Цели:
Образовательная:
- довести до сознания детей мысль о том, что каждый человек от рождения наделён личными неотъемлемыми правами;
- обобщить знания учащихся о личных правах человека;
Развивающая:
- развивать умение применения полученных знаний на практике;
Воспитательная:
- воспитывать доброту, внимательное отношение к другим людям, толерантность.
Целесообразность:
- воспитание законопослушного гражданина,
- подготовка младшего школьника к жизни в современном обществе.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование: учебник “Человек и человечество”, проектор, “Декларация прав и свобод человека и гражданина”, Конституция Российской Федерации, “Конвенция о правах ребёнка”
Ход урока
I. Организационный момент.
- Здравствуйте! Я с вами поздоровалась. Что обозначает слово “здравствуйте”? (Пожелание здоровья и счастья) А что для вас здоровье? Счастье? (Дети отвечают)
- Ребята, у нас сегодня гости. Повернитесь к ним, улыбнитесь. Молодцы! Громко скажем нашим гостям….
II. Актуализация знаний.
Мы научились летать в небе, как птицы. Мы научились плавать в океане, как рыбы. Теперь осталось научиться жить на зеле, как люди. ( Б.Шоу)
- Как вы понимаете данное высказывание?
- А где человеческое существо может быть человеком? (в обществе)
- Напомните, что такое общество? (группа людей, у которых есть общие интересы)
- Что помогает людям строить взаимоотношения в обществе, оценивать свои поступки? (совесть, мораль, право)
- Как мы понимаем понятие совесть? (способность человека решать, что хорошо, а что плохо, отделять добро от зла)
- Как раскроем понятие морали? (устные правила поведения, принятые в обществе и одобренные большинством людей)
- Какое “золотое правило морали” мы узнали? (“Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступал с тобой”)
- Ребята, помогите разобраться, где действуют правила морали, а где – правила поведения?
- Дразнить заикающегося человека (мораль)
- Перебегать улицу на красный свет (правила поведения)
- Разбить стекло в школе (правила поведения)
- Не уступить в автобусе место старушке (мораль)
III. Постановка проблемы.
Ребята, но случается так, что совесть молчит, и правила морали не соблюдаются, как быть тогда? (тогда действует право – часть правил поведения, которые государство записало в законах и защитило своей силой)
Послушаем ребят (сценка, учебник, стр.40)
- Какой возникает вопрос? (Как рассудить кто из них прав?) ( Кто прав в споре о своих правах?)
-Что для этого надо знать? (Какие права есть у каждого человека)
– Давайте сформулируем тему урока. (Права человека в современном обществе)
– Какие цели поставим перед собой?
Постараемся узнать:
- какими правами пользуются граждане нашего государства;
- в каких документах прописаны права;
- одинаковыми ли правами обладают взрослые и дети;
Научимся: использовать полученные знания на практике
IV. Решение проблемы.
Права гражданина.
Ученица поработала с толковым словарем и узнала значение слова “право”
(Право – совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе, а также наука, изучающая эти нормы)
- А зачем вообще людям нужно знать какие-то права?
(чтобы знать, что можно, что нельзя
- точно знать, на что рассчитывать в жизни)
Давно и очень давно, еще в древние времена у людей возникла необходимость отстаивать свои права. Право древний человек отстаивал силой. Слабый не имел никаких прав, если не имел заступника, желающего отстоять его право на собственность и на жизнь. Не так-то быстро люди поняли, что сильным заступником может быть государство. Долгое время в истории человечества царил закон “око за око, зуб за зуб”. Но как только появилось государство, у слабых, обманутых и обиженных появился могущественный заступник.
Какие ждут нас в будущем дела?
Об этом думать мы должны все чаще.
И если гражданин ты настоящий,
Большой отдачи ждет от нас страна!
- Как называется страна, в которой мы живем? Вы являетесь гражданином этой страны?
- Посовещайтесь в парах и назовите мне права гражданина нашего государства…..
- Право на жизнь
- Право на свободу и неприкосновенность
- Право на труд
- Право на отдых и досуг
- Право на образование
- Право на медицинское обслуживание
- Право на защиту чести и достоинства
- Право на достойную жизнь
- Право на личную, семейную жизнь
- Право на неприкосновенность жилища
- Право на тайну переписки
- Право на свободу передвижения, мирных собраний
- Остановимся на некоторых из перечисленных прав подробнее….(работа в группах по учебнику)
Задания.
- Рассказать о понятии личные права человека. Привести примеры.
- Рассказать о главном праве человека – на жизнь. Его соблюдение и нарушение. Привести примеры.
- Рассказать о праве на свободу и личную неприкосновенность. Его соблюдение и нарушение. Привести примеры.
- Рассказать о праве на защиту чести и достоинства, на достойную жизнь, право на образование, право на медицинское обслуживание. Привести примеры.
- Право на отдых и труд. О его соблюдении и нарушении. Привести примеры.
- Выступления групп.
- А где прописаны права каждого гражданина России? (В Конституции)
- А что такое Конституция?
Конституция – основной закон государства, определяющий, как устроена государство и общество, как образуются органы власти, каковы права и обязанности граждан, герб, гимн и флаг государства, его столицы. Конституция РФ была принята 12 декабря 1993 года . А за не соблюдение или нарушение установленных прав государство может применить закон и наказать непослушных граждан.
- Но первый документ, которым руководствовались и те, кто писал Конституцию нашей страны, была “Декларация прав и свобод человека и гражданина”
Создана она могущественной ООН. Она создана для поддержания и укрепления международного мира и безопасности, развития сотрудничества между государствами. В Декларации говорилось о том, что все люди должны знать свои права и относиться друг к другу с уважением.
Викторина “Права литературных героев”.
1) В какой сказке нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу? (“Серая шейка”, “Красная Шапочка”, “Дюймовочка”, “Сказка о рыбаке и рыбке”.)
2) Какие литературные герои могли бы пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность жилища? (“Три поросенка”, зайка из русской народной сказки “Ледяная избушка”.)
3) Героини каких сказок воспользовались, правом свободного передвижения и выбора местожительства? (“Лягушка-путешественница”.)
4) В какой сказке героиня воспользовалась правом искать и находить в других странах убежище и защиту от преследований? (“Дюймовочка”.)
5) В какой сказке нарушается право человека владеть своим имуществом? (“Золотой ключик, или Приключения Буратино”.)
6) Какие литературные герои воспользовалась правом на свободу мирных собраний? (“Бременские музыканты”, “Квартет”, “Белоснежка и семь гномов”.)
7) Какой известный литературный герой воспользовался правом на труд, причем обеспечил себе и другим свободный выбор работы и справедливые условия труда? (Том Сойер.)
8) В какой сказке подтверждается право работающего на справедливое вознаграждение? (“Мороз Иванович”, “Госпожа Метелица”, “Сказка о попе и о его работнике Балде”.)
9) У какой известной сказочной героини нарушено право на отдых и досуг, разумное ограничение рабочего дня? (Золушка.)
- Вернемся к целям нашего урока.
Что узнали? (какими правами пользуются граждане нашего государства, в каких документах прописаны права)
Что еще надо узнать?
2) Права ребёнка.
- А как вы думаете - у детей особые права? (Да, дети не могут воспользоваться, например, избирательным правом или создавать семью.)
- Кого можно назвать ребёнком? (Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста. Каждый ребенок со дня своего рождения имеет права на гражданство и собственное имя.)
В древности было государство Спарта, которое славилось своими непобедимыми воинами: сильными, здоровыми, выносливыми. В этом государстве каждого новорожденного мальчика осматривали и решали: если крепкий, здоровый – пусть живет. А если слабым родился, больным – бросить его вниз со скалы. Как вы думаете, правильно, справедливо поступали жители Спарты? Объясните сою точку зрения. (Слабый человек, если будет хорошо питаться и заниматься спортом, может стать очень сильным. Больных необходимо лечить, слабым помогать. Например, знаменитый русский полководец А.В.Суворов родился слабым, больным ребенком. Но у него была сильная воля: он занимался физкультурой, закалялся и победил свои болезни. Из него вырос умный человек, талантливый военачальник.)
А есть ли документ, в котором прописаны именно права детей?
Они записаны в “Конвенции о правах ребёнка”, которую создала и приняла Организация Объединённых Наций. Мы помним - это международная организация, защищающая права всех детей независимо от того, где они живут, какого цвета у них кожа, какой язык, национальность, а также независимо от того, кто их родители: бедные или богатые. И наша страна тоже подписалась под этим документом, а значит — пообещала всему миру заботиться о своих маленьких гражданах. Конвенции Прав ребенка - принята 20 ноября 1989 г.
Посмотрите на доску – здесь ваши основные права:
- право на жизнь
- право на имя при рождении
- право на любовь и защиту
- право на развитие
- право на образование
(игра “Разрешается-запрещается)
А сейчас мы отдохнем и поиграем. Игра “Разрешается-запрещается”
- Посмотри на этот знак - человек поднял флаг.
Слушать мнение ребенка …(разрешается) - Вот в углу стоит мальчонка, плачет, надрывается.
Бить, наказывать ребенка…(запрещается) - С мамой дети жить должны, ей цветы всегда дарить - это… (разрешается)
- Эта грань обозначает: мать с ребенком разлучают, это…(запрещается)
- Рисовать и петь, учиться, если заболел - лечиться, это…(разрешается)
- Этот трудится ребенок, мало у него силенок,
Ноги подгибаются, применять детский труд…(запрещается) - Вместе дружно в мире жить,
с разными детьми дружить, это…(разрешается) - Этот слабый горбит спину, перед сильным
преклоняется,
быть рабом у господина строго…(запрещается)
Права всем детям надо знать
Не только знать и соблюдать,
Тогда легко нам будет жить
Играть, дружить и не тужить.
Что узнали? (одинаковыми ли правами обладают взрослые и дети)
Что еще надо узнать?
Что узнали? (только ли права есть у граждан нашего государства)
V. Подведение итогов.
1) Давайте вернёмся к нашей сценке? Так какие права были нарушены и кем?
(Анюта нарушила право на свободу и личную неприкосновенность, а мальчик защищал свои права.)
2) Как называется ситуация, которая сложилась между детьми? (Это – конфликтная ситуация). Давайте попробуем помочь ребятам выйти из этого конфликта.
3) Отстаивая свои права, не стоит забывать, что такие же равные права есть и другого человека. Уважай права других! Обязанность соблюдать права другого человека
- О чём был наш сегодняшний разговор?
- Каким правом вы пользуетесь сейчас, сидя за партами? ( Именно право на образование позволило вам сегодня познакомиться с основными правами человека в обществе)
- Равными правами обладают все люди в современном обществе?
Рефлексия.
Д/з стр. 40-43, раб. тетр. стр. 22-26, любое задание на выбор.