С целью систематизации работы школы в области профилактики правонарушений среди несовершеннолетних была создана программа
- “Правильный выбор учащихся школы № 86” (Приложение 1) с подпрограммами:
- “Профилактика пропусков уроков без уважительной причины”. (Приложение 2)
- “Профилактика экстремизма и терроризма”. (Приложение 3)
- “Мы за здоровый образ жизни”. (Приложение 4)
Задачи программ:
- повышение уровня воспитательной-профилактической работы с подростками;
- защита прав и законных интересов несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации;
- раннее выявление семейного неблагополучия и оказание специализированной адресной помощи;
- создание условий для психолого-педагогической, медицинской и правовой поддержки обучающихся;
- осуществление индивидуального подхода к обучающимся и оказание помощи в охране их психофизического и нравственного здоровья;
- осуществление консультативно-профилактической работы среди учащихся, педагогических работников, родителей;
- развитие системы организованного досуга и отдыха “детей группы риска”.
Работа идёт по направлениям:
- Организационная работа.
- Диагностическая работа.
- Профилактическая работа с обучающимися.
- Профилактическая работа с родителями.
и в следующих формах:
- Работа с учащимися;
- Работа с родителями;
- Работа с классными руководителями.
- Совместная работа с КДН и ЗП, ОДН ОМВД района Строгино.
Организационная работа была направлена на разработку и осуществление комплекса мероприятий по профилактике правонарушений, алкоголизма, наркомании, токсикомании.
- Организация работы Совета профилактики.
- Проведение тематических педагогических советов.
- Педагогический всеобуч для родителей.
- Социально-педагогическая работа с детьми “группы риска”.
- Составление социального паспорта классов, школы.
- Ведение картотеки учащихся, состоящих на внутришкольном учёте.
- Выявление учащихся с девиантным поведением, вовлечение их в спортивные секции и кружки.
Диагностическая работа предполагала создание банка данных об образе жизни семей обучающихся, о положении детей в системе внутрисемейных отношений, выявление негативных привычек подростков, взаимоотношений подростков с педагогами школы, организацию мониторинга здоровья обучающихся. Составлен социальный паспорт школы.
- Анкетирование учащихся 5-11-х классов.
- Проведение диагностических методик изучения личности ученика.
- Заполнение карт развития учащихся.
Профилактическая работа со школьниками включала профилактическую деятельность и индивидуальную работу с подростками с девиантным поведением и детьми “группы риска”. Профилактическая деятельность осуществлялась через систему классных часов, общешкольных мероприятий, с помощью индивидуальных бесед, разыгрывание конкретных ситуаций, работы Школьного Парламента по профилактике безнадзорности и правонарушений.
Предупредительно-профилактическая деятельность:
- реализация классных воспитательных программ;
- проведение общешкольных собраний учащихся с инспектором по делам несовершеннолетних;
- проведение занятий по профилактике употребления ПАВ
- проведение бесед по правовой тематике (реализуется на классных часах 1 раз в месяц по выбору классного руководителя):
Организация досуговой деятельности учащихся “группы риска”:
- вовлечение учащихся “группы риска” в кружки и спортивные секции;
- планирование содержательного досуга подростков “группы риска” в течение всего учебного года;
- Индивидуальная работа с подростками с девиантным поведением:
- выявление причин отклонений в поведении;
- беседы классных руководителей, воспитателей, учителей-предметников, педагога-психолога с подростками;
- приглашение на Совет профилактики;
- беседы с инспектором ОДН ОМВД;
- вовлечение в творческую жизнь класса, школы, в кружки, секции;
- направление ходатайств в КДН и ЗП;
- проведение тренинговых занятий с категорией таких обучающихся.
Профилактическая работа с родителями предусматривает установление неиспользованного резерва семейного воспитания, нахождение путей оптимального педагогического взаимодействия школы и семьи, включение семьи в воспитательный процесс через систему родительских собраний, лекториев, проведение родительского всеобуча, общешкольных мероприятий с детьми и родителями, работу Совета школы.
- выбор родительского комитета в классах;
- проведение “Дня открытых дверей” для родителей;
- привлечение родителей к проведению классных и внеклассных мероприятий;
- выявление социально-неблагополучных семей и постановка их на внутриклассный и внутришкольный контроль;
- запрос актов обследования жилищно-бытовых условий социально-неблагополучных семей;
- организация консультаций специалистов: педагога-психолога, социального педагога, медицинских работников для родителей;
- использование разнообразных форм для проведения родительских собраний: лекции, конференции, ролевые игры, практикумы, семинары, тренинги и др.;
- проведение педагогического всеобуча для родителей, с использованием различных форм и методов работы:
В рамках программ в ГБОУ СОШ № 86 проводятся мероприятия:
- Профилактические беседы с учащимися, родителями.
- Заседания Совета профилактики (плановые и внеплановые).
- Проведение ПМПк.
- Участие в работе заседаний КДН и ЗП (по приглашению).
- Проведение тематических родительских собраний с целью профилактики правонарушений среди подростков.
- Привлечение инспекторов и КДН и ЗП на заседания Совета профилактики.
- Проведение классных часов профилактической направленности.
- Проведение социальных акций Школьного Парламента в рамках профилактики правонарушений и здорового образа жизни.
- Организация досуговой занятости учащихся, разнообразная творческая деятельность учащихся во внеурочное время за счёт расширения сети дополнительного образования - через организацию социального партнерства с окружными и городскими организациями досуговой деятельности.
- Проведение социально-значимых акций на уровне школы, округа, города.
- Работа с родителями: индивидуальные встречи с родителями, родительские собрания, лектории для родителей, Дни открытых дверей с презентацией школы (организация учебно-воспитательного процесса, организация досуговой деятельности, работа кружков дополнительного образования), посещение учащихся и их семей на дому.
- В каникулярное время работа школы также организована. В каникулы проводятся занятия дополнительного образования, различные интеллектуальные состязания, культ походы в музеи, театры города, обширная экскурсионная деятельность, проведения спортивных соревнований на базе школы, окружных площадках, организованые прогулки в парки и др.
- Ежегодная работа летнего оздоровительного лагеря для учащихся СЗАО города Москвы.
- Проведение мастер-класса спортивного клуба “Спартак” на базе спортивного зала с приглашением звёзд клуба и учащихся школ СЗАО.
- Работа клуба бальных танцев “Динамо”.
- Работа с детьми девиантного поведения: продолжение составления банка данных детей, требующих особого педагогического внимания, семей, состоящих на учете в школе и ОДН, КДН и ЗП.
- Приглашение инспекторов КДН и ЗП, ОДН ОМВД на классные часы.
- Проведение (ежегодное) на базе школы круглого стола с участием представителей КДН и ЗП.
- Участие в Международном форуме “Мир-территория без наркотиков”.
- Проведение лекций прокурора Хорошевской межрайонной прокуратуры г. Москвы по рассмотрению правовых вопросов на тему “Предупреждение преступлений среди несовершеннолетних”, “О задачах и функциях Комиссии по делам несовершеннолетних”.
- Приглашение помощника прокурора Хорошевской межрайонной прокуратуры г. Москвы на общешкольные мероприятия: “Мир-территория без наркотиков”, “Жизнь без табака”.
- Ежегодное участие в окружном профилактическом мероприятии “Мой округ-территория здоровья” (благодарственные письма КДН и ЗП).
Показателями результативности работы по профилактике правонарушений считаем:
- Снижение количества правонарушений, совершаемых учащимися школы во внеурочное время;
- Уменьшение количества конфликтных ситуаций в школьном коллективе;
- Обеспечена опека и попечительство, разрешены проблемы социальной жизни опекаемых детей;
- Увеличение количества обращений за социально-педагогической помощью к администрации школы, заместителю директора по УВР, педагогам-психологам и решение поставленных проблем;
- Снижение количества детей, состоящих на учете в ОДН ОМВД, КДН и ЗП, внутришкольном учете за счёт эффективной социально-педагогической работы;
- Снизилось показатели необоснованных пропусков уроков;
- Снижение количества необоснованных пропусков учащихся в результате введения новой системы контроля посещаемости.
- Обеспечена сохранность контингента учащихся.