Цели:
образовательные:
- познакомить с новой частью речи – междометием и ее особенностями;
- показать роль междометий в речи;
- формировать умение находить междометия в текстах, определять роль междометий и конструировать предложения, включая в них междометия;
- закрепить умение отличать самостоятельные части речи от служебных;
- закрепить умение производить морфологический разбор слов;
развивающие:
- активизация познавательной деятельности учащихся;
- развитие внимания, памяти, логического мышления;
- развитие умения выбирать нужную информацию и графически ее систематизировать;
- развитие коммуникативных способностей учащихся;
воспитывающие:
- воспитание интереса к предмету;
- воспитание умения работать в парах.
Тип урока: урок-исследование
Форма урока: технология проблемного обучения
Оборудование к уроку: учебник русского языка В.В. Репкин; интерактивная доска, компьютер, проектор.
Ход урока
1. Оргмомент. Приветствие.
На слайде: Человек без знаний – все равно, что гриб: хотя на взгляд и крепкий, а за землю плохо держится.
- Как понимаете эту пословицу? Где необходимы знания?
2. Актуализация имеющихся знаний.
- На какие две группы делятся все части речи? Слайд (Самостоятельные и служебные)
-Чем служебные части речи отличаются от самостоятельных?
-На какие группы делятся самостоятельные части речи? (имена и глаголы)
- Чем имена отличаются от глаголов? (имена имеют грамматическое значение падежа, а глаголы имеют грамматические значения лица и времени.)
И т.д. по схеме на слайде дети воспроизводят имеющиеся у них знания о частях речи.
3. Постановка проблемного вопроса:
1. Задание на слайде Распределить слова по группам:
Грусть, злобный, грустить, печаль, грустно, досадно, злость, печальный, грустный, печалиться, зло, злиться, печально.
Проверка. Какое слово записали дважды? (зло) Почему?
- Ребята, вы как считаете мы теперь знаем все части речи? (дети высказывают свои предположения).
2. Словарная работа: Здравствуйте, до свидания, прощайте, пожалуйста, спасибо, извините.
Определите, к какой части речи относятся записанные слова? (ПРОБЛЕМА)
3. Сравните два предложения (на слайде):
“Ура! Мама пришла”, - сказала Оля подружкам, услышав звонок.
“Мама пришла”, - радостно сказала Оля подружкам, услышав звонок.
При сравнении дети приходят к выводу: чувство радости может быть выражено разными словами (Ура! – в первом предложении, радостно сказала – во втором).
Сравните еще два предложения: Маша увидела большую ящерицу и вскрикнула от испуга.
“Ой!” – вскрикнула Маша, увидев большую ящерицу.
- Нам понятно, какое чувство испытала Маша, увидев ящерицу? Какое слово в первом предложении помогло нам понять чувство девочки? А во втором?
Чем эти слова отличаются друг от друга? ВЫВОД: одни слова называют чувства (радость, испуг), а другие только выражают чувства не называя их (Ура! Ой!). Как бы вы назвали эту часть речи? (дети предлагают свои варианты).
Чтение по учебнику (задание 6) Дедушка Ус (просит вас намотать себе на ус).
- Так как же называется новая часть речи? МЕЖДОМЕТИЕ
- Что такое междометие? (дети формулируют правило). Слайд.
- Ребята, я вас поздравляю, вы самостоятельно открыли еще одну часть речи!
- А где же место этой части речи на схеме? (это самостоятельная часть речи? Может быть служебная?) Дети находят место на схеме для новой части речи. Слайд.
4. Закрепление полученных знаний.
1.-Вернемся к словам, записанным вначале урока: Здравствуйте, до свидания, прощайте, пожалуйста, спасибо, извините.
- Теперь вы можете сказать, к какой части речи отнести эти слова? Слайд. (этикетные междометия).
2. Работа по учебнику упр.180. Проверка. Слайд.
3. Что вы заметили, как выделяются на письме междометия?
Слайд. Междометия В Ы Д Е Л Я Ю Т С Я:
- Запятыми, если находятся в начале, в середине или в конце предложения:
Эй, завяжи на память узелок...
Как я люблю море, ах, как я люблю море!
5. Итог урока.
- Что выражают междометия?
- Чем отличаются междометия от существительных, называющих различные чувства?
- Какими знаками препинания и в каких случаях они выделяются?
Домашнее задание: упр. 181.по опорной схеме рассказать родителям о новой части речи.
Междометие - _____________ часть речи, которая выражает ______________, но не называет их. Междометия могут выражать _____________.
Примеры междометий: ______________
Выразите свое отношение к уроку, используя следующие междометия:
О, ой, ах, эх, увы, ага, ура, батюшки, фу, фи, эй.
- узнал, открыл для себя...
- сегодня на уроке я научился, смог...
- могу похвалить себя и своих одноклассников за. ...