Программа научного общества естествознания по работе с одаренными детьми "Натуралист"

Разделы: Биология


Пояснительная записка

Одной из приоритетных задач современного общества специалисты все чаще называют задачу по выявлению одаренных детей, созданию условий для развития и реализации их потенциальных возможностей в социально ценной деятельности.

Основной проблемой одаренных детей ученые называют проблему реализации их способностей в личностно и социально значимых областях деятельности. Иными словами, одаренные дети, став взрослыми, нечасто оправдывают возлагаемые на них надежды, и лишь очень немногие из этих детей впоследствии реализуют себя в соответствии с их особыми способностями . Таким образом, задача учебных учреждений, учителей, педагогов заключается в том, чтобы в максимальном объеме обеспечить образовательные потребности одаренных детей, превратить их способности в достижения и помочь реализоваться в жизни через социализацию и самоактуализацию.

Организация работы с одаренными детьми

Для ответа на вопрос о том, как организуется работа с одаренными детьми в системе Российского образования, обратимся к Рабочей концепции одаренности , где указаны основные типы образовательных структур для обучения одаренных детей. К ним относятся:

  • дошкольные образовательные учреждения (ДОУ);
  • общеобразовательные школы, в которых создаются условия для индивидуального обучения одаренных детей через использование технологий развивающего обучения, введение факультативов, специальных курсов, изучение школьных предметов по вариативным программам, создание индивидуальных планов и т.п.
  • система дополнительного образования;
  • школы, ориентированные на работу с одаренными детьми (гимназии, лицеи, нетиповые образовательные учреждения).

Что касается педагогической деятельности учителей естествознания , то они могут оказать существенную помощь в решении основных задач по работе с одаренными детьми, создавая условия для их развития и социализации средствами своего предмета. Роль естествознания , наряду с русским   языком, историей, правом, экономикой, как дисциплин, обеспечивающих успешную социализацию учащихся, особо подчеркивается в Концепции модернизации российского образования.

Как уже отмечалось выше, одной из проблем одаренных детей является проблема реализации их способностей. Специалисты выделили несколько причин, лежащих в её основе. Вот некоторые из них:

  • Склонность одаренных детей избегать, а не решать проблемы, сталкиваясь с ними в социальной сфере. Это обусловлено отсутствием навыков в преодолении трудностей в познавательной сфере;
  • Настрой одаренного ребенка на “поглощение” знаний, что значительно затрудняет поиск нестандартных и оригинальных решений ;
  • Трудности общения со сверстниками, а иногда и со взрослыми людьми. По словам специалистов, “у многих одаренных детей заметно “отсутствие социальной рефлексии и навыков поведения в реальных условиях школьного и общего социума” .

Программа рассчитана на 5 лет и предполагает постоянную работу по её дополнению и совершенствованию. Участники программы – учащиеся с 5 – го по 9 – й класс.

Цель и задачи программы

В связи с социальным заказом цель обучения одаренных детей естествознанию может быть определена следующим образом:

  • Развитие способностей учащихся использовать естествознание как инструмент познания; приобщения и адаптации к новому социальному опыту, как средство эффективного решения коммуникативных задач в сферах личных, профессиональных и социальных интересов;
  • Создание благоприятных условий для развития талантливых учащихся через оптимальную структуру школьного и дополнительного образования.

Для достижения этих целей необходимо решить следующие задачи:

  • Совершенствование системы выявления и сопровождения одарённых детей, их специальной поддержки, создание психолого-консультационной службы для оказания психологической помощи одарённым детям;
  • Обогащение социального опыта школьников;
  • Помощь личности в самопознании, самоопределении и самосовершенствовании
  • Формирование готовность и способность личности выполнять систему социальных ролей;
  • Отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;
  • Создание условий для укрепления здоровья одарённых детей;
  • Расширение возможностей для участия способных и одарённых школьников в районных, областных олимпиадах, научных конференциях, творческих выставках, различных конкурсах.

Ожидаемые результаты

Конечным результатом реализации программы должны стать:

  • создание условий для сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала учащихся в области естественных наук;
  • созданию условий для укрепления здоровья одарённых детей;
  • повышению качества образования и воспитания школьников;
  • создание благоприятных условий для развития одаренности на всех ступенях обучения физике, химии, биологии, географии ;
  • сформированное чувство осознанного изучения естественных наук;
  • формирование и развитие у учащихся способности ставить перед собой задачи, намечать пути их достижения;
  • формирование у учащихся способности планировать и анализировать свою деятельность по изучению естествознания .

Основные мероприятия программы

  • организация школьных олимпиад, конкурсов, конференций, выставок, интеллектуальных соревнований;
  • приобретение оборудования и материалов для исследовательской и творческой деятельности школьников в школе, развивающих работу с одарёнными детьми;
  • приобретение научной и учебно-методической литературы, необходимой для творческой и исследовательской деятельности одарённых детей;
  • проведение научно-практических конференций и семинаров по проблемам работы с одарёнными детьми.

Принципы выявления одаренных детей

– Опора на методы психодиагностики;

– Комплексность, системность, длительность отслеживания показателей психолого-педагогического статуса одаренного ребенка;

– Принципиальное значение имеет разработка методов выявления “ потенциальной” одаренности, это:

1) предварительное всестороннее психодиагностическое обследование в рамках психологического сопровождения развития школьника, осуществляемое психологической службой школы;

2) переплетение диагностических, психокоррекционных и развивающих методов в условиях групповой, тренинговой работы психолога с учащимися.

Это позволяет осуществить переход от методов “ диагностики отбора” к методам “диагностики развития”.

Режим психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса позволяет не только отслеживать актуальный психолого-педагогический статус каждого ребенка школы в самые сложные критические возрастные периоды, но и прогнозировать зону ближайшего развития у детей “скрытых”, нереализованных пока возможностей и способностей. 

Содержание программы

В 5-9 классах усиливается значимость принципов индивидуализации и дифференциации обучения, большое значение приобретает использование проектной методики и современных технологий обучения естествознанию (в том числе информационных). Поэтому в своей работе я широко применяю метод проектов, и в соответствии с Примерными Программами по естествознанию на заключительном уроке по каждой теме учащимся предлагается подготовить проект. Работа над проектом способствует развитию критического и творческого мышления учащихся, ориентирует их на самостоятельную деятельность. Тема проектов, уровень сложности содержания выбирается в соответствии с интересами и уровнем подготовки детей. Работать над проектной методикой начинается с 5 класса.

В ходе работы над первым проектом учащиеся внимательно изучают памятку работы над проектом “Творческий проект – это интересно”. Советы из памятки помогают успешнее организовать работу. Во-первых, необходимо выбрать проект, который интересен для тебя. Во-вторых, в групповом проекте необходимо распределить роли и обязанности в соответствии с интересами и возможностями каждого участника проекта. Проект должен быть аккуратно и красочно оформлен. Для работы над темой необходимо использовать дополнительную литературу, Интернет. Чтобы успешно защитить проект на уроке, необходимо дома отчитать текст проекта.

В 5-6 классах учащиеся выполняют творческие индивидуальные проекты небольшого объема. С 7 класса начинается работа над исследовательскими межпредметными групповыми проектами. Так работа над проектом по теме “Экологические проблемы” требует знаний по экологии, биологии, географии, физике, информатике. Работая над проектом, дети учатся мыслить самостоятельно, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты, устанавливать причинно-следственные связи.

Тема проекта, выбранная в 7 классе, более детально разрабатывается учащимися в 8-9 классах. При этом варианты проблем в рамках намеченной тематики по теме.

Презентация проектов проходит в виде постеров, докладов или ролевой игры на уроке – Защита знаний по естественным наукам, уроки-конференции.

Раскрывая особенности каждой из используемых технологий, можно определить, какие именно способности они развивают у учащихся:

  • самоопределительная – способность к самостоятельному и обоснованному выбору, самоопределению в целях деятельности, способах и средствах, путях решения и т.д.;
  • коммуникативная – способность к общению, диалогу, конструктивной критике и поиску решения;
  • имитационного моделирования (игровая) – способность решать жизненно важные проблемы;
  • проблемно-поисковая – способность решать проблемы и проблемные ситуации;
  • деятельная – способность быть субъектом предстоящей деятельности: осознавать и определять черты конечного результата, проектировать, как и с помощью чего можно достичь цели;
  • рефлексивная – способность к анализу и самоанализу после совершенной деятельности.

Таблица 1 “Тематика занятий, научного общества “Натуралист”” в Приложении 1

Формы работы с одаренными учащимися:

  • групповые занятия;
  • факультативы;
  • предметные кружки;
  • кружки по интересам;
  • конкурсы;
  • участие в олимпиадах;
  • работа по индивидуальным планам;
  • дистанционные олимпиады и конкурсы;
  • интеллектуальные марафоны.

В соответствии с формами работы с одаренными детьми были разработаны 2 элективных курса “Физиология высшей нервной деятельности психологии” для учащихся 10-11 классов.

Курс базируется на знаниях биологии 8 и 9 классов. Вложены материалы о механизмах психики, воли, эмоций, психологические тесты.

В программу работ с одарёнными детьми включен элективный курс “Трудные вопросы химии” для учащихся старших классов (10 – 11 кл.)

Текущий контроль осуществляется постоянно, параллельно с изучением материала. Особенный акцент делается на умении самостоятельно, осознанно, правильно строить устную речь, доказывать и отстаивать свое мнение, организовывать исследовательскую и творческую днеделю – 1 занятие.

Контроль результатов обучения и оценка приобретенных умений и навыков проводится по окончании всего курса. Возможен промежуточный контроль на каждом последнем занятии блока.

Целесообразно познакомить учащихся с темами рефератов и проектов на первом уроке, чтобы они могли накапливать материал постепенно. Учащиеся сами выбирают формы представления проектов и защиты рефератов. Роль учителя заключается в организации обсуждения содержания и формы представляемой работы, а также роли каждого учащегося в групповой или индивидуальной работе. Образовательный продукт может быть представлен также в форме ролевой игры, презентации, слайд-шоу, постера, рекламы, афиши, тезисов лекций, таблиц, исследовательских или других проектов.

Руководители и координаторы научного общества “Натуралист” в Приложении 3

Список литературы в Приложении 4

Внеклассная и внеурочная деятельность членов общества в учебном году (Приложение 2)