Цель урока:
- познакомить детей с помощью деятельностного метода с понятием “шкала”, “цена деления”;
- учить находить цену деления на разных шкалах, правильно пользоваться шкалой на различных измерительных приборах;
- развивать мыслительные способности детей, умение сравнивать, анализировать, самостоятельно делать выводы, находить различные пути решения.
Задачи урока:
- развивать творческое математическое мышление посредством введения эвристических вопросов;
- расширять знания по математике и окружающему миру
- стимулировать к поиску новых знаний.
Оборудование, демонстрационный материал:
- секундомер, ростомер, часы, весы, рулетка, спидометр;
- шкала землетрясения, шкала силы ветра, шкала настроения;
- кассета с музыкой (для релаксации);
- магниты, пригласительные билеты.
Раздаточный материал: линейки, сантиметровые ленты, модели термометров, часов.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Организация начала урока. (Подготовка рабочего места. Эмоциональный настрой). | - Ребята, готовы к уроку? На вас надеюсь я, друзья. Мы хороший дружный класс Всё получится у нас! Думаю, что у нас с вами всё получится, а для этого надо быть внимательными и старательными. |
Организуют рабочее место. Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя. |
2. Постановка учебной задачи. | Итак, царица наук - математика
приглашает вас снова к разговору о том, что без
знаний в области этой науки не может обойтись ни
один человек. Согласны ли вы с мнением, что слово “измерение” мы произносим в жизни не так часто? Но сами же делаем измерения практически каждый день: когда определяем время, покупаем продукты в магазине или едем на машине и т.д. Без измерений жить невозможно. Так считает и наш герой из весёлой страны Мультляндия – смешной и незадачливый Пятачок. Он у нас сегодня тоже в гостях. Собрался в гости на день рождения к ослику ИА, а по дороге решил заглянуть к нам. Пятачок предлагает вам решить небольшую проблему(?) - угадать. как он провёл 1-ю половину дня, дополнив его рассказ подходящими словами. Слушаем Пятачка! “Встал я утром рано и посмотрел на прибор ..., чтобы узнать... Быстро умылся, позавтракал и прежде, чем выйти на улицу, посмотрел на прибор, чтобы определить... Затем вышел на улицу и сел в машину, снова передо мной прибор, чтобы правильно установить... И, наконец, приехав к школе, я открыл портфель и убедился, что взял прибор, необходимый всегда на уроках математики? Итак, восстановите ход событий. |
Не очень часто. |
- Чем же пользовался Пятачок? - А какие вы ещё знаете измерительные приборы? (открыть на доске - после слов детей.) Все они по- разному выглядят и разного назначения (показ у доски приборов.) |
“Встал я утром рано и посмотрел на часы,
чтобы узнать время. Быстро умылся,
позавтракал и прежде, чем выйти на улицу,
посмотрел на термометр, чтобы определить температуру.
Затем вышел на улицу и сел в машину, снова передо
мной прибор - спидометр, чтобы правильно
установить скорость. И, наконец, приехав к
школе, я открыл портфель и убедился, что взял линейку,
необходимую всегда на уроках математики? Приборами: часы, термометр, спидометр, линейка. |
|
3. Постановка проблемы. Девиз этого этапа урока - ищу и нахожу. |
- Что же общего у всех этих приборов? - Какая общая у них деталь ( в устройстве)?
Почему числа стоят только у длинных штрихов? Зачем нужны короткие штрихи? Каких штрихов больше ? Как располагаются числа на линии ? Как называется расстояние между двумя длинными штрихами? |
Служат людям, нужны для измерения. Линия разделена чёрточками на определённые расстояния. Есть чёрточки длинные и короткие. Около длинных чёрточек стоят числа.)
Шаг, единица, отрезок - из наглядной геометрии. |
4. Открытие нового знания. Выдвижение и проверка гипотез (подводящий диалог). |
Оказывается, линия разделяется
штрихами на деления и числа. Длинные штрихи,
увеличивающиеся в определённой
последовательности, образуют шкалу. Есть открытие (!) ( на доску) Итак, тема сегодняшнего урока - “Шкала” (на доску). Она есть на всех измерительных приборах. Слово Scala -латинское, в переводе означает лестница. В такой стране, как Италия - шкала- это школа ( развитие детей по ступеням.) В музыке - шкала- это гамма. Ещё одно открытие мы должны сегодня сделать. Нельзя путать на шкале единичный отрезок (шаг) и расстояние между маленькими штрихами. Оно называется цена деления! (на доску). На разных шкалах она разная в зависимости от назначения прибора. Итак, мы познакомились с понятием шкала и узнали, что у любой шкалы есть цена деления. Её надо уметь определять на шкале , чтобы правильно делать измерения. Рассмотрим измерительные приборы, которые есть у вас на партах. Линейка - цена деления? Числа увеличиваются на 1. Цена деления - расстояние между двумя малыми штрихами. Начертите отрезок 3 см 2 мм. Сантиметровая лента- цена деления на одной стороне -1 мм , на другой - 3 мм, ед. отрезок - 2 см 54 мм (дюйм) - английская мера длины, используется для зарубежных аналогов. Термометр - для измерения t воздуха, цена деления? - Почему так называется? (Цельсий - шведский астроном и физик, участник Лапландской экспедиции по изучению дуги меридиана. В 1742 г. предложил температурную шкалу.) Сколько делений на термометре? Покажите - 2 . Как прочитать по другому? Кто знает t кипения воды по С ? Кто знает t замерзания ? 4) Часы. Всегда ли шкала располагается по линии на измерительных приборах ? - А как? Цена деления? (Минимальная V=10 км/час, максимальная V= 160 км/час.) Покажите 8 ч. 15 мин. - Сколько единичных отрезков от 12 ч. Малых штрихов ? Прочитайте время по-другому. 5) Сегодня мы услышали об интересном человеке - Цельсии. Есть ещё много интересных шкал. Например, шкала Бофорта (силы ветра). И шкала Рихтера (шкала землетрясения). Цена деления на них - 1 балл. |
Цена деления - 1 мм. 3 см 2мм = 32 мм
Цена деления - 1 ° С.
(55). 20 холода, 20 ниже нуля. Температура кипения воды – 1000. Температура замерзания – 00. Нет. По дуге - спидометр. 10 км/час. По окружности - часы, секундо-мер. Цена деления на часах - 1 мин. 8 ч. 15 минут, 15 минут 9-ого, четверть 9-ого. - сообщение Юрьева Б. - сообщение Козиной А. |
5. Первичное закрепление. Девиз этого этапа урока: думаю и понимаю. |
1)Учимся определять цену деления на
разных шкалах и порядок следования чисел,
учебник - с. 54, з. №3: (вместе с Пятачком.) - Что происходит с числами? Находим цену деления : (100 : 2 = 50 ; 15:3 = 5; 10:5 = 2) Спидометр - шкала спидометра автолюбителя "Волга"- цена деления - 10 км/час. - Что показывает стрелка? В гости к нам прилетела ещё из Мультляндии "Совушка - умная головушка -любит вникать в суть дела, задания потруднее. А вы, ребята, любите трудные задания? Итак, определяем порядок следования чисел и цену деления (на доске ) (из учебника: с. 54, № 6) Кто сделает вывод, как же определить цену деления на любой шкале? |
Увеличиваются на 100, 15,10.
40 км/час, 70 км/час, 100 км/час, 150 км/час.
Из конца единичного отрезка вычесть начало и разделить на количество коротких штрихов в данном единичном отрезке. |
6) Самостоятельная работа с проверкой
в классе. Девиз этой части урока: - пробую и делаю. Контроль и оценка усвоения новых знаний. |
1) Проведём сравнительный анализ 2-х
шкал: с. 54, з. № 7 (на доске) Что общего у 2-х шкал? А в чём различие?
Значит, цена деления будет разной (2 ц.д., 3 ц.д.) - определить координаты точек, расстояние до точки А (разница !) 2) И последнее самое трудное задание от Совушки. Начертите в тетради отрезок равный 12 см. У начала - 0, у конца - 32. Разделите его на 8 равных частей и поставьте соответствующие числа у концов единичных отрезков. Кто быстрее справится, получит приглашение на день рождения к ослику ИА, не простое, а с заданиями. Все наши герои спешат сегодня к нему на юбилей. цена деления - 1,5 см Молодцы! |
Числа увеличиваются на 6. На 1-й шкале в единичном отрезке - 2 штриха, на 2-й шкале - 3 штриха.
1 способ: 12/8 (сокращаем на 4 ) =3/2=1=1,5 (см) 2 способ: 12 см * 2(кл.)=24 кл. : 8 =3 кл.=1,5 см |
7) После тяжких трудов отдохнуть не возбраняется. | Физминутка (музыка-релакс.) | |
8) Задания на повторение. | 1) Хотите узнать, кто ещё спешит в гости к
ИА? Вспомним дроби. Какие знаем ? Какие дроби называются правильными? Неправильными? Внимание: объявляю соревнование:"Быстрота и внимание- вот итог соревнова-ния!" Соревнуются мальчики и девочки. Предлагается каждой команде таблица. (с.55, №9) В каждой строчке таблицы надо найти истинное высказывание и доказать, почему оно истино, поставить на него магнитик. Судья соревнования у девочек – Корниенко Д. - Какой измерительный прибор возьмёшь? (секундомер) цена деления ? (1 сек.) 1,3,2,1 Итак, время пошло. Итог- Петя. - А теперь - мальчики. Судья – Иванова А. Задание то же. 2,1,3,3. Итог. Выиграли. Похлопаем. Всем победителям - приглашение на день рождения к Ослику. - Кто же в гостях ещё у нас? (читаем по буквам ЛЕОПОЛЬД.) Говорит он вам свои знаменитые слова :" Ребята, давайте жить дружно!" 2) Все собрались у домика ИА. Но кого-то нет! Поехал за подарком Ослику и по дороге что-то случилось, (обратная сторона доски.) - Кто его остановил? - Что за знак? - Что сделал Пятачок? Чтобы не наказали его штрафом, предложили решить задачу. (с.55, з.№12) У доски 1 человек - чертёж и анализ задачи. Все в тетрадях: 1. 59 + 4 = 63= 64 (км) - во 2-й час; 2. 59+ 64 = 123(км) - в 1-й и 2-й часы; 3. 185- 123 = 184- 123= 61= 61= 61,5 (км) (кто быстрее решит - приглашение или фото Ослика - "5" !) 3) Ну вот, молодцы, выручили Пятачка. Все в сборе - у домика ИА. Но Ослик-любитель математики встречает друзей у входа в домик и вручает им тоже пригласительные билеты - а на них уравнения, чтобы узнать код его замка. Х/14 = 30 80/Y = 5 1008/28 = 36m Х = 420 Y = 16 m = 36 420 + 16 + 36 = 472 (код) Молодцы! Все уравнения решили и код замка узнали. Но тут ИА встречает гостей со словами: “Приглашаю друзей на свой юбилей. А вместо подарка – лучше в математике смекалка”. а) Посмотри и не зевай, уравнение решай : (С - ) + = 7 б) Сочини стихотворение, используя рифмы и настроение: термометр – спидометр ростомер – секундомер часы – весы Дети читают свои стихи. Я тоже сочинила стихотворение к нашему уроку (на доске) - часть: "Хочешь знать температуру, - Конечно, это шкала и её цена деления . 5) Настроение у наших героев великолепное. А у вас? Сейчас проверим. |
Правильные и неправильные дроби.
Пятачка.
представитель ГБДД (60) Нарушил правила дорожного движения, превысил скорость. |
Рефлексия. | Поможет нам шкала настроения. Цена
деления - 1 балл. +1 - +5 - хорошее настроение - 1 - -5 - плохое настроение На ваших приглашениях внизу в квадратике поставьте балл своего настроения. В подарок – песня от кота Леопольда. Урок окончен. Спасибо за работу. |
Самооценка. |