Цель мероприятия: развитие интереса к изучению математики; развитие сообразительности, любознательности, логического мышления, творческих способностей; воспитание познавательных интересов, взаимопонимания.
Оборудование: мультимедийный проектор, маршрутный лист.
Оформление зала:
- девиз мероприятия;
- стенгазеты на тему “Великие математики”;
- высказывания о математике;
- презентация.
Подготовка:
- выбираются ведущие станций из числа учеников 8 класса и учителей – математиков;
- три команды из шести человек (5-7 классы);
- на дверях кабинетов вывешиваются названия станций;
- подготовить маршрутные листы;
- для жюри листы оценивания, грамоты.
Домашнее задание:
- Выбрать капитана, придумать название команды.
- Подготовить визитную карточку.
Девиз:
Чтоб спорилось нужное дело,
Чтобы в жизни не знать неудач,
Мы в поход отправляемся смело
В мир загадок и сложных задач.
Не беда, что идти далеко,
Не боимся, что путь будет труден,
Достижения крупные людям,
Никогда не давались легко.
Мероприятие начинается в актовом зале. Звучит песня “Дорогою добра”. Перед началом игры команды выстраиваются на линейку, а остальные учащиеся занимают места в зрительном зале.
1 ведущий:
Кто ничего не замечает,
Тот ничего не изучает.
Кто ничего не изучает,
Тот вечно хнычет и скучает.
2 ведущий:
Не нужно нам владеть клинком,
Не ищем славы громкой.
Тот побеждает, кто знаком
С искусством мыслить, тонким!
1 ведущий:
Учитесь думать, объяснять,
Учитесь мыслить, рассуждать.
Ведь в математике, друзья,
Без логики никак нельзя.
2 ведущий:
Добрый день, дорогие друзья! Сегодня Вы попадете в удивительный мир математики. И познакомит Вас с этим миром наш математический поезд, который проследует по станциям “Кроссвордная”, “Песенная”, “Математические этюды”, “Счастливый случай”, “Ребусы”, “Интеллектуальная”.
1 ведущий:
Перед началом игры мы хотим познакомить Вас с правилами следования нашего математического поезда.
Каждой команде выдается Маршрутный лист, на котором указан “маршрут”, порядок прохождения “станций”. Время пребывания на каждой станции – 5 минут. За каждое правильно выполненное задание на станциях вы получаете определенное количество баллов. Эти баллы отмечаются на вашем Маршрутном листе начальниками станций.
А теперь попросим капитанов команд подняться на сцену, чтобы получить маршрутные листы на математический поезд.
По сигналу команды расходятся по своим станциям.
СТАНЦИЯ “КРОССВОРДНАЯ” (Приложение 1)
Кроссворд “Числа”
По горизонтали: 2. Единица с шестью нулями. 4. Единица площади, равная 10000 м2. 6. Отрезок, соединяющий центр окружности и любую точку на ней. 10. Суммы длин всех сторон многоугольника. 11. Дробь, у которой числитель меньше знаменателя. 12. Знак, используемый для записи числа. 14. Закон сложения: а + в = в + а.
По вертикали: 1. Фигуры, совпадающие при наложении. 3. Закон умножения (а + в) с = ас + вс. 5. Прямоугольный параллелепипед, у которого все ребра равны. 7. Название отрезков, из которых состоит треугольник. 8. Единица масс, равная 1000 кг. 9. Равенство, содержащее неизвестное. 14. Третий разряд любого класса.
Ответы:
По горизонтали: 2. Миллион. 4. Гектар. 6. Радиус. 10. Периметр. 11. Правильная. 12. Цифра. 14. Переместительный.
По вертикали: 1. Равные. 3. Распределительный. 5. Куб. 7. Стороны. 8. Тонна. 9. Уравнение. 13. Сотни.
Кроссворд “Знай математику!”
По горизонтали: 3. Знаки, которые ставятся тогда, когда нужно изменить порядок действий. 4. Одна из точек, расположенных на координатном луче, имеющая большую координату. 8. Выдающийся советский математик, который в шестилетнем возрасте заметил, что 12 = 1, 22 = 1 + 3, 32 = 1 + 3 + 5, 42 = 1 + 3 + 5 + 7 и т. д. 9. Числа, которые перемножают. 10. Единица измерения отрезков учащимися в тетради. 13. Основная единица массы. 14. Неограниченная геометрическая фигура, которая не имеет краёв.
По вертикали: 1. Необходимая часть текста задачи. 2. Единица измерения объёма жидкости, которая используется в Англии и США (4л. ). 5. Прямоугольник, у которого все стороны равны. 6. Одно из измерений прямоугольного параллелепипеда. 7. Число, которое иногда получается при делении. 11. Число, которое делят. 12. Отрезок, соединяющий вершины треугольника.
Ответы:
По горизонтали: 3. Скобки. 4. Правее. 8. Колмогоров. 9. Сомножители. 10. Сантиметр. 13. Килограмм. 14. Плоскость.
По вертикали: 1. Вопрос. 2. Галлон. 5. Квадрат. 6. Длина. 7. Остаток. 11. Делимое. 12. Сторона.
Кроссворд “Начальные геометрические сведения”
По горизонтали: 1. Луч, делящий угол пополам. 4. Элемент треугольника. 5, 6, 7. Виды треугольника (по углам). 11. Математик древности. 12. Часть прямой. 15. Сторона прямоугольного треугольника. 16. Отрезок, соединяющий вершину треугольника с серединой противоположной стороны.
По вертикали: 2. Вершина треугольника. 3. Фигура в геометрии. 8. Элемент треугольника. 9. Вид треугольника (по сторонам). 10. Отрезок в треугольнике. 13. Треугольник, у которого две стороны равны. 14. Сторона прямоугольного треугольника. 17. Элемент треугольника.
Ответы:
По горизонтали: 1. Биссектриса. 4. Сторона. 5. Прямоугольный. 6. Остроугольный. 7. Тупоугольный. 11. Пифагор. 12. Отрезок. 15. Гипотенуза. 16. Медиана.
По вертикали: 2. Точка. 3. Треугольник. 8. Вершина. 9. Равносторонний. 10. Высота. 13. Равнобедренный. 14. Катет. 17. Угол.
СТАНЦИЯ “РЕБУСНАЯ”(Слайды) (Приложение 2)
СТАНЦИЯ “СЧАСТЛИВЫЙ СЛУЧАЙ” (Приложение 3)
Задание: за пять минут команда должна ответить на наибольшее количество вопросов. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. (Презентация).
Задания:
1. В церкви горело 7 свечей. Попадья чихнула и потушила 2 свечи. Сколько осталось? (Ответ: остались 2 свечи, а остальные сгорели)
2. Четверо играли в домино 4 часа. Сколько часов играл каждый? (Ответ: 4 часа)
3. Тройка лошадей пробежала 30 км. Сколько километров пробежала каждая лошадь? (Ответ: 30 км)
4. Что тяжелее: килограмм ваты или килограмм железа? (Ответ: одинаковы)
5. Петух, стоя на одной ноге, весит 3 кг. Сколько он весит, стоя на двух ногах? (Ответ: 3 кг)
6. Чему равно произведение всех цифр? (Ответ: 0, т.к. 0 * 1 * 2 * 3 * 4 * 5 * 6 * 7 * 8 * 9 = 0)
7. Летела стая уток: одна утка впереди и две сзади. Одна сзади и две впереди, одна между двумя и три в ряд. Сколько было уток? (Ответ: три утки летели одна за другой)
8 В одной семье 2 отца и 2 сына. Сколько человек в семье? (Ответ: 3 человека – дед, его сын и внук)
9. У отца 6 сыновей. Каждый сын имеет одну сестру. Сколько детей у отца? (Ответ: 7 детей)
10. Шла старушка в Москву, и навстречу ей три старика. Сколько человек шло в Москву? (Ответ: одна старушка, остальные шли из Москвы)
11. Каждый молодец работал один день. Сколько же дней затратили молодцы, работая вместе, если их было 25 человек? (Ответ: 1 день, т.к. по условию каждый молодец работал один день)
12. По дороге шли 2 мальчика и 2 рубля нашли. За ними ещё четверо идут, сколько они найдут? (Ответ: 0, т.к. первые два мальчика уже всё нашли)
13. Сколько горошин может войти в стакан? (Ответ: нисколько, горошины не ходят)
14. На пруду росли кувшинки. Каждый день их число удваивалось, и на 18-й день зарос весь пруд. На какой день заросла половина пруда? (Ответ: на 17-й день)
15. На грядке сидели 4 воробья. К ним прилетели ещё 2 воробья. Кот Васька подкрался и схватил одного воробья. Сколько воробьёв осталось на грядке? (Ответ: 0, все улетели)
16. У гнома 125 мешочков. В каждом мешочке по 5 пакетиков, в каждом пакетике по 10 конфеток. Сколько конфеток у гнома? (Ответ: 6250 конфеток, т.к. 125 * 5 * 10 = 6250)
17. Девять осликов за 3 дня съедают 27 мешков корма. Сколько корма надо пяти осликам на 5 дней? (Ответ: 25 мешков корма, потому что на девять осликов в день приходится 27:3=9 мешков корма, тогда на одного ослика в день – 1 мешок; тогда для 5 осликов на 5 дней надо будет 1 * 5 * 5=25 мешков корма)
18. Если оно яйцо варится 4 минуты, то сколько минут нужно варить 6 яиц? (Ответ: если одновременно, то тоже 4 минуты)
19. На руках 10 пальцев. Сколько пальцев будет на 10 руках? (Ответ: 50 пальцев, т.к. на одной руке 5 пальцев, а на 10 руках будет 5 * 10=50 пальцев)
20. В комнате 4 угла, в каждом углу по мешку, на каждом мешке по кошке, против каждой кошки по 3 кошки, на хвосте у каждой кошки по кошке. Сколько всего кошек в комнате? (Ответ: 4 кошки)
СТАНЦИЯ “ПЕСЕННАЯ”
Необходимо отгадать мелодию и сказать фразу, в которой будет математический термин.
(Включаются фонограммы – небольшие отрывки музыкальных произведений).
- “Учат в школе” (“к 4 прибавить 2”)
- “Вместе весело шагать по просторам” (“Раз – дощечка, два – дощечка ”)
- “Крокодил Гена” (“и подарит 500 эскимо”)
- “В траве сидел кузнечик” (“он ел одну лишь травку”)
- “Дважды два четыре”
- “Через две зимы”
- “Тридцать три коровы”
- “Жили у бабуси” (“два веселых гуся”)
- “Три белых коня”
- “Миллион алых роз”
СТАНЦИЯ “ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ”
Ведущие задают по порядку вопросы, а члены команды по одному отвечают. За правильный ответ – 1 балл, за неправильный ответ снимается балл.
- Число десятков в тысяче (100)
- Сумма длин сторон многоугольника (периметр)
- В каком числе столько же цифр, сколько букв в его написании (100)
- Число, которое делится на все числа без остатка (ноль)
- Цифры третьего разряда (сотни)
- Сколько вершин у куба (8)
- Бревно распилили на 8 частей. Сколько сделали распилов (семь)
- Число из которого вычитают (уменьшаемое)
- Цифра, которая никогда не может быть первой в записи натурального числа (ноль)
- Сколько килограммов в половине тонны (500)
- Число, на которое делят (делитель)
- Сколько двузначных чисел, у которых первая цифра 1 (10)
- Трое играли в шахматы. Всего было сыграно три партии. Сколько партий сыграл каждый (2)
- Часть прямой, ограниченная двумя точками (отрезок)
- Результат деления одного числа на другое (частное)
- Какая цифра в переводе с латинского языка означает “ничего” (ноль)
- Тысячная доля килограмма (грамм)
- Единица исчисления равная семи дням (неделя)
- Седьмой месяц года (июль)
- Какой праздник отмечается 7 января? (Рождество)
- Седьмая буква алфавита (е)
- Что идет за миллионом (триллион)
СТАНЦИЯ “МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ЭТЮДЫ” (Приложение 4)
ЛОГОГРИФЫ
В логогрифах надо догадаться, о каком слове говориться вначале. Затем в расшифрованное слово добавить одну или две буквы, и получится новое слово.
1.
Арифметический я знак,
В задачнике меня найдёшь во многих строчках,
Лишь “О” ты вставишь, зная как,
И я – географическая точка.
(плюс – полюс)
2.
Я нелюбимая оценка в дневнике.
Из-за меня у школьника мрачнеет вся природа,
Но если внутрь меня поставишь “Е”,
То – среди женского я рода.
(два – дева)
3.
Число я – меньше десяти, тебе легко меня найти.
Но если букве “Я” прикажешь рядом встать,
Я всё – отец, и ты, и дедушка, и мать.
(семь – семья)
4.
Чтоб поддерживать скворечню иль антенну, я гожусь.
С мягким знаком я, конечно, сразу цифрой окажусь.
(шест – шесть)
5.
Сперва назови ты за городом дом,
В котором лишь летом семьёю живём,
Две буквы к названью приставь заодно,
Получится то, что решать суждено.
(дача – задача)
6.
Меня под рельсы и под гусеницы клали,
Когда фашистские и поезда, и танки подрывали.
Две буквы лишь в меня подставит ученик любого класса,
И мерой времени я стану – долей часа.
(мина – минута)
7.
Я важная деталь судна,
И без меня оно по воле ветра мчится,
Но вставленная буква “Б” одна меняет слова смысл-
Я денежная единица.
(руль - рубль)
8.
Я – пространственное тело,
И не сложен я с натуры,
Если ж вставить "Л” умело,
Стану домом я культуры.
(куб - клуб)
Метаграммы
Метаграмма– это загадка, в которой зашифрованы различные слова, состоящие из одного и того же числа букв. Разгадав одно из слов метаграммы, нужно заменить в нём одну букву так, чтобы получилось новое слово по смыслу загадки, например, “сазан - фазан”, “цапля - капля”, “карта - парта”, “сайка - чайка - байка - майка”.
1.
Её счастливой считают,
При счёте применяют.
А “М” на “Т” смените -
И рыбу смело ловите.
(семь - сеть)
2.
Насколько с “Ч” я высока,
Настолько с “Л” - низка.
С “Ш” - в арифметике нужна.
А с “М” - бываю я страшна!
(честь – лесть – шесть - месть)
3.
Когда в треугольнике угол прямой,
Я называюсь его стороной.
Изменится буква - и “чудо” свершится:
Он быстро, как ветер, по морю промчится.
(катет - катер)
4.
С буквой “Б” - в ней держат мёд.
С буквой “Т” - здесь всяк поймёт
И ответ даст сразу:
Мы заканчиваем фразу.
(бочка - точка)
5.
Я в геометрии фигура,
Но не овал и не квадрат.
Но “К” на “Д” смени скорее,
И ты мне будешь страшно рад.
(круг - друг)
6.
С буквой “К” - я на болоте,
С буквой “Б” - большой сосуд,
С “П” - на дереве найдёте,
С “Т” - ищите рядом, тут.
( - )
7.
Читаем мы направо смело-
Геометрическое тело.
Прочтем же справа мы налево-
Увидим разновидность древа.
(куб – бук)
8.
Что это такое?
С “Д” - ветвистый,
С “З” - костистый,
С “К” - ребристый.
(дуб – зуб - куб)
А теперь разгадай математические загадки !
1.
Я — тире в грамматике,
А кто я в математике? (минус)
2.
Проживают в трудной книжке
Хитроумные братишки.
Десять их, но братья эти
Сосчитают всё на свете. (цифра)
3.
Не похож я на пятак,
Не похож на рублик.
Круглый я, да не дурак,
С дыркой, но не бублик. (ноль)
4.
Мы — весёлые отметки
И встречаемся нередко
У прилежных в дневнике.
Кто их часто получает,
Никогда не заскучает. (пятерки)
5.
Шея длинная такая,
Хвост крючком. И не секрет:
Любит всех она лентяев,
А её лентяи — нет! (двойка)
6.
Нет углов у меня,
И похож на блюдо я,
На тарелку и на крышку,
На кольцо и колесо. (круг)
7.
Не овал я и не круг,
Треугольнику я друг,
Прямоугольнику я брат,
Ведь зовут меня...
Что это, кто отгадает? (квадрат)
Шарады
В шараде требуется отгадать определенное слово. Каждое слово отгадывается не всё сразу, а по его частям
1.
Предлог и малое число,
За ними букву скажем.
А в целом – ты найдешь его,
Почти под каждым домом.
(по – два - л)
2.
Число и нота рядом с ним,
Да букву припиши согласную,
А в целом – мастер есть один,
О мебель делает прекрасную.
(столяр)
3.
В начале двойка. Далее – мужчина.
Высокого он титула и чина.
А слово целиком – обозначенье,
Дробящее на дозу обученья.
(пара – граф)
4.
Предлог стоит в моем начале,
В конце же – загородный дом.
А в целом мы все решали
И у доски, и за столом.
(за - дача)
Подведение итогов.
Все команды и начальники станций собираются в актовом зале.
Ведущий:
Вот и закончилось веселое математическое путешествие. Все с нетерпением ждут результатов. Слово жюри. Награждение победителей.