Цель: формировать умения и навыки учащихся в общении друг с другом.
Задачи:
- познакомить учащихся с традицией чаепития, используя самовар; познакомить с историей возникновения чая, использования лекарственных растений при чаепитии;
- развивать умения правильного поведения за столом, при встрече гостей;
- воспитывать любовь и уважение к русским традициям, обычаям.
- воспитывать уважение к отцу и матери, родным, чувство ответственности к своей семье.
Оборудование:
- песни про самовар;
- картинки с лекарственными растениями;
- магнитофон, мультимедийная система;
- самовары;
- русские народные костюмы, скатерти, свечи, глиняная посуда, посуда с хохломской росписью; керосиновая лампа, одноразовая посуда, чайник;
- пироги, варенье, мёд, конфеты, каравай;
- выставка детских рисунков.
Ход мероприятия
I. Организационный момент. (Слайд №1)
Столы поставлены вдоль класса, покрыты скатертью, на столах самовары, варенье, пироги, посуда, салфетки. Для гостей отдельно накрыт стол.
Сегодня мы отправимся в гости к самовару.
II. Вступительная часть.
Предварительная подготовка к празднику: (родители и дети)
Придумать визитную карточку своей семьи, можно оформить газету, используя рисунки, фотографии.
Узнать о происхождении и значении имени ребёнка, быть готовыми к вопросам, почему их так назвали, как выбирали имя?
(Дети разделены на две команды, родители помогают командам.За каждый конкурс команды получают вырезанную из бумаги букву “Я”)
Подбор детьми частушек, загадок, информации об истории возникновения обычая чаепития и о чае; подготовка “визиток” (девиз, название команды), танцев, инсценировок сказок; изготовление пригласительных билетов для гостей праздника.
Ведущий. Здравствуйте, дорогие дети и родители!
Сегодня в этом классе мы собрались не зря,
Сегодня мы узнаем, как нам важна семья.
Давайте же о дружбе в семье поговорим,
И дружбе в наших семьях мы мероприятие посвятим.
Каждая семья - это очаг - тёплый и уютный, и для каждого семья- это, прежде всего родительский дом.
1 задание. “ Визитная карточка”- дети и родители рассказывают о своей семье, показывают семейные газеты.
2 задание. “Твоё имя”
Ведущий. Родился ребёнок, родители дают ему имя.
1 ученик.
Что имя – звук, обронённый случайно,
В котором нет ни смысла, ни значенья?
Конечно, нет. И в именах есть тайна,
И таинство есть имя нареченье.
2 ученик.
И вот мы сами, силами своими,
Осознаём в начале нашего века:
Не человек себе находит имя,
А имя выбирает человека.
Ведущий. Знаете ли вы о происхождении вашего имени? Что оно означает?
(Каждый ребёнок рассказывает о своём имени)
Звучит песня “ Родительский дом”
Ведущий. Эту букву вы хорошо знаете ( показывает табличку с буквой Д). В современном русском языке она называется просто “дэ”, в старославянском “добро”. А внешне она на что похожа? Правильно, на дом. Русские крестьяне так и называли эту букву- “дом”. Дом охраняет человека от зверей, злых людей, всяких бед. Он даёт тепло, уют, покой. Спасает от холода, ветра, дождя. В нём мы спим, едим, нянчим детей, работаем, поём песни, рассказываем сказки. Дом- это целый мир. Очень важно иметь свой дом. Без него человек не может быть счастлив.
Буква О (показывает табличку с буквой О) похожа на круг, хоровод. Возьмутся люди за руки и получится хоровод. За руки берутся люди дружные, любящие друг друга. Это вы, ваши мама, папа, сёстры, братья, бабушки, дедушки - вся ваша семья.
Буква М (показывает табличку с буквой М) похожа на ограду. Дом ведь надо охранять, семью оберегать. За оградой можно жить спокойно.
Теперь в слове ДОМ каждая буква на своём месте, так же, как и каждый член семьи.
Играет русскую народную песню. (Звучит на магнитофоне мелодия).
Дети садятся на свои места.
Выходят трое родителей в русских костюмах с хлебом и солью. Кланяются. Читают стихотворения.
Нам зачинать досталась роль,
Не путайте с нагрузками,
Мы принесли вам хлеб и соль
На посиделки русские.Жива традиция.
От поколенья старшего
Важны обряды и слова
Из прошлого и настоящего.И потому принять изволь
Тот, кто пришёл на посиделки,
На этой праздничной тарелке
Из наших рук и хлеб и соль.
Низко кланяются на все четыре стороны и подносят хлеб гостям, каждый гость отщипывает от каравая кусочек, макает в солонку и съедает.
Выходят ученики и читают стихотворения о том, как проходят посиделки.
На завалинках, в светёлке
Иль на брёвнышках, каких
Собирались посиделки
Пожилых и молодых.При лучине ли сидели
Иль под светлый небосвод –
Говорили, песни пели
Да водили хоровод.Добрым чаем угощались
С мёдом, явно без конфет.
Как и нынче мы, общались, -
Без общенья жизни нет.А играли как? В горелки!
Ах, горелки хороши.
Словом, это посиделки
Были праздником души.Быт людей отмечен веком.
Поменялся старый мир.
Нынче все мы по “сусекам”
Личных дач, своих квартир.Наш досуг порою мелок
И чего там говорить,
Скучно жить без посиделок,
Их бы надо возродить.Если вы в “своей тарелке”
И пришли к нам не на час,
Предлагаем посиделки
Провести вот здесь тотчас.
Огонёк души не тухнет,
Ничего нет в жизни “вдруг”.
Вспомним радость русской кухни,
Дедов искренний досуг!Отдых – это не безделки –
Время игр и новостей.
Начинаем посиделки!
Открываем посиделки!
Для друзей и для гостей!
Основная часть.
Учитель.
Рассказывает, что такое посиделки.
Посиделки (посиденка, посидки, посидухи, поседки, посидушка), по словарю В.Даля, есть сборище крестьянской молодёжи по осенним и зимним ночам под видом рукоделья, пряжи, а более для росказней, забав и песен. А ещё Даль называет русские посиделки вечерками, вечерницами, супрядками, беседками, заседками, досветками, дозорьками.
На Руси посиделки начинались с 1 сентября и продолжались до Благовещения, когда начиналась серьёзная крестьянская работа. Посиделки – это организованное общение праздничного характера. Посиделки – встречи с теми, кто приятен, интересен, кто тебе нужен и кому ты нужен для потребностей в общении.
У каждого народа, каждой семьи есть свои традиции, обычаи. Русских традиций много – это поедание пельменей, катание зимой на санях, коньках, лыжах, празднование Рождества, святки, гадания, поедание блинов на Масленицу. И среди них на первом месте чаепитие.
Давайте представим старинную русскую избу, где за столом собралась вся семья. Стол накрыт нарядной скатертью. Идёт весёлая беседа, а посередине стола...
(Слайд №2).
Загадка:
Стоит толстяк, подбоченивши бочок,
Шипит и кипит, всем пить чай велит.
Самовар.
Правильно. Это самовар.
И вот сегодня мы собрались все вместе, чтобы устроить праздник хорошему, доброму, старому Самовару.(Слайд №3).
Выходят ученики и рассказывают, как пили чай на Руси.
1. Только на Руси пили чай из самовара. Много легенд ходит о том, где впервые был сделан самовар. Его родиной считают город Тулу. Тогда было много мастеров – самоварщиков. И каждый хотел, чтобы его самовар был самым лучшим, самым красивым. Их делали разными: большими и маленькими, круглыми и продолговатыми, украшали различными узорами, придавали различную форму ручкам и краникам.(Слайд №4).
2. Я думаю, что каждый из вас видел самовар. (Слайд №5).
3. А вот вряд ли кто – нибудь из вас был в музее самоваров. И у каждого из них своя история, ведь многим из них более 200 лет. Не так давно открыт музей самоваров и в Туле.(Слайд №6,7,8).
4. Самовар видели все, а вот видимо, не все знают, как он устроен. Внутри самовара находится труба. В неё засыпали сосновые сухие шишки и древесный уголь.(Слайд №9).
5. Поджигали их лучиной и раздували огонь сапогом. Закипала вода в самоваре. В специальном приспособлении наверху в самоваре устанавливался заварной чайник. (Слайд № 10).
6. Прошло много лет. В наши дни самовар заменил электрический чайник, но традиция собираться всей семьёй за чаепитием осталась. (Слайд № 11)
Учитель: Мы гостей встречаем
Все: Чаем, чаем, чаем.
Учитель: Первым делом угощаем
Все: Чаем, чаем, чаем.
Учитель: Приглашаем к самовару
Все: С чаем, с чаем, с чаем.
Учитель: И в накладку, и в прикуску
Все: Чай, чай, чай.
Учитель: Пейте чай друзья по-русски(Слайд № 12).
Учитель. Сейчас постараемся вспомнить как можно больше о чаепитии.
- Много лет тому назад китайские пастухи заметили, любые долгие переходы и подъёмы в горы, овцы переносили намного легче после того, как лакомились листочками вечнозелёного растения. (Слайд № 12,13,14) Кто-то первый придумал из пастухов заваривать эти сухие листочки. И получался прекрасный, ароматный напиток, который мы теперь называем – чай.
- В старину в России не было чая и вместо него заваривали листья смородины, земляники, малины, цветы липы, Иван – чая и другие травы. (Слайд № 15)
- Почти 300 лет тому назад русский царь получил подарок от монгольского хана. Это были пакетики с непонятной надписью “бахча”, что переводилось как “чай для заварки”. (Слайд № 16)
- Понравился царю вкусный напиток. И с тех пор стали возить его купцы из заморских стран в Россию.
- Дорогой был чай в те времена, не каждый мог его купить.
- Поэтому и появилось выражение “Чайком побаловаться”.
Учитель. Я приготовила задание для вас. Какие сорта чая пьют в вашей семье? Каждый правильно ответивший получит приз.
(Липтон, Ахмат, Беседа, Бодрость, Лисма, Эдвин, Дилма).
Ученики читают стихотворения.
Я хочу открыть секрет
И полезный дать совет:
Если хворь с кем приключится,
Чаем можете лечиться.Чай всех снадобий полезней,
Помогает от болезней,
Чай в жару нас освежает
А в морозы согревает.И сонливость в переборе,
И с усталостью поспорит,
Сокрушит любой недуг.
Чай здоровью – лучший друг!
Учитель. Сейчас мы вспомним названия лекарственных трав, цветов или плодов, которые мы добавляем в чай, чтобы быстрее выздороветь. Учитель загадывает загадки, дети отгадывают, получают приз, а учитель вывешивает картинки с лекарственными растениями.
1.
Скатерть бела, как снег бела,
Зубцы вокруг, шита без рук;
А на скатерти той - каравай золотой. (Ромашка)
2.
Есть корень кривой и рогатый, целебною силой богатый,
И, может, два века он ждёт человека
В чащобе лесной под кедровой сосной. (Женьшень)
3.
И в лесу, и в квасе, и в конфетке, и в таблетке. (Мята)
4.
Хороша трава – красная голова:
И медку подарит, и чайку заварит. (Иван-чай).
5.
Весной растёт, летом цветёт,
Осенью осыпается, зимой отсыпается.
А цветок – на медок, лечит от гриппа, кашля и хрипа. (Липа)
6.
Есть и украшение, есть и устрашение;
Гляди да любуйся, а руками не суйся. (Шиповник)
Учитель. К чаю, хозяюшки готовили угощение. Пекли много всякой вкусной сдобы. Мы для вас тоже её приготовили. Вся она на этом подносе, но только, чтобы её отведать, нужно назвать, с чем любят пить чай.
(Пирожки, ватрушки, баранки, сушки, пирожные, торты, пряники, калачи.)
Учитель. Молодцы! Прекрасные нас ждут угощения на подносе. Мы вспомнили их названия. Но есть одно из них, без которого не обходился ни один праздник на земле русской, а особенно их много готовили на праздник прощания с матушкой Зимой. Как называется этот праздник? Правильно, Масленица. Одна из учениц ставит на стол блины.
Дети поют частушки:
Посидеть за самоваром
Рады все наверняка
Ярким солнечным пожаром
У него горят бокаСамовар поет, гудит,
Только с виду он сердит.
К потолку пускает пар
Наш красавец самовар.Самовар пыхтит, искрится,
Щедрый, круглый, золотой,
Озаряет наши лица
Он своею добротой.Лучше доктора любого
Лечит скуку тоску
Чашка вкусного, крутого
Самоварного чайку.
На столе у нас пирог,
Пышки и ватрушки.
Так пропойте под чаёк
“Чайные” частушки!
В пляске не жалей ботинки,
Предлагай - ка чай друзьям.
Если в чашке есть чаинки,
Значит, письма пишут нам
Самовар блестит, кипя,
И чаёк в нём пенится,
Погляди-ка на себя -
Ну и отраженьице!
Подавайте чашки счаем,
Ведь все любим русский чай.
В чае мы души не чаем,
Всем нальём горячий чай.
Конкурс “Аукцион круп”:
команды по-очереди называют крупы, из которых варят каши. Побеждает команда, которая последней назвала крупу.
Конкурс “Танцевальный”:
команды исполняют заранее приготовленный танец: команда “Девочек” - танец “Кадриль”, команда “Мальчишек” - танец “Во поле берёза стояла”
Зрителям загадываются загадки:
Был листок зелёным -
Черным стал, томлённым.
Был листочек зубчатым -
Стал листочек трубчатым.
Был он на лозине -
Стал он в магазине. (Чай)
Бел, как снег,
В чести у всех,
В рот попал -
Там и пропал. (Сахар)
Стоит толстячок,
Подбоченивши бочок,
Шипит и кипит,
Всем чай пить велит. (Самовар)
Под одной крышей
Четыре брата стоят. (Стол)
Как начнёт говорить - разговаривать,
Надо чай
Поскорее заваривать. (Чайник)
Кольцо не простое, кольцо золотое,
Блестящее, хрустящее.
Всем на загляденье...
Ну и объеденье. (Баранка, сушка)
Конкурс “Тарелка конфет”:
(Дети встают в круг и под музыку передают блюдце, до краёв наполненное конфетами. Музыка умолкает, кто остался с тарелкой - выбывает из игры, кто уронил - тоже выбывает. Выигрывает та команда, чей игрок остался последним)
Конкурс “Весёлые поварята”
(На линии старта для каждой команды стоит стул, на нём фартук, колпак. На противоположной стороне на стуле для каждой команды ставят по большой кружке, наполненной водой, кастрюльке и столовой ложке. Команды выстраиваются на линии старта, по сигналу первые участники надевают колпак и фартук, бегут к противоположным стульям. Там берут ложки, один раз зачерпывают воду и наливают её в кастрюлю, после чего возвращаются к своей команде и, сняв колпак и фартук, передают эстафету следующему игроку своей команды. Побеждает команда, наполнившая больше и аккуратнее.)
Учитель: В прежние годы чай любили, (Слайд № 17,18).
С сахарком да с медком пили,
И в прикуску, и в накладку,
А бывало и в приглядку.
Самовар шумит, баранки
На скатёрке - самобранке,
И конфеты, и печенье,
И душистое варенье.
Подходите, детки, чаем
Вас сердечно угощаем.
К чаю ароматному
Прянички печатные.
Пейте чай и торт берите,
Чаще в гости заходите!
Речи долгие ведём,
Сами - то чайку попьём?
Самовары вскипели! Все к столу! (Слайд № 19).
IV. Концовка.
Учитель. Вот, гости дорогие, и заканчивается наш праздник. Мы хорошо посидели, узнали много интересного и полезного. А теперь переходим к самой вкусной части нашего праздника.
1.
Всех гостей мы угощаем
Ароматным крепким чаем.
Тех, кто чай с охотой пьёт,
Стол, накрытый, давно ждёт
2.
Для всех вас, взрослые и детишки:
Пироги, ватрушки, пышки.
Наливайте, не стесняйтесь,
Сладким чаем забавляйтесь!
(Гости и дети пьют чай) (Слайд № 20).