Тип урока: урок "открытия" новых знаний.
Дидактический материал: учебник, рабочие тетради, раздаточный материал для работы в парах, индивидуальные задания.
Место учебного занятия в теме: первый урок.
Оборудование: карта России, индивидуальные карты природных зон России, мультимедийный проектор, компьютер, презентация.
Триединая цель учебного занятия: дать представление об особенностях климата зоны арктических пустынь, знакомство с животным и растительным миром этой зоны, взаимосвязями в природе, значением природы данной зоны для человека, и её использования; развивать познавательную активность учащихся, умение анализировать с опорой на ранее изученный материал; развитие самостоятельности в учебной деятельности.
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся посредством УУД | ||||||||||
1. Мотивация к учебной деятельности Задача этапа: Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к учебной деятельности |
|||||||||||
Включение в деловой ритм. Побуждающий вопрос учителя. – Улыбнитесь друг другу, поприветствуйте наших гостей, настроимся на хорошую работу и отправимся в новое путешествие. – Кто из вас готов отправиться за новыми знаниями? – Какие качества нам пригодятся в нашем путешествии? |
Психологический настрой класса на работу Регулятивные УУД
Ответы детей |
||||||||||
2. Актуализация знаний и пробное учебное действие Задача этапа: Открытие новых знаний через пробное учебное действие. |
|||||||||||
Выявляет уровень знаний. – Для того, чтобы отправиться нашей экспедиции в новое путешествие по Росси, нужно вспомнить некоторые знания. В ходе урока не забывайте оценивать свою работу в инструкционной карте: (Приложение 1) – Покажите на карте границу России – Воды какого океана омывают берега России на севере? – Назовите и покажите моря Северного Ледовитого океана – Воды какого океана омывают берега России на востоке? – Назовите и покажите моря Тихого океана? – По каким морям проходит граница России на юге и западе? – Ребята, одинакова ли природа нашей страны? – В каком направлении изменяется природа на территории России? – Почему же природа нашей страны изменяется с севера на юг?
– Как влияют климатические условия на жизнь растений и животных?
– А как называются такие территории? – Назовите, какие природные зоны расположены на территории России? (слайд 2) Молодцы! |
Выполняют задание
Работа с картой
– моря Северного Ледовитого океана – Баренцево море, Карское море, море Лаптевых, Восточно-Сибирское море, Чукотское море. – моря Тихого океана – Беренгово море, Охотское море, Японское море – на юге – Каспийское море-озеро, Черное, Азовское, на западе – Балтийское море.
– природа России не одинакова и сменяется с севера на юг – Дело в том, что солнце не равномерно нагревает разные участки Земли В северных районах солнечные лучи падают на Землю наклонно. Они скользят по поверхности Земли и слабо нагревают ее. Чем южнее, тем более отвесно падают на Землю солнечные лучи, тем сильнее они нагревают земную поверхность. Значит, северные районы нашей страны получают от Солнца меньше тепла, южные – больше. Вот почему природа изменяется с севера на юг. – в зависимости от температуры в данной местности растения и животные приспосабливаются к данным условиям жизни. Те кто предпочитает прохладу или холод поселяются ближе к северу, а те, которые любят тепло – поселяются ближе к югу. – «природная зона» – это территория со сходными условиями жизни, почвами, растительным и животным миром, сменяющие друг друга в направлении с севера на юг. – зона арктических пустынь, зона тундры, зона смешанных и широколиственных лесов, зона степей, зона пустынь. Познавательные УУД: самостоятельный поиск наиболее оптимальных способов выполнения заданий, Регулятивные УУД:сопоставление способов действий с результатом, самоконтроль |
||||||||||
3. Выявление места, причины затруднения и определение учебной цели Задача этапа: Достижение понимания связи цели учебной деятельности с темой занятия через уточнение учебных затруднений |
|||||||||||
Активизирует знания учащихся. Сегодня наша научная экспедиция начнёт своё путешествие по России с севера – В какую же природную зону мы с вами отправимся? – Что бы вы хотели узнать об этой зоне?
Создает проблемную ситуацию. Итак, что нам сегодня предстоит выяснить, т.е. какова же цель нашего путешествия? Чтобы ответить на этот вопрос, нам нужно составить план нашего исследования. – Назовите этапы изучения любой территории. План исследования. (На доске)
|
– В зону арктических пустынь – Какую территорию занимает , – Какой климат там, – Почему эта зона называется пустыней? – Есть ли там жизнь?
– Определить: Существует ли жизнь в зоне Арктических пустынь.
(Дети составляют план) Регулятивные УУД: определение темы и цели занятия, контроль действий |
||||||||||
4. Первичное закрепление с формулированием проблемы Задача этапа: Усвоение учащимися нового знания через способы действия |
|||||||||||
Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации. Изучение географического положения Для того, что бы выяснить какая территория входит в зону Арктических пустынь, откройте карту природных зон в конце учебника и посмотрите: – Каким цветом она обозначена? А теперь выполните практическую работу: Практическая работа: (Приложение 2) Итак, какую же территорию занимает зона Арктических пустынь (показ на карте) Молодцы, ребята.
Изучение климата – Как вы думаете, какие климатические условия в этой природной зоне? – Где мы можем проверить свои предположения?
– откройте учебник на с.129-130 -1-й обз)– прочитайте текст . Работу выполняем в парах. – Итак, что же вы узнали о климатических условиях Арктики? (слайд 3-8) – Что интересного узнали в энциклопедии? – От таких суровых климатических условий что-то стало холодно, давайте отдохнём и согреемся Физминутка
|
– серым Работа с картой природных зон. (работа в парах) (Несколько человек у доски показывают зону Арктических пустынь) – моря Северного Ледовитого океана: Баренцево море, Карское море, море Лаптевых, Восточно-Сибирское море, Чукотское море. – острова: Земля Франца Иосифа, Северная Земля, Новосибирские острова и остров Врангеля; – узкая полоса материка, п-ов Таймыр
(Дети высказывают свои предположения) – в учебнике, энциклопедии. Самостоятельная работа в парах по карточкам (Приложение 2) – ответы детей
– один ученик даёт полную характеристику (показ слайда) Познавательные УУД: выявление географического положения и климатических условий природной зоны Коммуникативные УУД: самостоятельная работа в парах, сотрудничество Регулятивные УУД: самоанализ результатов усвоения материала, выявление проблем |
||||||||||
5. Самостоятельная работа с самопроверкой Задача этапа: Организация умения применять новое знание в типовых заданиях |
|||||||||||
Организует деятельность в группах по применению новых знаний. Давайте ещё раз вспомним, На какой вопрос мы должны сегодня найти ответ? – Нашей экспедиции предстоит выяснить может ли существовать жизнь в этих суровых условиях? Изучить жизнь растительного мира предстоит «ботаникам» – 1 ряд (у учеников инструкции) Изучать жизнь животного мира – будут ребята группы «зоологов» – 2 ряд (у учеников инструкции) Жизнь людей в этой зоне будут изучать ребята 3 ряда (Работа с учебником с.132-133) (у учеников инструкции) |
– Существует ли жизнь в зоне Арктических пустынь
Самостоятельная работа в группах по плану: (Приложение 2) Познавательные УУД: изучение конкретого материала по заданной теме. Коммуникативные УУД: самостоятельная работа в группах сотрудничество Регулятивные УУД: самоанализ результатов усвоения материала, выявление проблем |
||||||||||
6. Включение в систему знаний Задача этапа: Включение нового способа действий в систему знаний |
|||||||||||
Организует деятельность по применению новых знаний. Выявление полученных знаний – Растут ли растения в этих суровых условиях и какие? (на доске появляется табличка) – Что вы узнали о лишайниках? Итак, некоторые растения смогли приспособиться к холодным условиям жизни. – А смогли ли приспособиться животные? – нам расскажут зоологи. – Есть ли население в Арктике, расскажут группы 3 ряда. (фронтальные ответы) – С каким ещё источником работала ваша группа? – Что интересного вы узнали? По ходу работы над новой темой на доске заполняется следующая схема Зона Арктических пустынь
|
Дети сообщают изученный материал 1. сообщение о растительном мире. 2. сообщение о рыбах и птицах 3 сообщение о млекопитающих (дети рассказывают с опорой на карточку, показ слайдов) 4 .сообщение о занятиях населения
– с текстом из энциклопедии "Что такое? Кто такой ?" (один ученик рассказывает о занятиях населения и о заповеднике) Познавательные УУД: применение новых знаний на практике, обобщение, синтез, выявление главного Регулятивные УУД: самоконтроль, самомотивация
|
||||||||||
7. Рефлексия деятельности Задача этапа: Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности |
|||||||||||
Организует рефлексию. – На какой вопрос мы пытались найти ответ сегодня на уроке? – Смогли ли мы ответить на этот вопрос? – К каким выводам мы пришли? Докажите. – Что бы вы ещё хотели узнать? Оцените свою работу в течение всего урока. (Приложение 1) |
Существует ли жизнь в зоне Арктических пустынь.
Познавательные УУД: осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия |
||||||||||
8. Домашнее задание Задача этапа: Стимулирование организации учебной деятельности дома |
|||||||||||
Дома:
Большое спасибо за хорошую работу на уроке, большинство из вас прекрасно потрудились. Оценки которые вы себе поставили обсудим чуть позже. |
Познавательные УУД: выбор наиболее эффективных способов решения, структурирование знаний Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона |