Формирование орфографически-грамотного письма – одна из наиболее трудных задач, решаемых в школе. Несмотря на многочисленные исследования, проводимые в методике орфографии, учить школьников правописанию очень непросто. Причинами являются трудности самой орфографии, разрозненность изучаемых орфографических правил, отсутствие мотивации к орфографической деятельности, невнимание учащихся к слову, к родной речи, а также ограниченность словарного запаса и отсутствие у них интереса к чтению. Связано это и с тем, что дети, погружаясь в море орфографических правил, не могут уловить логики правописания и воспринимают орфографию как набор разрозненных, не связанных между собой “нужно” и “нельзя”.
Из практики обучения русскому языку в 5-7 классах известно, что орфографическая грамотность учащихся не достигает достаточно высокого уровня, о чем свидетельствуют результаты итоговых контрольных работ. Поэтому совершенствование орфографической грамотности учащихся - одна из важных задач, стоящих перед учителем.
Смысл моего опыта по формированию у учащихся орфографических умений и навыков заключается в комплексном подходе к этой проблеме, системности работы, которая складывается из различных этапов, факторов.
Выделяю следующие этапы в развитии орфографического навыка:
- Актуализация опорных знаний, умений и навыков.
- Знакомство с орфографическим правилом.
- Отработка орфографического навыка.
1 этап. Актуализация опорных знаний, умений и навыков
Изучение нового правила по орфографии может быть обеспечено лишь в том случае, если предшествующий материал усвоен школьниками хорошо, если при объяснении нового учитель смог опереться на ранее пройденное.
Связь с предыдущим может обеспечиваться на всех этапах урока, но наиболее благоприятно для этого начало занятия. Подготовка учащихся к восприятию учебного материала, прежде всего, включает актуализацию опорных знаний, умений и навыков. Актуализация знаний и способов выполнения действий осуществляется на уроке при помощи различных видов заданий. Усвоение учебного материала на основе актуализации опорных знаний, умений и навыков делает изучаемый материал более доступным, а доступность, как известно, создает условия, в которых ученики работают увлеченно, с удовольствием, легко.
Планируя урок, я, прежде всего, определяю, на какие знания, умения и навыки учащихся следует опираться для успешного усвоения ими нового материала.
Например, урок по теме “Не с именами прилагательными” начинаю с повторения правила написания не с именами существительными, так как формулировки этих правил являются идентичными.
Для этого использую следующие задания:
Задание 1. Какие из перечисленных приемов используют при выборе слитного или раздельно написания не с именами существительными. Напишите номера ваших ответов.
- Найти зависимые слова.
- Установить, есть ли предлог.
- Выяснить, употребляется ли слово без не.
- Поставить вопрос к слову.
- Определить падеж.
- Выяснить, есть ли в предложении противопоставление.
- Установить, можно ли заменить слово синонимом.
- Подобрать родственные слова.
Задание 2. Объяснительный диктант (комментированное письмо, творческий диктант и т.д.).
Говорить неправду; не внимание, а рассеянность; неприятель; жить в неволе; нелепость.
Затем уже обращаю внимание учащихся на записанные на доске предложения, в которых представлены все случаи написания не с прилагательными, и предлагаю на основе приведенных примеров сформулировать правило написания не с прилагательными:
Погода сегодня ненастная. Во дворе стоит неисправный кран. Игрушка была не дорогая, а дешевая.
После чтения параграфа учебника учащиеся отмечают, что нового узнали из его содержания.
Сравнение ранее усвоенных орфографических правил с вновь изучаемыми приводит знания учащихся в систему.
2 этап. Знакомство с новым орфографическим правилом
Знание правила не должно стать для учащихся самоцелью. Гораздо важнее, на мой взгляд, уметь его применять. Ученику нужно знать, как воспользоваться правилом, и задача учителя дать ему ориентир, рекомендации, инструкции по применению правила. Иногда это опорная схема, приемы-секреты, а чаще всего- алгоритм.
Алгоритмы сначала даются мною готовыми либо составляются под моим руководством вместе с учащимися, а уже потом составляются учащимися самостоятельно после знакомства с правилом. При этом важно, чтобы отдельные пункты алгоритма были предельно краткими, лаконичными. Простота и наглядность модели алгоритма способствует более успешному его усвоению.
Предлагаю фрагмент урока с использованием алгоритма.
Тема урока: “Правописание Ы-И после Ц”.
Материал для наблюдения на доске (пока он закрыт):
цирк станция улицы циркуль акация огурцы цилиндр станция Синицын
Учитель произносит слова.
- Какие звуки слышатся во всех словах? [цы ].
- Посмотрите, какие буквы написаны (открывается материал для наблюдения).
- Одни слова мы пишем с ЦЫ, другие с ЦИ. Почему? Определите проблему уроку и сформулируйте задачи на сегодняшний урок.
- Проведите наблюдение и сделайте вывод о написании ЦЫ и ЦИ:
1. Выделите корень в словах первого столбика, суффикс и окончание в словах третьего столбика.
2. Что общего в словах второго столбика? (заканчиваются на –ЦИЯ).
3. Сделайте вывод, когда после Ц пишется Ы, И.
- Прочитаем правило в учебнике. Что нового вы еще узнали?
- В словах-исключениях пишется Ы: цыпленок, цыган, цыпочки, цыц.
- Правило, которое мы сегодня изучаем, сложное, поэтому нам необходимо составить алгоритм, схему рассуждения.
Правописание Ы-И после Ц
Слышится [цы]
Далее, работая в парах, дети объясняют правописание слов с данной орфограммой, пользуясь алгоритмом, проговаривая его друг другу.
Алгоритмы дают ученику возможность работать по четко заданной программе, шаг за шагом приближаясь к решению поставленной задачи. Навык, полученный при выполнении упражнения с использованием алгоритма, оказывается более прочным и надежным.
3 этап. Отработка орфографического навыка
Процесс становления навыка требует времени, многократных повторений и этапности. Главное здесь, по-моему,- последовательность и характер упражнений. К.Д. Ушинский писал: “Систематичность упражнений есть первая и главнейшая основа их успеха, и недостаток этой систематичности- главная причина, почему многочисленные и долговременные упражнения дают плохие результаты”.
Вот как строится моя система орфографических упражнений.
1. Первичное закрепление
После изучения правила, руководствуясь алгоритмом или схемой, учащиеся сначала устно объясняют правописание 6-7 слов с изучаемой орфограммой (орфограммы в словах не пропущены). Можно для этого упражнения использовать текст, в котором учащиеся находят слова с новой орфограммой и объясняют их правописание. На мой взгляд, очень важно, чтобы ученик всегда ( и как можно больше) “видел” тексты с правильным написанием.
Все последующие упражнения выполняются письменно.
Первое письменное упражнение- осложненное списывание, для него я готовлю запись на доске или через мультимедиа с пропущенными буквами или со скобками в словах только на изучаемое правило либо использую упражнение из учебника. Ученики по очереди выходят к доске, вставляют буквы или раскрывают скобки, графически объясняя орфограмму. При этом строго слежу за предупреждением ошибок, чтобы ученик сначала называл условие выбора орфограммы и только потом саму орфограмму.
После такой коллективной работы следует работа полусамостоятельная. Учащиеся должны самостоятельно устно ( про себя) определить написание. Для этого использую работу с сигнальными карточками, предупредительный диктант, выборочный или распределительный диктанты.
Последнее упражнение при первичном закреплении- самостоятельное. Предлагаю упражнение из учебника или диктант “Проверяю себя”. Эта работа обязательно проверяется, самым эффективным приемом считаю самопроверку или взаимопроверку по контрольному ключу.
2. Последующее закрепление
Для формирования прочного навыка в большинстве случаев нужен специальный урок закрепления изученного правила. На таком уроке специального закрепления стараюсь разнообразить упражнения.
Приведу примеры некоторых упражнений:
1. Подбор учащимися собственных примеров с орфограммой.
Считаю, что такой вид упражнений нужно обязательно предлагать ученикам, возможно варианты этого упражнения:
- составить словарный диктант с изучаемой орфограммой;
- предлагаю “программу”, учащиеся подбирают слова
- И
- Е
- Е
- Е
- И;
2. Творческие диктанты разных видов.
Становление прочных орфографических умений и навыков учащихся невозможно достигнуть путем выполнения только чисто орфографических упражнений. Орфографический навык складывается в процессе творческого письма. Именно через творческие упражнения идет закрепление умений и навыков и дальнейшее их совершенствование. Поэтому широко использую при обучении орфографии творческий диктант.
Этот вид работы эффективен потому, что способствует сближению работы по орфографии с решением задач развития речи. Творческий диктант дает возможность сделать процесс формирования орфографических умений и навыков коммуникативно обусловленным, коммуникативно значимым.
Тема урока: НЕ с именами прилагательными.
Читаю текст творческого диктанта полностью, со словами, данными в скобках, после чего предлагаю учащимся определить тип и стиль текста, озаглавить его.
Я возвращался домой и забрел в какую-то (незнакомую) усадьбу. (Неяркое) солнце уже пряталось, и на цветущей ржи растянулись (неровные) вечерние тени. Два ряда старых, очень высоких елей стояли, как две сплошные (непроходимые) стены. Я легко перелез через (небольшую) изгородь и пошел по этой (необычной) аллее. Еловые иглы на вершок покрывали землю.
Было тихо, темно, и только высоко на (недосягаемых) вершинах кое-где дрожал (неяркий) золотой свет и переливал радугой в (невидимых) сетях паука. Сильно, до духоты, пахло хвоей. Потом я повернул на длинную липовую аллею. И тут (небывалое) запустение и старость; прошлогодняя листва печально шелестела под ногами, и в сумерках между деревьями прятались (неподвижные) тени. ( По А.П.Чехову).
Второй раз читаю текст по предложениям, пропуская слова в скобках, а ученики записывают текст, вставляя имена прилагательные с НЕ. После записи ученики объясняют написание прилагательных, вставленных в текст диктанта.
3. Работа с лингвистическими словарями
Работа над орфографической грамотностью учащихся невозможна без обращения к различным лингвистическим словарям и словарям-справочникам.
Задание. Выпишите из школьного орфографического словаря на букву Р 6-7 глаголов I и II спряжения и образуйте от них действительные причастия настоящего времени. Графически обозначьте орфограмму “Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени”.
Задание. Из словаря-справочника по русской фразеологии выпишите 3-4 фразеологизма, где бы встречались наречия на –о ,-е с приставкой не-. Составьте с одним из них предложение, разберите его по членам предложения.
С помощью данных упражнений формируются очень важные речевые умения:
1) осознавать потребность обращения к лингвистическим словарям для решения не только орфографических, но и коммуникативных задач;
2) правильно выбирать нужный лингвистический словарь в зависимости от конкретных познавательных задач;
3) понимать структуру словарных статей и извлекать из них необходимую информацию.
4. Способствует повышению грамотности работа с тренажёрами.
Они помогают учащимся контролировать свои знания как самостоятельно, так и при помощи родителей, одноклассников. Заучив слова, данные в карточке, ученик по аналогии будет грамотно писать и другие слова на эту же орфограмму.
Лицевая сторона карточки
1 | нн | исти...ый | 16 | нн | нежда...ый (гость) |
2 | н | соболи..ый | 17 | нн | нечита...ая |
3 | н | вяза...ое (платье) | 18 | н | дочь избалова...а |
4 | нн | зажаре...ый | 19 | нн | дочь избалова...ая |
5 | нн | дискусио...ый | 20 | нн | ограниче...ы |
6 | нн | деревя...ый | 21 | н | ограниче...ы средствами |
7 | н | ветре...ый | 22 | н | глаза заплака...ы |
8 | н | коше...ый | 23 | нн | заржавле...ые ножки |
9 | нн | маринова...ый | 24 | нн | взволнова...о говорить |
10 | нн | циклева...ый | 25 | нн | взволнова...о лицо |
11 | н | кова...ый | 26 | н | взволнова...о море |
12 | нн | купле...ый | 27 | н | уче...ый секретарь |
13 | нн | да...ый | 28 | н | ране...ый |
14 | нн | броше...ый | 29 | нн | нечая...ая ошибка |
15 | нн | рожде...ый | 30 | н | пиле...ые дрова |
На обратной стороне тренажёра даются пояснения о причинах написания н или нн.
1 | нн | н+н | 16 | нн | запомнить |
2 | н | прилаг. - ин | 17 | нн | запомнить |
3 | н | нет прист., зав. сл. несов. в. | 18 | н | кр. прич. |
4 | нн | прич. есть приставка | 19 | нн | прич. есть приставка |
5 | нн | прилаг. - онн | 20 | нн | кр.прилаг. |
6 | нн | искл. | 21 | н | кр. прич. |
7 | н | искл. | 21 | н | кр. прич. |
8 | н | нет прист., зав. сл. несов. в. | 23 | нн | прич. есть приставка |
9 | нн | есть - ова | 24 | нн | наречие |
10 | нн | есть -ева | 25 | нн | кр.прилаг. |
11 | н | запомнить | 26 | н | кр. прич. |
12 | нн | сов.в. | 27 | н | несов. в., нет приставки |
13 | нн | запомнить | 28 | н | запомнить |
14 | нн | сов.в. | 29 | нн | запомнить |
15 | нн | сов.в. | 30 | н | нет приставки, зав. сл. |
5. Занимательные упражнения
Выработка навыков правописания — процесс длительный. Чтобы научить детей успешно преодолевать те или иные орфографические трудности, нужно систематически и кропотливо работать на протяжении многих лет. Но это очень скучно! Необходимо практические работы строить так, чтобы они могли захватить ребят, удивить.
На помощь мне и детям приходит занимательный материал, который можно использовать в процессе обучения и закрепления. Играя, школьники находят ту закономерность написания орфограмм, которую в научных определениях они не увидели, так как большинство игр носит проблемно-поисковый характер.
С этой целью на своих уроках использую игровые моменты, которые привлекают внимание детей к данной орфограмме и создают условия для мотивации учения. Большую часть занимательного материала на уроках русского языка составляют игры, диктанты занимательного характера, ребусы, головоломки, кроссворды различных видов.
1). Картинный диктант “Молчанка”. Задание: запишите через запятую слова, называющие предметы, изображенные на картинках. Проверяемые гласные в корне подчеркните одной чертой, непроверяемые – двумя.
2). Диктант с использованием загадок. Учитель диктует загадку, дети записывают отгадку, выделяя отфограмму и морфему, в которой она находится.
3) Наиболее популярным у детей видом игр являются кроссворды, ребусы, шарады.Они служат и для развития логического мышления и формируют орфографическую зоркость.
Шарады
- Корень тот же, что в слове сказка,
- Суффикс тот же, что в слове завозчик,
- Приставка та же, что в слове расход (рассказчик)
Логогрифы
В оркестре ты меня услышишь
И как приветствие поймешь;
А мягкий знак в конце припишешь,
Так мною вычертишь чертеж. (туш – тушь)
Из приведенных выше примеров видно, что для учителя есть огромное множество материала, чтобы заинтересовать учеников, разнообразить урок, заставить детей заниматься ежедневной работой по орфографии. Используя весь этот интересный занимательный материал, учитель не должен забывать, что задания подобного характера – не цель урока, чтобы сделать его веселым и забавным, а дополнительная помощь в работе над орфографической зоркостью учащихся. Он помогает разнообразить сложные и порой однообразные упражнения, сделать их интересными.
6. Для формирования орфографического навыка так же целесообразно использовать орфографические пятиминутки.
Орфографические пятиминутки на уроках русского языка занимают немного времени, дают учителю возможность получить быструю и достаточно полную информацию о степени овладения умениями. Задания пятиминуток могут быть разнообразными: определите, в каких словах есть орфограмма, а в каких ее нет; в выделенных словах обозначьте орфограмму и ту часть слова, в которой она находится; вставьте пропущенные орфограммы и подберите проверочные слова.
Д.Пойа говорил: “Хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителей”. В копилке каждого учителя существую свои эффективные приемы и методы, способствующие формированию прочных орфографических навыков. Главное, помнить, что успешное протекание процесса обучения орфографии зависит от его целенаправленности. Только систематическая, целенаправленная работа помогает развивать орфографические умения и навыки учащихся.
Список литературы.
1. Бессонова В.В. Алгоритмы на уроках русского языка. М.:Знание, 2000.-120 с.
2. Богданова Г.А. Опрос на уроках русского языка: Кн. для учителя: Из опыта работы. М.: Просвещение, 1989. - 144 с.
3. Шургина Л.В. Условия поэтапного формирования умений и навыков на уроках русского языка. СПб.: Питер, 2004.- 167 с.