Открытый урок технологии по теме "Вкусная и здоровая пища. Приготовление салата «Оливье»". 4-й класс (коррекционный) VIII вида

Разделы: Технология, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 4


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (701 кБ)


Настрой учащихся на работу.

  • Ребята, кто из вас помогает дома маме, бабушке готовить пищу? А сами пробовали готовить? Получилось?

Проблемная ситуация

  • Представьте себе, что вы дома смотрите телевизор и вдруг вам позвонили и сказали, что ваши родственники приедут к вам в гости, а у вас нечего подать к столу.

Что же делать? Мотивация к уроку

  • Могу вас успокоить, ничего страшного в этом нет. Есть очень простой способ выйти из этой трудной ситуации.
  • Как можно выйти из этой ситуации? (Ответы учащихся: приготовить легкий салат и что-нибудь к чаю)

Сообщение целей урока

Цели:

  • Углубить знания учащихся о приготовлении различных салатов, из различных ингредиентов и их значением для организма человека.
  • Ознакомить учащихся с технологией приготовления салата в соответствии с требованиями к качеству и оформлению салатов. Способствовать совершенствованию навыков нарезки овощей при помощи тёрки и ножа.
  • Развивать умение анализировать свою деятельность через планирование работы и знакомство с ингредиентами салата.
  • Способствовать совершенствованию навыков аккуратности и чувства коллективизма во время приготовления салата.

Задачи:

  • Образовательная (информационная): Сообщение сведений о салатах из различных ингредиентов и их значением для организма человека.
  • Коррекционно-развивающая: Развитие знаний, умений, навыков приготовления салатов, расширение знаний о способах их приготовления, способности к обобщению, классификации, совершенствование навыков в выборе продуктов к приготовлению их, обогащение словарного запаса учащихся.
  • Воспитательная: Воспитание аккуратности, качеств будущей хозяйки (хозяина).

Оборудование: инструкционные карты, коррекционные задания, продукты, инвентарь для практической работы.

ТСО: Ноутбук для просмотра презентации.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Проверка готовности к уроку.

Актуализация знаний, полученных на пошлом уроке.

Проверка домашнего задания. – Как называется холодное блюдо из нескольких продуктов, заправленное майонезом? (Салат.)
– Чем ещё заправляют салат? (Растительным маслом.)
– Какие салаты вы уже умеете готовить? (Ответы детей.)
– Какие продукты можно использовать для приготовления салатов? (Выслушиваются ответы.)
– Какие овощи проходят тепловую обработку? (Картофель, морковь, свёкла.)
– В какой последовательности салат подают за обедом? (Перед первым блюдом.)
– В какой посуде подают салат? (В салатнике.)

Работа по карточкам:

Карточка

Вопрос 1. Назовите холодную закуску, в которую входят следующие ингредиенты:

свекла, картофель, морковь, горошек, квашеная капуста, репчатый лук, растительное масло, соль.

Вопрос 2. Выберите из этих ингредиентов продукты животного происхождения:

морковь, картофель, колбаса или мясо, яйцо, горох, маринованные огурцы , репчатый лук, майонез.

Вопрос 3. Какую начинку кроме картофельного пюре можно использовать для вареников:

(грибы, капусту, вишню, клубнику).

(После выполнения задания учитель собирает карточки для проверки.)

3. Новая информация

- Вы прекрасно справились с заданием, а сегодня мы поговорим “ О вкусной и здоровой пище” (информация учителя)

Пища - одна из основ здоровья человека, его работоспособности, жизнерадостности и долголетия. Но это достигается только при правильном питании, при своевременном снабжении организма всеми необходимыми ему разнообразными ему веществами в нужном количестве и соотношении.

Пища должна содержать белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества и воду.

У детей и у взрослых потребность организма зависит от возраста, от затраченной энергии в сутки, от условий жизни, от вида труда. Пища – это не только источник энергии, но и материал, из которого строится человеческий организм.

Для правильной организации питания надо знать, сколько калорий в день потреблять, белков, жиров, углеводов, витаминов. Углеводов, например, много в продуктах растительного происхождения – в хлебе, крупах, картофеле, овощах, фруктах, ягодах.

Витамины оказывают большое внимание на обмен веществ. Если вместе с пищей мы не получаем мало витаминов, то в организме возникают серьёзные нарушения, называющиеся “авитаминоз”.

Выводы: Пища должна быть прежде всего полезной, благотворно влияющей на здоровье человека, его физическое и моральное состояние.

Из овощей мы готовим салаты. Они украшают стол, возбуждают аппетит и разнообразят пищу. Салаты бывают мясные, рыбные, овощные, фруктовые и грибные. Калорийные салаты могут подаваться в качестве основного блюда к завтраку или к ужину, витаминные – как дополнение к горячим блюдам, фруктовые служат прекрасным десертом.

Занимаясь приготовлением салатов, необходимо тщательно соблюдать правила санитарии, так как основные компоненты этих блюд не подвергаются тепловой обработке.

Закусочные салаты всегда должны быть красиво оформлены. Готовить эти блюда нужно перед подачей на стол ( от 30 минут до 2 часов).

- Как можно нарезать?

(Ломтиком, кубиком, соломкой.)

И еще несколько полезных советов:

Очищенные овощи лучше нарезать на небольшие кубики того же калибра, что и горох. Единый размер составляющих салата позволяет раскрыть вкус каждого компонента, не ущемив при этом другие, и собрать блюдо в единую гармоничную структуру.

Безусловно, традиционный Оливье нарезают кубиками, но можно нарезать длинной соломкой, тогда салат получится более необычным.

Считается, что яиц и картофелин в Оливье должно быть столько же, сколько гостей за столом.

Ни в коем случае не стоит смешивать горячие или даже теплые продукты - вкус салата будет испорчен. Нельзя ставить горячие продукты в холодильник - это способствует росту в них бактерий. Лучше остужать их при комнатной температуре.

Повторение Т Б при приготовлении пищи.

-Чтобы не обжечься паром во время приподнимания крышки кастрюли, надо всегда под рукой иметь специальную прихватку из плотного материала.

- Острые предметы – ножи держать в специальном ящике. В работе с ножом соблюдать осторожность.

- Для нарезки овощей использовать специальную доску.

4. Практическая работа.

- А сейчас, ребята мы переходим к практической части. К нам сегодня пришли гости, и вам надо накрыть стол на несколько персон, и обязательно приготовить одно из блюд. Все ингредиенты у нас с вами подготовлены, нарезаны, осталось добавить майонез, посолить по вкусу, перемешать и разложить в салатник.

Сервируем стол, приглашаем гостей и угощаем. Желаем всем приятного аппетита.

5. Закрепление нового материала.

- Что нового сегодня мы узнали на уроке?

(О значении холодной закуски, новый рецепт салата.)

- Какие полезные вещества содержатся в этом салате?

(В салате содержатся: белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества.)

- Как нужно правильно питаться?

(Надо знать, сколько калорий в день нужно употреблять.)

- Почему у человека бывает авитаминоз?

(Если вместе с пищей человек получает мало витаминов, в организме возникают серьёзные нарушения, которые называются “авитаминоз”.)

- Какие вы знаете пословицы и поговорки о еде и пище?

  • “Весенний день год кормит”.
  • “Кто не работает тот не ест”.
  • “Больше думай – меньше ешь”.

- Когда блюдо готово, что мы говорим друг другу?

(Спасибо, приятного аппетита и другие вежливые слова.)

6. Оценка знаний учащихся и домашнее задание.

- На следующем уроке мы с вами познакомимся с выпечкой. Нужно будет повторить “ТБ при приготовлении пищи”, принести косынку, фартук.

Использованная литература.

  1. Т.А. Девяткова, Л.Л. Кочетова и др. СБО в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида. Москва: “Владос”, 2005.
  2. С.А. Львова. Практический материал к урокам СБО специальных (коррекционных) образовательных школ VIII вида. Москва: “Владос”, 2005.
  3. Книги по кулинарии.