Цель: подготовка к итоговому зачету по курсу История Древнего мира.
Задачи:
- повторить основные этапы политического, экономического и культурного развития первых государств;
- систематизировать знания обучающихся по курсу;
- научить отделять главное от второстепенного.
Подготовительная работа:
- поиск и подготовка материалов для презентации;
- оформление презентации;
- домашняя подготовка обучающихся к повторению;
Ход урока
Учитель:
Внимание! Внимание!
Прошу вашего понимания!
Сегодня у нас урок не простой.
Чтобы не осталась голова пустой,
Нужно все тщательно вспомнить.
А что не знали, выучить и запомнить.
Далее начинается демонстрация презентации:
1–й слайд: вопрос: что вы видите на этом слайде?
Ответ: карту
Вопрос: о чем может рассказать эта карта?
Предполагаемый ответ: о расположении древнейших государств
Вопрос: о каких? где они расположены?
Предполагаемый ответ: Египет расположен в долине Нила в Африке, Двуречье Расположено в долине рек Евфрат и Тигр
Вопрос: о каких еще государствах шла речь в этом учебном году?
Ответ: (называют государства)
2–й слайд: в подтверждение ваших слов на этом слайде написано где располагались названные государства. (работа с картой)
Вопрос: кто помнит, какое управление было в древних государствах? Кто стоял во главе этих государств?
Ответ: (обычно вспоминают фараонов, императоров, а так же греческую демократию)
3-й слайд: этот слайд говорит нам, что были и другие формы управления
Вопрос: по каким правилам жили люди в древних государствах? Или не было определенных правил жизни?
Ответ: (обычно говорят, что люди жил по законам и вспоминают законы царя Хаммурапи)
4-й слайд: на этом слайде вы видите, что в древности существовали не только законы царя Хаммурапи. Были и другие, некоторые из них касались только определенных сторон жизни. Например, в Греции архонт Солон придумал закон, который отменял долговое рабство, а в Риме народные трибуны братья Гракхи – закон о перераспределении земли.
Вопрос: почему этим вопросам уделялось такое большое внимание?
Предполагаемый ответ: потому что в Греции и в Риме много было рабов – должников, которые не могли свободно жить и работать. Они плохо обрабатывали землю и она давал плохие урожаи.
5-й слайд: В древние времена каждое государство стремилось расширить свои владения и укрепить свое господство над соседними странами. Главным способом достижения этих целей были завоевания. Поэтому многие главы государств были великими завоевателями и полководцами.
Вопрос: Как вы думаете, все ли великие полководцы были главами государств?
Ответ: нет, не все, были среди них и те, кто не относился к правящим династиям.
6-й слайд: (читаем со слайда)
Вопрос: Чем еще могли заняться люди, кроме войн и основных занятий (земледелия и скотоводства)?
Предполагаемый ответ: созданием культурных ценностей.
7-й слайд: Вопрос: Что изображено на этом слайде?
Ответ: древнегреческий театр.
Вопрос: А первобытные люди могли что-либо изобрести?
Ответ: да, могли.
8 слайд: конечно, и вот их главные изобретения.
9-16-й слайды: (вопросы и ответы на слайдах)
Вопрос: Жители древних государств не представляли своей жизни без религии. А что такое религия? Что такое мифы?
17-й слайд: (читаем со слайда)
18-21-й слайды: (вопросы и ответы на слайдах)
Вопрос: Скажите, что в истории самое главное, без чего не бывает истории?
Предполагаемый ответ: исторические события и даты когда эти события произошли.
22-25-й слайды: (повторяем даты)
Литература.
- А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая История древнего мира. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений, 1999 год