Цели:
- формирование навыка написания мягкого знака после шипящих на конце наречий;
- повторение написания мягкого знака после шипящих в различных частях речи;
- развитие устной и письменной речи;
- воспитание интереса к русскому языку.
Ход урока
I. Оргмомент. (Приветствие, запись даты и темы урока в тетрадь).
Учитель: Ребята, мы продолжаем наше увлекательное путешествие по стране НАРЕЧИЙ. Сегодня мы приблизились к замку самой принцессы Наречие.
II. Повторение пройденного и актуализация нового материала.
Учитель: На стене замка кто-то оставил следующую запись (на доске записано стихотворение):
Мелькнуло солнце из-за туч(?),
И был горяч(?) последний луч(?).
Стал вечер ясен и хорош(?).
Чуть-чуть заметна листьев дрож(?).
Бил под горой студёный ключ(?).
Цвёл ландыш(?), нежен и пахуч(?),
Вдруг на поляну вышел ёж(?).
Спросить его мне невтерпёж(?):
“Кому спешишь ты, ёж(?), помоч(?)?”
(см.: Русский язык в школе. – 1995, №1, с.23)
Выделенные слова записаны на карточках, прикреплённых магнитами.
Индивидуальные задания:
- фонетический разбор слов горяч, дрожь;
- пунктуационный разбор последнего предложения.
Учитель: Ребята, как называется орфограмма, встречающаяся в выделенных словах?
Ученики: Мягкий знак после шипящих на конце разных частей речи.
Учитель: Что необходимо помнить, чтобы не ошибиться в написании данной орфограммы?
Ученики: В первую очередь необходимо определить часть речи.
Учитель: Помогите каждой части речи найти свой дом-конверт, поставьте, где это необходимо мягкий знак, объясните написание пропущенных орфограмм. Как только задание будет выполнено, стражники откроют нам ворота.
На доске четыре конверта. Ученики по цепочке работают с выделенными словами. В тетрадь записываем слова в четыре столбика.
Имя существительное | Имя прилагательное | Глагол | Наречие |
Из-за туч (р.п., 1 скл.) луч (м.р., 2 скл.) дрожь (ж.р., 3 скл.) ключ (м.р, 2 скл.) ландыш (м.р., 2 скл.) ёж (м.р., 2 скл.) |
Горяч (кр. прил.) хорош (кр. прил.) пахуч (кр. прил.) |
Помочь (инфинитив) | Невтерпёж -? |
III. Изучение нового материала.
Учитель: Невтерпёж узнать, как пишется наречие невтерпёж?
Ученики: Да!
Учитель: Из замка нам прислали телеграмму- подсказку. Прочитаем её.
Телеграмма
“Ребята!
Гоните прочь свои сомнения,
Учите тему с наслаждением,
Не позабудьте мягкий знак,
Где Ч и Ш в конце стоят,
И в слове НАСТЕЖЬ тоже
Нам мягкий знак поможет.
Знак мягкий в жизни нашей сплошь,
А мне УЖ ЗАМУЖ НЕВТЕРПЁЖ!”
Учитель: Попробуйте сформулировать правило, опираясь на эту подсказку.
Учитель: Нам удалось открыть ворота замка. Но прежде, чем принцесса сможет нас принять, мы должны выполнить три её задания.
Задание 1.
Выборочный диктант. Выписать наречия, объяснить правописание.
- Но прочь от городов, где крик и шум ленивцев мучит вечно. (В.Брюсов)
- И шум дубрав в ответ лишь я внимаю. (В. Брюсов)
- Матушка рожь кормит всех сплошь. (Посл.)
- Землю вскачь не пашут. (Посл.)
- Для дорогого гостя и ворота настежь. (Посл.)
- Как долга эта зимняя ночь, ждать урочного часа невмочь. (А. Сурков)
- Последний поход напрочь отбил у всех желание экспериментировать.(Газ.)
- От удара человек упал навзничь и уж никак не мог подняться и оказать сопротивление. (Газ.)
- За высокий сугроб закатилась звезда, / блещет месяц – глазам невтерпёж. (Н. Заболоцкий)
Задание 2.
Синтаксический разбор предложения:
Пробилась зелень полевая навстречу солнцу и теплу, и, настежь окна раскрывая, весна проходит по селу. (М. Исаковский)
Задание 3.
Творческая работа. Составьте текст из 8-10 предложений, используя как можно больше наречий, включая и слова на изученную сегодня орфограмму.
IV. Закрепление.
Учитель: Мы прошли все испытания, с лёгкостью решили предложенные нам задания. Как известно, все испытания должны вести к какому-то результату. Как вы считаете, к какому результату пришли мы?
Ученики: Знания. Оценки.
Учитель: Всё верно. Чтобы получить от принцессы Наречие награду- оценки, покажем, каковы ваши знания.
Перфокарты.
Вариант1.
- строительство овощехранилищ_;
- нужно береч_;
- установившаяся тиш_;
- взять реванш_;
- воздух свеж_;
- радость встреч_;
- проголодаеш_ся;
- открыть настеж_;
- голос чарующ_;
- ждать невтерпёж_.
Вариант 2.
- овлеч_ внимание;
- множество неудач_;
- военная мощ_;
- удачный розыгрыш_;
- кактус колюч_;
- зарево пожарищ_;
- мчался вскач_;
- выйти замуж_;
- ничего не помниш_;
- зелёная гуаш_.
Итог урока.
Принцесса Наречие благодарит вас за работу на уроке и одаривает монетками – оценками из казны.
Домашнее задание:
1) составить словарный диктант на изученную орфограмму;
2) выполнить упражнение из учебника.