Тип урока: обобщение материала.
Цель урока: совершенствовать полученные умения в результате изучения слов-названий предметов и слов-названий признаков: ставить вопросы к словам, задавать вопросы от слов к слову, группировать слова, находить нужные сочетания слов.
Познавательные УУД :
- выявлять сущность, особенности объектов;
- на основе анализа объектов делать выводы;
- обобщать и классифицировать объекты по признакам.
Регулятивные УУД:
- развивать умение высказывать свое предположение на основе работы с учебным материалом;
- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД:
- уметь слушать и понимать других;
- уметь работать в группах;
- строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами;
- оформлять свои мысли в устной и письменной формах.
Личностные УУД:
- формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
- оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией;
- развивать умениевысказывать свое отношение к героям, выражать свои эмоции.
Деятельность учеников:
- ставить к словам вопросы какой? какая? какое? какие?
- классифицировать слова по вопросу.
- наблюдать за словами, обозначающими признаки предметов.
Оборудование: презентация, карточки со словами (см. Приложение 1), рабочие тетради по русскому языку, мячик для игры в “Пинг-понг”.
На уроке используются обучающие игры по ТРИЗ-технологии.
ХОД УРОКА:
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
1. Организация урока | Сегодня на уроке мы будем работать в
группах. Вспомните правила работы в группах. |
[слайд 2] Дети повторяют правила работы в группах. |
2. Актуализация знаний | [слайд 3] Моя собака рассыпала карточки со словами, которые нужны были на сегодняшний урок. Но там оказались слова и к другим урокам. Помогите разобраться: какие слова нужны к нашему уроку. - Что вы можете сказать об этих словах? - Что называют эти слова? |
Дети вывешивают те слова,которые
необходимы на уроке.
- Эти слова отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? Эти словаобозначают признаки предметов. |
3. Сообщение темы урока | Сформулируйте тему урока. [слайд 4]. |
|
4. Применение знаний | -Вспомните, от какого слова нужно
поставить вопрос к словам-признакам? -Подберите к данным словам-названиям признака слова-названия предмета, подходящие по смыслу. -Давайте запишем некоторые из них. |
Дети записывают словосочетания: один – на доске, остальные в тетради. |
ФИЗ.МИНУТКА | ||
- Как вы считаете, зачем в русском языке
используют слова, отвечающие на вопросы какой?
какая? какое? какие? -А знаете ли вы, что слова-признаки можно использовать для составления загадок. Если к объекту подобрать точные признаки, то легко можно угадать предмет. У вас есть тетради-копилки. -Используя свои “копилки”, попробуйте в группах составить загадку для своих товарищей. |
- Слова, отвечающие на вопросы какой?
какая? какое? какие?, “раскрашивают” текст,
помогают лучше представить картину,
нарисованную словами, делают предложение или
текст более выразительными. Обучающиеся в течение нескольких дней по группам собирали слова-признаки. Записывали их в тетрадь – копилку Дети в группах составляют загадки, используя только слова-названия признаки. Далее в межгрупповой работе обучающиеся пытаются отгадать загадки друг друга, исправляя при этом неточности. |
|
5. Закрепление | - В качестве закрепления и обобщения
поиграем в “Пинг-понг”. Учитель называет предмет: ДОМ. |
Ученик называет его признак: БОЛЬШОЙ. Вовремя ответа, дети держат в руках мячик для “Пинг-понга”. После названия признака ученик называет свой предмет и передает мячик другому отвечающему, который в свою очередь называет признак предмета, затем сам предлагает предмет и т.д. |
6.Р ефлексия | - С какими словами мы работали сегодня
на уроке? - Какие трудности встретились во время урока? - Почему, по вашему мнению, возникли трудности? - Что нужно сделать для того, чтобы в будущем эти трудности не возникали? |
- Мы работали со словами-названиями признаков. |
7. Домашнее задание | - Составьте для родителей свои загадки, используя только слова-названия признаков. |