Цель: Дифференциация звуков [с] и [ш] в речи детей.
Задачи:
- Закреплять умение сопоставлять звуки [с] и [ш] по артикуляции. Закреплять умение дифференцировать звуки [с] и [ш] в слогах, словах, словосочетаниях, чистоговорках и предложениях.
- Развивать фонематический слух на звук [с] и [ш]. Развивать общую моторику. Развивать координацию речи с движением. Развивать навыки пространственной ориентировки на листе бумаги. Совершенствовать грамматический строй речи (согласование существительных с числительными). Развивать сильную, целенаправленную воздушную струю.
- Воспитывать самостоятельность, активность.
Оборудование: Магнитная доска, магниты.
Наглядный материал: игрушки: сова и мышонок, карточки-символы для артикуляции звуков, игровое поле с картинками на звуки [с] и [ш]. Картинка с изображением дерева и листочками к нему. Раздаточный материал: игрушки-мышата на пальчики. Карточки со схемами предложения. Разрезная картинка к чистоговорке.
Технические средства: телефон с функцией диктофона.
№ | Название этапа совместной деятельности продолжительность (в минутах) | Деятельность логопеда | Деятельность детей |
1. | Организационный момент (1 минута) |
- Послушайте стихотворение:
- О ком это стихотворение? - Кто кого спасал в этом стихотворении от страшного, лесного зверя? |
- Дети слушают стихотворение. - Это стихотворение о сове и мышонке. - Сова спасала мышонка Шушу. |
2. | Объявление темы (2 минуты) |
- Вы наверно уже догадались, кто к нам
прилетит сегодня из леса? - Познакомьтесь: это мышонок Шуша, и сова Ася. (выставляются игрушки: сова и мышонок см.Приложение к конспекту 1). Включается запись на диктофоне:
- Ребята, а вы поняли какая проблема у совы и мышонка? - Заметили ли вы, какие звуки неправильно произносят сова и мышонок? - Ребята, а вы согласны помочь сове и мышонку? - Какой звук повторяется в имени Совы Аси. - Какой звук повторяется в имени мышонка Шуши? - Какие два звука мы сегодня с Вами будем различать? |
- К нам прилетят сова с мышонком из леса. - Сова и мышонок не правильно произносят звуки в словах. - Звук [с] и [ш]. - Звук [с] и звук [ш]. |
3. | Упражнение "Сравни звуки" (4 минуты) (Закреплять умение сопоставлять и анализировать артикуляционные уклады звуков [с]-[ш]). |
- Произнесите звук [с] - коротко, отрывисто несколько раз, а затем протяните его долго. - Расскажите, как мы произносим звук [с], какой он, выберите соответствующие картинки-символы. (см. Приложение к конспекту 2). Выкладывайте картинки в столбик сверху вниз.
- Произнесите звук [ш] - коротко, отрывисто несколько раз, а затем протяните его долго. - Расскажите, как мы произносим звук [ш], какой он, выберите соответствующие картинки-символы. (см. Приложение к конспекту 2). Выкладывайте картинки напротив картинок к звуку [с].
- Посмотрите на схему и расскажите, чем отличаются и чем похожи по произношению звуки [с] и [ш]. |
Дети произносят звук [с-с-с], [ссссссссссс]. Дети проговаривают артикуляцию звука [с], выбирают картинку и прикрепляют на магнитную доску. Губы в улыбке ("Улыбка"), язык упирается в нижние зубы ("Горка"), воздушная струя идёт по середине языка, она холодная ("Снежинка"), звук согл., твёрдый (синий круг), глухой (зачёркнутый колокольчик), звук [с] на письме обозначается буквой С. Дети произносят звук [ш-ш-ш], [шшшшшш]. - Губы округлены, чуть вытянуты вперёд ("Рупор"), кончик языка поднят вверх, края закруглены ("чашечка"), воздушная струя идёт по середине языка, она тёплая ("Солнышко"), звук согл., твёрдый (синий круг), глухой (зачёркнутый колокольчик), звук [ш] на письме обозначается буквой Ш. Дети рассматривают картинки и делают вывод, чем различаются и чем похожи эти два звука. |
4. | Упражнение "Летите - бегите" (3 минуты) (Развивать фонематический слух и общую моторику) |
Усы, уши, нож, нос, миска, мышка, шутки, сутки, каска, кашка, крыса, крыша, ножки, носки, басня, башня, каска, кашка. |
Дети стоя слушают слова, если в слове есть звук [с] - машут руками, если звук [ш] - изображают бег на месте. |
5. | Упражнение "Полёт совы" (3 минуты) (Автоматизировать звуки [с] и [ш] в словах, развивать навыки пространственной ориентировки на листе бумаги). |
(см. Приложение к конспекту 3). - Сова полетела на 1 клеточку вправо, на 2 клеточки вверх, на 3 клеточки влево, на 2 клеточки вниз. - Что нарисовано на картинке, где остановилась сова Ася? |
Дети следуют глазами по расчерченному
листу, согласно инструкциям логопеда. Отвечают на вопросы, где остановилась сова Ася. |
6. | Пальчиковая гимнастика "Мышата" (2 минуты) (Развивать координацию речи с движением рук) |
- У мышонка Шуши большая семья, давайте
сосчитаем, сколько мышат в его семье. На каждое
предложение одеваем правой рукой на левые
пальчики колпачки с изображением мышат. (см.
приложение к конспекту 4).
|
- Дети проговаривают стихотворение, на каждое предложение надеваю на пальцы левой руки колпачки, начиная с большого пальца. |
7. | Упражнение "Сдуй листочки" (3 минуты) (Автоматизировать звуки [с] и [ш] в словосочетаниях, совершенствовать грамматический строй речи (согласовывать имена существительные с числительными), развивать сильную целенаправленную воздушную струю). |
(См. Приложение к конспекту 5). - Язык положите на нижнюю губу, подуйте на середину языка, постарайтесь сдуть все листочки с дерева. - Сосчитайте и назовите, какие спрятанные предметы вы нашли у совы под листочками. |
Дети дуют на листочки, расположенные на
дереве. Дети проговаривают, что увидели они под листочками. - Я нашёл 5 сушек и 1 солнышко. - Я нашла два башмака, 3 стакана. |
8. | Упражнение "Составь предложения" (5 минут) (Автоматизировать звуки [с] и [ш] в предложениях, закреплять умение составлять предложения по предложенной схеме). |
- Выбирайте карточки, на которых нарисованы схемы предложений. Попробуйте составить интересные предложения. (см.Приложение к конспекту 6) |
Дети самостоятельно составляют предложения, соответствующие схеме. |
9. | Упражнение "Проговори чистоговорку" (2 минуты) (Развивать чёткость произношения звуков, работать над дикцией). |
- Посмотрите, что-то случилось!
- Проговорите её медленно, затем чётко и быстро. (см. Приложение к конспекту 7) |
Дети собирают картинку из восьми
частей. Проговаривают чистоговорку сначала медленно, а затем быстро. |
10. | Окончание деятельности (2 минуты) |
Сова и мышонок благодарят Вас за то, что
вы научили их правильно произносить звуки. Включается запись на диктофоне:
- Ребята, как вы думаете, что расскажут сова с мышонком лесным жителям, когда вернутся домой? (Логопед оценивает деятельность каждого ребёнка). |
Ответы детей. |