфальт) |
Работа с учебником, записывают в тетрадь. |
|
6. Строение алканов. (Слайд 17-20) (Слайд 21-22). Установить причинно-следственную связь между строением и химическими свойствами алканов. Выявить типы реакций, характерные для алканов , и условия их протекания. |
Отвечают на вопросы учителя |
|
7. Химические свойства (Слайд 23)
Демонстрация опыта: «Горение твердых и жидких алканов» (демонстрацию можно заменить видеоопытом.) |
Отвечают на вопросы учителя, записывают в тетрадь уравнения |
|
8. Способы получения алканов (Слайд 42)
Для каждой реакции условия протекания. |
Сообщение учащихся «Ректификация» Отвечают на вопросы учителя, записывают в тетрадь уравнения |
|
Закрепление изученного материала |
Данный этап урока проводят в том случае, если останется время, после изучения нового материала. |
Работают в тетради, отвечают на вопросы учителя. |
Подведение итогов урока |
Какова была темы урока? Какие цели были поставлены, Достигли ли мы поставленных целей? Домашнее задание |