Пояснительная записка.
Рабочая программа учебного курса биологии для 7 класса (далее рабочая программа) составлена на основе примерной программы специальной (коррекционной) школы VIII видя под редакцией доктора пед. наук В.В.Воронковой, Москва, “Владос”, 2010 г., выбранной с учётом особенностей учащихся (для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью).
Учебник – “Биология. Растения. Грибы. Бактерии” (для специальных коррекционных школ VIII вида), 7 класс, Москва, “Просвещение”, автор: Клепинина З.А., 2011 г.
Учебник предназначен для детей с ограниченными возможностями и реализует требования I варианта Базистого учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений, составляет единый комплекс с рабочей тетрадью по биологии для 7 класса автора З. А. Клепининой.
Программа рассчитана на 68 часов, 2 часа в неделю (34 учебных недели).
Преподавание биологии должно быть направлено на коррекцию недостатков интеллектуального развития учащихся. В процессе знакомства с живой и неживой природой необходимо развиваться у учащихся наблюдательность, речь и мышление, учить устанавливать простейшие причинно – следственные отношения в взаимозависимости живых организмов между собой и неживой природой, взаимосвязи с человеком. В 7 классе предлагается изучение наиболее распространённых и известных учащимся растений, работа с наглядным и практическим материалом. Затем изучают бактерии, а позже – грибы. Такая последовательность объясняется условиями усвоения, сохранения и применения знаний учащимися коррекционной школы.
Задачи курса:
1. сообщение учащимся знаний об основных компонентах живой природы – растениях, их элементарном биологическом строении, систематике, значении в природе и жизни человека.
2. формирование правильного понимания природных процессов внутри живых организмов.
3. проведение через весь курс экологического воспитания, бережного отношения к природе.
4. первоначальное ознакомление с приёмами выращивания некоторых растений и ухода за ними.
5. привитие навыков любви к Родине, трудолюбию, гражданских и патриотических чувств.
Основные требования к уровню подготовки:
Учащиеся должны знать:
- названия некоторых бактерий, грибов, а также растений из их основных групп: мхов, папоротников, голосеменных и цветковых;
- строение и общие биологические особенности цветковых растений; разницу цветков и соцветий;
- некоторые биологические особенности, а также приёмы возделывания наиболее распространённых сельскохозяйственных растений, особенно местных (в Тверской области);
- разницу ядовитых и съедобных грибов;
Учащиеся должны уметь:
- отличать цветковые растения от других групп (мхи, папоротниковые, голосеменные);
- приводить примеры растений некоторых групп (бобовых, сложноцветных, линейных);
- различать органы у цветкового растения (цветок, лист, стебель, корень);
- различать однодольные и двудольные растения по строению корней плодов и семян; приводить примеры однодольных и двудольных растений;
- выращивать некоторые цветочно-декоративные растения (в саду, дома, в классе);
- различать грибы и растения между собой.
Формы организации учебного процесса:
- урок, видео-урок, видео-лекция
- практикум, лабораторная работа
- фронтальная или индивидуальная работа
- коллективная, парная, групповая работа
- экскурсия в парк, не пришкольный участок
- изучение растений в классе, работа с гербариями
Методы обучения: словесные, наглядные, практические, ИКТ, технологии.
Содержание программы по разделам
п/н | Темы. Разделы. | Кол-во глав. | Лаб. раб. Опыты |
1 | Введение. Что изучает ботаника. Экскурсия в парк. | 2 | |
2 | Общее знакомство с цветковыми растениями. | 20 | 12 |
3 | Многообразие растительного мира. | 40 | 10 |
4 | Растения – живой организм. | 1 | |
5 | Бактерии. | 1 | |
6 | Грибы. | 2 | 2 |
7 | Итоговое повторение всех тем. Экскурсия в парк. | 2 |
Всего 68 часов.
В том числе: 2 экскурсии, 24 лаб.работы и опытов.
Содержание программы.
1.Введение. Что изучает ботаника. Экскурсия в парк – 2 ч.
Как работать с учебником и тетрадью на печатной основе. Ботаника – одна из древних наук, основа земледелия. Растения вокруг нас. Значение и разнообразие, охрана растений. “Красная книга” Тверской области. Осенняя экскурсия в парк.
2. Общее знакомство с цветковыми растениями – 20 ч.
Строение растения, его органы.
- Лабораторная работа номер 1. Строение цветкового растения.
Цветок. Строение цветка.
- Лабораторная работа номер 2. Строение цветка.
Виды соцветий, значение и разнообразие цветка. Опыление цветов. Самоопыление и перекрёстное опыление.
Плоды. Значение и разнообразие плодов. Сухие и сочные плоды. Размножение растений семенами. Способы распространения плодов и семян: с помощью ветра, саморазбрасывание, с помощью животных и человека.
Семя. Внешний вид и строение семени фасоли.
- Лабораторная работа номер 3. Внешний вид семени фасоли.
- Лабораторная работа номер 4. Строение семени фасоли
Строение семени пшеницы. Разнообразие семян.
- Лабораторная работа номер 5. Строение зерновки пшеницы.
Условия распространения семян.
- Лабораторная работа номер 6. Опыт. Условия необходимые для прорастания семян.
Определение всхожести семян. “Старые” семена.
- Лабораторная работа номер 7. Определение всхожести семян.
Правила посадки и заделки семян в почву.
- Лабораторная работа номер 8. Опыт. Глубина заделки семян.
Корень, его значение и разнообразие. Корневые системы в почве. Значение изменения корней. Использование человеком корней и корнеплодов растений.
Лист. Внешнее строение и разнообразие листьев (на примере живых растений). Из каких веществ состоит лист.
- Опыты по обнаружению жира в семенах подсолнечника и крахмала в клубнях картофеля.
Процессы фотосинтеза в листе растения, с использованием воды, углекислого газа на свету.
- Практическая работа номер 9. Опыт. Образование крахмала в листьях растений на свету.
Испарение воды листьями.
- Практическая работа номер 10. Опыт. Испарение воды листьями.
Дыхание растений.
- Практическая работа номер 11. Опыт. Изучение процесса дыхания под водой.
Листопад, его значение для сезонных явлений в природе.
Стебель. Значение и строение стебля. Разнообразие стеблей.
- Практическая работа номер 12. Опыт. Доказательство движения воды по древесине и по коре растения.
Приспособленность растений к условиям жизни, многообразие стеблей в природе.
Растение – целостный организм взаимосвязи органов и частей растений.
Влияние среды обитания на жизнь растения, экологические группы растений.
3. Многообразие растительного мира – 40 ч.
Причина делений растений на группы и отделы.
Жизненные формы растений: кустарники, травы, деревья.
Отдел мохообразные. Разнообразие мхов, их значение в природе и для человека.
Отдел папоротникообразные, многообразие и значение папоротников. Изучение мхов и папоротников по гербарным образцам.
Отдел голосеменные, или хвойные, растения. Разнообразие хвойных. Красная Книга Тверской области: мхи, папоротники, хвойные растения.
Покрытосеменные, цветковые растения. Деление отдела на классы. Разнообразие растений, значение природы в целом. Однодольные, злаковые. Разнообразие хлебных злаковых культур в мире: рис, пшеница, рожь, кукуруза, ячмень, овёс. Выращивание зерновых культур, поёв, уход, уборка урожая. Злаковые культуры – основа пищи всего человечества и животноводства. Разнообразие растений семейства лилейные. Цветочно-декоративные лилейные вокруг нас: в саду, в комнате, в природе. Овощные лилейные: лук, чеснок.
- Лабораторная работа номер 13. Строение луковицы.
Дикорастущие лилейные: ландыш, купена. Двудольные покрытосеменные растения. Семейство пасленовые: разнообразие растений и общие признаки. Овощные и технические культуры. Картофель.
- Лабораторная работа номер 14. Строение клубня картофеля.
Способы посадки и ухода за картофелем.
Овощные пасленовые: томат, помидор, баклажан и перец. Цветочно-декоративные пасленовые: петуния, душистый табак. Курительный табак и ядовитый дурман – опасные растения.
Бобовые растения. Общие признаки бобовых. Пищевые бобовые растения: бобы, горох, фасоль, соя, арахис. Кормовые бобовые растения: клевер, люцерна, люпин.
Розоцветные. Общие признаки розоцветных. Шиповник – дикий предок розы. Плодово-ягодные розоцветные: разнообразие сортов яблони, груши, вишни, малины, земляники, ежевики, рябины, сливы. Персик и абрикос – южные плодовые розоцветные культуры. Значение розоцветных в природе. “Красная книга Тверской области”: цветковые растения под охраной. Изучение разнообразия комнатных растений в классе, дома. Сравнение растений по характеристикам: внешнему виду, окраске, цветкам, форме побегов.
Сложноцветные. Общая характеристика семейства. Пищевые растения: подсолнечник. Календула и бархатцы - однолетние - декоративные сложноцветные. Лекарственные свойства некоторых растений. Маргаритка, георгины – многолетние декоративные растения семейства сложноцветных.
Уход за комнатными растениями.
Полив, пересадка и перевалка растений.
- Практическая работа номер 15. Перевалка комнатных растений в другой горшок.
Пересадка комнатных растений.
- Практическая работа номер 16. Пересадка комнатных растений в больший по размеру горшок.
Осенние работы в саду и на учебно-опытном участке.
Осенняя и весенняя перекопка почвы.
- Практическая работа номер 17. Осенняя перекопка почвы. Уход за саженцами в питомнике.
Обработка почвы в приствольных кругах плодовых деревьев.
- Практическая работа номер 18. Обработка почвы в приствольных кругах дерева.
Подготовка сада к зиме.
- Практическая работа номер 19. Подготовка сада к зиме.
Весенние работы в саду и на учебно-опытном участке.
Весенний уход за садом.
- Практическая работа номер 20. Весенний уход за садом
Весенняя обработка почвы.
- Практическая работа номер 21. Весенняя обработка почвы.
Уход за посевами и посадками.
- Практическая работа номер 22. Уход за посевами и посадками яблони, смородины, хвойных растений в дендрарии.
4. Растения – живой организм. Итоговое повторение, контрольная работа.
5. Бактерии. Разнообразие и значение бактерий.
6. Грибы. Разнообразие и значение грибов. Полезные и ядовитые грибы.
- Практическая работа номер 23. Изучение внешнего вида грибов: трутовика и шампиньона.
- Практическая работа номер 24. Изучение под микроскопом микоризы плесневого гриба.
7. Итоговое повторение по всем темам.
Весенняя экскурсия в парк, лес, луг. Сезонные изменения растений весной.
Календарно-тематическое планирование по биологии 7 класс для учащихся коррекционных школ в Приложении 1.
Список литературы
- Т.А.Сухова, В.И.Строганов, И.П.Пономарева. Биология в основной школе: Программы.-.: Вентана-Граф, 2005.-72с.;
- З.А. Клепинина, В.С. Капралова. Рабочая тетрадь по естествознанию. Приложение к учебнику “Естествознание. Растения ”7 класс вспомогательной школы. : Москва “Просвещение” 1994.-48с.;
- З.А. Клепинина. “Биология. Растения. Бактерии. Грибы.” 7класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 6 издание. Москва “Просвещение” 2012.