Времена года Федора Ивановича Тютчева (к 120-летию со дня рождения поэта)

Разделы: Литература


Цель: выявление основных особенностей изображения Ф.И. Тютчевым природы в разные времена года.

Задачи:

- знакомство с биографией поэта;

- знакомство с особенностями пейзажной лирики Тютчева;

- развитие умения рассуждать, творчески мыслить;

- развитие связной речи;

- формирование навыков анализа стихотворного произведения;

- воспитание интереса к поэзии в целом и к поэзии Тютчева в частности.

Оборудование: мультимедиа, портрет Ф.И. Тютчева, выставка книг поэта, тексты стихотворений.

Опережающие задания:

- подготовка доклада о биографии поэта;

- подготовка доклада с общим анализом стихотворений Тютчева,

посвященных природе.

В работе используются элементы технологии проблемного обучения.

I. Оргмомент.

- Здравствуйте! Сегодня у нас весьма необычный урок. В чем его необычность, мы определим с вами позже. А сейчас давайте посмотрим на доску и прочитаем тему сегодняшнего урока.

Итак, тема нашего урока “Времена года Ф.И. Тютчева”.

II. Актуализация знаний.

- Мы, современные люди, часто лишенные возможности общения с природой, подчас перестаем чувствовать красоту окружающего мира. Нам все сложнее остановиться и почувствовать радость от встречи с такими простыми вещами, как закат солнца, синица на ветке, первый весенний лист...

Почувствовать мир природы нам иногда помогает поэзия. Общение с ней требует особого труда, но этот труд не физический и даже не интеллектуальный. Это работа души. Сегодня нашим проводником в мир природы станет Федор Иванович Тютчев, удивительный русский поэт, прекрасный дипломат, человек светский, остроумный и одновременно чуткий, ранимый, глубоко и тонко чувствовавший природу.

Чтобы сформулировать цель нашего урока, давайте обратимся к эпиграфу.

Ф.И. Тютчев утверждает:

Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик-
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык...

Назовите ключевые слова эпиграфа... Как вы понимаете данный эпиграф?..

Отсюда, как вы думаете, какой будет цель нашего урока? Что мы должны выяснить?.. (Ответы учащихся)

- Итак, сегодня на уроке на примере тютчевских стихотворений, посвященных тому или иному времени года, мы попытаемся доказать, что природа живая, в ней есть душа, она умеет чувствовать. А также на уроке мы продолжим учиться понимать поэтический текст, проникать в его глубинный смысл через анализ стихотворений Тютчева, посвященных временам года.

Анализировать стихотворения мы с вами будем по определенной схеме. У вас на столах есть план анализа стихотворного текста. Вам он уже знаком. Давайте его перечитаем еще раз. (Приложение 1) В работе над анализом стихотворений вам помогут словарь настроений и словарь терминов. (Приложение 1)

А сейчас нам необходимо вспомнить основные изобразительно-выразительные средства художественной речи: метафору, олицетворение, сравнение и эпитет. (Ответы учащихся.)

III. Ознакомление с новым материалом.

- Но прежде чем анализировать творчество поэта, давайте познакомимся с его биографией.

Выступление ученика с докладом “Биография Ф.И. Тютчева”.

- Художническая судьба поэта необычна: это судьба последнего русского романтика, творившего в эпоху торжества реализма и все-таки сохранившего верность заветам романтического искусства. Романтизм Тютчева складывается прежде всего в понимании и изображении природы. Преобладание пейзажей - одна из примет его лирики. При этом изображение природы и мысль о природе соединены у Тютчева воедино: его пейзажи получают символически-философский смысл, а мысль обретает выразительность.

Всего Тютчевым было написано около 400 стихотворений. Часть из них относится к пейзажной лирике. У нас есть “эксперт в области поэзии”, который провел общий анализ стихотворений Тютчева, посвященных природе. Давайте послушаем, какие особенности удалость обнаружить “эксперту” при анализе стихотворений о временах года: о каком времени года преобладают стихи Тютчева, на что чаще всего обращает поэт в своей пейзажной лирике, какие явления природы изображает.

Выступление “эксперта” с докладом “Общий анализ стихотворений Тютчева, посвященных природе”.

- Итак, “эксперт” нам немного приоткрыл завесу и рассказал об основных особенностях пейзажной лирики Тютчева. Но мы должны сами убедиться, так ли всё, как было сказано, проанализировав ряд стихотворений.

IV. Первичное закрепление во внешней речи.

- И начнем мы с вами наше волшебное путешествие по временам года с зимы.

Как мы уже знаем, стихотворений, посвященных зиме, у Тютчева меньше всего. И самое известное стихотворение – “Чародейкою зимою...”.

Аудиозапись стихотворения “Чародейкою зимою...”

Коллективный анализ стихотворения по вопросам:

  • Какова основная мысль стихотворения?
  • На что обращает внимание поэт?
  • Какие изобразительно-выразительные средства использует поэт?

- В стихотворении “Чародейкою зимою...” поэт восхищается красотой зимнего леса, “околдованного Чародейкою Зимою”. Складывается впечатление, что автор действительно попал в сказочное королевство, где правит Зима. Здесь жизнь течет по своим законам, которые обычному человеку понять очень сложно.

“Он весь вспыхнет и заблещет ослепительной красой”, - отмечает поэт, подчеркивая, как удивительно меняется природа. Еще мгновение назад лес казался неживым, замерзшим и неприветливым. Однако благодаря солнцу, скользнувшему по заснеженным ветвям, он стал ослепительно красивым. И эта удивительное превращение настолько поразило автора, что он в стихотворении попытался максимально точно передать свои ощущения и показать, что мир бесконечно прекрасен и в нем всегда найдется место для чуда.

 Поэту при помощи метафор удалось передать умиротворенное состояние зимней природы, которая погружена в волшебный сон. Лес “околдован, не мертвец и не живой”, и в этой фразе слышится неподдельное изумление автора, который не перестает удивляться тому, как обычный снег может изменить окружающий мир, превратив его в сонное царство, где деревья замерли до наступления весны, окованные “легкой цепью пуховой”

- Но как бы ни была прекрасна зима, её время проходит, и в свои права вступает весна.

“Люблю грозу в начале мая...” - так начинается стихотворение Тютчева “Весенняя гроза”, написанное им за границей в начале 1850-х годов. В его названии прилагательное “весенняя” привносит определённый смысл: весна для Тютчева – символ обновления природы и человеческой души.

Аудиозапись стихотворения “Весенняя гроза”.

Коллективный анализ стихотворения по вопросам:

  • Какова основная мысль стихотворения?
  • На что обращает внимание поэт?
  • Какие изобразительно-выразительные средства использует поэт?

- По мнению Тютчева, мир весенней природы – это воплощение идеальной светлой чистоты. Поэт наслаждается этой чистотой и искренне признаётся в своих чувствах: “Люблю...”. 

Поэт приходит в восторг, любуясь игрой молодого грома, который громогласно заявляет о торжественном шествии весны, задавая всему живому радостный, мажорный тон. На его звуки откликается “поток проворный”, ему вторят птицы в лесу.

Сквозные образынебо, земля, солнце и вода – передают идею единства природы и человека. Сияние и свет, которым наполнено художественное пространство, символизируют начало, объединяющее мир.

В финале стихотворения поэт вводит мотив древнегреческих мифов: богиня вечной молодости Геба в шутку, смеясь, пролила на землю “громокипящий кубок” и радуется вместе с ликующей природой. 

Картина весенней грозы у Тютчева представлена эпитетами (“первый гром”, “раскаты молодые”, “поток проворный”, “шум нагорный”), насыщена красками (“небо голубое”, “солнце нити золотит”) и звуками (“гром грохочет”, “гремят раскаты”).

В стихотворении присутствуют метафоры, олицетворения (“повисли перлы дождевые”, “поток бежит”, “гром резвится и играет”), которые придают речи красочность и выразительность, делают образы яркими, зримыми.

- Весна прекрасна у поэта, но и она тоже проходит, как и проходит молодость. И наступает лето. “Какое лето, что за лето!// Да это просто колдовство...” – восхищается поэт этим временем года.

Летом поэт обращает внимание на неизбежные в это время года жару, зной. От полдневной жары все замерло в природе, все как бы ненадолго уснуло.

Чтение стихотворения “Полдень”. (Приложение 2)

- Что может быть спасением в такую жару?.. (Дождь.)

В стихотворении “Неохотно и несмело” поэт передает миг перед дождем, перед грозой, когда природа затихает и преображается.

Аудиозапись стихотворения “Неохотно и несмело”.

Коллективный анализ стихотворения по вопросам:

  • Какова основная мысль стихотворения?
  • На что обращает внимание поэт?
  • Какие изобразительно-выразительные средства использует поэт?

-  Тютчев изображает природу в промежуточном состоянии, от предвкушения грозы до ее завершения, стремясь отобразить постоянное движение времени.

Небо и земля, символизируя неразрывную связь человеческой жизни и бытия вселенной, становятся главными персонажами стихотворения, а гроза отражает всю сложность и противоречивость отношений между двумя стихиями. Как мы знаем уже, гроза – одно из самых любимых явлений природы для поэта.

Обратите внимание, с каким мастерством Федор Иванович Тютчев изобразил молнию, которая синим огненным лучом разрывает небо напополам. Она выступает в качестве предвестницы грозы, неся с собой бесценный дар в виде теплого летнего дождя.

Мы как будто слышим, как всё чаще и чаще раздается гром и поднимается ветер, а солнце, осветив ещё раз поля, скрывается за тучами. И этот последний солнечный луч, коснувшийся “смятенной земли”, является напоминанием нам о том, что пройдет совсем немного времени и небесное светило вновь займет свое почетное место, благосклонно взирая на обновленный мир.

Стихотворение насыщено движением, красками, звуками. Глагольная лексика стихотворения красочна и выразительна: “окаймил”, “принахмурилась”, “потонула”, “прогремело”, “пробилась”. Разнообразна создающая светлый и радостный колорит цветовая палитра стихотворения: “синей молнии струя”, “зеленеющие нивы”, “пламень белый”, “земля в сиянье”.

Поэт использует олицетворения (“солнце смотрит”, “пыль летит”, “принахмурилась земля”), эпитеты (“пламень белый и летучий”, “зеленеющие нивы”), развернутые метафоры (“пробилась из-за тучи синей молнии струя”, “раскаты громовые всё сердитей и смелей”). Аллитерация помогает создать особое настроение в стихотворении (“И раскаты громовые// Все сердитей и смелей...”)

- А какое явление природы мы можем наблюдать после дождя летом?.. (Радугу.)

В своем стихотворении “Как неожиданно и ярко...” поэт называет её “воздушной аркой”.

Аудиозапись стихотворения “Как неожиданно и ярко...”

- Тютчев написал свой поэтический этюд под живым впечатлением от радуги, увиденной им проездом через город Рославль по пути из Москвы в Овстуг.

С чувством неподдельного восхищения поэт создает образ “воздушной арки”, вызывая у читателя определенное эмоциональное отношение к нарисованной картине.

Во втором предложении образ “воздушной арки” приобретает новые черты. Сложное по структуре предложение подчеркивает всеохватность, всеобъемлемость радуги, которая “Один конец   в леса  вонзила,// Другим  за облака   ушла...”. Величественность     красоты    передается     глаголами    с     высокой экспрессивной окраской “обхватила” и “изнемогла”. Какой глагол особенно выразителен?.. (“Изнемогла”). Этим словом лучше всего передается “внешний процесс постепенного таяния, ослабления, исчезновения радуги” (И. С. Аксаков).

Созерцание красоты мира рождает невольную мысль о недолговечности “торжества” в природе, о недолговечности нашей жизни.

- И лето тоже недолговечно. Уже в конце августа ему на смену приходит осень.

У Тютчева есть прекрасное стихотворение, характеризующее переход природы от лета к осени, - “Есть в осени первоначальной...”.

Аудиозапись стихотворения “Есть в осени первоначальной...”.

Коллективный анализ стихотворения по вопросам:

  • Какова основная мысль стихотворения?
  • На что обращает внимание поэт?
  • Какие изобразительно-выразительные средства использует поэт? (Ответы учащихся.)

- “Первоначальная” осень – это уже не лето. Но в то же время “...далеко ещё до первых зимних бурь”. Это своего рода передышка, затишье перед бурей. Прозрачность, пустота и простор кругом. Как же поэту удаётся передать это?.. (Ответы учеников)

Есть в стихотворении замечательный эпитет - “хрустальный” (день). Каквы понимаете это слово? (Хрустальный - это хрупкий, прозрачный, красивый.)

“Дивная пора” очень коротка, непрочна: подуют холодные ветры и “хрустальный” день разобьётся. Но это время удивительно красиво. В нём много света, мягкого, спокойного. День, как хрусталь, светится на солнце. 

“И лучезарны вечера”. Выясним значение эпитета “лучезарный”. Он означает “сверкающий, пронизанный светом”.

Мягкость, умиротворение, разлитое в воздухе, подчёркивает слово “лазурь”. Лазурный – нежно-голубой. В начале осени воздух – чистая и тёплая лазурь, именно такой, какой нужен для отдыха. 

Итак, мы “посмотрели” на картину, нарисованную поэтом. А что можно “услышать” в этом стихотворении?.. (Тишину.)

Это очень важно – уметь слышать тишину, чтобы противопоставить шумное лето спокойной и тихой осени. Как видим, Тютчев использует здесь скрытую антитезу. Раньше “бодрый серп гулял”, а сейчас паутина “висит на праздной борозде”. 

Для того чтобы определить неторопливость этих прекрасных дней, поэт использует не только лексические средства, но и синтаксические.

Сколько предложений в стихотворении?.. (Три.)

Всё стихотворение состоит из трёх предложений, два из которых заканчиваются многоточием, что говорит о недосказанности, некоторой медлительности. Фразы в строке длинные, это делает чтение стихотворения неспешным, помогает передать спокойствие, которое царит в природе. Тютчев не изображает каких-то неземных, удивительных красот. Но в каждом его слове звучит такая любовь к природе, такая нежность, что его стихи понятны каждому из нас.

- Стихотворения об осени — самые меланхоличные: осень природы напоминает поэту, как и любому человеку, осень жизни. И все-таки осень прекрасна...

Чтение стихотворения “Осенней позднею порою...” (Приложение 2)

- Стихотворение написано в 1858 году, когда Тютчеву уже было больше пятидесяти, то есть действительно наступала его осень! Но она была прекрасна, как и золотая осень природы...

V. Самостоятельная работа.

- Итак, мы с вами вместе проанализировали стихотворения Ф.И. Тютчева, посвященные природе и временам года.

А сейчас вы самостоятельно будете анализировать стихотворения поэта. Вам нужно разделиться на 4 группы: “Зима”, “Весна”, “Лето” и “Осень”.

Используя предложенный план анализа, каждая группа будет анализировать стихотворение, посвященное какому-то времени года.

Затем мы поделимся друг с другом своими наблюдениями и сделаем выводы по нашей теме.

Самостоятельный анализ стихотворений (10 минут):

Зима: “Декабрьское утро”;

Весна: “Весенние воды”;

Лето: “В небе тают облака...”;

Осень: “Осенний вечер”. (Приложение 3)

Во время работы звучит музыка П.И. Чайковского “Времена года”.

VII. Итог урока.

- Итак, прочитав и проанализировав столько стихотворений Ф.И. Тютчева о природе, мы можем сделать с вами определенные выводы. Какие?.. (Ответы учащихся.)

Если говорить в целом, то природа у Тютчева изменчива, динамична. Она не знает покоя, она вся в борьбе противоборствующих сил. Природа многолика, насыщена звуками, красками, запахами. Поэт видел природу в постоянном движении, непрерывной смене явлений, в переходных состояниях: например, как в произведениях “Декабрьское утро” или “Есть в осени первоначальной...”.     

В стихотворениях Тютчева о зиме отсутствуют, как ни странно, и безнадежность, и грусть, часто навеваемые холодом и темнотой зимы. Напротив, поэт воспринимает это время года как обновление   природы после дождливой осени.

Тем не менее, какой бы чудесной ни была зима, весна всегда прекрасна и долгожданна.  Весна у Тютчева олицетворяет молодость, жизнерадостность. Стихотворения о весне наполнены мотивом воды.     Бегущие весенние воды – символ очищения природы после долгого зимнего сна, осветления после застоя.

Гроза – любимое тютчевское явление природы. Она появляется у поэта как весной, так и летом.

Лето у Тютчева многолико. В нем бывают и грозы, и тишина во время полуденного зноя. И то и другое явление для поэта по-своему прекрасна.

Стихотворения об осени – самые меланхоличные: осень природы напоминает поэту, как и любому человеку, осень жизни.

Таким образом, в лирике Тютчева времена года – это отражение “времен жизни” человека.

Вернемся к нашему эпиграфу. Что мы можем сказать: доказывает поэт своими стихотворениями правоту данных строк или нет?.. (Да, доказывает.)

Лирика поэта проникнута восторгом перед величием и красотой, бесконечностью и многообразием природного царства. Природа в стихах Тютчева очеловечена, одухотворена. Словно живое существо, она чувствует, дышит, радуется и грустит.

Само по себе одушевление природы обычно в поэзии. Но для Тютчева это не просто олицетворение, не просто метафора: живую красоту природы он принимал и понимал не как свою фантазию, а как истину.

Характеризуя произведения Тютчева, историк и писатель Михаил Петрович Погодин отмечал, что “такие стихи, родясь утром, не умирают вечером, потому что чувства и мысли, их внушающие, принадлежат к разряду вековечных...”.

VIII. Домашнее задание.

Самостоятельный анализ стихотворений Тютчева:

  • 1 вариант – “Как весел грохот летних бурь...”;
  • 2 вариант – “Обвеян вещею дремотой...”.

Презентация.