1. Предметы – музыка, изобразительное искусство.
2. Класс - 5
3. Цель урока:
Создание условий для формирования художественных компетенций школьников через использование технологий интегрированного обучения и воспитания посредством активизации творческой и познавательной деятельности воспитанников; пробудить внутреннюю активность детей, учить анализировать результаты коллективно выполненной работы.
4. Задачи:
- формирование навыков создания зрительных образов на основе интонационного анализа музыкального произведения;
- повышение уровня информационной культуры учащихся;
- развитие способности к интонационному анализу музыкального произведения и сравнительному анализу произведений искусства;
- нравственно-эстетическое воспитание учащихся, гармоничное развитие личности ребёнка.
Музыкально-техническое обеспечение:
- Мультимедийный проектор, экран, (музыкальный центр), синтезатор или пианино, аудиозапись (файлы) с музыкальными иллюстрациями “Карнавал животных” К. Сен-Санс, “Аквариум”; М. Чюрлёнис, соната “У моря”; К.Дебюсси “Лунный свет” или “Золотые рыбки”.
Эпиграф на ватмане: “Хорошая живопись – это музыка, это мелодия”. Микеланджело
Раздаточный материал:
- Раскраски (рыбки в аквариуме), “готовый аквариум”, цветные рыбки для аппликации; красные и синие нотки (для групп); фломастеры, акварельные краски, тетради; красочный плакат “Карнавал животных” и список пьес Сен-санса; фотографии музыкальных инструментов.
Список литературы
- Научно-методический журнал “Музыка в школе” №1/2009
Интернет-ресурсы
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Деятельность учителя (с указанием действия с оборудованием) |
Деятельность ученика | Время (в мин.) |
1 | Оргмомент | Звучит музыка на фоне слайда № 2 |
Перед входом в класс на столе лежат цветные нотки (синие и красные), каждый учащийся берёт любую одну нотку и входит в класс под музыку. | 1 м. |
2 |
Постановка проблемы. |
Музыка продолжает звучать, но
приглушается. - Здравствуйте, дорогие ребята! Я очень рада вас видеть на этом необычном уроке. Слайд № 3. Чтение стихотворения “Мы слушаем
звуки, видим, какого они цвета, а потом приходит
ощущение цвета в стихах”. - Ребята, что вы услышали и увидели, когда вошли в класс? - О чём стихотворение? - Как вы думаете, о чём мы будем сегодня беседовать, чем заниматься и какую слушать музыку? Попробуйте самостоятельно сформулировать тему урока. |
Ответы учащихся.
Ответы учащихся. |
3 м |
3 | Сообщение темы урока. Целеполагание. |
Слайд № 4. Тема урока. - Сегодня вы узнаете много нового и интересного о музыке, сможете проявить свою фантазию в творческой работе, попробуете увидеть музыку и слышать картину. |
1м | |
4 | Новый материал. | Слайд № 5. - Существует наука, которая называется синестезия – от греч.сл. – одновременное ощущение, совместное чувство. Например: цветной слух, шелест запахов. Слайд № 6. - Вижу картину с цветами и кошкой, чувствую запах цветов и мурлыканье. Слуховая синестезия – способность некоторых людей “слышать” звуки при наблюдении за движущимися предметами, даже если они не звучат. Слайд №7. Видеофрагмент. Машины едут по улице (включить без звука!) - Это явление - слуховая синестезия - было открыто американскими учёными Мелиссой Саэнс и Кристофом Кохом из Калифорнийского технологического института. Ученые полагают, что только 1% людей обладают возможностью "слышать глазами". [http://ru.wikipedia.org/] - Существуют еще вкусовая и звуковая синестезия. - Слышишь какое-нибудь слово или видишь цвет и слышишь звук. - Слышишь какое-либо слово, видишь образ и ощущаешь вкус. Синестезия - это непростая наука, но мы сегодня попробуем немного вникнуть в неё. |
Учащиеся “пробуют” уловить запах цветов и мурлыканье кошки. В кабинете должна быть полная тишина.
Учащиеся пытаются услышать звук мотора и уличного шума. |
3 м |
5 | Актуализация знаний. | - КАМИЛЬ – СЕН-САНС. Необыкновенное
звукосочетание, не правда ли?! Как вы думаете, что
это за слова, какие ассоциации у вас возникли,
когда я произнесла - КАМИЛЬ СЕН-САНС. Слайд № 8. - Шарль Камиль Сен-Санс - это имя великого человека своего времени, французского композитора, который сочинял необыкновенной красоты музыку. Учитель рассказывает биографию композитора, о его путешествиях по странам, о творчестве и т.д. …Однажды, Сен-Санс поехал в Австрию, во время отдыха он написал сюиту для камерного ансамбля “Карнавал животных”. Но он посчитал это произведение музыкальной шуткой и запретил его издавать при жизни, так как не хотел прославиться автором “ несерьёзной” музыки. После смерти композитора сюиту “Карнавал животных” издали и через некоторое время получила большую популярность во всём мире. - Как вы думаете, можно ли музыкальными звуками передать, как тяжело шагает слон, как высоко прыгает кенгуру? Слайд № 9. 14 необыкновенных музыкальных образов Сен-Санс объединил в своеобразном музыкальном произведении, которое называется “Карнавал животных” или “Зоологическая фантазия”. Сегодня мы познакомимся с одной из пьес этого цикла. Внимательно послушайте музыку и попробуйте нарисовать в своём воображении картину. |
Ответы учащихся.
Ответы учащихся. |
3 м |
6 | Слушание музыки. | Слайд № 10. Слушание. Пьеса “Аквариум” Не объявляя название, включается музыка. - Понравилась музыка? - Кого вы увидели, слушая музыку? - Какие инструменты помогли вам увидеть картинку? Слайд № 11. - Предлагаю вам выбрать из списка пьес, название, подходящее для этого произведения. Слайд № 12 - “Аквариум” - Пьеса “Аквариум” - это тембры различных инструментов, тончайшие динамические оттенки, льющаяся мелодия, волшебная музыкальная картина. |
Дети, закрыв глаза, слушают музыку.
Ответы учащихся.
Ответы учащихся. |
4 м |
7 | Творческое задание. | - Сейчас вам предстоит выполнить
творческое задание: передать красоту музыки
через важнейшие художественно-выразительные
средства живописи – цвет, цветовые сочетания,
тон. Класс делится на две группы. Учащиеся с красной ноткой - 1 группа, с синей ноткой – 2 группа. 1 гр: Детям предлагаются готовые материалы (цветные рыбки, нарисованный аквариум с водорослями). Необходимо вырезать рыбок, создать свой аквариум. 2 гр: Раскрасить предложенный рисунок с рыбками. |
Класс делится на группы: от трёх до пяти человек в одной группе. | 1 м |
8 | Самостоятельная работа учащихся | Слайд № 13 Звучит пьеса “Аквариум” Оценка и анализ работ. |
Группы выполняют задание. Показ и защита работ. |
7 м |
9 | Актуализация знаний. Продолжение новой темы. |
Слайд № 14. - Одними из первых музыку в цвете увидели древние индийцы. Для них каждый музыкальный тон соответствовал планете, созвездию, части света, цвету. - Древние Греки считали, что звуки соответствовали не только планетам, но и семи цветам радуги. Спустя столетия триада музыка — настроение — цвет стала важной и определяющей в творчестве многих композиторов. [http://www.ozon.ru/context/detail/id/199022/ ] Показать на фортепиано 7 нот. Слайд № 15 - Переходы между ступенями – полутоны сравнивали с оттенками цветов. Показать на фортепиано. - Отсюда произошло название – хроматическая гамма. По-гречески chroma – оттенок, цвет. |
2 м | |
10 | Творческое задание. | Слайд № 16. ЗАДАНИЕ: Попробуйте подобрать музыкальный звук на фортепиано цвету радуги. На несколько секунд можно дать возможность детям послушать “музыку дождя и звук рояля”, а затем выполнять задание. Во время творческой работы можно отключить звук слайда. Подведение итогов. Впечатление детей от выполнения задания. |
В этом задании можно предложить детям следующий вариант работы: один ученик “кликает” на слайде №16 на первую клавишу красного цвета, а второй ученик – нажимает на клавишу ДО на фортепиано и т.д. Таким образом, одновременно с цветом звучит звук. | 2 м |
11 | Физминутка | Дыхательная гимнастика по А.
Стрельниковой. "Ладошки" |
1 м | |
12 | Новый материал. | Слайд № 17. Музыкальный пейзаж. - Каких вы знаете композиторов, которые были ещё и художниками, и поэтами? Слайд № 18. - Микалоюс Чюрленис. - Его называют профессионалом “музыкальной живописи”. Своим музыкальным произведениям он давал такие названия: “Соната весны”, “Соната солнца”, “Лес”, “Море”. С помощью звуков рисовал красочные картины природы. |
Ответы учащихся. |
3 м |
Слушание музыки | Слайд № 19. Прослушивание фрагмента сонаты. Микалоюс Чюрленис. Соната “У моря”. Сопровождение к музыке картины Чюрлениса. Слайд № 20. Клод дебюсси. - Сейчас прозвучит произведение необычного композитора Клода Дебюсси, который рисует картины, часто пейзажи, с помощью звуков. Сочинения Дебюсси отличаются уникальным чувством музыкального колорита, необычной гармонической и ритмической средой, живописными тембровыми эффектами, оригинальной оркестровкой, вокальными мелодиями, интонационно близкими человеческой речи. |
Учащиеся слушают музыку Чюрлёниса, одновременно просматривая его картины. | ||
Слушание. Пластическое интонирование. |
Слайд № 21. Слушание: Клод Дебюсси “Лунный свет” (Название пьесы не объявлять!) - Каковы ваши впечатления? - Какая картина у вас получилась? - Какие “цвета” использовал композитор? |
Учащиеся слушают музыку Дебюсси с закрытыми глазами, одновременно “пластически интонируя” Ответы учащихся. - Неброские, приглушённые тона. |
2 м |
|
13 | Практическая работа. | Слайд № 22 - 23. Рисуем вместе техникой по-сырому. - Закрашиваем фон, каким цветом? Синим. - Какие были звуковедения? - Скользящие, крадущиеся. - Лунную дорожку – оттенки жёлтого. - Какое настроение? - Фантастическое, загадочное. - Как бы вы назвали эту музыку? |
Учащиеся вместе с учителем рисуют
акварельными красками в технике по-сырому лунную
дорожку.
Показ работ. |
7 м |
14 | Рефлексия | Слайд № 24. - О какой науке говорили в начале урока? - Продолжи предложение: вопросы на экране. |
Ответы учащихся. |
1 м |
15 | Итог урока. Выводы. |
Слайд № 25. - Допустимо ли слияние цвета и звука? |
Ответы учащихся. | 2 м |
16 | Оценивание. Домашнее задание. |
Слайд № 26. Д/З на выбор. Задание на экране. Выход из класса под музыку Сен-Санса “Аквариум” |
Оценивание друг друга, класса, группы. | 1 м |
45 минут |