Цели: обучающая – систематизировать изученное о глаголе; развивающая – развивать языковое чутье и орфографическую зоркость; воспитательная – прививать интерес и любовь к родному языку.
Оборудование: проектор, диск с материалами для урока, карта-схема страны “Глаголия”.
Ход урока
1. Слово учителя.
Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по стране “Глаголия”. Надеюсь, что все препятствия, которые встретим на своем пути, мыпройдем достойно, потому что подготовка у нас теперь более основательная. Мы будем идти по знакомым тропам.
- Ребята, а кто помнит путь? Давайте вспомним наш маршрут.
- Что обозначает глагол как часть речи? На какие вопросы отвечает? Какие морфологические признаки имеет глагол? По какой морфеме можно их определить? Как он изменяется? Каким членом предложения бывает глагол? Как пишется НЕ с глаголами? Как пишется -тся и -ться в глаголе? Перечислите глаголы-исключения. Молодцы!
- Итак, мы вышли на тропу знаний. Первая остановка в городе “НЕ с глаголами”. Чтобы попасть в этот город, необходимо выполнить задание: замените определение понятия одним словом-синонимом. Запишите в тетрадь.
1. Сомневаться, удивляться, не понимать (недоумевать)
2. Возмущаться, выражать крайнее недовольство (негодовать)
3. Принуждать, заставлять делать что-то против воли (неволить)
4. Чувствовать недомогание (недомогать)
5. Чувствовать нерасположение, неприязнь к кому-нибудь (недолюбливать)
- Хорошо. Мы попали в город “НЕ с глаголами”, но надо отправляться дальше. И перед нами городок “-ТСЯ-ТЬСЯ”. Кто расскажет стихотворение, посвященное этому городку?
- Тся или -ться писать?
Не забудь вопрос задать:
Если мягкий знак в вопросе,
То в глагол его мы вносим.
- И здесь тоже непростая задача. Необходимо записать пословицы, вставляя –тся или -ться.
1. Мастером нельзя родиться, мастерству нужно учиться.
2. Всякий человек по делу узнается.
3. На миру и работа спорится.
- Объясните смысл пословицы по выбору. Теперь прочитайте свои пословицы с глаголами на-тся или-ться.
2. Физкультминутка.
- Прежде чем отправиться в путь дальше, предлагаю вам отдохнуть и поиграть. Нужно хлопнуть в ладоши, когда прозвучит глагол: усердно трудиться, морозный ветер, думать обо мне, великолепный день, глубокие сугробы, собирают цветы, пол блестит, выжигать рисунок.
3. Продолжение путешествия.
- Мы с вами отдохнули, а теперь отправляемся в еще один город страны “Глаголия”, и называется он “Глаголы I–II спряжения”. Но туда так просто не попадешь. Необходимо перейти мост, чтобы оказаться на другой стороне. Поможет нам в этом шуточное стихотворение:
Вы запомните, друзья, их на Е спрягать нельзя!
Гнать, держать, смотреть и видеть,
Дышать, слышать, ненавидеть,
И зависеть, и вертеть, и обидеть, и терпеть.
- Вот мы с вами и в городке. Посмотрите, как здесь красиво. Жители этого города предлагают нам решить ряд задач и надеются, что мы им поможем.
Задание 1. Данные глаголы распределите в 2 столбика.
Строить, заполнить, клеить, бороться, сеять, стелить, вертеть, обижать, брить, дышать.
Задание 2. Теперь данные глаголы поставьте в 1-ом лице множественного числа настоящего времени. Запишите их, графически выделите орфограмму.
4. Слово учителя.
Вот мы и побывали в основных городах страны “Глаголия”. Наше путешествие подходит к концу, и в заключение я хочу предложить вам прочитать четверостишие Ф.И. Тютчева сначала про себя, а потом выразительно вслух. Спишите, вставляя нужные буквы, выделяя окончания глаголов.
Сия..т солнце, воды блещ..т,
На всем улыбка, ж..знь во всем,
Деревья радо..нотрепещ..т,
Купаясь в неб.. голубом.
- И с этой задачей мы справились. Путешествие по стране “Глаголия” закончилось.
5. Завершение урока.
- Ребята, вам понравился урок? А что именно понравилось? Что запомнилось?
Комментирование домашнего задания, выставление оценок.
- До скорых встреч!