Урок окружающего мира по теме "Права человека в обществе". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели:

Образовательная:

  • довести до сознания детей мысль о том, что каждый человек от рождения наделён личными неотъемлемыми правами;
  • обобщить знания учащихся о личных правах человека;

Развивающая:

  • развивать умение применения полученных знаний на практике;

Воспитательная:

  • воспитывать доброту, внимательное отношение к другим людям, толерантность.

Целесообразность:

  • воспитание законопослушного гражданина,
  • подготовка младшего школьника к жизни в современном обществе.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: учебник “Человек и человечество”, проектор, “Декларация прав и свобод человека и гражданина”, Конституция Российской Федерации, “Конвенция о правах ребёнка”

Ход урока

I. Организационный момент.

- Здравствуйте! Я с вами поздоровалась. Что обозначает слово “здравствуйте”? (Пожелание здоровья и счастья) А что для вас здоровье? Счастье? (Дети отвечают)

- Ребята, у нас сегодня гости. Повернитесь к ним, улыбнитесь. Молодцы! Громко скажем нашим гостям….

II. Актуализация знаний.

Мы научились летать в небе, как птицы. Мы научились плавать в океане, как рыбы. Теперь осталось научиться жить на зеле, как люди. ( Б.Шоу)

- Как вы понимаете данное высказывание?

- А где человеческое существо может быть человеком? (в обществе)

- Напомните, что такое общество? (группа людей, у которых есть общие интересы)

- Что помогает людям строить взаимоотношения в обществе, оценивать свои поступки? (совесть, мораль, право)

- Как мы понимаем понятие совесть? (способность человека решать, что хорошо, а что плохо, отделять добро от зла)

- Как раскроем понятие морали? (устные правила поведения, принятые в обществе и одобренные большинством людей)

- Какое “золотое правило морали” мы узнали? (“Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступал с тобой”)

- Ребята, помогите разобраться, где действуют правила морали, а где – правила поведения?

  • Дразнить заикающегося человека (мораль)
  • Перебегать улицу на красный свет (правила поведения)
  • Разбить стекло в школе (правила поведения)
  • Не уступить в автобусе место старушке (мораль)

III. Постановка проблемы.

Ребята, но случается так, что совесть молчит, и правила морали не соблюдаются, как быть тогда? (тогда действует право – часть правил поведения, которые государство записало в законах и защитило своей силой)

Послушаем ребят (сценка, учебник, стр.40)

- Какой возникает вопрос? (Как рассудить кто из них прав?) ( Кто прав в споре о своих правах?)

-Что для этого надо знать? (Какие права есть у каждого человека)

Давайте сформулируем тему урока. (Права человека в современном обществе)

– Какие цели поставим перед собой?

Постараемся узнать:

- какими правами пользуются граждане нашего государства;

- в каких документах прописаны права;

- одинаковыми ли правами обладают взрослые и дети;

Научимся: использовать полученные знания на практике

IV. Решение проблемы.

Права гражданина.

Ученица поработала с толковым словарем и узнала значение слова “право”

(Право – совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе, а также наука, изучающая эти нормы)

- А зачем вообще людям нужно знать какие-то права?

(чтобы знать, что можно, что нельзя

- точно знать, на что рассчитывать в жизни)

Давно и очень давно, еще в древние времена у людей возникла необходимость отстаивать свои права. Право древний человек отстаивал силой. Слабый не имел никаких прав, если не имел заступника, желающего отстоять его право на собственность и на жизнь. Не так-то быстро люди поняли, что сильным заступником может быть государство. Долгое время в истории человечества царил закон “око за око, зуб за зуб”. Но как только появилось государство, у слабых, обманутых и обиженных появился могущественный заступник.

Какие ждут нас в будущем дела?
Об этом думать мы должны все чаще.
И если гражданин ты настоящий,
Большой отдачи ждет от нас страна!

- Как называется страна, в которой мы живем? Вы являетесь гражданином этой страны?

- Посовещайтесь в парах и назовите мне права гражданина нашего государства…..

  • Право на жизнь
  • Право на свободу и неприкосновенность
  • Право на труд
  • Право на отдых и досуг
  • Право на образование
  • Право на медицинское обслуживание
  • Право на защиту чести и достоинства
  • Право на достойную жизнь
  • Право на личную, семейную жизнь
  • Право на неприкосновенность жилища
  • Право на тайну переписки
  • Право на свободу передвижения, мирных собраний

- Остановимся на некоторых из перечисленных прав подробнее….(работа в группах по учебнику)

Задания.

  • Рассказать о понятии личные права человека. Привести примеры.
  • Рассказать о главном праве человека – на жизнь. Его соблюдение и нарушение. Привести примеры.
  • Рассказать о праве на свободу и личную неприкосновенность. Его соблюдение и нарушение. Привести примеры.
  • Рассказать о праве на защиту чести и достоинства, на достойную жизнь, право на образование, право на медицинское обслуживание. Привести примеры.
  • Право на отдых и труд. О его соблюдении и нарушении. Привести примеры.

- Выступления групп.

- А где прописаны права каждого гражданина России? (В Конституции)

- А что такое Конституция?

Конституция – основной закон государства, определяющий, как устроена государство и общество, как образуются органы власти, каковы права и обязанности граждан, герб, гимн и флаг государства, его столицы. Конституция РФ была принята 12 декабря 1993 года . А за не соблюдение или нарушение установленных прав государство может применить закон и наказать непослушных граждан.

- Но первый документ, которым руководствовались и те, кто писал Конституцию нашей страны, была “Декларация прав и свобод человека и гражданина”

Создана она могущественной ООН. Она создана для поддержания и укрепления международного мира и безопасности, развития сотрудничества между государствами. В Декларации говорилось о том, что все люди должны знать свои права и относиться друг к другу с уважением.

Викторина “Права литературных героев”.

1) В какой сказке нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу? (“Серая шейка”, “Красная Шапочка”, “Дюймовочка”, “Сказка о рыбаке и рыбке”.)

2) Какие литературные герои могли бы пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность жилища? (“Три поросенка”, зайка из русской народной сказки “Ледяная избушка”.)

3) Героини каких сказок воспользовались, правом свободного передвижения и выбора местожительства? (“Лягушка-путешественница”.)

4) В какой сказке героиня воспользовалась правом искать и находить в других странах убежище и защиту от преследований? (“Дюймовочка”.)

5) В какой сказке нарушается право человека владеть своим имуществом? (“Золотой ключик, или Приключения Буратино”.)

6) Какие литературные герои воспользовалась правом на свободу мирных собраний? (“Бременские музыканты”, “Квартет”, “Белоснежка и семь гномов”.)

7) Какой известный литературный герой воспользовался правом на труд, причем обеспечил себе и другим свободный выбор работы и справедливые условия труда? (Том Сойер.)

8) В какой сказке подтверждается право работающего на справедливое вознаграждение? (“Мороз Иванович”, “Госпожа Метелица”, “Сказка о попе и о его работнике Балде”.)

9) У какой известной сказочной героини нарушено право на отдых и досуг, разумное ограничение рабочего дня? (Золушка.)

- Вернемся к целям нашего урока.

Что узнали? (какими правами пользуются граждане нашего государства, в каких документах прописаны права)

Что еще надо узнать?

2) Права ребёнка.

- А как вы думаете - у детей особые права? (Да, дети не могут воспользоваться, например, избирательным правом или создавать семью.)

- Кого можно назвать ребёнком? (Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста. Каждый ребенок со дня своего рождения имеет права на гражданство и собственное имя.)

В древности было государство Спарта, которое славилось своими непобедимыми воинами: сильными, здоровыми, выносливыми. В этом государстве каждого новорожденного мальчика осматривали и решали: если крепкий, здоровый – пусть живет. А если слабым родился, больным – бросить его вниз со скалы. Как вы думаете, правильно, справедливо поступали жители Спарты? Объясните сою точку зрения. (Слабый человек, если будет хорошо питаться и заниматься спортом, может стать очень сильным. Больных необходимо лечить, слабым помогать. Например, знаменитый русский полководец А.В.Суворов родился слабым, больным ребенком. Но у него была сильная воля: он занимался физкультурой, закалялся и победил свои болезни. Из него вырос умный человек, талантливый военачальник.)

А есть ли документ, в котором прописаны именно права детей?

Они записаны в “Конвенции о правах ребёнка”, которую создала и приняла Организация Объединённых Наций. Мы помним - это международная организация, защищающая права всех детей независимо от того, где они живут, какого цвета у них кожа, какой язык, национальность, а также независимо от того, кто их родители: бедные или богатые. И наша страна тоже подписалась под этим документом, а значит — пообещала всему миру заботиться о своих маленьких гражданах. Конвенции Прав ребенка - принята 20 ноября 1989 г.

Посмотрите на доску – здесь ваши основные права:

  • право на жизнь
  • право на имя при рождении
  • право на любовь и защиту
  • право на развитие
  • право на образование

(игра “Разрешается-запрещается)

А сейчас мы отдохнем и поиграем. Игра “Разрешается-запрещается”

  • Посмотри на этот знак - человек поднял флаг.
    Слушать мнение ребенка …(разрешается)
  • Вот в углу стоит мальчонка, плачет, надрывается.
    Бить, наказывать ребенка…(запрещается)
  • С мамой дети жить должны, ей цветы всегда дарить - это… (разрешается)
  • Эта грань обозначает: мать с ребенком разлучают, это…(запрещается)
  • Рисовать и петь, учиться, если заболел - лечиться, это…(разрешается)
  • Этот трудится ребенок, мало у него силенок,
    Ноги подгибаются, применять детский труд…(запрещается)
  • Вместе дружно в мире жить,
    с разными детьми дружить, это…(разрешается)
  • Этот слабый горбит спину, перед сильным преклоняется,
    быть рабом у господина строго…(запрещается)

Права всем детям надо знать
Не только знать и соблюдать,
Тогда легко нам будет жить
Играть, дружить и не тужить.

Что узнали? (одинаковыми ли правами обладают взрослые и дети)

Что еще надо узнать?

Что узнали? (только ли права есть у граждан нашего государства)

V. Подведение итогов.

1) Давайте вернёмся к нашей сценке? Так какие права были нарушены и кем?

(Анюта нарушила право на свободу и личную неприкосновенность, а мальчик защищал свои права.)

2) Как называется ситуация, которая сложилась между детьми? (Это – конфликтная ситуация). Давайте попробуем помочь ребятам выйти из этого конфликта.

3) Отстаивая свои права, не стоит забывать, что такие же равные права есть и другого человека. Уважай права других! Обязанность соблюдать права другого человека

- О чём был наш сегодняшний разговор?

- Каким правом вы пользуетесь сейчас, сидя за партами? ( Именно право на образование позволило вам сегодня познакомиться с основными правами человека в обществе)

- Равными правами обладают все люди в современном обществе?

Рефлексия.

Д/з стр. 40-43, раб. тетр. стр. 22-26, любое задание на выбор.