Рабочая программа учебного курса биологии для коррекционной школы VIII вида. 7-й класс

Разделы: Коррекционная педагогика

Класс: 7


Пояснительная записка.

Рабочая программа учебного курса биологии для 7 класса (далее рабочая программа) составлена на основе примерной программы специальной (коррекционной) школы VIII видя под редакцией доктора пед. наук В.В.Воронковой, Москва, “Владос”, 2010 г., выбранной с учётом особенностей учащихся (для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью).

Учебник – “Биология. Растения. Грибы. Бактерии” (для специальных коррекционных школ VIII вида), 7 класс, Москва, “Просвещение”, автор: Клепинина З.А., 2011 г.

Учебник предназначен для детей с ограниченными возможностями и реализует требования I варианта Базистого учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений, составляет единый комплекс с рабочей тетрадью по биологии для 7 класса автора З. А. Клепининой.

Программа рассчитана на 68 часов, 2 часа в неделю (34 учебных недели).

Преподавание биологии должно быть направлено на коррекцию недостатков интеллектуального развития учащихся. В процессе знакомства с живой и неживой природой необходимо развиваться у учащихся наблюдательность, речь и мышление, учить устанавливать простейшие причинно – следственные отношения в взаимозависимости живых организмов между собой и неживой природой, взаимосвязи с человеком. В 7 классе предлагается изучение наиболее распространённых и известных учащимся растений, работа с наглядным и практическим материалом. Затем изучают бактерии, а позже – грибы. Такая последовательность объясняется условиями усвоения, сохранения и применения знаний учащимися коррекционной школы.

Задачи курса:

1. сообщение учащимся знаний об основных компонентах живой природы – растениях, их элементарном биологическом строении, систематике, значении в природе и жизни человека.

2. формирование правильного понимания природных процессов внутри живых организмов.

3. проведение через весь курс экологического воспитания, бережного отношения к природе.

4. первоначальное ознакомление с приёмами выращивания некоторых растений и ухода за ними.

5. привитие навыков любви к Родине, трудолюбию, гражданских и патриотических чувств.

Основные требования к уровню подготовки:

Учащиеся должны знать:

  • названия некоторых бактерий, грибов, а также растений из их основных групп: мхов, папоротников, голосеменных и цветковых;
  • строение и общие биологические особенности цветковых растений; разницу цветков и соцветий;
  • некоторые биологические особенности, а также приёмы возделывания наиболее распространённых сельскохозяйственных растений, особенно местных (в Тверской области);
  • разницу ядовитых и съедобных грибов;

Учащиеся должны уметь:

  • отличать цветковые растения от других групп (мхи, папоротниковые, голосеменные);
  • приводить примеры растений некоторых групп (бобовых, сложноцветных, линейных);
  • различать органы у цветкового растения (цветок, лист, стебель, корень);
  • различать однодольные и двудольные растения по строению корней плодов и семян; приводить примеры однодольных и двудольных растений;
  • выращивать некоторые цветочно-декоративные растения (в саду, дома, в классе);
  • различать грибы и растения между собой.

Формы организации учебного процесса:

  • урок, видео-урок, видео-лекция
  • практикум, лабораторная работа
  • фронтальная или индивидуальная работа
  • коллективная, парная, групповая работа
  • экскурсия в парк, не пришкольный участок
  • изучение растений в классе, работа с гербариями

Методы обучения: словесные, наглядные, практические, ИКТ, технологии.

Содержание программы по разделам

п/н Темы. Разделы. Кол-во глав. Лаб. раб. Опыты
1 Введение. Что изучает ботаника. Экскурсия в парк. 2  
2 Общее знакомство с цветковыми растениями. 20 12
3 Многообразие растительного мира. 40 10
4 Растения – живой организм. 1  
5 Бактерии. 1  
6 Грибы. 2 2
7 Итоговое повторение всех тем. Экскурсия в парк. 2  

Всего 68 часов.

В том числе: 2 экскурсии, 24 лаб.работы и опытов.

Содержание программы.

1.Введение. Что изучает ботаника. Экскурсия в парк – 2 ч.

Как работать с учебником и тетрадью на печатной основе. Ботаника – одна из древних наук, основа земледелия. Растения вокруг нас. Значение и разнообразие, охрана растений. “Красная книга” Тверской области. Осенняя экскурсия в парк.

2. Общее знакомство с цветковыми растениями – 20 ч.

Строение растения, его органы.

  • Лабораторная работа номер 1. Строение цветкового растения.

Цветок. Строение цветка.

  • Лабораторная работа номер 2. Строение цветка.

Виды соцветий, значение и разнообразие цветка. Опыление цветов. Самоопыление и перекрёстное опыление.

Плоды. Значение и разнообразие плодов. Сухие и сочные плоды. Размножение растений семенами. Способы распространения плодов и семян: с помощью ветра, саморазбрасывание, с помощью животных и человека.

Семя. Внешний вид и строение семени фасоли.

  • Лабораторная работа номер 3. Внешний вид семени фасоли.
  • Лабораторная работа номер 4. Строение семени фасоли

Строение семени пшеницы. Разнообразие семян.

  • Лабораторная работа номер 5. Строение зерновки пшеницы.

Условия распространения семян.

  • Лабораторная работа номер 6. Опыт. Условия необходимые для прорастания семян.

Определение всхожести семян. “Старые” семена.

  • Лабораторная работа номер 7. Определение всхожести семян.

Правила посадки и заделки семян в почву.

  • Лабораторная работа номер 8. Опыт. Глубина заделки семян.

Корень, его значение и разнообразие. Корневые системы в почве. Значение изменения корней. Использование человеком корней и корнеплодов растений.

Лист. Внешнее строение и разнообразие листьев (на примере живых растений). Из каких веществ состоит лист.

  • Опыты по обнаружению жира в семенах подсолнечника и крахмала в клубнях картофеля.

Процессы фотосинтеза в листе растения, с использованием воды, углекислого газа на свету.

  • Практическая работа номер 9. Опыт. Образование крахмала в листьях растений на свету.

Испарение воды листьями.

  • Практическая работа номер 10. Опыт. Испарение воды листьями.

Дыхание растений.

  • Практическая работа номер 11. Опыт. Изучение процесса дыхания под водой.

Листопад, его значение для сезонных явлений в природе.

Стебель. Значение и строение стебля. Разнообразие стеблей.

  • Практическая работа номер 12. Опыт. Доказательство движения воды по древесине и по коре растения.

Приспособленность растений к условиям жизни, многообразие стеблей в природе.

Растение – целостный организм взаимосвязи органов и частей растений.

Влияние среды обитания на жизнь растения, экологические группы растений.

3. Многообразие растительного мира – 40 ч.

Причина делений растений на группы и отделы.

Жизненные формы растений: кустарники, травы, деревья.

Отдел мохообразные. Разнообразие мхов, их значение в природе и для человека.

Отдел папоротникообразные, многообразие и значение папоротников. Изучение мхов и папоротников по гербарным образцам.

Отдел голосеменные, или хвойные, растения. Разнообразие хвойных. Красная Книга Тверской области: мхи, папоротники, хвойные растения.

Покрытосеменные, цветковые растения. Деление отдела на классы. Разнообразие растений, значение природы в целом. Однодольные, злаковые. Разнообразие хлебных злаковых культур в мире: рис, пшеница, рожь, кукуруза, ячмень, овёс. Выращивание зерновых культур, поёв, уход, уборка урожая. Злаковые культуры – основа пищи всего человечества и животноводства. Разнообразие растений семейства лилейные. Цветочно-декоративные лилейные вокруг нас: в саду, в комнате, в природе. Овощные лилейные: лук, чеснок.

  • Лабораторная работа номер 13. Строение луковицы.

Дикорастущие лилейные: ландыш, купена. Двудольные покрытосеменные растения. Семейство пасленовые: разнообразие растений и общие признаки. Овощные и технические культуры. Картофель.

  • Лабораторная работа номер 14. Строение клубня картофеля.

Способы посадки и ухода за картофелем.

Овощные пасленовые: томат, помидор, баклажан и перец. Цветочно-декоративные пасленовые: петуния, душистый табак. Курительный табак и ядовитый дурман – опасные растения.

Бобовые растения. Общие признаки бобовых. Пищевые бобовые растения: бобы, горох, фасоль, соя, арахис. Кормовые бобовые растения: клевер, люцерна, люпин.

Розоцветные. Общие признаки розоцветных. Шиповник – дикий предок розы. Плодово-ягодные розоцветные: разнообразие сортов яблони, груши, вишни, малины, земляники, ежевики, рябины, сливы. Персик и абрикос – южные плодовые розоцветные культуры. Значение розоцветных в природе. “Красная книга Тверской области”: цветковые растения под охраной. Изучение разнообразия комнатных растений в классе, дома. Сравнение растений по характеристикам: внешнему виду, окраске, цветкам, форме побегов.

Сложноцветные. Общая характеристика семейства. Пищевые растения: подсолнечник. Календула и бархатцы - однолетние - декоративные сложноцветные. Лекарственные свойства некоторых растений. Маргаритка, георгины – многолетние декоративные растения семейства сложноцветных.

Уход за комнатными растениями.

Полив, пересадка и перевалка растений.

  • Практическая работа номер 15. Перевалка комнатных растений в другой горшок.

Пересадка комнатных растений.

  • Практическая работа номер 16. Пересадка комнатных растений в больший по размеру горшок.

Осенние работы в саду и на учебно-опытном участке.

Осенняя и весенняя перекопка почвы.

  • Практическая работа номер 17. Осенняя перекопка почвы. Уход за саженцами в питомнике.

Обработка почвы в приствольных кругах плодовых деревьев.

  • Практическая работа номер 18. Обработка почвы в приствольных кругах дерева.

Подготовка сада к зиме.

  • Практическая работа номер 19. Подготовка сада к зиме.

Весенние работы в саду и на учебно-опытном участке.

Весенний уход за садом.

  • Практическая работа номер 20. Весенний уход за садом

Весенняя обработка почвы.

  • Практическая работа номер 21. Весенняя обработка почвы.

Уход за посевами и посадками.

  • Практическая работа номер 22. Уход за посевами и посадками яблони, смородины, хвойных растений в дендрарии.

4. Растения – живой организм. Итоговое повторение, контрольная работа.

5. Бактерии. Разнообразие и значение бактерий.

6. Грибы. Разнообразие и значение грибов. Полезные и ядовитые грибы.

  • Практическая работа номер 23. Изучение внешнего вида грибов: трутовика и шампиньона.
  • Практическая работа номер 24. Изучение под микроскопом микоризы плесневого гриба.

7. Итоговое повторение по всем темам.

Весенняя экскурсия в парк, лес, луг. Сезонные изменения растений весной.

Календарно-тематическое планирование по биологии 7 класс для учащихся коррекционных школ в Приложении 1.

Список литературы

  1. Т.А.Сухова, В.И.Строганов, И.П.Пономарева. Биология в основной школе: Программы.-.: Вентана-Граф, 2005.-72с.;
  2. З.А. Клепинина, В.С. Капралова. Рабочая тетрадь по естествознанию. Приложение к учебнику “Естествознание. Растения ”7 класс вспомогательной школы. : Москва “Просвещение” 1994.-48с.;
  3. З.А. Клепинина. “Биология. Растения. Бактерии. Грибы.” 7класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 6 издание. Москва “Просвещение” 2012.