Русский язык. Какое место наш государственный язык занимает в мире? Увы, очень часто от своих учеников слышу нелицеприятные ответы на этот вопрос. Мол, никому в мире не нужен русский язык. А вот английский, немецкий в почёте. Так ли обстоит дело на самом деле?
Русский язык – один из мировых языков.
1 | сообщение темы урока | |||
2 | Прежде чем говорить о статусе русского языка, перечислите известные вам языки | называют известные им языки | желательно посчитать, сколько языков знает класс | |
3 | Всего насчитывается 2,5 - 7 тысяч языков. Почему такая разница в цифрах? | Высказывают предположения. | важно прийти к проблемному вопросу Что считать языком, а что диалектом? Какие классификации есть? | |
4 | Раскрывает, каждый из терминов | Дают ответы или высказывают предположения, какие языки называют мёртвыми, искусственными и т.д. | информация справочного характера дана с заметках к слайду | |
5 | озвучивает только вопрос | Активное высказывание предположений | обычно ребята начинают высказывать предположения раньше, чем высвечивается подсказка, и их уже названо больше, чем 6. Подсказка вызывает вопрос, и предположения становятся более аккуратными | |
6 | учитель молчит! После бури эмоций произносит вслух обозначенный вопрос | Самопроверка собственных предположений. Как правило, разрыв и запрос на информацию | очень важно последовательно открывать список мировых языков. Ребята ждут, когда появится "их" язык. И обычно бывает буря эмоций, почему, например, немецкого нет в этом списке! Тогда возникает вопрос По какому принципу язык получает статус мирового? | |
7 | задание - выделите из данного определения ключевые слова, признаки, по которым язык признается мировым | работа с текстом | на интерактивной доске можно подчеркивать эти слова | |
8 | сверяем предположения, возможно сделать конспект | |||
9 | посмотрим статус русского языка в соответствии с данными критериями. Отметим, что данные о современном состоянии численности говорящих мы узнаем по результатам переписи населения http://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/perepis_itogi1612.htm | возможно сделать конспект | важно на этом этапе показать, что к русскому языку уважительно относятся иностранцы, чтобы у ребят возникло чувство гордости (патриотическое воспитание на уроке) | |
10 | далее работа с картами | свободное общение | слайды 10-15 | |
11 | рассказ учителя об организации | |||
12 | заключение. Как вы понимаете слова А.И.Куприна? | составление высказывания по цитате |