Страницы учебника и рабочей тетради : Учебник (часть 2) – с. 52, 54; рабочая тетрадь (часть 2) – с. 24, задания № 21, 22
Решаемые на уроке проблемы | Формируемые | Деятельность учащихся | |
понятия | УУД | ||
Где обитают рыбы, чем они отличаются от
других животных. Какое строение тела имеют рыбы, как оно связано со средой обитания. Какие функции выполняют разные части тела рыбы. |
рыба, её основной признак; части тела рыбы, способыдыхания, питания, маскировки; пресноводные и морские рыбы | умение находить необходимую информацию из разных источников; умение работать с рисунками-схемами; умение работать в группе | Выделяют основной признак рыб, находят части тела рыб по рисунку-схеме, сравнивают строение их тела с другими животными; работают с разрезными карточками. |
Цель урока: продолжить знакомство учащихся с многообразием животного мира, существенными признаками рыб, проблемой экологии водоёмов. Развитие воображения, речи, мышления; умение излагать свои мысли; творческие способности и эстетическое восприятие. Развивать мелкую моторику, терпение и аккуратность. Продолжить работать с бумагой в технологии оригами: читать схемы и складывать фигурку. Воспитывать в детях умение терпеливо и качественно выполнять свою работу, получать эмоциональное удовлетворение от творчества. Видеть красоту природы и стремление её беречь.
Познавательная задача: узнать, чем рыбы отличаются от других животных.
Учебная задача: продолжить развивать умение классифицировать животных, работать с рисунком-схемой.
Оборудование: компьютер, проектор, листы бумаги, карточки с заданиями, сигнальные карточки, шаблоны рыбок для оригами.
План урока:
Организационный момент.
– Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке у нас присутствуют гости.
Давайте их поприветствуем.
Ну, ребята, чур, молчок!
Начинается урок.
На уроке ты сидишь
Тихо-тихо, словно мышь,
Спинка прямо у тебя,
Это делайте, как я.
Руки мы вот так кладём
И заданий дальше ждём.
А сейчас проверь дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте?
Все ль в порядке?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Повторение.
– На предыдущих уроках мы познакомились с разнообразием и красотой животных некоторых классов. Какие классы животных мы уже знаем?
(Ответ учащихся.)Учащиеся сидят командами (3 команды); у каждой команды на столе набор цветных полосок.
Задание 1
– Переверните голубую полоску и прочитайте, название какого класса животных досталось вашей команде. Дальше из жёлтых полосок выберите только те признаки, которые соответствуют вашему классу животных. Один человек от команды должен выйти к доске, отобрать картинки, соответствующие вашему классу животных и назвать признаки.
Ответы учащихся: млекопитающие — вскармливают своих детёнышей молоком; тело покрыто шерстью; птицы – тело покрыто перьями; несут яйца, детёныши появляются из яиц; насекомые — самая многочисленная группа животных; тело состоит из головы, груди, брюшка; имеют 6 ног.
Задание 2
– Возьмите файл. В нем находятся разрезанные картинки. Соберите эти картинки и вы узнаете тему нашего урока.
Учащиеся собирают картинки, на них изображения рыб.
Объяснение нового материала.
– Тема урока “Рыбы”.
(На доске появляется надпись ещё одного класса – РЫБЫ; оставшиеся картинки на доске размещаются под этой надписью.)
– Ребята, сегодня на уроке мы познакомимся с классом рыб; узнаем существенные признаки рыб; также выясним – из каких основных частей состоит тело рыб; научимся конструировать из бумаги рыбку.
– К нам на урок пожаловал ещё один гость. Кто это? (Рыбка.) Слайд 1
– Мы знаем, что рыбы не могут говорить. Озвучить нашу рыбку поможет кто-нибудь из ребят.
– Кто такие рыбы? (Животные, которые живут в воде, тело их покрыто чешуёй.) Слайды 2-6
– Где могут жить рыбы? (В море, в реке, в аквариуме.) Слайды 7-10
Загадки:
1.
Шириною широко,
Глубиною глубоко,
День и ночь о берег бьётся.
Из него воды не пьётся,
Потому что не вкусна-
И горька, и солона. (Море)
2.
Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе,
Узкий кончик в роднике,
А широкий - в море. (Река)
3.
- Посмотрите дом стоит
До краёв водой налит,
Без окошек, но не мрачный,
С четырёх сторон прозрачный.
В этом домике жильцы
Все умелые пловцы. (Аквариум)
– Как рыбы передвигаются в воде? (С помощью плавников и хвоста.) Слайды 11-12
– Как рыбы дышат? (Жабрами.) Слайды 13-14
– Давайте подытожим всё вышесказанное. (Читаем определение – кто такие рыбы.) Слайд 15
Физминутка.
Мы отлично потрудились
И немного утомились. (Повороты туловища.)
Приготовьтесь все, ребятки! (Хлопки в ладоши.)
Танцевальная зарядка! (Прыжки на месте.)
Мы похлопаем в ладоши (Хлопки в ладоши.)
Дружно, веселее.
Наши ножки постучали (Топаем ногами.)
Дружно, веселее.
По коленочкам ударим
Тише, тише, тише.
Наши ручки поднимайтесь
Выше, выше, выше.
Наши ручки закружились,
Ниже опустились,
Завертелись, завертелись
И остановились.
– Дальше мы будем работать по учебникам. Откройте учебники на странице 52. Назовите животных, которые изображены на рисунке вверху. Сосчитайте сколько их. Почему их объединили в одну группу? (Ученики: всё это — рыбы; у них у всех есть плавники, жабры, тело их покрыто чешуёй и живут они в воде.)
– Ребята, внимательно посмотрите на рыбок и подумайте – по какому признаку мы можем разделить всех рыбок на группы. (2 – аквариумные, 4 - живут в дикой природе.)
– Внимательно посмотрите на изображение Слайд 16 и назовите части тела рыбы. (Называют: голова, туловище, хвост, плавники, жаберная крышка и тело покрыто чешуёй.)
Видеоклип “Аквариум” физминутка для глаз. Слайд 17
“Работа с бумагой в технике “оригами”.”
А что такое ОРИГАМИ?
Оригами - это древнее, самобытное японское искусство создания моделей различных предметов, животных, птиц, цветов путем сгибания листа бумаги.
Что делать дети определяют сами, разгадав две загадки-шутки.
1.
Крылья есть, да не летает,
Глаза есть, да не мигает,
Ног нет, да не догонишь.
2.
У родителей и деток
Вся одежда из монеток.
(Рыба)
– Ребята, сейчас мы сконструируем рыбку. Аккуратно разложите перед собой все детали так, как они расположены на доске. Дальше повторяйте за мной.
– Не забывайте правило: помогать друг другу, техника безопасности с клеем.
(Пошагово выполняется конструирование модели рыбки.) (см. доп.папку Схема)
(Рыбку оформить, как закладку для книги или аквариум)
– Молодцы, ребята! Вы прекрасно поработали сегодня на уроке.
Игра “Кто живет в реке?”
- С помощью какой техники мы с вами сегодня делали поделку?
- Что вам понравилось на уроке?
Наш урок закончен.