Продолжительность: 45 минут.
Предмет, класс, в котором используется продукт: математика, 6 класс.
Авторы учебника, учебно-методического комплекта: Н.Я. Виленкин, В.И.Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. Математика 6 класс, 2013 г.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний по теме «Решение уравнений».
Формы организации урока: индивидуальная, фронтальная .
Методы обучения: словесный, наглядный, проблемный, практический.
Оборудование: интерактивная доска, проектор, компьютер, бланки с заданиями.
Пояснительная записка: при подготовке урока в 6 классе учитываются возрастные особенности учащихся и государственный стандарт по математике.
Цели урока:
Образовательные:
- повторить и обобщить знания учащихся по решению уравнений;
- формирование умения переносить слагаемые из одной части в другую.
Развивающие:
- формировать умение анализировать;
- обобщать, развивать математическое мышление.
Воспитательные:
- формировать навыки самоконтроля, адекватной самооценки и саморегуляции деятельности.
Здоровье сберегающий аспект урока:
- доброжелательная атмосфера, способствующая положительному эмоциональному настрою;
- создание ситуации успеха на уроке;
- чёткая организация урока;
- подвижная физкультминутка для снятия усталости.
Ход урока
I. Организационный момент. Мотивация учебной деятельности. (1 мин.)
Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. Просит их обратить внимание на доску.
II. Актуализация знаний. (5 мин.)
Новые знания нам будет очень трудно осваивать без умения быстро и верно считать, поэтому, как всегда, начнем урок с устного счета:
Задание №1 Раскройте скобки (Слайд №2):
На доске поэтапно появляются ответы для проверки.
Задание №2 Упростите выражение (Слайд №3):
На доске поэтапно появляются ответы для проверки.
А теперь давайте вспомним, чем же выражение отличается от уравнения. Ответьте на вопросы
Какое равенство называют уравнением? (Слайд №4) Уравнением называют равенство, содержащее букву, значение которой надо найти.
Что значит решить уравнение? (Слайд №5) Найти все его корни или убедиться, что это уравнение не имеет ни одного корня.
III. Изучение нового материала. Первичное усвоение новых знаний. (13 мин.)
Давайте сначала решим уравнение, применив распределительное свойство умножения (Слайд №6):
1 способ
4(x+5) = 12
4x+20=12
4x=20-12
4x=-8
x=-2
Давайте решим тоже уравнение по правилу отыскания неизвестных компонентов (Слайд №7)
2 способ
4(x+5) = 12
– Что неизвестно в уравнении?
– Как найти неизвестный множитель?
x+5=12:4
x+5=3
x=3-5
x=-2
Что мы с вами получили?
Итак, уравнение – это равенство. А в жизни мы встречаемся с понятием равенство?
Постановка проблемной ситуации
Давайте посмотрим на рисунок весов, представленный на доске. (Слайд №8) Что нам нужно сделать, чтобы уровновесить правую и левую часть?
Запишите какое уравнение было и какое получилось.
б) Решение проблемной ситуации (Слайд №9) Давайте попробуем объяснить решение нашего уравнения математическим языком.
Нужно получить такое уравнение, чтобы слагаемые с x были только слева. Что для этого необходимо сделать?
5х=2х+6
5x+ (-2x) = 2х+6+ (-2x)
5x+ (-2x) = 6
3x=6
x=6:3
x=2
Давайте рассмотрим такой вопрос: Вы собираетесь за границу. О чем в первую очередь вы должны подумать, когда пересечете границу?
Правильно, пересекая границу, вам обязательно надо поменять паспорт.
Давайте представим, что знак «=» — это граница, а знак числа – это ваш паспорт. Когда мы пересекаем границу, меняем паспорт, то есть, если число переносим из одной части в другую, мы должны поменять знак.
Давайте попробуем сформулировать основные способы решения уравнений. (Слайд №10)
- Умножение и деление обоих частей уравнения на одно и тоже число, не равное нулю;
4(x+5)=12 |:4>0
- Перенос членов уравнения из одной части в другую, изменяя при этом их знак на противоположный.
5x=2x+6
5x-2x=6
Формулируем определение линейного уравнения (Слайд №11) Уравнение вида ax=b, где a≠0 называют линейным уравнением с одним неизвестным
IV. Первичная проверка понимания. (6 мин.)
Принято при решении уравнений переносить слагаемые так, чтобы в левой части уравнения были неизвестные числа, а в правой — известные числа. Давайте решим уравнение (Слайд №12):
3x-19=-6x-10
3x+6x=-10+19
9x=9
x=1
Предлагаю решить вам №1314(а,б), 1315(а,б),1316(а,б). Учащиеся решают данные номера на доске и в тетрадях. В последствии сравниваются с ответами на доске. (Слайд №13)
V. Физкультминутка. (1 мин.)
Учащимся предлагается упражнение для глаз.
VI. Этап закрепления изученного материала. (12 мин.)
Решить номер 1320
1 способ: С помощью основного свойства пропорции. (Слайд №14)
2 способ: С помощью умножения обеих частей уравнения на одно и то же число. (Слайд №15)
Решите задачу №1322 с помощью уравнения. (Слайд №16) На доске появляется наглядное изображение задачи.
Предлагаю решить вам задачу, заполнив таблицу (Слайд №17)
Предлагаю Вам решить уравнения. (Слайд №18) Учащиеся решают уравнения на отдельно подготовленных листочках с бланками. Потом происходит взаимопроверка учащихся с доской (учащиеся обмениваются бланками с решениями и сверяют ответы с доской). Учитель рассказывает о критериях выставления оценки. Просит выставить оценки друг другу. Далее учащиеся передают свои бланки вперед учителю.
Вариант 1 а) 5(x-1)=10 Решение:
б) 2x-8=4 Решение: |
Вариант 2 а) 4(x-2)=12 Решение:
б) 3x-6=12 Решение:
|
VII. Этап подведения уроков. Домашнее задание. (2 мин.)
Наш урок подходит к концу. Давайте ответим на следующие вопросы (Слайд №19):
- Какое равенство называют уравнением?
- Что значит решить уравнение?
- Какие существуют основные способы решения уравнений?
Запишите пожалуйста домашнее задание в дневники (Слайд №20) № 1341(а-г), 1342 (а-в), 1350, 1351
VIII. Рефлексия. (1 мин.)
Выставите оценку за сегодняшнюю работу в дневники (каждый ученик выставляет ту оценку, которую он получил за самостоятельную работу).
Литература:
- Н.Я. Виленкин, В.И.Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. Математика 6 класс, 2013 г.
- Использованы два слайда из презентации Каратановой М.Н. , слайд №8 и №9 (karmanform.ucoz.ru/index/0-22 )