Урок окружающего мира по теме "Органы пищеварения". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний

- По данным опорным словам догадайтесь о чём идёт речь? (Приложение 1)

  • Бицепс, трицепс, ягодичная, икроножная (мышцы)
  • Носовая полость, гортань, трахея, бронхи, лёгкие (органы дыхательной системы)
  • Опора, защита, движение (функции опорно-двигательной системы)
  • Упругость, легкость, прочность (свойства костей)
  • Сердце, артерии, вены, капилляры (органы кровеносной системы)
  • Транспортная, дыхательная, терморегуляция (охлаждение, обогрев), защитная (функции крови)
  • Эритроциты, тромбоциты, лейкоциты (состав плазмы)

- Расскажите о тромбоцитах.

- Работу какой составляющей плазмы часто сравнивают с работой полицейских? Почему? (Это лейкоциты. Они защищают организм от инфекции, ловят “преступников”)

- Представьте, что внезапно лопнули все эритроциты. К чему это приведёт? (послеразрушения эритроцитов обмен газов становится невозможным и человек погибает от удушья)

3. Введение новой темы (Приложение 1)

- Система, с которой будем знакомиться сегодня может

  • перемешивать,
  • смачивать,
  • подогревать,
  • охлаждать,
  • перетирать,
  • превращать в кашицу,
  • растворять,
  • переваривать,
  • продавливать
  • обрабатывать,
  • всасывать.

- О чём же сегодня пойдет речь? (пищеварительная система)

P.S. Если ребята догадаться не могут, стоит предложить им карточку с интересными фактами

Карточка

Мышцы этой системы сокращаются волновыми движениями. Именно благодаря этому еда попадет в желудок человека, даже если человек будет есть, стоя на голове.

У желудка огромная вместимость. В среднем желудок взрослого может выдержать около 1 литра еды.

Организму требуется 72 часа, чтобы переварить ваш обед. Сначала он расправляется с углеводами, потом с белками, и наконец, расщепляет жиры.

Целеполагание (слайды)

- О чём расскажет нам наука анатомия? (как устроена пищеварительная система) Физиология? (её работу) Гигиена? (условия и способы сохранения пищеварительной системы здоровой) Медицина? (причины заболеваний пищеварительной системы)

4. Новая тема

- Путь, который проходит каждый кусочек пищи прежде, чем усвоиться, равен приблизительно 9 м (учитель и ученик разматывают веревку, равную этому пути)

- Давайте выясним, что происходит с пищей на этом пути. (Приложение 1)

- Как вы думаете, в какой момент начинается процесс пищеварения? (ещё до того, как пища попала в ротовую полость. Когда мы видим что-то вкусное или подошло время обеда начинает выделяться желудочный сок)

- С тарелки возьмите кусочек пищи, положите его в рот, медленно пожуйте и проглотите. Понаблюдайте, что произошло с кусочком.

- Итак, наша пища сначала попадает в ... (ротовую полость)

Ученики подписывают рисунок-схему в тетради

- Вернем к нашим глаголам и выберем те, которые подходят для того, чтобы описать, что происходит в ротовой полости (смачивается, перемешивается, перетирается, подогревается или охлаждается, превращается в кашицу)

Ученики подписывают рисунок-схему в тетради

- Что помогает нам перетирать, перемешивать, смачивать пищу? (язык, зубы, слюна)

- Попробуйте проглотить слюну и заметьте, дышим ли мы во время глотания.

- Почему? (В своей задней части ротовая полость переходит в две трубочки: по одной из них пойдет воздух, по другой пища. Мягкое небо во рту приподнимается и закрывает путь воздуху, идущему из носа. В этот момент специальный клапан приподнимается и захлопывает путь в трахею. Получается, что еда может двигаться только в свой тоннель, называемый пищеводом)

- Объясните пословицу: “Когда я ем, я глух и нем” (Процесс глотания часто сравнивают с развилкой на ж/д станции. Если во время приема пищи вы будете разговаривать и смеяться, то глотка - “начальник станции” -подумает, что вы уже закончили есть и откроет воздушный путь. Произойдет крушение. Продуктовый поезд попадет в дыхательную трубку – трахею и закупорит её. Человек может умереть от удушья)

- Итак, представим, что все верно и наш поезд движет в нужном направлении по пищеводу.Специальные мышцы, расположенные на стенках пищевода, продавливают кашицу и через 5 секунд она попадает в... желудок.

Ученики подписывают рисунок-схему в тетради

- Наш желудок без еды похож на сдувшийся воздушный шарик. Когда мы заполним его едой, он будет выглядеть так (учитель показывает шарик, наполненный водой)

- Желудок взрослого человека может вместить до 1 литра пищи. Стенки желудка не гладкие, из них сочится желудочный сок. Он постепенно пропитывает всю пищу. Какие глаголы подойдут нам для описания процесса, происходящего в желудке (растворять и переваривать)

- Пока пища переваривается желудок закрыт. На этот процесс уходит около 4 часов. А потом выход откроется и полудикая пища попадет в ... (двенадцатиперстную кишку).

Ученики подписывают рисунок-схему в тетради

- Откуда такое название? (“перст” - это палец. Длина органа составляет 12 сложенных пальцев (25-30 см). Там переваривается то, с чем не справился желудок. Помогают соки поджелудочной железы и горькая желчь печени.

- Итак, пища переварилась, но процесс не завершен. Из 12-перстной кишки медленно, как на лифте пища отправляется в тонкую кишку.

Ученики подписывают рисунок-схему в тетради

Стенки её покрыты ворсинками. Пища здесь будет обрабатываться еще 6-7 часов кишечным соком. Здесь же питательные вещества поджидают капилляры. Зачем? (через их стенки всасываются питательные вещества и кровь разносит их по всем органам)

- Почему тонкий кишечник такой длинный? (чтобы все питательные вещества успели всосаться в кровь)

- Наша умница тонкая кишка всю еду переварила, а ненужные вещества вместе с водой отправит в толстую кишку. Что с ними будет дальше – это вопрос следующего урока.

На рисунке-схеме дети ставят ?

- Ребята, а зачем нам питаться? (чтобыполучать энергию, чтобы поддерживать постоянную температуру тела, поддерживать работу всех органов, двигаться, для роста и развития)

- Вот мы с вами всё время говорили “питательные вещества”. А какие питательные вещества мы имели ввиду? Сейчас по моей команде вы на несколько секунд откроете учебник на с. 34 и прочитаете и постараетесь запомнить слова, выделенные жирным шрифтом.

- Закройте учебник. Кто может назвать все 5 веществ? (Приложение 1)

- Кто слышал о таких веществах?

5. ФИЗМИНУТКА

- Встаньте, пожалуйста. Сейчас мы постараемся проверить, что вы знаете о питательных веществах. Если моя фраза кажется вам верной, вы приседаете. Если неверной, поднимаете руки вверх. Если не знаете или сомневаетесь, то пожимаете плечами.

  • Минеральные соли нужны нам для роста и укрепления костей (+)
  • Топливом для нашего организма являются жиры и углеводы (+)
  • Витамины влияют на сопротивляемость организма к болезням (+)
  • Витамины нужны нам в больших количествах (-)
  • Переизбыток и недостаток витаминов нестрашен (-)
  • Белки в основном содержатся в сметане, ягодах, фруктах, сливках. (-)
  • Рыбные продукты плохо усваиваются организмом (-)
  • Углеводы нужно сжигать, т. е. много двигаться, заниматься физическим трудом и спортом
  • На некоторые продукты питания у человека может быть аллергия
  • Аллергия может выражаться в болях в животе, головных болях, нарушении сна. (-)

6. Продолжение урока

- Чтобы уточнить свои знания, откройте учебник на с. 34-35, заполните таблицу (работа в группах по 4 человека)

Питательные вещества Для чего необходимы В каких продуктах содержаться
Белки Для работы мозга Мясо
Творог
Яйца
Рыба
жиры Для движения (топливо) Масло
Сало
Орехи
Шоколад
Сметана
Сливки
углеводы Хлеб
Сахар
Крупы
Ягоды
Фрукты
картофель
Минеральные соли (калий, фосфор, цинк, железо,фтор) Для роста и укрепления костей ?
витамины Рост, развитие, здоровье всех органов, сопротивляемость к болезням Овощи
Фрукты
ягоды

- Проверка (Приложение 1)

- Какая группа не допустила ошибок? В чем ошиблись?

- Что важнее для организма белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные соли? (все одинаково важны)

- Какие продукты необходимы человеку?

- Как сказать одним словом? (разные)

- Правильно. Золотой правило питания звучит так: “Наша пища должна быть разнообразной”

- Есть мнение, что наше здоровье на 50% зависит от того, что и как мы едим. Сегодня я выписала для вас высказывания великих людей. Подумайте. О каких правилах они хотели вам напомнить?

КАРТОЧКА

  • Пища не только средство к жизни, но и средство к смерти.
    Плутарх
  • Наблюдай за своим ртом: через него входят болезни.
    (Л.Н. Толстой)
  • (продукты питания должны быть свежими, экологически чистыми, мыть руки перед едой, соблюдать чистоту)
  • Избыток пищи съедает того, кто её съел.
    (народная мудрость)
  • (избыток пищи приводит к увеличению массы тела, ожирению. А оно в свою очередь к нарушению работы сердца, отдышке, плохому сну, быстрой усталости и другим заболеваниям)
  • Кто хорошо жуёт, тот долго живет.
    (народная мудрость)
  • (если пища плохо пережевывается, то создается большая нагрузка на желудок. Правило мудрых гласит: каждому глотку 16 жевательных движений)
  • Война войной, а обед — по расписанию.
    Фридрих Вильгельм I
  • (если организм привык принимать пищу по часам, то к определенному времени выделяется желудочный сок и пища лучше переваривается)

7. Итоги урока.

8. Рефлексия

- Мне бы очень хотелось узнать ваши ощущения и эмоции от урока. Для этого поиграем в “Ассоциации”. Т.к. урок был посвящен пищеварению, то будем искать ассоциации с пищей. Я начну. У меня ощущения от урока как от вкусного сочного сладкого яблока. А у вас?

9. Домашнее задание