Цель урока: Ознакомление учащихся с правилом сложения и вычитания обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями.
Задачи:
- Закрепить умение учащихся составлять и читать обыкновенные дроби;
- Повторить правило сравнения обыкновенных дробей с одинаковыми числителями и правило сравнения обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями;
- Познакомиться с правилом сложения и вычитания обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями;
- Применять полученные знания при решении задач.
2014 год – год проведения XXII зимних олимпийских игр в Сочи. Предлагаемый урок проводился в канун открытия этого грандиозного события. Чтобы зимние игры стали частью каждого ученика, лучше им запомнились, за две недели до проведения урока учащиеся готовили сообщения о зимних олимпийских дисциплинах. Содержание учебного материала данного урока связано с проведением зимней олимпиады в России.
ХОД УРОКА
I. Проверка домашнего задания.
- Начнем урок с проверки домашнего задания. Найдите из предложенных чисел те, которые вы получили в домашней работе, и соотнесите их с буквами.
- Какое получилось слово? (И О С Ч). Почему оно у всех на слуху, особенно в последнее время?(город, где пройдет зимняя олимпиада).
Слайд 2
II. Вступление.
- Послушаем сообщения ребят о зимней олимпиаде.
Слайд 3–5
С 7 по 23 февраля 2014 г. в городе Сочи пройдут XXII зимние Олимпийские игры.
Олимпиада - это самое яркое в мире состязание в спортивном мастерстве, которое проводится раз в четыре года. Многие страны борются за право проведения Олимпиады в своей стране. Право проведения Игр является очень престижным и почетным.
Игры в Сочи пройдут в уникальной климатической зоне: здесь теплое море соседствует со снежными вершинами, склоны которых давно стали популярным местом отдыха для любителей зимних видов спорта.
Сотни спортсменов готовятся к Олимпиаде всю жизнь. Звание олимпийского чемпиона является наиболее почетным и желанным в карьере спортсмена. Те, кому удается взойти на олимпийский пьедестал, становятся примером для миллионов. Их достижения навсегда остаются в истории спорта и Олимпийского движения.
Пятнадцать зимних спортивных дисциплин, объединённых в семь олимпийских видов спорта, включены в программу зимних Олимпийских игр 2014 года.
- Сегодня наш урок будет олимпиадой математических знаний и открытий. Посмотрим, какие медали мы сможем получить, как в командном, так и индивидуальном зачете.
- Как стать олимпийским чемпионом? (разминаться, тренироваться, показывать лучший результат). Как и спортсмены, начнем урок с разминки
III. Устный счет
1. Преодолеем цепочку препятствий, используя разные виды спорта, и узнаем некоторые даты, значимые для России и для олимпийского движения. У вас на партах лежат листы с информацией по хронологии событий, помогайте.
Слайд 6
(учащиеся выполняют действия в цепочке вычислений и называют событие, соответствующее полученному олимпийскому году).
Из истории Олимпийских игр
1896 г. – начало современных Олимпийских игр.
1924 г. – Первые зимние олимпийские игры.
1952 г. – СССР впервые участвовал в Летних Олимпийских играх.
1956 г. – СССР впервые участвовал в Зимних Олимпийских играх и стал призёром.
1980 г. – XIII летние олимпийские игры в Москве.
1994 г. – сроки проведения зимних олимпийских игр сдвинуты на 2 года относительно летних.
2. А теперь займемся стрельбой. В каком зимнем виде спорта нужно уметь хорошо стрелять? (биатлон) Станем биатлонистами.
А) Из 11 стран, принимавших зимнюю олимпиаду, Россия встречает спортсменов первый раз. Какую долю составляет наша страна от стран-организаторов? (1/11)
Б) Ожидается, что в Сочи выступят представители 89 стран: 17 азиатских стран, 13 – из Америки, 49 – из Европы, 2 – из Океании, остальные - африканские страны. Какую часть составляют африканские страны от общего числа стран-участниц? (8/89)
Слайд 7–8
В) Из 15 зимних спортивных дисциплин, 6 дисциплин – это лыжные виды спорта. Какую часть зимних олимпийских игр составляют лыжные виды спорта?(6/15)
Слайд 9
Г) На Олимпиаде в Сочи будет разыграно 98 комплектов медалей. 6 из них распределено между такими дисциплинами, как санный спорт и хоккей. Какая часть комплектов олимпийских медалей приходится на эти виды спорта? (6/98)
Слайд 10
Д) Какую часть из 15 зимних спортивных дисциплин составляют скоростной бег, фигурное катание и шорт-трек? (3/15)
Слайд 11
3. Работа с дробями.
- Прочитайте полученные дробные числа.
- Сравните 6/15 и 3/15. Каким правилом воспользовались?
- Сравните 6/15 и 6/98? Каким правилом воспользовались?
Слайд 12
Итог устного счета: какую медаль мы заслужили за устный счет? Почему?
IV. Введение в новую тему.
Слайд 14
- С какими числами мы работали на разминке? (дробными)
- Какие действия можно произвести с дробными числами? (сравнить, сложить, вычесть, поделить, умножить).
-Все ли из названных вами действий мы умеем делать?(нет)
- Какова цель нашего урока?(научиться выполнять арифметические действия с обыкновенными дробями)
- Разберемся на примере. Составьте задачу (по слайду), которую можно решить сложением.
- Как же сложить дроби с одинаковым знаменателем?(попытка формулирования учащимися правила). Запишем решение в тетради.
-Составьте задачу, которую можно решить вычитанием.
- Как же вычесть дроби с одинаковым знаменателем?(попытка формулирования учащимися правила.)Запишем решение в тетради.
- Прочитайте правило сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями в учебнике.
- Расскажите правило своему соседу по парте: как сложить (вычесть) дроби с одинаковыми знаменателями? (работа в парах)
V. Закрепление полученных знаний.
- Закрепим полученные знания при решении задач (Учебник Н.Я.Виленкина и др. “Математика. 5 класс. Часть 2. Изд. МНЕМОЗИНА, 2011. с.30 №1005 – 1010). (Запись составленных выражений и выполнение действий по правилу. Повторение формулировок правил)
Итог знакомства с новой темой: какую медаль мы заслужили за изучение новой темы? Почему?
Слайд 16
VI. Релаксация.
- После хорошей работы можно немного отдохнуть. Выполним устно задание на слайде.
VII. Самостоятельная работа.
- Проверим, как вы поняли новую тему. Поработайте в парах на карточках. В итоге мы узнаем сравнительно новые виды зимних олимпийских игр.
- Проверка.
Слайд 18
Работа в классной тетради.
Учащиесяработают в парах. Каждый рядполучает карточку со своим заданием. При нахождении значений выражений учащиеся знакомятся с относительно новыми дисциплинами зимней олимпиады. (см. конец конспекта)
При проверке учащиеся называют полученное слово и читают информацию на слайде.
Итог: Какую медаль в командном зачете мы заслужили за самостоятельную работу? Почему?
VIII. Подведение итога урока.
- Для подведения итога урока попрошу вас выбрать ответы (да – 1 или нет - 0) и записать число, которое у вас получится.
- Какую медаль заслужил класс в математическойолимпиаде в командном зачете?
- Кто заслужил медаль (отметку) в индивидуальном зачете?
Слайд 20
IX. Запись домашнего задания.
Слайд 21
- Чтобы хорошо запомнить полученные знания, необходима тренировка дома. Запишите домашнее задание.