Тип урока: урок изучения новых знаний.
Цель: познакомить учащихся со строением и работой листа растения;
Задачи:
образовательные:
- углубить и расширить знания о строении растительного организма ;
интеллектуальные:
- осознавать необходимость новых знаний (предварительный отбор источников информации, обработка информации);
коммуникативные:
- уметь участвовать в совместном решении проблемы, высказывать и аргументировать свою точку зрения;
развивающие:
- развивать мыслительные процессы: умение рассуждать, делать выводы;
- развивать речь, словарный запас.
воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к природе;
Оборудование:
- компьютерная презентация;
- раздаточный материал: тексты, листочки для рефлексии;
- учебник “Окружающий мир” 3 класс, часть 2. (авторы: О.Т.Поглазова, В.Д.Шилин);
- рабочая тетрадь к учебнику “Окружающий мир” 3 класс.
Категория детей: 3 класс
Ожидаемый результат: к концу урока дети должны усвоить, что такое лист, какова его роль в жизни растения.
Ход урока
1. Организационный момент
Психологический настрой.
Учитель:
Прозвенел звонок, начинается урок. Улыбнитесь друг другу и подумайте как хорошо, что мы сегодня вместе.. Мы все здоровы и счастливы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду. Забудьте о ней. Вдохните в себя свежесть весеннего дня. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.
Стадия вызова (Приложение 1)
Учитель:
- Сегодня мы с вами продолжаем изучать растительный организм . Мы многое уже узнали.
- Какие органы растения мы изучили? (корень и стебель)
2. Актуализация опорных знаний
- Но прежде чем продолжить открывать новые знания, давайте вспомним что мы уже знаем.Сейчас каждый проверит себя, выполнив задание-тест “Верно ли что .....”
- если утверждение верно, то ставим знак “+”
- если не верно знак “-”
- возникли затруднения “?”
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 + + - + + + - + + ?
1. Верно ли, что растение - это часть живой природы?
2. Верно ли, что цветковые растения – самая многочисленная группа растений?
3. Верно ли, что водоросли имеют корни?
4. Верно ли, что папоротники размножаются при помощи спор?
5. Верно ли, что развитие растения начинается с пробуждения семян?
6. Верно ли, что корни добывают из почвы воду и минеральные соли?
7. Верно ли, что корни не способны дышать?
8. Верно ли, что стебель служит опорой для растения?
9. Верно ли, что побег – это стебель с почками и листьями?
10. Верно ли, что лист – это главный орган растения?
- Ребята, какой вопрос вызвал у вас затруднение?
(ответы детей)
- Почему возникли спорные ответы именно на этот вопрос? (Мы ещё не знаем о работе и строении листа)
- Тогда попытайтесь сформулировать цель нашего сегодняшнего урока
- Сегодня к концу урока мы постараемся с вами ответить на этот вопрос. Вы ещё больше узнаете о растениях, познакомитесь со строением и работой листа.
3. Работа над новым материалом.
Стадия осмысления
- А что вы знаете о листьях растений?
- А что хотели бы узнать? (ответы детей)
- Лист – один из основных органов растения. Лист состоит из листовой пластинки и черешка.(слайд)
- У многих растений листья простые – они имеют одну листовую пластинку. Есть растения , у которых лист имеет несколько листовых пластинок. Такие листья называются сложными.(слайд)Размеры листьев у растений разные. Так, у пальмы, монстеры, кувшинки листья очень большие: их длина составляет около 150-200 см. А вот у вереска и иглицы совсем мелкие, длиной всего 2-3 мм.
(слайд)
- Учёные решили рассмотреть срез листа под микроскопом. Как вы думаете, что они прежде всего увидели? (Клетки)
(Слайд)
- Снаружи лист покрыт кожицей. Её клетки плотно прилегают друг к другу. Почему?
- Защищают внутренние ткани листа.
- На нижней поверхности листа, среди прозрачных клеток кожицы, находятся очень мелкие парные зелёные клетки, между которыми есть щель – это устьица..
- По-вашему, какова их роль?
(Испаряется влага и происходит газообмен.)
- Наша группа исследователей провела опыты и попыталась объяснить работу устьиц листа. И сейчас вы прослушаете отчёт о работе каждой из групп.
Исследовательская работа учащихся
1) Мною был поставлен опыт. Я поместил ветку комнатного растения в полиэтиленовый пакет и завязал его. Через 2 дня я увидел внутри пакета, на его стенках, появились капельки влаги. Это произошло благодаря испарению воды из листьев , помещённых в пакет. Испарение воды – это важная функция листа. (Демонстрация результата опыта на слайдах презентации)
2) Мой опыт доказывает, что листья благодаря устьицам осуществляют ещё одну важную функцию – газообмен. Я поместил в стеклянную банку растение и стакан с известковой водой. Через некоторое время известковая вода помутнела. Это говорит о том, что в банке появился углекислый газ. Таким образом, я доказал, что через устьица в лист поступает кислород, а выделяется углекислый газ.( Демонстрация результата опыта на слайдах презентации)
- О какой работе листа сейчас рассказали исследователи? (Газообмен и испарение воды)
- Но зелёный лист выполняет ещё одну важную роль и не только в жизни растений. Об этом вы узнаете посмотрев фильм.
(Демонстрация видеофильма “Фотосинтез”) Приложение 3
- Так о какой же работе листа вы узнали, посмотрев фильм.
(Образование органических веществ)
- Какие условия необходимы для образования органических веществ? (Свет и зеленые клетки листа).
- Мы провели такие исследования, опыты, получили много интересной и новой информации. А сейчас давайте отдохнём.
4. Физминутка
(Проводится под музыку)
5. Практическая работа (Работа в группах)
- Отдохнули, а теперь продолжим нашу работу по изучению листа растения. У каждой группы будет своя лаборатория. Вы должны рассмотреть листья растений и составить краткую характеристику каждого из них.
лист | Листовая пластинка (простая или сложная) |
Наличие черешка | Наличие ? |
№1 | |||
№2 | |||
№3 |
- При осмотре внешнего строения листа хорошо видно, что на листовых пластинах многих растений чётко выражены жилки. А как вы думаете какова их роль?
- Жилки – проводящая система листа, по ним переносятся вода и питательные вещества. Они укрепляют лист, придавая форму и прочность.
- А теперь мы можем заполнить последнюю графу в таблице? О чём мы скажем?
(О жилковании листьев)
- Жилкование у листьев различное, но независимо от вида жилкования у всех жилок одинаковая функция.
6. Закрепление изученного (Работа в парах)
– Вы сегодня много узнали о листе растения. И сейчас давайте закрепим наши знания , поработав с текстами
- У вас на партах лежит текст.
- Прочитайте его, сделав пометы. (Приложение 2)
V- знал
+ - новое
? – не понятно
- А сейчас пришло время возвратиться к цели нашего сегодняшнего урока. Что нового узнали?
- А действительно ли лист – главный орган растения? Можете ли вы сейчас ответить на этот вопрос?
- А вот теперь давайте обратимся ко всем изученным нами частям растений и послушаем, что они расскажут.
Инсценировка
1) Первым выступил Корень.
– Я здесь самый главный! Я укрепляю растение в почве , я пою его водой и кормлю минеральными солями. Да что растение – я и людей, и животных кормлю. Да еще и лечу иногда. Бывает, мастера такую красоту из меня делают, что и на международные выставки попадаю! Одно то, что я первым из семени появляюсь, говорит о моей важности!
2) Стебель, вслед за Корнем, возмущается:
“Ах, какие вы корни важные! А что бы вы без меня делали?
Ни одному корню без меня не жить. Это ведь мои тоненькие трубочки волокна пересылают питательные вещества и воду по всему растению. Одни волокна питание корням передают, другие – листу. С ранней весны до самой зимы работаю я, не покладая рук. Немного передохну зимой, а с приходом теплых дней опять берусь за дело. Поднимаю вверх ветви с листьями и располагаю их удобно, чтобы все солнышко увидели. Не было бы меня – не было бы и растения”
3) Лист.
Возмутился Лист: “Подумаешь! Ты, Корень, живешь в темноте, да еще и за мой счет! Если бы я не приготовил Вам питательные вещества, то вас и не было бы. Еще я подсказываю людям, когда растение нужно полить, подкормить, укрыть. Могу я кормить, лечить и животных, и людей. Да и дышится рядом со мной легко. А вас я могу вырастить и сам”.
Стадия рефлексии.
- Кто же из органов растения выиграл спор?
- Растение - единый организм, в котором согласованно работают все его органы.
7. Самостоятельная работа.
- А теперь, опираясь на сведения, которые вы получили, выполним самостоятельную работу. Если у кого возникнут затруднения, то тексты могут быть вашими помощниками.
Выполнение задания в печатной тетради с.31 №37.
- Какую цель мы ставили в начале урока?
- Мы ответили на поставленный вопрос?
- Кого вы бы хотели сегодня за урок похвалить?
Оцените свою работу, используя сигнальные карточки.
- А я оценю вашу работу, проверив тетради.
8. Домашнее задание.
1) Составить кроссворд по теме “Растение - единый организм”
2) С. 91 отвечать на вопросы
Список литературы.
- Энциклопедия для детей. Т.2 Биология. Глав.ред. М.Д.Аксёнова. – М.Аванта +. 2000.
- В Рохлов, А.Теремов, Р.Петросова “Занимательная ботаника”.
- А.Ликум “Всё обо всём. Популярная энциклопедия для детей”
- Интернет-ресурсы.