1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний
- По данным опорным словам догадайтесь о чём идёт речь? (Приложение 1)
- Бицепс, трицепс, ягодичная, икроножная (мышцы)
- Носовая полость, гортань, трахея, бронхи, лёгкие (органы дыхательной системы)
- Опора, защита, движение (функции опорно-двигательной системы)
- Упругость, легкость, прочность (свойства костей)
- Сердце, артерии, вены, капилляры (органы кровеносной системы)
- Транспортная, дыхательная, терморегуляция (охлаждение, обогрев), защитная (функции крови)
- Эритроциты, тромбоциты, лейкоциты (состав плазмы)
- Расскажите о тромбоцитах.
- Работу какой составляющей плазмы часто сравнивают с работой полицейских? Почему? (Это лейкоциты. Они защищают организм от инфекции, ловят “преступников”)
- Представьте, что внезапно лопнули все эритроциты. К чему это приведёт? (послеразрушения эритроцитов обмен газов становится невозможным и человек погибает от удушья)
3. Введение новой темы (Приложение 1)
- Система, с которой будем знакомиться сегодня может
- перемешивать,
- смачивать,
- подогревать,
- охлаждать,
- перетирать,
- превращать в кашицу,
- растворять,
- переваривать,
- продавливать
- обрабатывать,
- всасывать.
- О чём же сегодня пойдет речь? (пищеварительная система)
P.S. Если ребята догадаться не могут, стоит предложить им карточку с интересными фактами
Карточка
Мышцы этой системы сокращаются волновыми движениями. Именно благодаря этому еда попадет в желудок человека, даже если человек будет есть, стоя на голове.
У желудка огромная вместимость. В среднем желудок взрослого может выдержать около 1 литра еды.
Организму требуется 72 часа, чтобы переварить ваш обед. Сначала он расправляется с углеводами, потом с белками, и наконец, расщепляет жиры.
Целеполагание (слайды)
- О чём расскажет нам наука анатомия? (как устроена пищеварительная система) Физиология? (её работу) Гигиена? (условия и способы сохранения пищеварительной системы здоровой) Медицина? (причины заболеваний пищеварительной системы)
4. Новая тема
- Путь, который проходит каждый кусочек пищи прежде, чем усвоиться, равен приблизительно 9 м (учитель и ученик разматывают веревку, равную этому пути)
- Давайте выясним, что происходит с пищей на этом пути. (Приложение 1)
- Как вы думаете, в какой момент начинается процесс пищеварения? (ещё до того, как пища попала в ротовую полость. Когда мы видим что-то вкусное или подошло время обеда начинает выделяться желудочный сок)
- С тарелки возьмите кусочек пищи, положите его в рот, медленно пожуйте и проглотите. Понаблюдайте, что произошло с кусочком.
- Итак, наша пища сначала попадает в ... (ротовую полость)
Ученики подписывают рисунок-схему в тетради
- Вернем к нашим глаголам и выберем те, которые подходят для того, чтобы описать, что происходит в ротовой полости (смачивается, перемешивается, перетирается, подогревается или охлаждается, превращается в кашицу)
Ученики подписывают рисунок-схему в тетради
- Что помогает нам перетирать, перемешивать, смачивать пищу? (язык, зубы, слюна)
- Попробуйте проглотить слюну и заметьте, дышим ли мы во время глотания.
- Почему? (В своей задней части ротовая полость переходит в две трубочки: по одной из них пойдет воздух, по другой пища. Мягкое небо во рту приподнимается и закрывает путь воздуху, идущему из носа. В этот момент специальный клапан приподнимается и захлопывает путь в трахею. Получается, что еда может двигаться только в свой тоннель, называемый пищеводом)
- Объясните пословицу: “Когда я ем, я глух и нем” (Процесс глотания часто сравнивают с развилкой на ж/д станции. Если во время приема пищи вы будете разговаривать и смеяться, то глотка - “начальник станции” -подумает, что вы уже закончили есть и откроет воздушный путь. Произойдет крушение. Продуктовый поезд попадет в дыхательную трубку – трахею и закупорит её. Человек может умереть от удушья)
- Итак, представим, что все верно и наш поезд движет в нужном направлении по пищеводу.Специальные мышцы, расположенные на стенках пищевода, продавливают кашицу и через 5 секунд она попадает в... желудок.
Ученики подписывают рисунок-схему в тетради
- Наш желудок без еды похож на сдувшийся воздушный шарик. Когда мы заполним его едой, он будет выглядеть так (учитель показывает шарик, наполненный водой)
- Желудок взрослого человека может вместить до 1 литра пищи. Стенки желудка не гладкие, из них сочится желудочный сок. Он постепенно пропитывает всю пищу. Какие глаголы подойдут нам для описания процесса, происходящего в желудке (растворять и переваривать)
- Пока пища переваривается желудок закрыт. На этот процесс уходит около 4 часов. А потом выход откроется и полудикая пища попадет в ... (двенадцатиперстную кишку).
Ученики подписывают рисунок-схему в тетради
- Откуда такое название? (“перст” - это палец. Длина органа составляет 12 сложенных пальцев (25-30 см). Там переваривается то, с чем не справился желудок. Помогают соки поджелудочной железы и горькая желчь печени.
- Итак, пища переварилась, но процесс не завершен. Из 12-перстной кишки медленно, как на лифте пища отправляется в тонкую кишку.
Ученики подписывают рисунок-схему в тетради
Стенки её покрыты ворсинками. Пища здесь будет обрабатываться еще 6-7 часов кишечным соком. Здесь же питательные вещества поджидают капилляры. Зачем? (через их стенки всасываются питательные вещества и кровь разносит их по всем органам)
- Почему тонкий кишечник такой длинный? (чтобы все питательные вещества успели всосаться в кровь)
- Наша умница тонкая кишка всю еду переварила, а ненужные вещества вместе с водой отправит в толстую кишку. Что с ними будет дальше – это вопрос следующего урока.
На рисунке-схеме дети ставят ?
- Ребята, а зачем нам питаться? (чтобыполучать энергию, чтобы поддерживать постоянную температуру тела, поддерживать работу всех органов, двигаться, для роста и развития)
- Вот мы с вами всё время говорили “питательные вещества”. А какие питательные вещества мы имели ввиду? Сейчас по моей команде вы на несколько секунд откроете учебник на с. 34 и прочитаете и постараетесь запомнить слова, выделенные жирным шрифтом.
- Закройте учебник. Кто может назвать все 5 веществ? (Приложение 1)
- Кто слышал о таких веществах?
5. ФИЗМИНУТКА
- Встаньте, пожалуйста. Сейчас мы постараемся проверить, что вы знаете о питательных веществах. Если моя фраза кажется вам верной, вы приседаете. Если неверной, поднимаете руки вверх. Если не знаете или сомневаетесь, то пожимаете плечами.
- Минеральные соли нужны нам для роста и укрепления костей (+)
- Топливом для нашего организма являются жиры и углеводы (+)
- Витамины влияют на сопротивляемость организма к болезням (+)
- Витамины нужны нам в больших количествах (-)
- Переизбыток и недостаток витаминов нестрашен (-)
- Белки в основном содержатся в сметане, ягодах, фруктах, сливках. (-)
- Рыбные продукты плохо усваиваются организмом (-)
- Углеводы нужно сжигать, т. е. много двигаться, заниматься физическим трудом и спортом
- На некоторые продукты питания у человека может быть аллергия
- Аллергия может выражаться в болях в животе, головных болях, нарушении сна. (-)
6. Продолжение урока
- Чтобы уточнить свои знания, откройте учебник на с. 34-35, заполните таблицу (работа в группах по 4 человека)
Питательные вещества | Для чего необходимы | В каких продуктах содержаться |
Белки | Для работы мозга | Мясо Творог Яйца Рыба |
жиры | Для движения (топливо) | Масло Сало Орехи Шоколад Сметана Сливки |
углеводы | Хлеб Сахар Крупы Ягоды Фрукты картофель |
|
Минеральные соли (калий, фосфор, цинк, железо,фтор) | Для роста и укрепления костей | ? |
витамины | Рост, развитие, здоровье всех органов, сопротивляемость к болезням | Овощи Фрукты ягоды |
- Проверка (Приложение 1)
- Какая группа не допустила ошибок? В чем ошиблись?
- Что важнее для организма белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные соли? (все одинаково важны)
- Какие продукты необходимы человеку?
- Как сказать одним словом? (разные)
- Правильно. Золотой правило питания звучит так: “Наша пища должна быть разнообразной”
- Есть мнение, что наше здоровье на 50% зависит от того, что и как мы едим. Сегодня я выписала для вас высказывания великих людей. Подумайте. О каких правилах они хотели вам напомнить?
КАРТОЧКА
- Пища не только средство к жизни, но и средство к
смерти.
Плутарх - Наблюдай за своим ртом: через него входят
болезни.
(Л.Н. Толстой) - (продукты питания должны быть свежими, экологически чистыми, мыть руки перед едой, соблюдать чистоту)
- Избыток пищи съедает того, кто её съел.
(народная мудрость) - (избыток пищи приводит к увеличению массы тела, ожирению. А оно в свою очередь к нарушению работы сердца, отдышке, плохому сну, быстрой усталости и другим заболеваниям)
- Кто хорошо жуёт, тот долго живет.
(народная мудрость) - (если пища плохо пережевывается, то создается большая нагрузка на желудок. Правило мудрых гласит: каждому глотку 16 жевательных движений)
- Война войной, а обед — по расписанию.
Фридрих Вильгельм I - (если организм привык принимать пищу по часам, то к определенному времени выделяется желудочный сок и пища лучше переваривается)
7. Итоги урока.
8. Рефлексия
- Мне бы очень хотелось узнать ваши ощущения и эмоции от урока. Для этого поиграем в “Ассоциации”. Т.к. урок был посвящен пищеварению, то будем искать ассоциации с пищей. Я начну. У меня ощущения от урока как от вкусного сочного сладкого яблока. А у вас?
9. Домашнее задание