Большинство электронных средств обучения, создаваемых школьными учителями, ориентируется на работу с информацией разных типов. Стремясь к повышению наглядности своих разработок, педагоги стараются включать в них и рисунки, и фотографии, и звуковые фрагменты, и, конечно же, анимацию или видео. Современное слово "мультимедиа", описывающее соответствующие ресурсы и технологии, проникло в образование и используется педагогами при осуществлении собственных разработок. Рассмотрим мультимедиа и его особенности более подробно, обращая особое внимание на специфику создания мультимедиа-средств обучения.
Появление систем мультимедиа произвело революцию во многих областях деятельности человека. Одно из самых широких областей применения технология мультимедиа получила в сфере образования, поскольку средства информатизации, основанные на мультимедиа способны, в ряде случаев, существенно повысить эффективность обучения. Экспериментально установлено, что при устном изложении материала, обучаемый за минуту воспринимает, и способен переработать до одной тысячи условных единиц информации, а при "подключении" органов зрения до 100 тысяч таких единиц.
Важно понимать, что, как и многие другие слова языка, слово "мультимедиа" также имеет сразу несколько разных значений.
Мультимедиа - это:
- технология, описывающая порядок разработки, функционирования и применения средств обработки информации разных типов;
- информационный ресурс, созданный на основе технологий обработки и представления информации разных типов;
- компьютерное программное обеспечение, функционирование которого связано с обработкой и представлением информации разных типов;
- компьютерное аппаратное обеспечение, с помощью которого становится возможной работа с информацией разных типов;
- особый обобщающий вид информации, которая объединяет в себе как традиционную статическую визуальную (текст, графику), так и динамическую информацию разных типов (речь, музыку, видео фрагменты, анимацию и т.п.).
Таким образом, в широком смысле термин "мультимедиа" означает спектр информационных технологий, использующих различные программные и технические средства с целью наиболее эффективного воздействия на пользователя (ставшего одновременно и читателем, и слушателем, и зрителем).
Благодаря применению мультимедиа в средствах информатизации за счет одновременного воздействия графической, звуковой, фото и видеоинформации такие средства обладают большим эмоциональным зарядом и активно включаются в индустрию развлечений, практику работы различных учреждений, домашний досуг, образование.
Технологии мультимедиа позволяют осмысленно и гармонично интегрировать многие виды информации. В настоящее время созданы мультимедийные энциклопедии по многим школьным дисциплинам и образовательным направлениям. Разработаны игровые ситуационные тренажеры и мультимедийные обучающие системы, позволяющие организовать учебный процесс с использованием новых методов обучения.
Рис. 1
1. Презентации на уроке ИТ
Презентации на уроках информатики и ИКТ могут использоваться при изучении таких тем, как устройство компьютера, программное обеспечение, моделирование, алгоритмизация.
Примеры:
Рис. 2
Рис. 3
Рис. 4
2. Использование тестовых систем
Одно из соображений, положенных в основу создания тестов - иметь инструмент быстрого и относительно точного оценивания больших контингентов испытуемых. Требование экономии времени становится естественным в массовых процессах, каковым и стало образование.
Тестирование в педагогике выполняет три основные взаимосвязанные функции: диагностическую, обучающую и воспитательную.
Актуальным направлением современной организации тестового контроля является это индивидуализация контроля, приводящая к значительной экономии времени тестирования. Основные затраты при тестировании приходятся на разработку качественного инструментария, то есть имеют разовый характер. Затраты же на проведение теста значительно ниже, чем при письменном или устном контроле.
Примеры:
My Test: программа для подготовки, проведения и анализа компьютерного тестирования учащихся (бесплатная). В данной программе предусмотрены различные варианты ответов.
Вопросы на соответствие:
Рис. 5
Вопросы с полем ввода правильного ответа:
Рис. 6
Вопросы с выбором 1 ответа:
Рис. 7
Вопросы с выбором нескольких вариантов ответа:
Рис. 8
Ответ в виде числа:
Рис. 9
Результат тестирования выводится на экран, параметры оценивания и способ оценивания можно изменять с помощью настроек программы. Тест может проходить по сети, результат каждого учащегося выводится на экран учителя.
3. Использование электронных учебников и обучающих программ
В настоящее время существует множество обучающих систем, созданных и выложенных в сеть Интернет. В каталогах цифровых ресурсов возможно найти интересные программы по самой различной тематике.
Примеры:
Симулятор установки операционной системы Widows XP:
Рис. 10
Электронный учебник по темам состава персонального компьютера:
Рис. 11
Программа виртуальной сборки компьютера:
Рис. 12
4. Использование анимации на уроках информатики и ИКТ
Ведущим направлением в разработке обучающих программ является flash-технология. Программы и ролики, созданные в этой среде, могут быть использованы в любых предметных областях, в том числе и в информационных технологиях. Технологию Flash возможно использовать в различных направлениях:
- для обучения основам анимационной технологии на уроке,
- для создания анимационных фильмов,
- для внедрения в презентации и сайты,
- в качестве обучающих модулей.
В учебном процессе разработанные ресурсы применимы для демонстрации, а так же как элемент контроля. Данную технологию широко используют в развитии творческих способностей учащихся, которые активно участвуют в разработке подобных проектов.
Рис. 13
5. Использование видео на уроках
На сегодняшний день на уроках информатики и ИКТ есть возможность использовать видеоролики при изучении большинства тем. В различных источниках всемирной сети можно найти практически любой видеоматериал. Использование видео в целях обучение – это реализация принципа наглядности, который не только позволит сократить время объяснения нового материала, но и поможет сформировать учебно-познавательные навыки. Кроме использования готовых ресурсов, всегда есть возможность создания собственного материала, отвечающего всем запросам урока. Для создания видео роликов существует множество программ, как платных, так и бесплатных:
- Camtasia Studio
- CamStudio
- Movie Maker
- Wink 20
- Virtual Dub
- Pinnacle Studio
Примеры:
CamStudio:
Рис. 14
Wink 20:
Рис. 15
Рис. 16
6. Пример использование видеоролика по ИТ
В пример приводится видеоролик по теме: “Первое знакомство с HTML-редактором NVU 1.0”
Ссылка на просмотр ролика: http://yadi.sk/d/f-a4BXhKJTuFK
Рис. 17
Список используемых материалов и ресурсов.
- Симуляторы установки ОС Windows XP:
- http://windows-xp-setup-simulator.ru.uptodown.com/
- http://zpostbox.ru/ustanovka_operatsionnoy_sistemy_windows_xp_ili_7_v_emulyatore_qemu.html
- ЦОР “Открытая архитектура ПЭВМ”
- http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/e36f2994-0d7e-453d-a8e1-855124bd0b9b/%5BINF_028%5D_%5BAM_45%5D.swf
- Демонстрация flash сборки персонального компьютера:
- http://www.lefo.ro/en_ITEPC_VA_Desktop_v40/RootMovie.swf?lesson=1&mode=0
- Пример видеоролика от автора статьи “Первое знакомство с HTML-редактором NVU 1.0”:
- http://yadi.sk/d/f-a4BXhKJTuFK