Цель: раскрыть особенности взаимодействия факторов среды, сформировать понятие об ограничивающем факторе.
Задачи:
Образовательные:
- показать одновременное влияние факторов на организм;
- выявить взаимосвязь факторов среды;
- сформировать понятия: ограничивающий фактор, оптимум, толерантность, эврибионты и стенобионты.
Развивающие:
- формировать умение приводить примеры экологического характера в соответствии с темой;
- формировать умение работать с учебником, выделять главное;
- формировать умение высказывать свою точку зрения и ее обосновывать.
Воспитательные:
- воспитывать ответственное отношение к природе, факторам среды, убеждение в том, что все в природе взаимосвязано и нарушение одного фактора может привести к глобальным изменениям экосистем.
Тип урока: комбинированный.
Методы: объяснение, беседа, рассказ, самостоятельная работа, проблемный.
Оборудование: таблица зависимости между жизнедеятельностью вида и интенсивностью фактора среды, гербарные экземпляры растений разных природных зон, коллекции и муляжи разных животных, мультимедиапроектор, компьютер, презентация, тестовые задания.
Ход урока
I. Оргмомент.
Приветствие, проверка готовности к уроку, положительный эмоциональный настрой.
II. Проверка знаний учащихся об абиотических факторах среды.
Самостоятельная работа: выполнение тестовых заданий. (Приложение 1) задания выполняют ученики, выбравшие биологию в качестве ЕГЭ. (4 чел.)
Устная фронтальная беседа по вопросам: (9 чел.)
- Что такое абиотические факторы среды?
- какие приспособления существуют у живых организмов к изменению температурных факторов?
- Что такое фотопериодизм?
- Расскажите о приспособлениях живых организмов к недостатку воды.
- Охарактеризуйте влияние различных видов ионизирующего излучения на живые организмы.
- Каково влияние загрязняющих веществ на состояние биогеоценозов?
Выполнение и обсуждение заданий на стр. 197 – 198. (Учебник Общая биология. Профильный уровень. 11 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений / В.Б.Захаров, С.Г.Мамонтов, Н.И.Сонин, Е.Т.Захарова. - М.: Дрофа, 2010. - 283 с.)
III. Мотивация учебной деятельности.
Сообщение темы и цели занятия, постановка проблемного вопроса: Как можно использовать на практике знания об ограничивающем факторе и взаимодействии факторов среды?
IV. Изучение нового материала.
- Обсуждение вопросов: Какие факторы среды
оказывают влияние на организм? (Презентация,
слайд 3, 4)
Все ли факторы среды имеют одинаково благоприятное значение? Приведите примеры.
Одинаково ли относятся живые организмы ко всем факторам среды? - Беседа по новой теме:
Объяснение учителя: что такое толерантность, зона оптимума, пессимума или угнетения. Обсуждение графика толерантности. (слайд 5) и таблица. - Диапазон выносливости организмов. (слайд 6). Запись в тетрадь терминов: эврибионты и стенобионты.
- Выполнение задания: рассмотреть гербарные экземпляры растений и коллекции и муляжи животных и выбрать эврибионтов и стенобионтов. Свой выбор объяснить.
- Сообщение ученика: Организмы эври- и стенобионты. (слайд 7, 8)
- Сообщение ученика: Диапазон выносливости организмов (слайд 9-12)
- Сообщение ученика: Отношение живых организмов к факторам среды.(слайд 13-17)
- Объяснение учителя: на разных этапах онтогенеза
один и тот же организм проявляет неодинаковую
выносливость к одному и тому же фактору среды.
(слайд 18)
Вопросы ученикам: Как скажется на развитии бабочки мороз в 10оС?
Как вы думаете: если один фактор отклоняется от нормы, организм сохраняет выносливость к другим факторам? (высказывание учеников). Проверка правильности утверждений (слайд 19) - Понятие: Ограничивающий фактор. (слайд 20). Задание ученикам: объяснить по картинке: что такое бочка Либиха.
- Объяснение учителя: температурный порог развития и сумма эффективных температур.(слайд 21, 22). Задание ученикам: подсчитайте, чему равна сумма эффективных температур для развития икры форели? Проверка правильности ответа по слайду 22. По таблице объясните, какая зависимость здесь наблюдается?
Приведение примеров суммы эффективных температур для растений. (слайд 23)
V. Закрепление изученного материала.
Беседа с классом по вопросам:
- Как вы думаете, в какой период жизни животных многие факторы становятся ограничивающими? (если затрудняетесь ответить посмотрите в учебник на стр.195).
- Можно ли считать кислотность почв ограничивающим фактором? Как уменьшить кислотность почв? (вспомните химические реакции с соляной кислотой). (слайд 24)
- Обсуждение вопросов для повторения на стр.196 учебника.
VI. Подведение итогов урока.
Выставление оценок. Выяснение затруднений учащихся в усвоении данной темы.
VII. Домашнее задание.
Учебник: стр. 193-196. 4 ученика получают опережающее задание: подготовить сообщения по теме: Формы взаимоотношений между живыми организмами (можно сопровождать сообщение подготовленной презентацией).
Литература.
- Биология. Общая биология. Профильный уровень. 11 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений / В.Б.Захаров, С.Г.Мамонтов, Н.И.Сонин, Е.Т.Захарова. - М.: Дрофа, 2010. - 283 с.
- Биология. 9 класс.Поурочные планы по учебникуС.Г.Мамонтова,В.Б.Захарова, Н.И.Сонина. / авт.- состав. М.М.Гуменюк.- Волгоград: Учитель, 2006.-331 с.
- Козлова, Т.А. Общая биология. 10-11 классы: методич. пособие к учебн. В.Б.Захарова.
- С.Г.Мамонтов, Н.И.Сонин. Общая биология. / Т.А.Козлова, Н.И.Сонин; под ред. В.Б.Захарова- 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2004.- 219 с.
- Общая биология: Учеб. для 10-11 кл. шк. С углуб. изуч. биологии / А.О.Рувинский, Л.В.Высоцкая, С.М.Глаголев; Под ред. А.О.Рувинского.- М.: Просвещение, 1998.-544 с.