Урок русского языка по теме "Упражнения в написании букв И, У, А после шипящих в буквосочетаниях ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цель: совершенствование умений воспринимать на слух слова с изученными орфограммами-буквами гласных после шипящих, группировать слова, правильно писать и графически обозначать изученные орфограммы, а также исправлять ошибки.

Задачи урока:

Предметные: обобщить знания учащихся о шипящих согласных звуках, проверить знания учащихся по данной теме, выбирать и объяснять выбор действия, обогатить словарный запас учащихся, развивать память, внимание, ассоциативное мышление, образную речь, словарный запас учащихся.

Познавательные:

  • Выявлять сущность, особенности объектов.
  • Развивать умения извлекать информацию из схем, текстов.
  • Выявлять сущность, особенности объектов.
  • На основе анализа объектов делать выводы

Регулятивные УУД

  • Развиваем умение высказывать своё предположение
  • Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
  • Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
  • Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД

  • Развиваем умение слушать и понимать других, работать в паре.
  • Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
  • Оформлять свои мысли в устной форме.
  • Умение работать в паре.
  • Личностные результаты
  • Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Организация: фронтальная работа, работа в парах

Ресурсы: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Учебник для 2-го класса.

Ход урока

I. Актуализация знаний.

Словарная работа. Запишите слова, поставьте ударение.

1. Этот предмет - обувь. Они бывают резиновыми, кирзовыми, модными, детскими. (Сапоги.)

2. Этот предмет - название дерева. Это дерево может переодеваться прямо у вас на глазах: быть зелёным и стать серебристо-серым. Его листочки поворачиваются то внешней стороной, то внутренней. (Осина.)

3. Этот предмет - название растения, овоща. По-итальянски - это помидор, а по-индейски - ... (Томат.)

4. Начало этих слов может произнести ворона. Запишите 2-3 слова. (Картон, картина, картофель.)

- Можно ли считать буквы непроверяемых безударных гласных орфограммами? Почему? (На слух нельзя определить, какую букву писать: о или а, слышим а, а писать нужно то о, то а.)

- Назовите словарные слова, в которых пишется буква о; слова, в которых пишется буква а.

II. Формулирование проблемы, планирование деятельности.

Выполните задание

Продолжите ряд

Ч Щ   Ж Щ  
А У У     И

2. Вставь букву

Ж. вот, ч . сы, ч . до, маш . на, щ . вель, щ . ка.

Cформулируйте тему урока.

Тема: повторение и закрепление написаний слов с изученными буквосочетаниями.

- Как вы думаете, что мы будем делать на уроке?

- Составим план урока.

План (примерный).

Учитель составляет план вместе с детьми.

- Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)

III. Развитие умений - применение знания.

На доске стихотворение:

Догадайтесь - ка, ребятки,
Отчего ежЫ, ершЫ,
ЩЮки, чЯйки и волчЯта
Рассмеялись от души.

- Прочитайте стихотворение с доски.

- Почему вы засмеялись? Что необычное заметили?

- Исправьте ошибки.

Работа в группах.

- Разбейтесь на группы (по 4 человека), выберите капитана.

Задание 1

-Расставьте слоги в словах правильно, исключите лишнее слово, запишите слова, подчеркните орфограмму.

Жойчу, кащу, гучунок, щууго, чечуло, щуи, чувыру, догне

- Какое правило правописания нам потребовалось для работы?

-Запишите слова в три столбика.

Кувш..н, ш..пит, овч..рка, ч..чело, угощ..ть, беж..т, щебеч..т, могуч..я, свеж..й, ч..жой.

Задание 2

Упр. 180 - выборочный диктант с взаимопроверкой.

Каждая из групп берёт по одному отрывку (если групп больше четырёх, то каким-то группам достанутся одинаковые отрывки).

В результате совместной работы ученики отмечают слова, которые нужно выписать, обозначают орфограмму.

Затем капитан читает свой отрывок другим группам, которые на слух определяют слова с изученной орфограммой, потом ученик из другой группы записывает эти слова на доске, весь класс проверяет написание, а ведущая группа контролирует работу у доски. Далее так же происходит со следующим отрывком, над которым работала другая группа.

Задание 3.

Упр. 181 - диктант с самопроверкой в группе.

Капитан команды диктует остальным членам слова, которые записываются в три столбика, затем столбики слов сравниваются в группах, и капитан подводит итог: у кого были ошибки в отнесении слов в нужные группы, а ученики сравнивают свои записи с учебником, находят и исправляют ошибки.

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (один из группы) (начало формирования алгоритма самооценки):

- Что тебе нужно было сделать?

- Удалось тебе выполнить задание?

- Ты сделал всё правильно или были недочёты?

- Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

- Сейчас мы вместе с ... (имя ученика) учились оценивать свою работу.

- Что мы сейчас делали?

- Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)

IV. Итог урока.

Капитаны команд докладывают результаты работы в группах: были ли ошибки при выполнении заданий, правильно ли отмечались орфограммы.

- Что у вас получалось сегодня лучше всего?

- В чём испытали затруднения?

V. Домашнее задание.

Упр. 156 ("Дидактический материал").