Цели: Сформировать
представление о жизни животного мира в зимнее
время. Научить: - определять образ жизни и питания зимующих птиц и зверей, не впадающих в спячку; - проверять результат выполненного задания; - строить монологические высказывания. |
|||
Планируемые результаты | |||
Личностные умения | Метапредметные умения | Предметные умения | |
Осознавать важность оказания помощи
животным, чтобы они могли пережить зиму Проявлять бережное отношение к животным и подкармливать их в зимний период; |
Познавательные умения: Извлекать из текста учебника информацию о приспособленности птиц к условиям зимы. Узнавать, работая в группах, зимующих птиц по клювам. Устанавливать связь между строением клюва и особенностями питания птицы. Обсуждать причины перемещения многих птиц в зимнее время к человеческому жилью и возможности помощи им со стороны человека. Готовить сообщения об особенностях зимней жизни зверей, используя текст учебника. Регулятивные умения: — выполнять учебные действия в соответствии с целью; — выполнять взаимопроверку учебного задания Коммуникативные умения: — формулировать собственное высказывание, используя термины; — пользоваться речью для регуляции своего действия; — строить понятные для партнёра высказывания. |
Знать о зимнем образе жизни зверей, не
впадающих в спячку. О способах их приспособлении к зимним условиям. Узнавать зверей по описаниям. Знать об образе жизни и питании зимующих птиц. Находить изучаемых птиц на рисунках учебника и определять их с помощью атласа-определителя. Рассказывать о способах приспособления к зимним условиям зверей и птиц, о питании животных в зимнюю пору; |
|
Межпредметные связи | Ресурсы | Формы работы | |
Информационный материал: Учебник
“Окружающий мир”, ч. 2, рабочая тетрадь № 2,
“Зелёные страницы”. Демонстрационный материал: таблицы: “Зимующие птицы”; Интерактивный материал: карточки с учебными заданиями; презентация. |
Фронтальная; индивидуальная парная групповая |
||
Ход урока |
|||
Организационный момент | Прозвенел и смолк звонок. Начинаем наш урок. Можно за партой тихонько сидеть, А можно отправиться в лес – Чудеса посмотреть. Сегодня я приглашаю вас на прогулку в зимний лес. |
||
Актуализация знаний и умений 2 слайд |
Отгадайте загадки: Вперевалку
зверь идет Прилетели на зимовку Хвостик у неё пушистый, |
Размером она с небольшую собаку, Но может, как волк, она броситься в драку. Стоячие уши и хищные зубы. Из меха пушистого рыжая шуба. Полевки лесные – объект ее пищи. Плоды, насекомых в лесу она ищет... Боится ее вся домашняя птица. Как имя же рыжей плутовки? (Лисица) Это маленькие ножки. |
|
Целеполагание | Кто догадался, о чем мы будем
сегодня говорить? Сформулируйте тему нашего урока. Тема: Жизнь птиц и зверей зимой. 3 слайд Рассмотрите птиц на экране. 4 слайд
|
||
Аналитический этап 5 слайд
Ссылка на видеосюжет (синицы) Длительность 3 минуты |
Вы очень наблюдательны. Какие
изменения в жизни птиц вы заметили с приходом
зимы? (Некоторые птицы зимой собираются в стайки.) Вспомните, стайки каких птиц, вы видели на прогулке. Как вы думаете, почему птицы вынуждены собирать в стаи. Давайте проверим свое предположение. Прочитайте статью учебника на стр. 32 А хотелось бы вам больше узнать о жизни птиц? Видеосюжет (гиперссылка на картинке с синицами) Я предлагаю сегодня поработать в группах Для каждой группы я приготовила задание и вопросы. Ответы на них вам поможет дать книга Плешакова “Зелёные страницы” Попробуйте узнать птицу по описанию и найдите её в учебнике на странице 32-33 определите её название: 1 группа (Клест) У этой птицы клюв толстый и сильный, обе половинки его более или менее сильно загнуты и искривлены в стороны так, что кончики их перекрещиваются, причем кончик верхней половинки может быть загнут в ту или другую сторону (вправо или влево). Это небольшие птицы плотного сложения с довольно длинными и узкими крыльями, короткими толстыми ногами, длинные и сильные пальцы которых вооружены длинными острыми когтями, коротким раздвоенным хвостом и густым оперением, Крылья и хвост - темного коричневато-серого цвета. 2 группа (поползень) Клюв длинный, прямой, шиловидный. Верх серовато-голубой, через глаз – черная полоса. Хвост короткий, тупой. Характерное отличие полов в ярко-рыжей окраске подхвостья и боков тела у самца. 3 группа (королёк) Очень мелкая оливково-зеленоватая птичка, с мягким пушистым оперением (похожа на маленький шарик, особенно зимой). Темя желтое, по бокам обычно с черными полосками, не соединяющимися на лбу. 4 группа (дятел) На крыле у птицы большое белое округлое пятно, бока белые, спина черная, на голове у молодых красная шапочка, на груди иногда пестрины, у самцов красное пятно на затылке. Подхвостье розовое. Ноги четырехпалые (два пальца — вперед, два — назад). 5 группа (Пищуха) У нее серо-бурое оперение, с мелкими светлыми и ржавчатыми крапинками, и слегка рыжеватый хвост, который она как бы “везет” по коре. У неё замечательный клюв — длинный, слегка изогнутый вниз и тонкий, как щипчики. Длинные пальцы с цепкими когтями крепко держат птичку на неровностях коры, и на отвесном стволе она чувствует себя так же удобно, как синицы на ветках. А перья хвоста (рулевые) у нее слегка изогнуты вниз, с очень жестким стержнем и остроконечные. Ползая, она опирается на них, как на пружинку. Картина с изображением зимнего леса, на которой размещены изображении птиц. Найдите свою птицу на доске. На обратной стороне карточки вы найдете вопросы, на которые должны ответить, прочитав статью в книге “Зеленые страницы”. |
||
Иллюстрации на доске
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10
Иллюстрации на доске |
Работа по отбору информации и
подготовке ответов Задания на оборотной стороне карточки с изображением птицы. Подготовка ответов на вопросы. Что вы узнали о своих птицах? (ответы сопровождаются слайдами) 1 группа Найди ответы на вопросы: Когда эта птица выводит птенцов? Чем кормятся эти птицы? Как приспособились птицы, чтобы добывать семена из шишек? Сколько видов клестов в России? Перечислите их. 2 группа Найди ответы на вопросы: В каких лесах обитают поползни? Какая особенность передвижения этих птиц? Любят ли эти птицы совместное проживание в стаях? Чем питается эта птица? Где селится поползень? 3 группа Найди ответы на вопросы: Сколько весят корольки? Чем они питаются? Как спасаются корольки от морозов? Почему королёк корольком называется? 4 группа Найди ответы на вопросы: Чем кормится дятел зимой? Как отличить большого и малого пёстрого дятла? Чем кормится малый пёстрый дятел зимой? Как называется самый крупный дятел? Как его узнать? 5 группа Найди ответы на вопросы: Чем питается пищуха? Какой клюв у этой птички? С какими птицами часто кочует пищуха? У нас осталось ещё несколько птиц. Кто знает их названия? (тетерев, глухарь, сова, куропатка) Попробуйте дома самостоятельно найти информацию об их жизни зимой. |
||
2 аналитический этап слайд 11 Ссылка на еже Барсук ---- медведь ---- возврат на ежа Слайд11 Ссылка на белку Слайд 11 Ссылка на ласку Лисица --- как она мышкует
Слайд 11 Ссылка на лося Слайд 20-21
Слайд 22
Ссылка на тест Рефлексия
Домашнее задание |
Рассмотрите животных на экране. На какие группы можно их разделить? Как подготовились к жизни в зимнее время ёж, барсук, медведь? (Скрытые озвученные слайды) Как живется белке зимой? Какие животные делают запасы как она? Прочитайте информацию о мышах и полевках на стр. 34 в учебнике. Назовите хищников. Почему они не делают запасов на зиму? Прочитайте о них в учебнике на стр. 34 Как обычно охотятся волки? Как ласка ловит полевок и мышей? Что помогает лисице во время охоты? (видеосюжет) Каким животным приходится труднее всего? Почему? Прочитайте о них на стр. 34 и 35 Как зайцы спасаются от хищников? Чем питаются лоси? Почему кабанов нельзя назвать растительноядными? Что ещё вы знаете о жизни животных зимой? А как зимуют животные, у которых нет теплой шерсти? А теперь давайте проверим себя? Рабочая тетрадь стр. 18 №2 и №3 Закончи предложения: На уроке я сделал для себя открытие.... Самое интересное для меня было.... На следующем уроке мне хотелось бы узнать о жизни в зимнюю пору таких животных: (полярная сова, лемминг, полярный волк, песец, белый медведь, северный олень) Кто желает удивить ребят? Выберите животное для подготовки сообщения о нём. |
Урок окружающего мира по теме "Жизнь птиц и зверей зимой". 2-й класс
- Жилевич Елена Николаевна, учитель начальных классов
Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»
Класс: 2
Презентация к уроку
Загрузить презентацию (72 МБ)