Цель: совершенствование умений воспринимать на слух слова с изученными орфограммами-буквами гласных после шипящих, группировать слова, правильно писать и графически обозначать изученные орфограммы, а также исправлять ошибки.
Задачи урока:
Предметные: обобщить знания учащихся о шипящих согласных звуках, проверить знания учащихся по данной теме, выбирать и объяснять выбор действия, обогатить словарный запас учащихся, развивать память, внимание, ассоциативное мышление, образную речь, словарный запас учащихся.
Познавательные:
- Выявлять сущность, особенности объектов.
- Развивать умения извлекать информацию из схем, текстов.
- Выявлять сущность, особенности объектов.
- На основе анализа объектов делать выводы
Регулятивные УУД
- Развиваем умение высказывать своё предположение
- Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
- Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
- Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД
Организация: фронтальная работа, работа в парах
Ресурсы:
Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Учебник для 2-го класса.Ход урока
I. Актуализация знаний.
Словарная работа. Запишите слова, поставьте ударение.
1. Этот предмет - обувь. Они бывают резиновыми, кирзовыми, модными, детскими. (Сапоги.)
2. Этот предмет - название дерева. Это дерево может переодеваться прямо у вас на глазах: быть зелёным и стать серебристо-серым. Его листочки поворачиваются то внешней стороной, то внутренней. (Осина.)
3. Этот предмет - название растения, овоща. По-итальянски - это помидор, а по-индейски - ... (Томат.)
4. Начало этих слов может произнести ворона. Запишите 2-3 слова. (Картон, картина, картофель.)
- Можно ли считать буквы непроверяемых безударных гласных орфограммами? Почему? (На слух нельзя определить, какую букву писать: о или а, слышим а, а писать нужно то о, то а.)
- Назовите словарные слова, в которых пишется буква о; слова, в которых пишется буква а.
II. Формулирование проблемы, планирование деятельности.
Выполните задание
Продолжите ряд
Ч | Щ | Ж | Щ | ||
А | У | У | И |
2. Вставь букву
Ж. вот, ч . сы, ч . до, маш . на, щ . вель, щ . ка.
Cформулируйте тему урока.
Тема: повторение и закрепление написаний слов с изученными буквосочетаниями.
- Как вы думаете, что мы будем делать на уроке?
- Составим план урока.
План (примерный).
Учитель составляет план вместе с детьми.
- Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)
III. Развитие умений - применение знания.
На доске стихотворение:
Догадайтесь - ка, ребятки,
Отчего ежЫ, ершЫ,
ЩЮки, чЯйки и волчЯта
Рассмеялись от души.
- Прочитайте стихотворение с доски.
- Почему вы засмеялись? Что необычное заметили?
- Исправьте ошибки.
Работа в группах.
- Разбейтесь на группы (по 4 человека), выберите капитана.
Задание 1
-Расставьте слоги в словах правильно, исключите лишнее слово, запишите слова, подчеркните орфограмму.
Жойчу, кащу, гучунок, щууго, чечуло, щуи, чувыру, догне
- Какое правило правописания нам потребовалось для работы?
-Запишите слова в три столбика.
Кувш..н, ш..пит, овч..рка, ч..чело, угощ..ть, беж..т, щебеч..т, могуч..я, свеж..й, ч..жой.
Задание 2
Упр. 180 - выборочный диктант с взаимопроверкой.
Каждая из групп берёт по одному отрывку (если групп больше четырёх, то каким-то группам достанутся одинаковые отрывки).
В результате совместной работы ученики отмечают слова, которые нужно выписать, обозначают орфограмму.
Затем капитан читает свой отрывок другим группам, которые на слух определяют слова с изученной орфограммой, потом ученик из другой группы записывает эти слова на доске, весь класс проверяет написание, а ведущая группа контролирует работу у доски. Далее так же происходит со следующим отрывком, над которым работала другая группа.
Задание 3.
Упр. 181 - диктант с самопроверкой в группе.
Капитан команды диктует остальным членам слова, которые записываются в три столбика, затем столбики слов сравниваются в группах, и капитан подводит итог: у кого были ошибки в отнесении слов в нужные группы, а ученики сравнивают свои записи с учебником, находят и исправляют ошибки.
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (один из группы) (начало формирования алгоритма самооценки):
- Что тебе нужно было сделать?
- Удалось тебе выполнить задание?
- Ты сделал всё правильно или были недочёты?
- Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?
- Сейчас мы вместе с ... (имя ученика) учились оценивать свою работу.
- Что мы сейчас делали?
- Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)
IV. Итог урока.
Капитаны команд докладывают результаты работы в группах: были ли ошибки при выполнении заданий, правильно ли отмечались орфограммы.
- Что у вас получалось сегодня лучше всего?
- В чём испытали затруднения?
V. Домашнее задание.
Упр. 156 ("Дидактический материал").