Задача. Составление задачи по рисунку и схеме

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (7 МБ)


Цель: формирование умения составлять задачи с опорой на предложенные рисунок и схему.

Планируемые результаты
Предметные: Метапредметные: Личностные:
  • в результате практических действий и наблюдений выполнять анализ задачи, выделять условие и вопрос;
  • выделять задачи из предложенных текстов, составлять задачи с опорой на предложенный рисунок и решение;
  • в результате практических действий моделировать действия сложения и вычитания с помощью предметов, рисунков, числовых равенств;
  • выполнять задание в Рабочей тетради, записывать решение и ответ задачи.
  • понимать и принимать учебную задачу, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;
  • контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной учебной задачей;
  • планировать деятельность на уроке под руководством учителя;
  • сравнивать группы предметов;
  • искать разные способы решения задачи, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • работать в паре и оценивать товарища;
  • выполнять мыслительные операции анализа и синтеза, делать умозаключения.
  • проявлять интерес к математике;
  • осваивать роль ученика на основе выполнения правил поведения на уроке и взаимодействия с учителем и одноклассниками;
  • проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий.
Межпредметные связи: Окружающий мир «Домашние животные», Литературное чтение. Обучение грамоте. РНС «Курочка Ряба»
Ресурсы урока
Для учителя:
  • Рабочая программа
  • Презентация
Для учащихся:
  • Учебник «Математика», часть 1, с 90-91
  • Рабочая тетрадь, часть 1, с. 33

Ход урока

Содержание деятельности учителя Содержание деятельности обучающихся
I. Организационный момент.

Произносит слова:

Долгожданный дан звонок.
Начинаем наш урок.
Ни минуты не теряем
И работать начинаем!

Слушают, настраиваются на работу.

II. Мотивация познавательной деятельности. Определение темы урока.

Рассказывает начало сказки «Курочка Ряба»:

– Жили-были дедка и бабка. И была у них курочка Ряба. Снесла однажды курочка им яичко, да не простое, а золотое.
– Как называется сказка, которую мы вместе рассказали?

Предлагает отправиться в гости к героям сказки

– Не удивляйтесь, я, ничего не перепутала. Просто сегодня на уроке математики у нас с вами есть возможность попасть в гости к бабушке и дедушке, хозяевам курочки Рябы и узнать, кто ещё живёт в их большом хозяйстве. Хотите? Нас уже ждут.

Предлагает отгадать ребус и определить тему урока.

– А пока бабушка готовит на кухне угощение, отгадаем ребус и узнаем тему нашего урока.

Просит прочитать тему урока хором.

Слушают, вспоминают продолжение и рассказывают, как сказка заканчивается:

– Бабка била-била – не разбила, дед бил-бил – не разбил.
– Мышка бежала, хвостиком махнула – яичко упало и разбилось.
– Дед плачет, бабка плачет. А курочка им и говорит: «Не плачь, дедка, не плачь, бабка. Снесу я вам новое яичко, да не простое, а золотое».

Принимают предложение и соглашаются.




Отгадывают ребус
:
 за Д А ча

Читают тему урока хором: ЗАДАЧА

III. Актуализация необходимых знаний.

Предлагает вспомнить части, из которых состоит задача.

   

Организует диалог на воспроизведение знаний

Сколько известных (данных) должно быть в условии?– Как связаны вопрос и условие? (О чём должна идти речь в вопросе?)– Что может помочь для решения задачи?– Когда задача считается решённой?

Выясняет, какие части задачи находят в ТЕКСТЕ, а какие необходимо выполнить (составить, записать)

Называют части задачи.

– 1 ученик;
– хором  

Дают ответы на вопросы:

– Данных (известных) должно быть хотя бы два.
– В вопросе спрашивается о том, о чём шла речь в условии?
– Рисунок, схема.
– Когда дан(записан) ответ.
– УСЛОВИЕ, ВОПРОС
– РЕШЕНИЕ, ОТВЕТ
IV. Определение задач урока.
– В хозяйстве бабушки и дедушки не только цыплята, но и утята. И мы ещё встретимся с ними во дворе.

Предлагает рассмотреть иллюстрации на слайде и определить, чему Я НАУЧУСЬ

Ставят перед собой задачи:

Я НАУЧУСЬ
– Составлять задачу по рисунку и схеме
– находить в тексте задачи УСЛОВИЕ, ВОПРОС
– записывать РЕШЕНИЕ, ОТВЕТ
V. Организация познавательной деятельности 

Организует УСТНЫЙ СЧЁТ

А пока мы с вами занимались серьёзными делами, во двор вышла курочка со своими детками:
Стала курочка считать всех своих цыпляток:
Слева пять и справа пять – а всего ДЕСЯТОК.
– Бабушка в это время накрывала стол. Посмотрите и скажите, по сколько яблок она положила на каждую тарелку.

Прибавляем по 2 («цепочкой»)

– Бабушка собрала в курятнике яички и сварила их. Сколько яичек она сварила? Вычитаем по 2

Обращает внимание на издающееся «хрюканье»

– Кто это?– Дедушка пошёл кормить поросяток, а они разбежались по деревне. Поможем ему их собрать?– Для этого пройдёмся по деревне. Чтобы не заблудиться, будем смотреть на номера домов и вспоминать, что мы знаем о числах.

Организует игру с числами на АБАКЕ (Соседи числа, Следующее, Предыдущее, Состав числа 5), предлагает задачу на уравнивание предметов.

– А вот и поросятки нашлись. Чтобы загнать их на двор, повторим состав числа «5» / Проверка индивидуального задания/– Пока мы с дедушкой искали поросяток, пришло время кормить кроликов. Подумайте, как сделать, чтобы у всех кроликов были одинаковые порции.– Поможем покормить цыплят и проводим утят на пруд.

Организует работу, направленную на:

составление задачи (УСЛОВИЕ, ВОПРОС)по рисунку и схеме;анализ выбора нужного действия;выполнение решения путём выкладывания с помощью моделей цифр из математического набора;озвучивание ответа полностью.С.90 № 1 (1,2)

Под руководством учителя упражняются в УСТНОМ СЧЁТЕ

 – счёт до 10 и обратно
– счёт парами лапок у цыплят
– присчитывание по 2 до 10
– отсчитывание по 2 из 10





Слышат хрюканье поросят

– ученик выполняет индивидуальное задание на воспроизведение состава числа 5    


Показывают на АБАКЕ и проговаривают вслух

Хором проговаривают, дают оценку правильности выполнения индивидуального задания.

Выполняют задание на уравнивание предметов.

Работают по алгоритму, предложенному учителем, учатся анализировать задачи:

рассматривают иллюстрацию, составляют условие, задают вопрос, соотносят УСЛОВИЕ и ВОПРОС со схемой (на интерактивной доске вносят коррективы в схему к задаче на «вычитание», где надо вычеркнуть 2 квадрата);
анализируют задачу с целью выбора нужного действия; выполняют решение с помощью моделей цифр из математического набора;
дают полный ответ;
4 + 2 = 6(ц.) [буду решать задачу действием сложения, потому что… становится больше]
7 – 2 = 5 (ут.)
[буду решать задачу действием вычитания, потому что … становится меньше]
VI. Физкультминутка.
 – Кто это? Как он кричит по утрам?
– Петушок обнаружил, что деток –цыплят давно нет во дворе. Поможем ему их разыскать?

Петушок:
Петушок наш потянулся.
Раз – нагнулся, два – нагнулся.
Крылья в стороны развёл –
Видно, деток не нашёл!
Чтоб цыпляток разыскать,
Надо на носочки надо встать! 

А цыплёнок:
Сначала буду маленьким,
К коленочкам прижмусь.
Потом я вырасту большим,
До лампы дотянусь! (2 раза)
VII. Решение задач с комментированием в Рабочей тетради.
В доме хозяев у кошки Мурки родились котятки. Хотите узнать какие и сколько?

Предлагает открыть тетради и прочитать задание

С. 33
№ 1

1 ученик читает задачу. Повторяет задание.

1 ученик у доски выполняет задание с комментированием.

VIII. Работа в парах. /Приложение /
– Бабушка приглашает нас на пироги.

Организует работу в парах

– Но мы не будем терять время. Кто догадался, как мы будем работать? Что вам надо будет сделать?

Организует проверку с доской.

 

Определяют, что будут работать в парах и знакомятся с заданием на карточке.

Сверяют с доской. Оценивают себя цветом. («светофорчик»)

IX. Самостоятельная работа по вариантам.

Предлагает открыть учебники на с .91 и познакомиться с текстами задач по вариантам.

Показать ответ цифрой.

Организует диалог с целью объяснения выбора действия.

Читают самостоятельно.

Читает 1 ученик вслух.

Показывают ответ цифрой.

1 вариант (марки)
2 вариант (шары)
– Каким действием решал задачу и почему?
X. Итог урока. Рефлексия.

Организует беседу о том, чему дети учились на уроке.

– Чему учились на уроке, пока были в гостях у дедушки и бабушки из сказки «Курочка Ряба»?

Организует работу по определению границы «знания – незнания» с помощью смайликов.

Я научилась(ся) составлять задачу по рисунку и схеме и могу без помощи учителя записать решение и ответ.
Я научилась(ся) составлять задачу по рисунку и схеме. Могу записать решение и ответ пока с помощью учителя.
Я составляю задачу по рисунку и схеме с помощью учителя. Нужна помощь учителя, чтобы записать решение и ответ.
 

С помощью учителя высказываются, чему учились на уроке.

составлять …находить в тексте …записывать …   Под руководством учителя учатся определять границы «знания – незнания»