Развитие музыкально-творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности на занятиях кружка "В мире музыки"

Разделы: Внеклассная работа


Младший школьный возраст – наиболее благоприятный период для приобщения детей к искусству, творчеству, музыке. Музыка оказывает влияние на формирование нравственных и эстетических чувств, развитие музыкально-творческих способностей ребёнка.

Я веду занятия музыкального кружка “В мире музыки” в рамках общекультурного направления внеурочной деятельности младших школьников. В кружке занимаются обучающиеся 1-2 классов. Актуальность кружка определяется необходимостью организации внеурочной деятельности младших школьников, предусмотренной Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.

Презентация.

Цель занятий: создание условий для развития музыкально-творческих способностей младших школьников./Слайд 2/

Задачи: /Слайд 3/

  • овладевать интонационно-образным языком музыки;
  • формировать универсальные учебные действия (УУД);
  • воспитывать потребности в музыкальном творчестве.

Внеурочные занятия направлены на формирование личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных универсальных учебных действий. В наибольшей степени, на мой взгляд, на занятиях формируются коммуникативные действия, т.к. в своей работе я использую такие виды деятельности, как:

  • пение в ансамбле;
  • инструментальное музицирование;
  • инсценирование;
  • импровизация;
  • работа в паре, группе. /Слайд 4/

Диагностические исследования, проведённые в сентябре 2012-13 учебного года с целью определения уровня развития музыкальных способностей первоклассников (музыкально-слуховые представления, качество интонирования, чувство музыкального ритма) и уровня сформированности универсальных учебных действий показали, что высокий уровень развития имели 18% , средний – 55%, низкий – 27% обучающихся.

Данные диагностики свидетельствуют, что большинство обучающихся первых классов готовы к обучению в школе в условиях введения ФГОС НОО (73 %):

  • развита эмоциональная отзывчивость, интерес к слушанию музыки;
  • в достаточной степени развиты чувство лада, ритма, метра;
  • частично сформированы познавательные, регулятивные, коммуникативные, личностные УД.

Диагностические исследования выявили ряд проблем при обучении первоклассников – низкий уровень (27%)сформированности универсальных учебных действий, музыкально-слуховых представлений, чувства лада и ритма.

Для преодоления проблем я поставила следующие задачи:

  • формировать универсальные учебные действия через игровую деятельность (музыкально-дидактические, ролевые игры, игры-хороводы, игры-диалоги, инсценирование);
  • развивать качество интонирования через комплекс вокальных упражнений;
  • развивать чувство ритма и метра через мелодические, ритмические, динамические импровизации.

Вся деятельность на занятиях кружка строится в игровой форме. Музыкально – дидактические игры, воздействуя на детей, активизируют познавательный интерес, расширяют музыкальное восприятие, развивают творческое воображение. На занятиях я применяю различные игры: сюжетно – ролевые, ассоциативные, игры-хороводы, игры-диалоги. /Слайды 5 – 9/

Ребята очень любят выступать в роли артистов и с удовольствием участвуют в инсценировках песен, пении караоке, обучаются игре на элементарных музыкальных инструментах.

В течение учебного года были организованы различные мероприятия, направленные на достижение результатов внеурочной деятельности школьников. /Слайд 10/

Первому уровню результатов (приобретение школьником социальных знаний) соответствовали: /Слайд 11/

  • Музыкально-литературные гостиные: “Дорогами детства”, “Весна идёт – весне дорогу”, “Что за прелесть эти сказки”;
  • “Музыкальная шкатулка” - цикл тематических концертов Свердловской Государственной Филармонии.

Для достижения второго уровня результатов (формирование ценностного отношения к социальной реальности) были организованы и проведены: /Слайд 12/

  • Турнир “Музыкальный калейдоскоп” среди учащихся 1-2 классов;
  • “Россия единством сильна” - школьный фестиваль музыкального творчества народов России совместно с учащимися 3-4 классов;

Выход учащихся за пределы школьной среды позволил реализовать третий уровень результатов (получение школьником опыта самостоятельного общественного действия):

  • Концерт “Эхо минувшей войны” для ветеранов;
  • “Парад проектов” - подготовка и защита исследовательских проектов (школьный, районный, городской этапы). /Слайд 13/

Таким образом, общекультурное направление внеурочной деятельности реализуется через различные образовательные формы, соответствующие воспитательным результатам внеурочной деятельности школьников.

Использование различных форм внеурочной деятельности позволило выявить её эффективность. Результаты мониторинга,проведённого через год (сентябрь 2013-14 уч.г.), показали, что высокий уровень развития музыкальных способностей имеют 42% обучающихся, средний – 58%, низкий отсутствует. /Слайд 14/

Цели мониторингового исследования:

  1. изучение эмоциональной отзывчивости и устойчивого интереса обучающихся вторых классов к восприятию музыки;
  2. изучение степени осознания обучающимися эмоционального настроя музыки, передаваемого через средства музыкальной выразительности;
  3. определение уровня сформированности универсальных учебных действий.

Данные мониторинговых исследований свидетельствуют, что у обучающихся вторых классов в достаточной степени развиты эмоциональная отзывчивость, интерес к слушанию музыки, музыкальная эрудиция.

Можно сделать вывод, что уровень развития музыкальных способностей обучающихся, занимающихся в кружке, повысился.

Подводя итоги работы, хочу отметить, что у детей формируются: /Слайд 15/

регулятивные действия:

  • учащиеся владеют постановкой музыкально-творческих задач;
  • оценивают собственное и ансамблевое вокальное исполнение;
  • осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль;

личностные действия:

  • дети могут выразить эмоциональное отношение к музыкальным образам;
  • осуществляют собственный исполнительский замысел в пении;

познавательные действия:

  • учащиеся анализируют, сравнивают музыкальные произведения, образы;
  • делают обобщения, выводы.

Все универсальные учебные действия, о которых было сказано, формируются в соответствии с требованиями ФГОС относительно 1-2 классов.

Считаю, что такие результаты достигнуты, благодаря систематической работе и наличию второго часа музыки в неделю, т.е. внеурочного занятия.

Литература.

1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарский И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя. М., “Просвещение”2010

2. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. М., “Просвещение” 2010

3. Суязова Г.А. Мир вокального искусства. Волгоград: “Учитель” 2009

4. Щербаков А.В. под ред. Фоминой Н.Н. Искусство и художественное творчество детей. М., 1991