Цель: формирование умения создавать текст-описание, используя наблюдения за деталями внешности человека: развивать набл.дательность и внимание.
I. Беседа.
Примерные вопросы для обсуждения:
- Можем ли мы по внешнему виду человека определить качества его личности, его интересы, степень образованности и культуры?
- Согласны ли вы с началом пословицы “Встречают по одёжке...”?
- На что мы обращаем внимание, когда впервые видим человека?
Обсуждение.
- Давайте вспомним Валека, героя повести В.Короленко “В дурном обществе”. Чем он нам запомнился? (Добрым отношением к сестре, взрослостью, серьёзностью, порядочностью).
- А как выглядел Валек по описанию автора повести? (Бедно, убого, имел вид нищего)
СЛАЙД 1
- Вспомним, как описывал портрет мальчика В.Короленко: СЛАЙД 2 “Это был мальчик лет десяти, больше меня, худощавый и тонкий, как тростинка. Одет он был в грязной рубашонке, руки держал в карманах узких и коротких штанишек. Тёмные волосы лохматились над чёрными задумчивыми глазами”.
- Видите, как обманчива бывает внешность и одежда человека. Нужно помнить об этом, когда впервые видишь человека, и не делать поспешных выводов. А настоящий, “правильный” читатель почувствует, что писатель учит нас видеть в деталях портрета внутренний мир героя. На какие слова-“знаки” в описании Валека обратит внимание такой читатель? (тростинка, худощавый, рубашонка).
- Правильно. СЛАЙД 3. Эти слова служат и показателем авторского отношения к своему герою. Каково оно? (Обсуждение). Но В.Короленко отмечает у Валека ещё и “задумчивые глаза”. Эта маленькая деталь портрета служит “ключиком” к внутреннему миру мальчика, определяет его характер.
II. Формулировка темы урока.
- Обобщив всё, о чём мы говорили, определите тему нашего урока (после активного обсуждения вопросов беседы учащиеся достаточно легко и быстро формулируют тему “Описание внешности человека”) СЛАЙД 4
III. Работа с репродукциями художников.
- Давайте, ребята, попробуем по внешности человека определить его личностные качества, найти “изюминку”, присущую этому человеку.
1. Посмотрите на репродукцию картины художника В.А.Тропинина “Портрет сына”. СЛАЙД 5
Примерные вопросы для наблюдения:
- На что сразу обращает наше внимание художник?
- Какие у мальчика глаза? Их форма? Цвет?
- Какое лицо? Его выражение?
- Какой взгляд?
- Какую деталь портрета вы считаете доминирующей?
- Имеет ли влияние на наше восприятие само название картины?
- Каким вы видите этого мальчика в жизни?
- Хотелось бы вам иметь друга, похожего на этого мальчика?
2. Теперь вспомним знаменитого русского баснописца И.А.Крылова. Каким вы его представляете? (Обсуждение). Посмотрите, как его изобразил К.П.Брюллов СЛАЙД 6
- Совпадает ли ваше мнение с мнением художника? (Обсуждение).
3. А вот какие интересные герои картин Н.Я.Ярошенко “Кочегар” и “Курсистка”. Их образы совершенно противоположны, но они выполнены так, что кажется, сейчас оживут и сойдут с полотна художника. Давайте посмотрим, что делает их такими реальными.
СЛАЙД 7
(Обсуждение).4. Как вы думаете, о чём могут разговаривать эти охотники, герои картины В.Г.Перова? Какие детали портрета вам помогают это понять? СЛАЙД 8 (Обсуждение)
IV. Закрепление материала.
А теперь посмотрите отрывок из мультфильма “Каникулы в Простоквашино”. (Отрывок, в котором почтальон Печкин читает заметку о том, что “...пропал мальчик: глаза голубые, рост метр двадцать...”)
- Можем ли мы быть уверены в том, что без фотографии мальчик нашёлся бы? Почему? (Обсуждение).
И на основании ваших высказываний мы можем сделать вывод: В описании внешности человека необходимо отметить самое яркое, особенное, индивидуальное во всём: как человек ходит, сидит, работает, какое выражение его глаз, улыбки и т.п.!!! СЛАЙД 9
V. Собирание материала.
Задание: на черновиках воспроизведите определения к словам лицо, взгляд, улыбка, глаза.
Лицо: круглое, бледное, овальное, розовое, открытое, обиженное, хмурое и т.д.
Взгляд:
испуганный, прямой, суровый, холодный, обжигающий, ледяной, детский и т.дУлыбка
: скромная, широкая, обезоруживающая, беззубая, сияющая и т.д.Глаза:
распахнутые, карие, небесные, холодные, медовые, масляные, косые и т.д.Задание: а теперь посмотрите друг на друга и подумайте, какая главная деталь у внешности вашего соседа.
VI. Домашнее задание.
Напишите миниатюру-описание внешности кого-либо из вашего окружения, в которой постарайтесь определить ту “изюминку” личности, о которой мы говорили сегодня на уроке. И не забудьте, что описывая даже недостатки внешности, мы должны быть вежливы и корректны, чтобы не обидеть человека, не заставлять лишний раз ощущать эти недостатки!