Интегрированный урок (музыка + ИЗО) по теме "Увидеть музыку и услышать цвет. Гармония звука и цвета"

Разделы: Музыка, МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (22 МБ)


1. Предметы – музыка, изобразительное искусство.

2. Класс - 5

3. Цель урока:

Создание условий для формирования художественных компетенций школьников через использование технологий интегрированного обучения и воспитания посредством активизации творческой и познавательной деятельности воспитанников; пробудить внутреннюю активность детей, учить анализировать результаты коллективно выполненной работы.

4. Задачи:

  • формирование навыков создания зрительных образов на основе интонационного анализа музыкального произведения;
  • повышение уровня информационной культуры учащихся;
  • развитие способности к интонационному анализу музыкального произведения и сравнительному анализу произведений искусства;
  • нравственно-эстетическое воспитание учащихся, гармоничное развитие личности ребёнка.

Музыкально-техническое обеспечение:

  • Мультимедийный проектор, экран, (музыкальный центр), синтезатор или пианино, аудиозапись (файлы) с музыкальными иллюстрациями “Карнавал животных” К. Сен-Санс, “Аквариум”; М. Чюрлёнис, соната “У моря”; К.Дебюсси “Лунный свет” или “Золотые рыбки”.

Эпиграф на ватмане: “Хорошая живопись – это музыка, это мелодия”. Микеланджело

Раздаточный материал:

  • Раскраски (рыбки в аквариуме), “готовый аквариум”, цветные рыбки для аппликации; красные и синие нотки (для групп); фломастеры, акварельные краски, тетради; красочный плакат “Карнавал животных” и список пьес Сен-санса; фотографии музыкальных инструментов.

Список литературы

  1. Научно-методический журнал “Музыка в школе” №1/2009

Интернет-ресурсы

  1. http://ru.wikipedia.org/
  2. http://www.ozon.ru/context/detail/id/199022/
  3. http://strelnikova.ru/osnovnoi

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока Деятельность учителя
(с указанием действия с оборудованием)
Деятельность ученика Время
(в мин.)
1 Оргмомент Звучит музыка на фоне слайда

№ 2

Перед входом в класс на столе лежат цветные нотки (синие и красные), каждый учащийся берёт любую одну нотку и входит в класс под музыку. 1 м.
2  

 

 

Постановка проблемы.

Музыка продолжает звучать, но приглушается.

- Здравствуйте, дорогие ребята! Я очень рада вас видеть на этом необычном уроке.

Слайд № 3. Чтение стихотворения “Мы слушаем звуки, видим, какого они цвета, а потом приходит ощущение цвета в стихах”.
Л.Друскина.

- Ребята, что вы услышали и увидели, когда вошли в класс?

- О чём стихотворение?

- Как вы думаете, о чём мы будем сегодня беседовать, чем заниматься и какую слушать музыку? Попробуйте самостоятельно сформулировать тему урока.

 

 

 

 

 

 

Ответы учащихся.

 

Ответы учащихся.

3 м
3 Сообщение темы урока.

Целеполагание.

Слайд № 4. Тема урока.

- Сегодня вы узнаете много нового и интересного о музыке, сможете проявить свою фантазию в творческой работе, попробуете увидеть музыку и слышать картину.

 
4 Новый материал. Слайд № 5.

- Существует наука, которая называется синестезия – от греч.сл. – одновременное ощущение, совместное чувство.

Например: цветной слух, шелест запахов.

Слайд № 6.

- Вижу картину с цветами и кошкой, чувствую запах цветов и мурлыканье.

Слуховая синестезия – способность некоторых людей “слышать” звуки при наблюдении за движущимися предметами, даже если они не звучат.

Слайд №7.

Видеофрагмент. Машины едут по улице (включить без звука!)

- Это явление - слуховая синестезия - было открыто американскими учёными Мелиссой Саэнс и Кристофом Кохом из Калифорнийского технологического института. Ученые полагают, что только 1% людей обладают возможностью "слышать глазами". [http://ru.wikipedia.org/]

- Существуют еще вкусовая и звуковая синестезия.

- Слышишь какое-нибудь слово или видишь цвет и слышишь звук.

- Слышишь какое-либо слово, видишь образ и ощущаешь вкус.

Синестезия - это непростая наука, но мы сегодня попробуем немного вникнуть в неё.

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся “пробуют” уловить запах цветов и мурлыканье кошки. В кабинете должна быть полная тишина.

 

 

 

Учащиеся пытаются услышать звук мотора и уличного шума.

3 м
5 Актуализация знаний. - КАМИЛЬ – СЕН-САНС. Необыкновенное звукосочетание, не правда ли?! Как вы думаете, что это за слова, какие ассоциации у вас возникли, когда я произнесла - КАМИЛЬ СЕН-САНС.

Слайд № 8.

- Шарль Камиль Сен-Санс - это имя великого человека своего времени, французского композитора, который сочинял необыкновенной красоты музыку.

Учитель рассказывает биографию композитора, о его путешествиях по странам, о творчестве и т.д.

…Однажды, Сен-Санс поехал в Австрию, во время отдыха он написал сюиту для камерного ансамбля “Карнавал животных”. Но он посчитал это произведение музыкальной шуткой и запретил его издавать при жизни, так как не хотел прославиться автором “ несерьёзной” музыки.

После смерти композитора сюиту “Карнавал животных” издали и через некоторое время получила большую популярность во всём мире.

- Как вы думаете, можно ли музыкальными звуками передать, как тяжело шагает слон, как высоко прыгает кенгуру?

Слайд № 9.

14 необыкновенных музыкальных образов Сен-Санс объединил в своеобразном музыкальном произведении, которое называется “Карнавал животных” или “Зоологическая фантазия”.

Сегодня мы познакомимся с одной из пьес этого цикла.

Внимательно послушайте музыку и попробуйте нарисовать в своём воображении картину.

Ответы учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы учащихся.

3 м
6 Слушание музыки. Слайд № 10.

Слушание. Пьеса “Аквариум” Не объявляя название, включается музыка.

- Понравилась музыка?

- Кого вы увидели, слушая музыку?

- Какие инструменты помогли вам увидеть картинку?

Слайд № 11.

- Предлагаю вам выбрать из списка пьес, название, подходящее для этого произведения.

Слайд № 12 - “Аквариум”

- Пьеса “Аквариум” - это тембры различных инструментов, тончайшие динамические оттенки, льющаяся мелодия, волшебная музыкальная картина.

 

Дети, закрыв глаза, слушают музыку.

 

Ответы учащихся.

 

 

 

Ответы учащихся.

 

4 м

7 Творческое задание. - Сейчас вам предстоит выполнить творческое задание: передать красоту музыки через важнейшие художественно-выразительные средства живописи – цвет, цветовые сочетания, тон.

Класс делится на две группы. Учащиеся с красной ноткой - 1 группа, с синей ноткой – 2 группа.

1 гр: Детям предлагаются готовые материалы (цветные рыбки, нарисованный аквариум с водорослями). Необходимо вырезать рыбок, создать свой аквариум.

2 гр: Раскрасить предложенный рисунок с рыбками.

Класс делится на группы: от трёх до пяти человек в одной группе. 1 м
8 Самостоятельная работа учащихся Слайд № 13

Звучит пьеса “Аквариум”

Оценка и анализ работ.

Группы выполняют задание.

Показ и защита работ.

7 м
9 Актуализация знаний.

Продолжение новой темы.

Слайд № 14.

- Одними из первых музыку в цвете увидели древние индийцы. Для них каждый музыкальный тон соответствовал планете, созвездию, части света, цвету.

- Древние Греки считали, что звуки соответствовали не только планетам, но и семи цветам радуги. Спустя столетия триада музыка — настроение — цвет стала важной и определяющей в творчестве многих композиторов. [http://www.ozon.ru/context/detail/id/199022/ ]

Показать на фортепиано 7 нот.

Слайд № 15

- Переходы между ступенями – полутоны сравнивали с оттенками цветов.

Показать на фортепиано.

- Отсюда произошло название – хроматическая гамма. По-гречески chroma – оттенок, цвет.

  2 м
10 Творческое задание. Слайд № 16.

ЗАДАНИЕ:

Попробуйте подобрать музыкальный звук на фортепиано цвету радуги.

На несколько секунд можно дать возможность детям послушать “музыку дождя и звук рояля”, а затем выполнять задание. Во время творческой работы можно отключить звук слайда.

Подведение итогов. Впечатление детей от выполнения задания.

В этом задании можно предложить детям следующий вариант работы: один ученик “кликает” на слайде №16 на первую клавишу красного цвета, а второй ученик – нажимает на клавишу ДО на фортепиано и т.д. Таким образом, одновременно с цветом звучит звук. 2 м
11 Физминутка Дыхательная гимнастика по А. Стрельниковой.

"Ладошки"

  1 м
12 Новый материал. Слайд № 17.

Музыкальный пейзаж.

- Каких вы знаете композиторов, которые были ещё и художниками, и поэтами?

Слайд № 18.

- Микалоюс Чюрленис.

- Его называют профессионалом “музыкальной живописи”. Своим музыкальным произведениям он давал такие названия: “Соната весны”, “Соната солнца”, “Лес”, “Море”. С помощью звуков рисовал красочные картины природы.

 

Ответы учащихся.

 

3 м

Слушание музыки Слайд № 19.

Прослушивание фрагмента сонаты. Микалоюс Чюрленис. Соната “У моря”. Сопровождение к музыке картины Чюрлениса.

Слайд № 20.

Клод дебюсси.

- Сейчас прозвучит произведение необычного композитора Клода Дебюсси, который рисует картины, часто пейзажи, с помощью звуков. Сочинения Дебюсси отличаются уникальным чувством музыкального колорита, необычной гармонической и ритмической средой, живописными тембровыми эффектами, оригинальной оркестровкой, вокальными мелодиями, интонационно близкими человеческой речи.

Учащиеся слушают музыку Чюрлёниса, одновременно просматривая его картины.  
 

Слушание.

Пластическое интонирование.

Слайд № 21.

Слушание: Клод Дебюсси “Лунный свет” (Название пьесы не объявлять!)

- Каковы ваши впечатления?

- Какая картина у вас получилась?

- Какие “цвета” использовал композитор?

 

Учащиеся слушают музыку Дебюсси с закрытыми глазами, одновременно “пластически интонируя”

Ответы учащихся.

- Неброские, приглушённые тона.

 

2 м

13 Практическая работа. Слайд № 22 - 23.

Рисуем вместе техникой по-сырому.

- Закрашиваем фон, каким цветом? Синим.

- Какие были звуковедения?

- Скользящие, крадущиеся.

- Лунную дорожку – оттенки жёлтого.

- Какое настроение?

- Фантастическое, загадочное.

- Как бы вы назвали эту музыку?

Учащиеся вместе с учителем рисуют акварельными красками в технике по-сырому лунную дорожку.

 

 

Показ работ.

7 м
14 Рефлексия Слайд № 24.

- О какой науке говорили в начале урока?

- Продолжи предложение:

вопросы на экране.

 

Ответы учащихся.

1 м
15 Итог урока.

Выводы.

Слайд № 25.

- Допустимо ли слияние цвета и звука?

Ответы учащихся. 2 м
16 Оценивание.

Домашнее задание.

Слайд № 26.

Д/З на выбор. Задание на экране.

Выход из класса под музыку Сен-Санса “Аквариум”

Оценивание друг друга, класса, группы. 1 м
  45 минут

Приложение.