Задачи:
- закреплять умение пересказывать художественное произведение;
- учить детей отвечать полным предложением;
- активизировать словарь;
- развивать связную речь детей;
- воспитывать любовь к русским народным сказкам.
Оборудование и материал:
- мультимедиапроектор
- экран
- компьютер
- маски
- игрушка лисы
- волшебный мешочек
Ход занятия
1. Организационный момент.
Воспитатель:
- Все мы за руки возьмёмся, и друг другу улыбнёмся.
Ребята, мы сегодня с вами отправимся в сказочное путешествие. А кто же нас будет сопровождать в путешествии?
2. Сюрпризный момент.
Появляется волшебный мешочек, в котором спрятана игрушка лисы.
- Ребята, посмотрите, что это?
- Правильно, кто-то забыл волшебный мешочек, а внутри что-то есть. Давайте попробуем с вами отгадать, что там, но не при помощи глаз, а при помощи рук. Сейчас я дам пощупать нескольким ребятам и они должны назвать, кто внутри мешочка?
Дети ощупывают мешочек и пытаются отгадать, кто внутри.
- Правильно, ребята! Это лиса, она пришла к нам из сказки. Ребята, как в сказках называют лису? (Лисичка-сестричка, лисонька, Лиса Патрикеевна.)
- А как вы догадались, что в мешочке спряталась лиса? (У нее пушистый хвост.)
3. Беседа.
- А теперь, ребята, присаживаемся на стульчики и давайте попытаемся описать нашу гостью. 2 слайд
- Аленушка, что ты можешь рассказать о шерстке лисы? (Шерсть у лисы мягкая, пушистая, рыжая.)
- Хорошо, Кирюша, а что ты нам расскажешь о мордочке лисы? (Мордочка у лисы острая, хитрая, ушки острые, похожи на треугольники.)
- Молодец, Кирил. А Саша расскажет нам о хвосте лисы. (Хвост у лисы длинный, мягкий, пушистый.)
-Алина, а как ты думаешь, зачем лисе такой пушистый хвост? (Хвост у лисы длинный и пушистый, чтобы заметать свои следы.)
- Молодец, Алина. А что можно сказать о характере лисы, какая она в сказках? (Лиса в сказках хитрая, обманщица.)
- Молодцы, ребята. Лиса прибежала к нам из сказки, а как вы думаете из какой? В каких сказках мы с вами встречали лису? ( Колобок, Теремок, Рукавичка.) 3,4,5 слайды
- Да, действительно, в этих сказках мы встречаем лису, но наша гостья прибежала из сказки, где обидела зайца и выгнала его из домика. Как эта сказка называется? (Это сказка “Заюшкина избушка”.) 6 слайд
- Молодцы, ребятки, правильно!
4. Игра с загадками.
- Ребята, а лисичка принесла нам с собой загадки. Давайте послушаем их внимательно и отгадаем. Сначала слушаем загадку и лишь потом говорим отгадку.
Дети отгадывают, воспитатель показывает слайды-отгадки.
Наш зверек живет в тревоге, 7 слайд
От беды уносит ноги.
Ну-ка, быстро отгадай-ка,
Как зверек зовется? (Зайка.)Кто, большой и косолапый, 7 слайд
Мед достал из бочки лапой?
Скушал сладость и реветь.
А зовут его? (Медведь.)“Ку-ка-ре-ку” кричит он звонко, 7 слайд
Крыльями хлопает громко.
Курочек верный пастух
Как зовут его? (Петух.)У меня отличный слух, 7 слайд
Острый взгляд и тонкий нюх.
Сразу лезу с кошкой в драку,
Потому что я... (Собака.)Скачет по болоту 7 слайд
Зеленая квакушка.
Зелененькие ножки.
Зовут меня... (Лягушка.)
- Ребята, посмотрите, каких животных мы с вами угадали. А все ли они герои сказки “Заюшкина избушка”? (Нет, лягушка из другой сказки.)
5. Физминутка.
- Ребята, лисичка видит, что вы устали и хочет с вами поиграть. Хотите поиграть с лисой? Тогда встаем в круг.
- Эй, ребята, что вы спите, 8 слайд
Нам животных покажите:
- Заяц по лесу скакал, (дети показывают движения)
Заяц корм себе искал.
Вдруг у зайца на макушке
Поднялись, как стрелки, ушки.
Зайчик прыгнул, повернулся
И под деревом согнулся.Вылез мишка из берлоги,
Разминает Миша ноги,
На носочках он пошел
И на пяточках потом.
6. Ответы на вопросы по содержанию сказки.
- Вот мы немного отдохнули, и лиса приглашает нас за столы.
- Ребята давайте вспомним сказку “Заюшкина избушка”. Кто скажет, с чего начинается сказка. (Жили-были лиса да заяц. У лисы избушка ледяная, а у зайца - лубяная)
- Правильно! 9 слайд
- Что же произошло дальше? (Пришло лето, у лисы избушка растаяла. Лиса и просится к зайцу:-Пусти меня заюшка, хоть на дворик к себе!) 10 слайд
- Правильно, а кто расскажет нам сказку дальше? (Упрашивала, упрашивала лиса, согласился заяц и пустил лису во двор, на второй день - на крылечко, затем заяц пустил лису в избушку, а потом и на печку) 11 слайд
- Правильно. Кто продолжит сказку? (Прошел день, другой - стала лиса зайца из избушки гнать:- Ступай вон, косой! Не хочу с тобой жить!) 12 слайд
- Чем же заканчивается сказка?
(Пошел петух к избушке: - Ку-ка-ре-ку! Иду на ногах, в красных сапогах, несу косу на плечах: хочу лису посечи, пошла лиса с печи!
Услыхала лиса, испугалась и убежала.) 13 слайд
- Молодцы, ребята, вы хорошо помните сказку “Заюшкина избушка”, а теперь давайте ее инсценируем в стихах, как мы с вами учили.
7. Инсценировка сказки.
Детям раздаются роли и маски.
- А теперь, ребятки, превратитесь вы в зверяток. Жили-были лисичка и зайчик. Решили они построить каждый себе избушку. Лиса построила ледяную, а зайчик лубяную. Но вот пришла весна-красна, и у лисы избушка растаяла.
Лиса:
- Ой, ой, ой, сюда, косой!
Как же быть? Где домик мой?
Заяц:
- Вся изба твоя с крылечком
Убежала в речку.
Очень не переживай,
Ты ко мне переезжай.
Лиса (в сторону говорит):
- Повезло, скажу косому.
Выгоню его из дому.
Не хочу с ним вместе жить,
Хлеба корочку делить.
Обращается к зайцу:
- Эй, послушай, милый Заяц!
Есть за лесом огород,
Там капуста круглый год!
Заяц:
- Неужель, уже поспела?
Ну-ка, ну-ка, побегу
И капусту поищу!
Лиса (выглядывает из домика):
- Я в избе живу теперь.
Прибежал зайчик, а дверь заперта.
Заяц: — Да ведь это домик мой!
Лиса: - Не пущу тебя, косой!
Заяц отходит, садится рядом плачет.
Воспитатель:
- Строил себе заяц очень крепкий дом,
Да лисица злая поселилась в нём.
Кто не побоится заиньке помочь?
Хитрую лисицу
Кто прогонит прочь?
Появляется собака.
Собака:
- Гав, гав, гав!
У меня горячий нрав!
Не боюсь ни ссор, ни драк!
Покажи мне, где твой враг?
Заяц:
- Вот сидит в моей избушке,
Вот торчат в окошке ушки.
Собака:
- Эй, лиса, слышишь лай?
Гав, гав, гав, прочь ступай!
Лиса:
- Как взмахну хвостом,
Опалю огнём, берегись!
Собака (трусливо):
Ой, совсем забыл, косой!
Нужно мне скорей домой!
Воспитатель:
- На пеньке опять сидит
Бедный заинька, грустит.
Что же делать, он не знает,
Лапкой слёзки утирает.
Появляется медведь.
Медведь:
- Я Мишка-лежебока,
Спал я долго и глубоко.
Не боюсь ни ссор, ни драк!
Покажи мне, где твой враг!
Заяц:
- Вот сидит в моей избушке,
Вот торчат в окошке ушки.
Медведь:
- Эй! Кто там в избе?
Вот достанется тебе!
Лиса:
- Как взмахну хвостом,
Опалю огнём, берегись!
Медведь (трусливо):
- Ой, совсем забыл, косой!
Нужно мне скорей домой!
(медведь уходит)
Воспитатель:
Кто не побоится
Заиньке помочь?
Хитрую лисицу
Кто прогонит прочь?
Появляется петушок
Петух:
- Ку-ка-ре-ку, ку-ка-ре-ку!
Я помогу, я помогу!
Ты не плачь, не плачь, косой,
Живо справимся с лисой!
Лиса:
- Как взмахну хвостом,
Опалю огнём, берегись!
Петух:
- Как тряхну гребешком -
И развалится весь дом!
У меня есть коса,
Ну-ка, выходи, лиса!
Лиса:
- Ой, боюсь я петуха!
Ой, подальше от греха!
Лиса выбегает из домика и бежит в лес.
Заяц:
- Ну, спасибо, Петушок!
Справиться с лисой помог!
Будем вместе в доме жить,
Вместе жить и не тужить!
8. Подведение итогов.
- Молодцы. Ребята, а вам понравилась сказка? Чему она нас учит?
- Ну а нам пора прощаться,
И со сказкой расставаться. 14 слайд