Формирование мотивации учащихся к изучению математики. Путешествие в страну "Увлекательная математика"

Разделы: Математика


Цель мероприятия: развитие интереса к изучению математики; развитие сообразительности, любознательности, логического мышления, творческих способностей; воспитание познавательных интересов, взаимопонимания.

Оборудование: мультимедийный проектор, маршрутный лист.

Оформление зала:

  • девиз мероприятия;
  • стенгазеты на тему “Великие математики”;
  • высказывания о математике;
  • презентация.

Подготовка:

  • выбираются ведущие станций из числа учеников 8 класса и учителей – математиков;
  • три команды из шести человек (5-7 классы);
  • на дверях кабинетов вывешиваются названия станций;
  • подготовить маршрутные листы;
  • для жюри листы оценивания, грамоты.

Домашнее задание:

  • Выбрать капитана, придумать название команды.
  • Подготовить визитную карточку.

Девиз:

Чтоб спорилось нужное дело,
Чтобы в жизни не знать неудач,
Мы в поход отправляемся смело
В мир загадок и сложных задач.
Не беда, что идти далеко,
Не боимся, что путь будет труден,
Достижения крупные людям,
Никогда не давались легко.

Мероприятие начинается в актовом зале. Звучит песня “Дорогою добра”. Перед началом игры команды выстраиваются на линейку, а остальные учащиеся занимают места в зрительном зале.

1 ведущий:

Кто ничего не замечает,
Тот ничего не изучает.
Кто ничего не изучает,
Тот вечно хнычет и скучает.

2 ведущий:

Не нужно нам владеть клинком,
Не ищем славы громкой.
Тот побеждает, кто знаком
С искусством мыслить, тонким!

1 ведущий:

Учитесь думать, объяснять,
Учитесь мыслить, рассуждать.
Ведь в математике, друзья,
Без логики никак нельзя.

2 ведущий:

Добрый день, дорогие друзья! Сегодня Вы попадете в удивительный мир математики. И познакомит Вас с этим миром наш математический поезд, который проследует по станциям “Кроссвордная”, “Песенная”, “Математические этюды”, “Счастливый случай”, “Ребусы”, “Интеллектуальная”.

1 ведущий:

Перед началом игры мы хотим познакомить Вас с правилами следования нашего математического поезда.

Каждой команде выдается Маршрутный лист, на котором указан “маршрут”, порядок прохождения “станций”. Время пребывания на каждой станции – 5 минут. За каждое правильно выполненное задание на станциях вы получаете определенное количество баллов. Эти баллы отмечаются на вашем Маршрутном листе начальниками станций.

А теперь попросим капитанов команд подняться на сцену, чтобы получить маршрутные листы на математический поезд.

По сигналу команды расходятся по своим станциям.

СТАНЦИЯ “КРОССВОРДНАЯ” (Приложение 1)

Кроссворд “Числа”

По горизонтали: 2. Единица с шестью нулями. 4. Единица площади, равная 10000 м2. 6. Отрезок, соединяющий центр окружности и любую точку на ней. 10. Суммы длин всех сторон многоугольника. 11. Дробь, у которой числитель меньше знаменателя. 12. Знак, используемый для записи числа. 14. Закон сложения: а + в = в + а.

По вертикали: 1. Фигуры, совпадающие при наложении. 3. Закон умножения (а + в) с = ас + вс. 5. Прямоугольный параллелепипед, у которого все ребра равны. 7. Название отрезков, из которых состоит треугольник. 8. Единица масс, равная 1000 кг. 9. Равенство, содержащее неизвестное. 14. Третий разряд любого класса.

Ответы:

По горизонтали: 2. Миллион. 4. Гектар. 6. Радиус. 10. Периметр. 11. Правильная. 12. Цифра. 14. Переместительный.

По вертикали: 1. Равные. 3. Распределительный. 5. Куб. 7. Стороны. 8. Тонна. 9. Уравнение. 13. Сотни.

Кроссворд “Знай математику!”

По горизонтали: 3. Знаки, которые ставятся тогда, когда нужно изменить порядок действий. 4. Одна из точек, расположенных на координатном луче, имеющая большую координату. 8. Выдающийся советский математик, который в шестилетнем возрасте заметил, что 12 = 1, 22 = 1 + 3, 32 = 1 + 3 + 5, 42 = 1 + 3 + 5 + 7 и т. д. 9. Числа, которые перемножают. 10. Единица измерения отрезков учащимися в тетради. 13. Основная единица массы. 14. Неограниченная геометрическая фигура, которая не имеет краёв.

По вертикали: 1. Необходимая часть текста задачи. 2. Единица измерения объёма жидкости, которая используется в Англии и США (4л. ). 5. Прямоугольник, у которого все стороны равны. 6. Одно из измерений прямоугольного параллелепипеда. 7. Число, которое иногда получается при делении. 11. Число, которое делят. 12. Отрезок, соединяющий вершины треугольника.

Ответы:

По горизонтали: 3. Скобки. 4. Правее. 8. Колмогоров. 9. Сомножители. 10. Сантиметр. 13. Килограмм. 14. Плоскость.

По вертикали: 1. Вопрос. 2. Галлон. 5. Квадрат. 6. Длина. 7. Остаток. 11. Делимое. 12. Сторона.

Кроссворд “Начальные геометрические сведения”

По горизонтали: 1. Луч, делящий угол пополам. 4. Элемент треугольника. 5, 6, 7. Виды треугольника (по углам). 11. Математик древности. 12. Часть прямой. 15. Сторона прямоугольного треугольника. 16. Отрезок, соединяющий вершину треугольника с серединой противоположной стороны.

По вертикали: 2. Вершина треугольника. 3. Фигура в геометрии. 8. Элемент треугольника. 9. Вид треугольника (по сторонам). 10. Отрезок в треугольнике. 13. Треугольник, у которого две стороны равны. 14. Сторона прямоугольного треугольника. 17. Элемент треугольника.

Ответы:

По горизонтали: 1. Биссектриса. 4. Сторона. 5. Прямоугольный. 6. Остроугольный. 7. Тупоугольный. 11. Пифагор. 12. Отрезок. 15. Гипотенуза. 16. Медиана.

По вертикали: 2. Точка. 3. Треугольник. 8. Вершина. 9. Равносторонний. 10. Высота. 13. Равнобедренный. 14. Катет. 17. Угол.

СТАНЦИЯ “РЕБУСНАЯ”(Слайды) (Приложение 2)

СТАНЦИЯ “СЧАСТЛИВЫЙ СЛУЧАЙ” (Приложение 3)

Задание: за пять минут команда должна ответить на наибольшее количество вопросов. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. (Презентация).

Задания:

1. В церкви горело 7 свечей. Попадья чихнула и потушила 2 свечи. Сколько осталось? (Ответ: остались 2 свечи, а остальные сгорели)

2. Четверо играли в домино 4 часа. Сколько часов играл каждый? (Ответ: 4 часа)

3. Тройка лошадей пробежала 30 км. Сколько километров пробежала каждая лошадь? (Ответ: 30 км)

4. Что тяжелее: килограмм ваты или килограмм железа? (Ответ: одинаковы)

5. Петух, стоя на одной ноге, весит 3 кг. Сколько он весит, стоя на двух ногах? (Ответ: 3 кг)

6. Чему равно произведение всех цифр? (Ответ: 0, т.к. 0 * 1 * 2 * 3 * 4 *  5 * 6 * 7 * 8 * 9 = 0)

7. Летела стая уток: одна утка впереди и две сзади. Одна сзади и две впереди, одна между двумя и три в ряд. Сколько было уток? (Ответ: три утки летели одна за другой)

8 В одной семье 2 отца и 2 сына. Сколько человек в семье? (Ответ: 3 человека – дед, его сын и внук)

9. У отца 6 сыновей. Каждый сын имеет одну сестру. Сколько детей у отца? (Ответ: 7 детей)

10. Шла старушка в Москву, и навстречу ей три старика. Сколько человек шло в Москву? (Ответ: одна старушка, остальные шли из Москвы)

11. Каждый молодец работал один день. Сколько же дней затратили молодцы, работая вместе, если их было 25 человек? (Ответ: 1 день, т.к. по условию каждый молодец работал один день)

12. По дороге шли 2 мальчика и 2 рубля нашли. За ними ещё четверо идут, сколько они найдут? (Ответ: 0, т.к. первые два мальчика уже всё нашли)

13. Сколько горошин может войти в стакан? (Ответ: нисколько, горошины не ходят)

14. На пруду росли кувшинки. Каждый день их число удваивалось, и на 18-й день зарос весь пруд. На какой день заросла половина пруда? (Ответ: на 17-й день)

15. На грядке сидели 4 воробья. К ним прилетели ещё 2 воробья. Кот Васька подкрался и схватил одного воробья. Сколько воробьёв осталось на грядке? (Ответ: 0, все улетели)

16. У гнома 125 мешочков. В каждом мешочке по 5 пакетиков, в каждом пакетике по 10 конфеток. Сколько конфеток у гнома? (Ответ: 6250 конфеток, т.к. 125 * 5 * 10 = 6250)

17. Девять осликов за 3 дня съедают 27 мешков корма. Сколько корма надо пяти осликам на 5 дней? (Ответ: 25 мешков корма, потому что на девять осликов в день приходится 27:3=9 мешков корма, тогда на одного ослика в день – 1 мешок; тогда для 5 осликов на 5 дней надо будет 1 * 5 * 5=25 мешков корма)

18. Если оно яйцо варится 4 минуты, то сколько минут нужно варить 6 яиц? (Ответ: если одновременно, то тоже 4 минуты)

19. На руках 10 пальцев. Сколько пальцев будет на 10 руках? (Ответ: 50 пальцев, т.к. на одной руке 5 пальцев, а на 10 руках будет 5 * 10=50 пальцев)

20. В комнате 4 угла, в каждом углу по мешку, на каждом мешке по кошке, против каждой кошки по 3 кошки, на хвосте у каждой кошки по кошке. Сколько всего кошек в комнате? (Ответ: 4 кошки)

СТАНЦИЯ “ПЕСЕННАЯ”

Необходимо отгадать мелодию и сказать фразу, в которой будет математический термин.

(Включаются фонограммы – небольшие отрывки музыкальных произведений).

  1. “Учат в школе” (“к 4 прибавить 2”)
  2. “Вместе весело шагать по просторам” (“Раз – дощечка, два – дощечка ”)
  3. “Крокодил Гена” (“и подарит 500 эскимо”)
  4. “В траве сидел кузнечик” (“он ел одну лишь травку”)
  5. “Дважды два четыре”
  6. “Через две зимы”
  7. “Тридцать три коровы”
  8. “Жили у бабуси” (“два веселых гуся”)
  9. “Три белых коня”
  10. “Миллион алых роз”

СТАНЦИЯ “ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ”

Ведущие задают по порядку вопросы, а члены команды по одному отвечают. За правильный ответ – 1 балл, за неправильный ответ снимается балл.

  1. Число десятков в тысяче (100)
  2. Сумма длин сторон многоугольника (периметр)
  3. В каком числе столько же цифр, сколько букв в его написании (100)
  4. Число, которое делится на все числа без остатка (ноль)
  5. Цифры третьего разряда (сотни)
  6. Сколько вершин у куба (8)
  7. Бревно распилили на 8 частей. Сколько сделали распилов (семь)
  8. Число из которого вычитают (уменьшаемое)
  9. Цифра, которая никогда не может быть первой в записи натурального числа (ноль)
  10. Сколько килограммов в половине тонны (500)
  11. Число, на которое делят (делитель)
  12. Сколько двузначных чисел, у которых первая цифра 1 (10)
  13. Трое играли в шахматы. Всего было сыграно три партии. Сколько партий сыграл каждый (2)
  14. Часть прямой, ограниченная двумя точками (отрезок)
  15. Результат деления одного числа на другое (частное)
  16. Какая цифра в переводе с латинского языка означает “ничего” (ноль)
  17. Тысячная доля килограмма (грамм)
  18. Единица исчисления равная семи дням (неделя)
  19. Седьмой месяц года (июль)
  20. Какой праздник отмечается 7 января? (Рождество)
  21. Седьмая буква алфавита (е)
  22. Что идет за миллионом (триллион)

СТАНЦИЯ “МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ЭТЮДЫ” (Приложение 4)

ЛОГОГРИФЫ

В логогрифах надо догадаться, о каком слове говориться вначале. Затем в расшифрованное слово добавить одну или две буквы, и получится новое слово.

1.

Арифметический я знак,
В задачнике меня найдёшь во многих строчках,
Лишь “О” ты вставишь, зная как,
И я – географическая точка.
(плюс – полюс)

2.

Я нелюбимая оценка в дневнике.
Из-за меня у школьника мрачнеет вся природа,
Но если внутрь меня поставишь “Е”,
То – среди женского я рода.
(два – дева)

3.

Число я – меньше десяти, тебе легко меня найти.
Но если букве “Я” прикажешь рядом встать,
Я всё – отец, и ты, и дедушка, и мать.
(семь – семья)

4.

Чтоб поддерживать скворечню иль антенну, я гожусь.
С мягким знаком я, конечно, сразу цифрой окажусь.
(шест – шесть)

5.

Сперва назови ты за городом дом,
В котором лишь летом семьёю живём,
Две буквы к названью приставь заодно,
Получится то, что решать суждено.
(дача – задача)

6.

Меня под рельсы и под гусеницы клали,
Когда фашистские и поезда, и танки подрывали.
Две буквы лишь в меня подставит ученик любого класса,
И мерой времени я стану – долей часа.
(мина – минута)

7.

Я важная деталь судна,
И без меня оно по воле ветра мчится,
Но вставленная буква “Б” одна меняет слова смысл-
Я денежная единица.
(руль - рубль)

 8.

Я – пространственное тело,
И не сложен я с натуры,
Если ж вставить "Л” умело,
Стану домом я культуры.
(куб - клуб)

Метаграммы

Метаграмма– это загадка, в которой зашифрованы различные слова, состоящие из одного и того же числа букв. Разгадав одно из слов метаграммы, нужно заменить в нём одну букву так, чтобы получилось новое слово по смыслу загадки, например, “сазан - фазан”, “цапля - капля”, “карта - парта”, “сайка - чайка - байка - майка”.

1.

Её счастливой считают,
При счёте применяют.
А “М” на “Т” смените -
И рыбу смело ловите.
(семь - сеть)

2.

Насколько с “Ч” я высока,
Настолько с “Л” - низка.
С “Ш” - в арифметике нужна.
А с “М” - бываю я страшна!
(честь – лесть – шесть - месть)

3.

Когда в треугольнике угол прямой,
Я называюсь его стороной.
Изменится буква - и “чудо” свершится:
Он быстро, как ветер, по морю промчится.
(катет - катер)

4.

С буквой “Б” - в ней держат мёд.
С буквой “Т” - здесь всяк поймёт
И ответ даст сразу:
Мы заканчиваем фразу.
(бочка - точка)

5.

Я в геометрии фигура,
Но не овал и не квадрат.
Но “К” на “Д” смени скорее,
И ты мне будешь страшно рад.
(круг - друг)

6.

С буквой “К” - я на болоте,
С буквой “Б” - большой сосуд,
С “П” - на дереве найдёте,
С “Т” - ищите рядом, тут.
( - )

7.

Читаем мы направо смело-
Геометрическое тело.
Прочтем же справа мы налево-
Увидим разновидность древа.
(куб – бук)

8.

Что это такое?
С “Д” - ветвистый,
С “З” - костистый,
С “К” - ребристый.
(дуб – зуб - куб) 

А теперь разгадай математические загадки !

1.

Я — тире в грамматике,
А кто я в математике? (минус)

2.

Проживают в трудной книжке
Хитроумные братишки.
Десять их, но братья эти
Сосчитают всё на свете. (цифра)

3.

Не похож я на пятак,
Не похож на рублик.
Круглый я, да не дурак,
С дыркой, но не бублик. (ноль)

4.

Мы — весёлые отметки
И встречаемся нередко
У прилежных в дневнике.
Кто их часто получает,
Никогда не заскучает. (пятерки)

5.

Шея длинная такая,
Хвост крючком. И не секрет:
Любит всех она лентяев,
А её лентяи — нет! (двойка)

6.

Нет углов у меня,
И похож на блюдо я,
На тарелку и на крышку,
На кольцо и колесо. (круг)

7.

Не овал я и не круг,
Треугольнику я друг,
Прямоугольнику я брат,
Ведь зовут меня...
Что это, кто отгадает? (квадрат)

Шарады

В шараде требуется отгадать определенное слово. Каждое слово отгадывается не всё сразу, а по его частям

1.

Предлог и малое число,
За ними букву скажем.
А в целом – ты найдешь его,
Почти под каждым домом.
(по – два - л)

2.

Число и нота рядом с ним,
Да букву припиши согласную,
А в целом – мастер есть один,
О мебель делает прекрасную.
(столяр)

3.

В начале двойка. Далее – мужчина.
Высокого он титула и чина.
А слово целиком – обозначенье,
Дробящее на дозу обученья.
(пара – граф)

4.

Предлог стоит в моем начале,
В конце же – загородный дом.
А в целом мы все решали
И у доски, и за столом.
(за - дача)

Подведение итогов.

Все команды и начальники станций собираются в актовом зале.

Ведущий:

Вот и закончилось веселое математическое путешествие. Все с нетерпением ждут результатов. Слово жюри. Награждение победителей.