Урок русского языка по теме "Мягкий знак после шипящих на конце наречий". 7-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 7


Цели:

  • формирование навыка написания мягкого знака после шипящих на конце наречий;
  • повторение написания мягкого знака после шипящих в различных частях речи;
  • развитие устной и письменной речи;
  • воспитание интереса к русскому языку.

Ход урока

I. Оргмомент. (Приветствие, запись даты и темы урока в тетрадь).

Учитель: Ребята, мы продолжаем наше увлекательное путешествие по стране НАРЕЧИЙ. Сегодня мы приблизились к замку самой принцессы Наречие.

II. Повторение пройденного и актуализация нового материала.

Учитель: На стене замка кто-то оставил следующую запись (на доске записано стихотворение):

Мелькнуло солнце из-за туч(?),
И был горяч(?) последний луч(?).
Стал вечер ясен и хорош(?).
Чуть-чуть заметна листьев дрож(?).
Бил под горой студёный ключ(?).
Цвёл ландыш(?), нежен и пахуч(?),
Вдруг на поляну вышел ёж(?).
Спросить его мне невтерпёж(?):
“Кому спешишь ты, ёж(?), помоч(?)?”
(см.: Русский язык в школе. – 1995, №1, с.23)

Выделенные слова записаны на карточках, прикреплённых магнитами.

Индивидуальные задания:

  • фонетический разбор слов горяч, дрожь;
  • пунктуационный разбор последнего предложения.

Учитель: Ребята, как называется орфограмма, встречающаяся в выделенных словах?

Ученики: Мягкий знак после шипящих на конце разных частей речи.

Учитель: Что необходимо помнить, чтобы не ошибиться в написании данной орфограммы?

Ученики: В первую очередь необходимо определить часть речи.

Учитель: Помогите каждой части речи найти свой дом-конверт, поставьте, где это необходимо мягкий знак, объясните написание пропущенных орфограмм. Как только задание будет выполнено, стражники откроют нам ворота.

На доске четыре конверта. Ученики по цепочке работают с выделенными словами. В тетрадь записываем слова в четыре столбика.

Имя существительное Имя прилагательное Глагол Наречие
Из-за туч (р.п., 1 скл.)

луч (м.р., 2 скл.)

дрожь (ж.р., 3 скл.)

ключ (м.р, 2 скл.)

ландыш (м.р., 2 скл.)

ёж (м.р., 2 скл.)

Горяч (кр. прил.)

хорош (кр. прил.)

пахуч (кр. прил.)

Помочь (инфинитив) Невтерпёж -?

III. Изучение нового материала.

Учитель: Невтерпёж узнать, как пишется наречие невтерпёж?

Ученики: Да!

Учитель: Из замка нам прислали телеграмму- подсказку. Прочитаем её.

Телеграмма

“Ребята!
Гоните прочь свои сомнения,
Учите тему с наслаждением,
Не позабудьте мягкий знак,
Где Ч и Ш в конце стоят,
И в слове НАСТЕЖЬ тоже
Нам мягкий знак поможет.
Знак мягкий в жизни нашей сплошь,
А мне УЖ ЗАМУЖ НЕВТЕРПЁЖ!”

Учитель: Попробуйте сформулировать правило, опираясь на эту подсказку.

Учитель: Нам удалось открыть ворота замка. Но прежде, чем принцесса сможет нас принять, мы должны выполнить три её задания.

Задание 1.

Выборочный диктант. Выписать наречия, объяснить правописание.

  1. Но прочь от городов, где крик и шум ленивцев мучит вечно. (В.Брюсов)
  2. И шум дубрав в ответ лишь я внимаю. (В. Брюсов)
  3. Матушка рожь кормит всех сплошь. (Посл.)
  4. Землю вскачь не пашут. (Посл.)
  5. Для дорогого гостя и ворота настежь. (Посл.)
  6. Как долга эта зимняя ночь, ждать урочного часа невмочь. (А. Сурков)
  7. Последний поход напрочь отбил у всех желание экспериментировать.(Газ.)
  8. От удара человек упал навзничь и уж никак не мог подняться и оказать сопротивление. (Газ.)
  9. За высокий сугроб закатилась звезда, / блещет месяц – глазам невтерпёж. (Н. Заболоцкий)

Задание 2.

Синтаксический разбор предложения:

Пробилась зелень полевая навстречу солнцу и теплу, и, настежь окна раскрывая, весна проходит по селу. (М. Исаковский)

Задание 3.

Творческая работа. Составьте текст из 8-10 предложений, используя как можно больше наречий, включая и слова на изученную сегодня орфограмму.

IV. Закрепление.

Учитель: Мы прошли все испытания, с лёгкостью решили предложенные нам задания. Как известно, все испытания должны вести к какому-то результату. Как вы считаете, к какому результату пришли мы?

Ученики: Знания. Оценки.

Учитель: Всё верно. Чтобы получить от принцессы Наречие награду- оценки, покажем, каковы ваши знания.

Перфокарты.

Вариант1.

  • строительство овощехранилищ_;
  • нужно береч_;
  • установившаяся тиш_;
  • взять реванш_;
  • воздух свеж_;
  • радость встреч_;
  • проголодаеш_ся;
  • открыть настеж_;
  • голос чарующ_;
  • ждать невтерпёж_.

Вариант 2.

  • овлеч_ внимание;
  • множество неудач_;
  • военная мощ_;
  • удачный розыгрыш_;
  • кактус колюч_;
  • зарево пожарищ_;
  • мчался вскач_;
  • выйти замуж_;
  • ничего не помниш_;
  • зелёная гуаш_.

Итог урока.

Принцесса Наречие благодарит вас за работу на уроке и одаривает монетками – оценками из казны.

Домашнее задание:

1) составить словарный диктант на изученную орфограмму;

2) выполнить упражнение из учебника.