Урок математики по теме "Шкала". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цель урока:

  • познакомить детей с помощью деятельностного метода с понятием “шкала”, “цена деления”;
  • учить находить цену деления на разных шкалах, правильно пользоваться шкалой на различных измерительных приборах;
  • развивать мыслительные способности детей, умение сравнивать, анализировать, самостоятельно делать выводы, находить различные пути решения.

Задачи урока:

  • развивать творческое математическое мышление посредством введения эвристических вопросов;
  • расширять знания по математике и окружающему миру
  • стимулировать к поиску новых знаний.

Оборудование, демонстрационный материал:

  • секундомер, ростомер, часы, весы, рулетка, спидометр;
  • шкала землетрясения, шкала силы ветра, шкала настроения;
  • кассета с музыкой (для релаксации);
  • магниты, пригласительные билеты.

Раздаточный материал: линейки, сантиметровые ленты, модели термометров, часов.

Ход урока

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Организация начала урока. (Подготовка рабочего места. Эмоциональный настрой). - Ребята, готовы к уроку?
На вас надеюсь я, друзья.
Мы хороший дружный класс
Всё получится у нас!

Думаю, что у нас с вами всё получится, а для этого надо быть внимательными и старательными.

Организуют рабочее место. Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя.
2. Постановка учебной задачи. Итак, царица наук - математика приглашает вас снова к разговору о том, что без знаний в области этой науки не может обойтись ни один человек.

Согласны ли вы с мнением, что слово “измерение” мы произносим в жизни не так часто? Но сами же делаем измерения практически каждый день: когда определяем время, покупаем продукты в магазине или едем на машине и т.д. Без измерений жить невозможно. Так считает и наш герой из весёлой страны Мультляндия – смешной и незадачливый Пятачок.

Он у нас сегодня тоже в гостях. Собрался в гости на день рождения к ослику ИА, а по дороге решил заглянуть к нам. Пятачок предлагает вам решить небольшую проблему(?)

- угадать. как он провёл 1-ю половину дня, дополнив его рассказ подходящими словами.

Слушаем Пятачка!

“Встал я утром рано и посмотрел на прибор ..., чтобы узнать... Быстро умылся, позавтракал и прежде, чем выйти на улицу, посмотрел на прибор, чтобы определить... Затем вышел на улицу и сел в машину, снова передо мной прибор, чтобы правильно установить... И, наконец, приехав к школе, я открыл портфель и убедился, что взял прибор, необходимый всегда на уроках математики?

Итак, восстановите ход событий.

 

 

 

Не очень часто.

- Чем же пользовался Пятачок?

- А какие вы ещё знаете измерительные приборы? (открыть на доске - после слов детей.)

Все они по- разному выглядят и разного назначения (показ у доски приборов.)

“Встал я утром рано и посмотрел на часы, чтобы узнать время. Быстро умылся, позавтракал и прежде, чем выйти на улицу, посмотрел на термометр, чтобы определить температуру. Затем вышел на улицу и сел в машину, снова передо мной прибор - спидометр, чтобы правильно установить скорость. И, наконец, приехав к школе, я открыл портфель и убедился, что взял линейку, необходимую всегда на уроках математики?

Приборами: часы, термометр, спидометр, линейка.

3. Постановка проблемы.

Девиз этого этапа урока - ищу и нахожу.

- Что же общего у всех этих приборов?

- Какая общая у них деталь ( в устройстве)?

 

 

 

Почему числа стоят только у длинных штрихов?

Зачем нужны короткие штрихи?

Каких штрихов больше ?

Как располагаются числа на линии ?

Как называется расстояние между двумя длинными штрихами?

Служат людям, нужны для измерения.

Линия разделена чёрточками на определённые расстояния. Есть чёрточки длинные и короткие. Около длинных чёрточек стоят числа.)

 

 

 

Шаг, единица, отрезок - из наглядной геометрии.

4. Открытие нового знания.

Выдвижение и проверка гипотез (подводящий диалог).

Оказывается, линия разделяется штрихами на деления и числа. Длинные штрихи, увеличивающиеся в определённой последовательности, образуют шкалу.

Есть открытие (!) ( на доску)

Итак, тема сегодняшнего урока - “Шкала” (на доску). Она есть на всех измерительных приборах. Слово Scala -латинское, в переводе означает лестница. В такой стране, как Италия - шкала- это школа ( развитие детей по ступеням.)

В музыке - шкала- это гамма. Ещё одно открытие мы должны сегодня сделать. Нельзя путать на шкале единичный отрезок (шаг) и расстояние между маленькими штрихами. Оно называется цена деления! (на доску). На разных шкалах она разная в зависимости от назначения прибора.

Итак, мы познакомились с понятием шкала и узнали, что у любой шкалы есть цена деления. Её надо уметь определять на шкале , чтобы правильно делать измерения.

Рассмотрим измерительные приборы, которые есть у вас на партах.

Линейка - цена деления?

Числа увеличиваются на 1. Цена деления - расстояние между двумя малыми штрихами. Начертите отрезок 3 см 2 мм.

Сантиметровая лента- цена деления на одной стороне -1 мм , на другой - 3 мм, ед. отрезок - 2 см 54 мм (дюйм) - английская мера длины, используется для зарубежных аналогов.

Термометр - для измерения t воздуха, цена деления?

- Почему так называется?

(Цельсий - шведский астроном и физик, участник Лапландской экспедиции по изучению дуги меридиана. В 1742 г. предложил температурную шкалу.)

Сколько делений на термометре?

Покажите - 2 . Как прочитать по другому?

Кто знает t кипения воды по С ?

Кто знает t замерзания ?

4) Часы.

Всегда ли шкала располагается по линии на измерительных приборах ?

- А как? Цена деления?

(Минимальная V=10 км/час, максимальная V= 160 км/час.)

Покажите 8 ч. 15 мин.

- Сколько единичных отрезков от 12 ч. Малых штрихов ?

Прочитайте время по-другому.

5) Сегодня мы услышали об интересном человеке - Цельсии. Есть ещё много

интересных шкал. Например, шкала Бофорта (силы ветра).

И шкала Рихтера (шкала землетрясения).

Цена деления на них - 1 балл.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цена деления - 1 мм.

3 см 2мм = 32 мм

 

 

Цена деления - 1 ° С.

 

 

(55).

20 холода, 20 ниже нуля.

Температура кипения воды – 1000.

Температура замерзания – 00.

Нет.

По дуге - спидометр. 10 км/час.

По окружности - часы, секундо-мер. Цена деления на часах - 1 мин.

8 ч. 15 минут, 15 минут 9-ого, четверть 9-ого.

- сообщение Юрьева Б.

- сообщение Козиной А.

5. Первичное закрепление.

Девиз этого этапа урока: думаю и понимаю.

1)Учимся определять цену деления на разных шкалах и порядок следования чисел, учебник - с. 54, з. №3: (вместе с Пятачком.)

- Что происходит с числами?

Находим цену деления : (100 : 2 = 50 ; 15:3 = 5; 10:5 = 2)

Спидометр - шкала спидометра автолюбителя "Волга"- цена деления - 10 км/час.

- Что показывает стрелка?

В гости к нам прилетела ещё из Мультляндии "Совушка - умная головушка -любит вникать в суть дела, задания потруднее.

А вы, ребята, любите трудные задания?

Итак, определяем порядок следования чисел и цену деления (на доске )

(из учебника: с. 54, № 6)

Кто сделает вывод, как же определить цену деления на любой шкале?

 

 

Увеличиваются на 100, 15,10.

 

 

40 км/час, 70 км/час, 100 км/час, 150 км/час.

 

 

 

 

Из конца единичного отрезка вычесть начало и разделить на количество коротких штрихов в данном единичном отрезке.

6) Самостоятельная работа с проверкой в классе.

Девиз этой части урока:

- пробую и делаю.

Контроль и оценка усвоения новых знаний.

1) Проведём сравнительный анализ 2-х шкал: с. 54, з. № 7 (на доске)

Что общего у 2-х шкал?

А в чём различие?

 

Значит, цена деления будет разной (2 ц.д., 3 ц.д.) - определить координаты точек, расстояние до точки А (разница !)

2) И последнее самое трудное задание от Совушки.

Начертите в тетради отрезок равный 12 см. У начала - 0, у конца - 32. Разделите его на 8 равных частей и поставьте соответствующие числа у концов единичных отрезков.

Кто быстрее справится, получит приглашение на день рождения к ослику ИА, не простое, а с заданиями. Все наши герои спешат сегодня к нему на юбилей.

цена деления - 1,5 см

Молодцы!

Числа увеличиваются на 6.

На 1-й шкале в единичном отрезке - 2 штриха, на 2-й шкале - 3 штриха.

 

 

 

1 способ: 12/8 (сокращаем на 4 ) =3/2=1=1,5 (см)

2 способ: 12 см * 2(кл.)=24 кл. : 8 =3 кл.=1,5 см

7) После тяжких трудов отдохнуть не возбраняется. Физминутка (музыка-релакс.)  
8) Задания на повторение. 1) Хотите узнать, кто ещё спешит в гости к ИА?

Вспомним дроби. Какие знаем ?

Какие дроби называются правильными? Неправильными?

Внимание: объявляю соревнование:"Быстрота и внимание- вот итог соревнова-ния!" Соревнуются мальчики и девочки. Предлагается каждой команде таблица. (с.55, №9)

В каждой строчке таблицы надо найти истинное высказывание и доказать, почему оно истино, поставить на него магнитик.

Судья соревнования у девочек – Корниенко Д.

- Какой измерительный прибор возьмёшь? (секундомер) цена деления ? (1 сек.) 1,3,2,1 Итак, время пошло. Итог- Петя.

- А теперь - мальчики. Судья – Иванова А. Задание то же. 2,1,3,3.

Итог. Выиграли. Похлопаем. Всем победителям - приглашение на день рождения к Ослику.

- Кто же в гостях ещё у нас? (читаем по буквам ЛЕОПОЛЬД.)

Говорит он вам свои знаменитые слова :" Ребята, давайте жить дружно!"

2) Все собрались у домика ИА. Но кого-то нет!

Поехал за подарком Ослику и по дороге что-то случилось, (обратная сторона доски.)

- Кто его остановил?

- Что за знак?

- Что сделал Пятачок?

Чтобы не наказали его штрафом, предложили решить задачу. (с.55, з.№12)

У доски 1 человек - чертёж и анализ задачи. Все в тетрадях:

1. 59 + 4 = 63= 64 (км) - во 2-й час;

2. 59+ 64 = 123(км) - в 1-й и 2-й часы;

3. 185- 123 = 184- 123= 61= 61= 61,5 (км)

(кто быстрее решит - приглашение или фото Ослика - "5" !)

3) Ну вот, молодцы, выручили Пятачка. Все в сборе - у домика ИА. Но Ослик-любитель математики встречает друзей у входа в домик и вручает им тоже пригласительные билеты - а на них уравнения, чтобы узнать код его замка.

Х/14 = 30 80/Y = 5 1008/28 = 36m

Х = 420 Y = 16 m = 36

420 + 16 + 36 = 472 (код)

Молодцы! Все уравнения решили и код замка узнали.

Но тут ИА встречает гостей со словами:

“Приглашаю друзей на свой юбилей.

А вместо подарка – лучше в математике смекалка”.

а) Посмотри и не зевай, уравнение решай : (С - ) + = 7

б) Сочини стихотворение, используя рифмы и настроение:

термометр – спидометр

ростомер – секундомер

часы – весы

Дети читают свои стихи. Я тоже сочинила стихотворение к нашему уроку

(на доске) - часть:

"Хочешь знать температуру,
Или времени отсчёт,
На сколько вырос ты за год
И как прибавил в весе.
А кто работал весь урок,
Ответит без сомненья:
Итак, ответ у вас готов?

- Конечно, это шкала и её цена деления .

5) Настроение у наших героев великолепное. А у вас? Сейчас проверим.

 

Правильные и неправильные дроби.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пятачка.

 

представитель ГБДД

(60)

Нарушил правила дорожного движения, превысил скорость.

Рефлексия. Поможет нам шкала настроения. Цена деления - 1 балл.

+1 - +5 - хорошее настроение

- 1 - -5 - плохое настроение

На ваших приглашениях внизу в квадратике поставьте балл своего настроения.

В подарок – песня от кота Леопольда.

Урок окончен. Спасибо за работу.

Самооценка.

 Приложение.