Технология дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в работе учителя английского языка

Разделы: Общепедагогические технологии, Инклюзивное образование


Развитие дистанционного обучения - это одна из программ национального проекта "Образование". Основные цели дистанционного обучения: дать возможность обучающимся совершенствовать, пополнять свои знания в различных областях в рамках действующих образовательных программ, в том числе и при изучении иностранных языков.

Обратившись к Википедии, мы выяснили, что дистанционное обучение (ДО) представляет взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет - технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность.

Дистанционное обучение?- это самостоятельная форма обучения. Информационные технологии в ДО являются ведущим средством. Дистанционные технологии обучения (образовательного процесса) представляют собой совокупность методов, средств обучения и администрирования учебных процедур, обеспечивающих проведение учебного процесса на расстоянии на основе использования современных информационных и телекоммуникационных технологий.

Обучение на основе компьютерных телекоммуникаций обеспечивает возможность:

  • оперативной передачи на любые расстояния информации любого объема, любого вида (визуальной и звуковой, статичной и динамичной, текстовой и графической);
  • хранения информации в памяти компьютера (электронная почта) нужное количество времени, возможность ее редактирования, обработки, распечатки;
  • интерактивности с помощью специально создаваемой для этих целей мультимедийной информации и оперативной обратной связи с преподавателем или с другими участниками обучающего курса;
  • доступа к различным источникам информации, в том числе удаленным и распределенным базам данных, многочисленным конференциям через систему Internet, работы с этой информацией;
  • организации совместных телекоммуникационных проектов, электронных конференций, компьютерных аудио- и видеоконференций.

В городе Камышине только в одной школе осуществляется ДО. В 2012 году МБОУ СОШ №19 стала центром ДО детей с ограниченными возможностями здоровья. Данная школа также является Ресурсным Центром города. Если в 2012 году прошли курсы дистанционного обучения 14 педагогов (эти курсы проходили в Камышине), то в 2013 ещё 7 педагогов (10-дневные курсы проходили в Волгограде). Теперь в нашем городе смогут дистанционно изучать ещё и немецкий язык. Как вы можете видеть, дистанционное обучение в Камышине постепенно набирает свою популярность, свою активность. Однако, в странах Европы дистанционные образовательные технологии давно развиваются и во многих образовательных дисциплинах вытесняют очное обучение.

Дистанционные технологии в обучении английскому языку могут быть направлены на:

1) на детей и взрослых, желающих изучать иностранные языки (в он-лайн режиме)

Ни для кого не секрет, что английский, немецкий, французский, да и любой другой язык можно изучать дистанционно, как сейчас стало модно говорить - по скайпу. Skype поддерживает видео общение ?между людьми и аналогичным образом общение между учеником и учителем.

2) на одарённых и неуспевающих детей (это дополнительные занятия). Ведь детям не всегда удобно приходить в назначенное учителем одно время для всей параллели обучающихся. Можно было проводить уроки, учитывая смены детей или после обеда.

3) на часто болеющих детей (обучение на дому).

4) на детей с ограниченными возможностями здоровья, т.?е. на детей - инвалидов.

Использование дистанционных форм при организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья позволяет обеспечить ребенка качественным образованием вне зависимости от места обучения, предоставляет возможность общения с людьми (педагогами), а ведь именно общение необходимого для социализации и адаптации ребёнка в обществе

Этапы технологии дистанционного обучения детей с ОВЗ :

1) Знакомство с картой здоровья ребёнка.

Перед составлением расписания и календарно-тематического планирования необходимо изучить особенности здоровья каждого ребёнка. Хочется отметить, что в течении года с учителями проводится много вебинаров по самым различным темам (состояние здоровья, особенности детей-инвалидов, рекомендации по работе с инвалидами). Они направлены на то, чтобы помочь учителям в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Вебинары проводятся московскими врачами, научными деятелями, различными специалистами.

2) Составление календарно-тематического планирования на каждого ребёнка с указанием нумерации уроков, тем разделов, тем уроков, предполагаемых и фактических дат уроков.

3) Составление расписания.

Расписание уроков согласуется непосредственно с родителями. При составлении расписания необходимо учитывать все возможности детей и нормативы Сан Пин.

Дистанционные уроки.

Оборудование и программное обеспечение ДО.

В семьи для обучения детей выданы комплекты оборудования. В комплект оборудования входят: компьютер, который снабжён Web-камерой, сканер, принтер, электронный графический планшет для рисования, микроскоп, датчики для проведения лабораторных работ по физике, химии, биологии, цифровой фотоаппарат. К программам, установленным в компьютере по учебным предметам, прилагаются методические пособия. Все участники ДО обеспеченны Интернет-доступом.

Каждому участнику ДО предоставлен доступ к системе ДО (www.vacad.ru), где располагаются материалы учебных курсов для поддержки учебного процесса по основным учебным предметам с 1 по 11 класс, детям с ограниченными возможностями здоровья. Эта среда представлена курсами. Каждый курс состоит из модулей (разделов). В каждом модуле рассматривается та или иная грамматическая тема (и теоретические основы, и видео урок по данной проблеме, и интерактив, и звуковое сопровождение, и он-лайн тестирование, и выход в интернет (ссылка на др. ресурс), интерактивные игры).

На уроках ДО возможно использование различных форм: лекция (объяснение нового материала), диктант, тест, игра, опрос, видео-урок, он-лайн путешествие и т.д.)

А сейчас хотелось бы назвать проблемы, с которыми сталкиваются учителя школы в процессе ДО:

  • дистанционный класс (обязательно наличие отдельного дистанционного класса для ведения он-лайн уроков)
  • компьютерная неграмотность (как детей и их родителей)

При дистанционном обучении обучаемый должен не только владеть пользовательскими навыками работы с компьютером, но и способами работы с аутентичной информацией, с которой он встречается в различных ресурсах Интернет. На начальном этапе дистанционного обучения приходится много времени и сил потратить на то, чтобы объяснить родителям, что такое скайп, как там зарегистрироваться, как пользоваться Интернетом, как завести и пользоваться электронной почтой, как в поисковике найти нужную образовательную среду. Учителя ДО должны помочь родителям и детям справиться с этими проблемами.

Дисциплинированность, ответственность, пунктуальность (некоторые обучающиеся не выполняют д.з., некоторые - не выходят в назначенное время на урок)

качество Интернет - соединения (шум, фон, сбои).

Каждый педагог ДО должен быть готов:

  • работать с детьми с ОВЗ (эмоциональный настрой педагога).
  • работать с детьми с ОВЗ дистанционно, преподавая им дополнительный курс (пройти курсовую подготовку по применению технических средств в работе ).
  • встречаться (созваниваться) с учителями, которые ведут основной курс в школе и обсуждать, как улучшить успеваемость ребёнка при этом, не навредив его здоровью.
  • встречаться на собраниях с родителями детей -инвалидов.
  • участвовать в обучающих вебинарах.
  • оказывать консультативно - методическую и техническую помощь родителям и ученикам.
  • проводить анкетирование с родителями о качестве ДО.

Подводя итог, хочется отметить, что ДО в городе Камышине начинает набирать свои обороты. ДО позволяет получать качественное обучение всем детям. А ведь, ссылаясь на новый закон "Об Образовани", инклюзия - центральная идея развития современного образования, затрагивающая глубокие социальные и ценностные изменения нашего общества. ДО позволяет включить детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательный процесс.

Использованная литература:

  • Айшервуд М.М. Полноценная жизнь инвалида / Пер. с англ. - М.: Педагогика, 2012
  • Андреев А.А. Введение в дистанционное обучение: Учебно-методическое пособие. - М.: ВУ, 2011
  • Дистанционное обучение: Учебное пособие / Под ред. Е.С. Полат. - М.: ВЛАДОС, 2011