Русский язык. Какое место наш государственный язык занимает в мире? Увы, очень часто от своих учеников слышу нелицеприятные ответы на этот вопрос. Мол, никому в мире не нужен русский язык. А вот английский, немецкий в почёте. Так ли обстоит дело на самом деле?
Русский язык – один из мировых языков.
| 1 | сообщение темы урока | ![]() |
||
| 2 | Прежде чем говорить о статусе русского языка, перечислите известные вам языки | называют известные им языки | ![]() |
желательно посчитать, сколько языков знает класс |
| 3 | Всего насчитывается 2,5 - 7 тысяч языков. Почему такая разница в цифрах? | Высказывают предположения. | ![]() |
важно прийти к проблемному вопросу Что считать языком, а что диалектом? Какие классификации есть? |
| 4 | Раскрывает, каждый из терминов | Дают ответы или высказывают предположения, какие языки называют мёртвыми, искусственными и т.д. | ![]() |
информация справочного характера дана с заметках к слайду |
| 5 | озвучивает только вопрос | Активное высказывание предположений | ![]() |
обычно ребята начинают высказывать предположения раньше, чем высвечивается подсказка, и их уже названо больше, чем 6. Подсказка вызывает вопрос, и предположения становятся более аккуратными |
| 6 | учитель молчит! После бури эмоций произносит вслух обозначенный вопрос | Самопроверка собственных предположений. Как правило, разрыв и запрос на информацию | ![]() |
очень важно последовательно открывать список мировых языков. Ребята ждут, когда появится "их" язык. И обычно бывает буря эмоций, почему, например, немецкого нет в этом списке! Тогда возникает вопрос По какому принципу язык получает статус мирового? |
| 7 | задание - выделите из данного определения ключевые слова, признаки, по которым язык признается мировым | работа с текстом | ![]() |
на интерактивной доске можно подчеркивать эти слова |
| 8 | сверяем предположения, возможно сделать конспект | ![]() |
||
| 9 | посмотрим статус русского языка в соответствии с данными критериями. Отметим, что данные о современном состоянии численности говорящих мы узнаем по результатам переписи населения http://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/perepis_itogi1612.htm | возможно сделать конспект | ![]() |
важно на этом этапе показать, что к русскому языку уважительно относятся иностранцы, чтобы у ребят возникло чувство гордости (патриотическое воспитание на уроке) |
| 10 | далее работа с картами | свободное общение | слайды 10-15 | |
| 11 | рассказ учителя об организации | ![]() |
||
| 12 | заключение. Как вы понимаете слова А.И.Куприна? | составление высказывания по цитате | ![]() |
|










