Урок окружающего мира по теме "Жизнь птиц и зверей зимой". 2-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 2


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (72 МБ)


Цели: Сформировать представление о жизни животного мира в зимнее время.

Научить:

- определять образ жизни и питания зимующих птиц и зверей, не впадающих в спячку;

- проверять результат выполненного задания;

- строить монологические высказывания.

Планируемые результаты
Личностные умения Метапредметные умения Предметные умения
Осознавать важность оказания помощи животным, чтобы они могли пережить зиму

Проявлять бережное отношение к животным и подкармливать их в зимний период;

Познавательные умения:

Извлекать из текста учебника информацию о приспособленности птиц к условиям зимы.

Узнавать, работая в группах, зимующих птиц по клювам.

Устанавливать связь между строением клюва и особенностями питания птицы.

Обсуждать причины перемещения многих птиц в зимнее время к человеческому жилью и возможности помощи им со стороны человека.

Готовить сообщения об особенностях зимней жизни зверей, используя текст учебника.

Регулятивные умения:

— выполнять учебные действия в соответствии с целью;

— выполнять взаимопроверку учебного задания

Коммуникативные умения:

— формулировать собственное высказывание, используя термины;

— пользоваться речью для регуляции своего действия;

— строить понятные для партнёра высказывания.

Знать о зимнем образе жизни зверей, не впадающих в спячку.

О способах их приспособлении к зимним условиям.

Узнавать зверей по описаниям.

Знать об образе жизни и питании зимующих птиц.

Находить изучаемых птиц на рисунках учебника и определять их с помощью атласа-определителя.

Рассказывать о способах приспособления к зимним условиям зверей и птиц, о питании животных в зимнюю пору;

Межпредметные связи Ресурсы Формы работы
  Информационный материал: Учебник “Окружающий мир”, ч. 2, рабочая тетрадь № 2, “Зелёные страницы”.

Демонстрационный материал: таблицы: “Зимующие птицы”;

Интерактивный материал: карточки с учебными заданиями; презентация.

Фронтальная;

индивидуальная

парная

групповая

Ход урока

Организационный момент Прозвенел и смолк звонок.
Начинаем наш урок.
Можно за партой тихонько сидеть,
А можно отправиться в лес –
Чудеса посмотреть.

Сегодня я приглашаю вас на прогулку в зимний лес.

 
Актуализация знаний и умений

2 слайд

Отгадайте загадки:

Вперевалку зверь идет
По малину и по мед.
Любит сладкое он очень.
А когда приходит осень,
Лезет в яму до весны,
Где он спит и видит сны. (медведь)

Прилетели на зимовку
Птицы, что в морозы ловко,
Скачут по деревьям, веткам,
В красно-огненных жилетках.
Не узнать нам их нельзя -
Любим птичку – (Снегиря.)

Хвостик  у неё пушистый,
Серебристый, золотистый.
Домик – в дереве дупло.
В нём уютно и тепло.
В дом дорожка веточка.
Кто малышка?... (Белочка)

Размером она с небольшую собаку,
Но может, как волк, она броситься в драку.
Стоячие уши и хищные зубы.
Из меха пушистого рыжая шуба.
Полевки лесные – объект ее пищи.
Плоды, насекомых в лесу она ищет...
Боится ее вся домашняя птица.
Как имя же рыжей плутовки?
(Лисица)

Это маленькие ножки.
Их хозяйка любит крошки.
Яркая, как солнышко,
С желто-синим перышком.
Вам подсказка: это птичка.
А зовут ее....( синичка)

Целеполагание Кто догадался, о чем мы будем сегодня говорить?

Сформулируйте тему нашего урока.

Тема: Жизнь птиц и зверей зимой. 3 слайд

Рассмотрите птиц на экране. 4 слайд

  • Определите кто здесь лишний? Почему?
  • Как такие птицы называются?
  • Как назвать остальных птиц?
  • Почему осенью многие птицы улетают от нас?
  • Назовите птиц, которые остаются зимовать с нами?
Аналитический этап

5 слайд

 

 

 

Ссылка на видеосюжет (синицы)

Длительность 3 минуты

Вы очень наблюдательны. Какие изменения в жизни птиц вы заметили с приходом зимы?

(Некоторые птицы зимой собираются в стайки.)

Вспомните, стайки каких птиц, вы видели на прогулке.

Как вы думаете, почему птицы вынуждены собирать в стаи.

Давайте проверим свое предположение. Прочитайте статью учебника на стр. 32

А хотелось бы вам больше узнать о жизни птиц?

Видеосюжет (гиперссылка на картинке с синицами)

Я предлагаю сегодня поработать в группах

Для каждой группы я приготовила задание и вопросы. Ответы на них вам поможет дать книга Плешакова “Зелёные страницы”

Попробуйте узнать птицу по описанию и найдите её в учебнике на странице 32-33 определите её название:

1 группа (Клест)

У этой птицы клюв толстый и сильный, обе половинки его более или менее сильно загнуты и искривлены в стороны так, что кончики их перекрещиваются, причем кончик верхней половинки может быть загнут в ту или другую сторону (вправо или влево). Это небольшие птицы плотного сложения с довольно длинными и узкими крыльями, короткими толстыми ногами, длинные и сильные пальцы которых вооружены длинными острыми когтями, коротким раздвоенным хвостом и густым оперением, Крылья и хвост - темного коричневато-серого цвета.

2 группа (поползень)

Клюв длинный, прямой, шиловидный. Верх серовато-голубой, через глаз – черная полоса. Хвост короткий, тупой. Характерное отличие полов в ярко-рыжей окраске подхвостья и боков тела у самца.

3 группа (королёк)

Очень мелкая оливково-зеленоватая птичка, с мягким пушистым оперением (похожа на маленький шарик, особенно зимой). Темя желтое, по бокам обычно с черными полосками, не соединяющимися на лбу.

4 группа (дятел)

На крыле у птицы большое белое округлое пятно, бока белые, спина черная, на голове у молодых красная шапочка, на груди иногда пестрины, у самцов красное пятно на затылке. Подхвостье розовое. Ноги четырехпалые (два пальца — вперед, два — назад).

5 группа (Пищуха)

У нее серо-бурое оперение, с мелкими светлыми и ржавчатыми крапинками, и слегка рыжеватый хвост, который она как бы “везет” по коре. У неё замечательный клюв — длинный, слегка изогнутый вниз и тонкий, как щипчики. Длинные пальцы с цепкими когтями крепко держат птичку на неровностях коры, и на отвесном стволе она чувствует себя так же удобно, как синицы на ветках. А перья хвоста (рулевые) у нее слегка изогнуты вниз, с очень жестким стержнем и остроконечные. Ползая, она опирается на них, как на пружинку.

Картина с изображением зимнего леса, на которой размещены изображении птиц.

Найдите свою птицу на доске. На обратной стороне карточки вы найдете вопросы, на которые должны ответить, прочитав статью в книге “Зеленые страницы”.

Иллюстрации на доске

 

 

 

 

 

Слайд 6

 

 

 

 

Слайд 7

 

 

 

 

 

 

Слайд 8

 

 

 

 

 

Слайд 9

 

 

 

 

 

Слайд 10

 

 

 

Иллюстрации на доске

Работа по отбору информации и подготовке ответов

Задания на оборотной стороне карточки с изображением птицы. Подготовка ответов на вопросы.

Что вы узнали о своих птицах? (ответы сопровождаются слайдами)

1 группа

Найди ответы на вопросы:

Когда эта птица выводит птенцов?

Чем кормятся эти птицы?

Как приспособились птицы, чтобы добывать семена из шишек?

Сколько видов клестов в России? Перечислите их.

2 группа

Найди ответы на вопросы:

В каких лесах обитают поползни?

Какая особенность передвижения этих птиц?

Любят ли эти птицы совместное проживание в стаях?

Чем питается эта птица?

Где селится поползень?

3 группа

Найди ответы на вопросы:

Сколько весят корольки?

Чем они питаются?

Как спасаются корольки от морозов?

Почему королёк корольком называется?

4 группа

Найди ответы на вопросы:

Чем кормится дятел зимой?

Как отличить большого и малого пёстрого дятла?

Чем кормится малый пёстрый дятел зимой?

Как называется самый крупный дятел?

Как его узнать?

5 группа

Найди ответы на вопросы:

Чем питается пищуха?

Какой клюв у этой птички?

С какими птицами часто кочует пищуха?

У нас осталось ещё несколько птиц. Кто знает их названия? (тетерев, глухарь, сова, куропатка)

Попробуйте дома самостоятельно найти информацию об их жизни зимой.

2 аналитический этап

слайд 11

Ссылка на еже

Барсук ---- медведь ---- возврат на ежа

Слайд11

Ссылка на белку

Слайд 11

Ссылка на ласку

Лисица --- как она мышкует

 

 

Слайд 11

Ссылка на лося

Слайд 20-21

 

 

Слайд 22

 

Ссылка на тест

Рефлексия

 

Домашнее задание

Рассмотрите животных на экране.

На какие группы можно их разделить?

Как подготовились к жизни в зимнее время ёж, барсук, медведь?

(Скрытые озвученные слайды)

Как живется белке зимой? Какие животные делают запасы как она?

Прочитайте информацию о мышах и полевках на стр. 34 в учебнике.

Назовите хищников. Почему они не делают запасов на зиму?

Прочитайте о них в учебнике на стр. 34

Как обычно охотятся волки?

Как ласка ловит полевок и мышей?

Что помогает лисице во время охоты? (видеосюжет)

Каким животным приходится труднее всего? Почему?

Прочитайте о них на стр. 34 и 35

Как зайцы спасаются от хищников?

Чем питаются лоси?

Почему кабанов нельзя назвать растительноядными?

Что ещё вы знаете о жизни животных зимой?

А как зимуют животные, у которых нет теплой шерсти?

А теперь давайте проверим себя? Рабочая тетрадь стр. 18 №2 и №3

Закончи предложения:

На уроке я сделал для себя открытие....

Самое интересное для меня было....

На следующем уроке мне хотелось бы узнать о жизни в зимнюю пору таких животных:

(полярная сова, лемминг, полярный волк, песец, белый медведь, северный олень)

Кто желает удивить ребят? Выберите животное для подготовки сообщения о нём.

Приложение 1

Приложение 2