Цель: формирование компетентности родителей по вопросу развития у детей конструктивных умений и навыков.
Повестка:
- Строительный материал: радует, развивает, развлекает.
- Рекомендации по организации конструирования из строительного материала в семье.
- Практикум для родителей "Строим вместе" - педагоги.
Ход мероприятия
В последние годы, попадая в игрушечный магазин, вы оказываетесь перед очень трудным выбором: какую игру или игрушку купить, чтобы она не просто радовала и развлекала, но и развивала ребенка?!
Вопросы родителям:
- Предпочтение, каким играм и игрушкам вы отдаете?
- Чем любит играть ваш ребенок?
Мы предлагаем остановить свое внимание на деревянном строительном наборе! Удивились?! Может, многие из вас считают, что это устаревшие игрушки, но мы утверждаем, что этот, на первый взгляд, простой игровой материал таит в себе огромные возможности и дает развитию вашего ребенка то, что не может дать ни одна другая игра.
Вопросы родителям:
- У кого из вас дома есть строительные наборы?
- С удовольствием ли играют в него дети?
- Как вы думаете, на развитие чего могут влиять игры со строительным материалом?
Во-первых, это вид деятельности (в сравнении с рисованием, лепкой и аппликацией), в котором, ребенку гарантирован успех; он дает возможность для творчества; постройка может быть создана, исправлена, дополнена и даже восстановлена очень быстро. Ребенок творит, действует, пробует, исправляет - это очень важно. Ведь как говорил один из педагогов, ребенок испытавший радость творчества даже в самой минимальной степени, становится другим, чем ребенок, подражающий актам других.
Давайте вместе посмотрим, на развитие чего может повлиять игра со строительным материалом.
Раздел "Математика":
- название геометрических фигур - геометрические представления;
- образная память;
- пространственное мышление;
- умение отличать предметы по размеру, цвету, форме;
- умение классифицировать по нескольким признакам;
- умение использовать пространственные предлоги;
- ориентироваться в пространстве.
Раздел "Познавательное развитие":
Сооружая какие-либо конструкции, постройки взрослый, сам того не подозревая, рассказывает ребенку об объекте, его назначении, особенностях конструкции. Заинтересовавшись, ребенок самостоятельно начинает искать, подбирать иллюстрации, слушать информацию по телевидению или обращается за помощью к взрослому.
Раздел "Развитие речи":
- развивает связную речь (комментирует свои действия);
- правильно употребляет предлоги;
- соотносит части речи в роде, числе и падеже;
- формулирует замысел постройки.
Игры со строительным материалом формируют умения предвидеть будущий результат, воспитывает самостоятельность. Освоив строитель, ребенок может часами им заниматься, а взрослому остается только "подкидывать задачи", создавать условия. Формируется произвольность поведения, умение доводить дело до конца, задумывать замысел; развивается память, мышление, внимание, воображение.
Решение: приобрести деревянный строительный набор для организации конструктивной деятельности в домашних условиях. Организовать выставку буклетов, рекомендуемых конструкторов.
Убедившись в значении данной игры для развития дошкольника, перейдем к технологии использования ее в семье.
Итак, вы купили строитель.
Сначала научите ребенка складывать все детали в коробку в соответствии с образцом.
Затем, познакомьте ребенка со строителем. Первое знакомство длиться не более 10 минут. Короткая встреча вызовет у ребенка желание еще раз поиграть, чтобы, как ему кажется, наиграться вдоволь. Вторая встреча длиться тоже не более 10-15 минут.
Задача последующих встреч - содействовать тому, чтобы ребенок, открыв законы красоты, прочности, устойчивости, замещения и сочетания форм между собой, сумел играть без вашего участия в течение длительного времени, решая творческие задачи конструирования и обыгрывания построек.
Вопросы родителям:
- Знаете ли вы основные законы архитектуры?
- О чем нужно говорить во время строительства?
Итак, основные законы архитектуры - это полезность, прочность, красота.
Поговорим о каждом из них в отдельности.
Полезность.
Постройки могут быть разного назначения для человека (жилые дома, дворцы, служебные здания, гаражи, мосты, парки) и для животных (ферма, птичник и т.д.)
Прочность.
Конструкция будет прочной, если строить ее, соблюдая следующие правила:
- все детали надо укладывать ровно, плотно прижимая друг к другу;
- основание конструкции (фундамент, 1-й этаж, опоры), нужно делать прочным;
- все вертикально стоящие детали надо укрепить с обеих сторон другими деталями (кубиками, призмами, кирпичиками и др.);
- пластину (перекрытие, потолок) нужно выбрать чуть большего размера, чем расстояние между деталями, и придавит ее сверху какими-нибудь деталями;
- второй ряд деталей укладывается, как на ступеньках лесенки - поперек;
- недостающие детали можно заменить другими формами из другого конструктора. Надо показать способы замещения деталей.
Красота.
Постройка должна быть гармоничной по формам и цвету. Покажите 4-5 летнему малышу, как можно украсить постройку цветом, строительными деталями, каждый раз варьируйте и объясняйте, почему такая комбинация деталей и цвета вам кажется красивой.
Хорошо, если вы и ребенок проговариваете процесс и результат строительства.
О замысле. Что решили с тобой построить? Для кого? Зачем ему это надо?
О материале. Из чего будем строить?
Средство деятельности. Чем будем строить? (руками)
О последовательности возведения конструкции. Что сначала положим, что потом?
О результате. Доволен ли ты нашей постройкой? Почему? Получилась ли она прочной, удобной, красивой?
После постройки дайте ребенку поиграть в нее еще минут 10 и предложите убрать. Ребенок должен разобрать конструкцию сверху, не уронив ни одной детали. Устраивайте соревнование: кто быстрее и аккуратнее сложит детали в коробку. Наконец, наступит день, когда Вы спросите: "Можешь ли ты сам без моей помощи сложить материал в том же порядке?".
Хорошо, если у ребенка есть стол, на котором он может сохранять конструкцию несколько дней и обыгрывать ее. Но, как только она разрушилась, нужно тут же убрать ее. Убирается постройка и тогда, когда вам пришла идея усложнить задачу конструирования.
Главное - теперь ребенок может самостоятельно подолгу заниматься строителем.
Вопросы родителям:
-Как сохранить интерес к строительству?
Предлагайте усложнять задачи:
- увеличить или уменьшить образец постройки в соответствии с размерами персонажа или условиями его жизни: "Можешь ли построить дом с двумя подъездами, гараж для двух машин, дом с чердаком, мост для пешеходов и машин?";
- изменить пространственные условия: "Можешь ли построить так, чтобы окна выходили на эту дорожку?";
- выполнить постройки на основе чертежа-схемы, фотографии и по представлению;
- поощрять творчество, проявление индивидуального стиля конструирования, который проявляется в том, что ребенок решает построить такой дом, который еще не строил.
Постепенно ребенок научится ставить перед собой конструктивные задачи, а вам нужно будет знакомить его с архитектурными сооружениями и сохранять интерес к его деятельности. Малыш же будет доказывать, рассуждать, задавать вопросы, и у вас появиться в семье общая тема для обсуждения. Вы научитесь лучше понимать друг друга!
Решение: оформить рекомендации в виде памятки и распространить внутри группы, с целью их выполнения в домашних условиях (Приложение 1).
Практикум для родителей "Строим вместе".
На практикуме родители вместе с педагогами строили конструкции и изменяли их в соответствии с условиями. Также было предложено обыграть постройку.
Желаем успехов!