Урок физики по теме "Виды взаимодействий, сил в механике и их характеристика". 10-й класс

Разделы: Физика, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 10


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Цель урока для учащихся: научиться определять вид силы по разным взаимодействиям тел, давать характеристику любой механической силы и систематизировать, обобщая изученный материал.

Цель урока для учителя: сформировать понимание учащимися характеристики механической силы, ее природы проявления и действия, которое она описывает,а также систематизировать знания учащихся о силах в механике.

Технологии и приемы: алгоритмизация процесса обучения на основе обобщенных планов и таблиц с использованием информационно-коммуникационных технологий.

Оборудование:

  • Учебно-методический комплекс “Основы механики”,
  • Таблицы №28,30,31: (Закон всемирного тяготения. Сила упругости. Закон Гука. Сила трения). Ресурсы Интернет, презентация.

Формирование проблемной ситуации:

Учитель демонстрирует картинку из басни Крылова “Лебедь, рак и щука” задавая вопрос классу:

Объясните с точки зрения II закона Ньютона почему после всех усилий “А воз и ныне там”?

Содержание урока

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность обучающихся
Организационный

(1 мин)

Подготовка учащихся к работе на уроке: приветствие, рабочее место, организация внимания Готовятся и настраиваются на работу на уроке
Проверка домашнего задания

(3 мин)

Установить полноту и прочность знаний полученных на прошлом уроке
Проверяется выполнение домашнего задания в общей тетради “представление характеристики Искусственного спутника Земли” У всех раскрыты тетради.

Заслушивается ответ у доски одного учащегося: представление характеристики

Закона Всемирного тяготения. Остальные по желанию дополняют полноту ответа.

Подготовка учащихся к осознанному усвоению темы урока

(3 мин)

Учитель демонстрирует картинку из басни “Лебедь, рак и щука” задавая вопрос классу:

Объясните с точки зрения II закона Ньютона почему после всех усилий “А воз и ныне там”?

Заслушиваются разные варианты ответа: выделяется взаимосвязь равнодействующей силы и характера поведения системы взаимодействующих тел “Лебедя, рака и щуки”
Формирование проблемной ситуации 1. Какие вы можете назвать силы проявляющиеся в этом примере?

2. А кто пересчитает мне все силы проявляющиеся при этих взаимодействиях? Сколько их?

3. Назовите все виды сил которые существуют в механике!

Учитель тем самым подводит учащихся к тому, что взаимодействия бывают разными, но их объединяет одна и та же природа проявления.

Заслушиваются разные варианты ответа: выделяется взаимосвязь между телами и проявлением того или иного вида сил: т.е. силы упругости, силы сопротивления движению (силы трения), силы тяжести и веса тела. Учащиеся приходят к выводу что трудно просчитать все силы, проявляющиеся при этих взаимодействиях. Учащиеся делают вывод, что сколько тел столько и сил, так какколичественной характеристикой взаимодействия тел является сила. При этом понимая, что легче выделить ту или иную группу сил, имеющих общую природу.
Этап систематизации знаний по теме

(15 мин)

Вводная беседа учителя о проявлении сил в природе: гравитационных, электромагнитных, ядерных(сильных) и слабых взаимодействий.

Учитель демонстрирует примеры взаимодействия тел каждого вида , кратко рассказывает и обосновывает их природу.

Гравитационные силы действуют между всеми телами – все тела притягиваются друг к другу. Но это притяжение существенно лишь тогда, когда хотя бы одно из взаимодействующих сил так же велико, как Земля или луна.

Электромагнитные силы действуют между заряженными частицами. В атомах, молекулах, живых организмах именно они являются главными

Область ядерных сил очень ограничена. Они заметны только внутри атомных ядер(т.е. на расстоянии 10 -12 см.)

Слабые взаимодействия проявляются на ещё меньших расстояниях. Они вызывают превращение элементарных частиц друг в друга

Ставится цель урока:

Представить характеристику F(силы):1.Силы тяжести. 2. Веса тела.

3. Силы упругости.

4. Силы трения.

Для достижения поставленной цели урока использую один из эффективных приемов систематизации знаний - это планы обобщенного характера, использование которых в обучении приводит к сформированности системных и метапредметных знаний.

Учащиеся на уроке самостоятельно прорабатывают параграф учебника и УМК, выделяют элементы знаний для характеристики данного физического понятия, пользуясь обобщенными планами изучения.

Учитель организует беседу с коллективным обсуждением характеристики с учетом

дополнений, а также корректирует и дополняет ответы учащихся

Что надо знать о величинах

1.Какое явление или свойство тел (веществ), процесс характеризует данная величина.

2. Определение физической величины.

3. Обозначение.

4. Определительная формула (для производной

величины – формула, выражающая связь данной величины с другими).

5. Какая эта величина – скалярная или векторная.

6. Единица измерения величины в СИ.

7. Способы измерения величины.

8. Разновидности величин (например, сила тяжести,

сила упругости, сила электростатического взаимодействия и т.п.).

Главный вывод:

Разумная постановка образовательных целей предоставляет ученику возможность самому выбирать ту глубину изучения темы, которая его устраивает, обеспечивая индивидуализацию обучения и гарантированный минимум знаний по теме у всех и более глубокие у тех, кто в этом заинтересован

Ученики записывают в тетрадях информацию о классификации всех сил проявления в природе на 4 группы:

а) гравитационной,

б) электромагнитной,

в) сильного взаимодействия,

г) слабого взаимодействия.

Проанализировав полученные разные варианты делают вывод:

Все силы в механике делятся на два вида:(гравитационной иэлектромагнитной природы)

Весь класс разбивается на 4 группы по 6 человек.

У всех на столах раскрыты УМК “Основы механики” на опорном конспекте:

  • 1 группа Сила тяжести.
  • 2 группа Вес тела.
  • 3 группа Сила упругости
  • 4 группа Сила трения

Задание всем учащимся: Применяя план изучения Физической величины дать характеристику

  • 1 группеСилы тяжести”,
  • 2 группе “ Веса тела”
  • 3 группе “ Силы упругости”
  • 4 группе “ Силы трения”

(5 мин)

План изучения физической величины:

1. Определение физической величины.

2 . Математическая запись формулы нахождения физической величины с пояснением величин , входящих в нее.

3. Введение основной единицы измерения физической величины.

4. Прибор для измерения физической величины.

Учащиеся используют дополнительно текст учебника “Физика 10 класс” под редакцией

Г. Я. Мякишева, Б. Б. Буховцева, Н. Н. Сотского.

  • 1 группе параграф 33,
  • 2 группе параграф 33,
  • 3 группе параграф 34-35,
  • 4 группе параграф 36-37

и составляют характеристику соответствующей силы.

Затем по желанию учащиеся презентируют свои записи на доске и озвучивают их.

Обобщение знаний материала

(15 мин)

Задача: обобщить полученные учащимися знания, умения и навыки. В качестве обобщения материала предлагается заполнить таблицу.

Смотреть приложение

Вид силы Действие, которое описывает сила Природа Формула закона для силы
       
       
       

В итоге изучения темы учащиеся должны уметь выделять конкретные взаимодействия тел, определять их природу, характеризовать их физическими величинами и законами. Приводить примеры явлений, обусловленных изучаемыми взаимодействиями

Учащиеся, заранее подготовившие презентацию по теме урока о любой из сил дополняют ответ представляя свою презентацию на обсуждение.

Предлагается вместе с учителем заполнить таблицу

Этап информирования обучающихся о домашнем задании

(2 мин)

Дается домашнее задание, учитель комментирует его.

Д/З:

1 уровень: п.33-37, стр.102-103 знать краткие итоги;

2 уровень: задача № 2, из упр.№7.

3 уровень: заполнить таблицу (смотреть №2 из приложений к уроку).

Всему классу подготовиться к решению задач по теме “Силы в механике”, и выучить все формулы(смотреть №4из приложений к уроку

“Основные формулы по теме”).

Домашнее задание записывается в дневник.

3 уровень: заполнить таблицу Силы в механике

  Fтяж Fупр Fтр
Природа взаимодействия      
Графическая иллюстрация      
Зависимость силы от массы взаимодействующих тел      
Направление вектора силы      
Сохранение значения силы при переходе их одной инерциальной системы отсчета в другую      
Зависимость силы от расстояния или относительной скорости      
Условие применимости формулы      
Итог урока

(1 мин)

Учитель отмечает хорошую работу класса и отдельных учеников, выставляет оценки за устные ответы, презентации и работу у доски.Урок окончен. Спасибо всем за работу.  

 Приложения.