1. Психодиагностика как наука
Становление и развитие психодиагностики происходит в конце XX в. Оно связано с зарождением дифференциально-психологического изучения человека, которое складывалось под влиянием запросов практики. В конце XX века оформилась “индивидуальная психология”, целью которой было изучение индивидуальных особенностей человека с помощью экспериментально-психологических методов. Первыми достижениями индивидуальной психологии были исследования учеников В.Вундта: Э.Крепелина, Д.Кеттла, а также других учёных – А.Бине, А.Лазурского.
В начале XX века сложились благоприятные условия для возникновения тестологии. Рост промышленности, вовлечённость больших масс в процесс производства (в США), потребность в высококвалифицированных рабочих побуждали промышленников обратиться к проблеме профессионального отбора, профориентации. Это способствовало возникновению тестов.
Но тестология не являлась единственным направлением психологии индивидуальных различий (другое название – “дифференциальная психология”). Русский учёный А.Ф.Лазурский (в 1912 г) писал, что изучать индивидуальные различия с помощью одних только тестов недостаточно. Он выступал за естественный эксперимент, благодаря которому исследовались не отдельные психические процессы (как с помощью тестов), а психические функции и личность в целом. Примерно в эти же годы другим русским учёным Г.И.Россолимо был предложен метод целостной оценки личности с помощью “психологического профиля”, показывающего уровни развития психических процессов.
Перечисленные тенденции становления психологического знания в нашей стране и за рубежом явились прототипами современных направлений в психодиагностике.
Психологическая диагностика изучает способы распознавания и измерения индивидуально-психологических особенностей человека (свойств его личности и особенностей интеллекта). Распознавание и измерение осуществляется с помощью методов психодиагностики.
2. Методы психодиагностики и их классификация
Классификация методов психодиагностики призвана облегчить практическому работнику (психологу) выбор методик, максимально соответствующей его задаче. Поэтому классификация должна отражать связь методов, с одной стороны – с диагностируемыми психическими свойствами, с другой стороны – с практическими задачами, ради решения которых эти методы разрабатываются.
В настоящее время созданы и практически используются множество психодиагностических методов. В начале XX в. В психодиагностике как науке были признаны и приняты требования, предъявляемые к наиболее развитым современным наукам, например, физике. Эти требования опреационализации и верификации.
Операционализация – предполагает указания на практические действия или операции, которые может выполнить любой исследователь, чтобы убедиться в том, что определённое в понятии явление обладает именно теми свойствами, которые ему приписываются.
Верификация – всякое новое понятие, вводимое в научный оборот и претендующее на научность, должно пройти проверку на его непустоту, т.е. на реальность существования явления, определяемого этим понятием.
Самую общую схему классификации психодиагностических методов можно представить в виде следующей схемы:
Классификация психодиагностических методов
Существуют также другие методы психолого-педагогического исследования, такие как, ранжирование, рейтинг и метод графов.
3. Краткие характеристики психодиагностических методик
Бланковые методики – составляют большинство из них. В них испытуемому предлагают серию суждений или вопросов. По полученным ответам судят о психологии испытуемого. Эти методики просты для разработки, использования и обработки результатов.
Опросные методики – занимают второе место по частоте применения. В них испытуемому задают устные вопросы, отмечают и обрабатывают его ответы.
Недостатки:
- Субъективность, которая проявляется как в выборе самих вопросов, так и в интерпретации ответов на них;
- Эти методики трудно стандартизовать, а следовательно, добиться высокой надёжности и сравнимости результатов.
Рисуночные психодиагностические методики – используют созданные испытуемым рисунки, которые могут иметь тематический или спонтанный характер. Иногда используется приём интерпретации испытуемым готовых изображений.
Проективные методики – в свою очередь могут быть бланковыми, опросными, рисуночными. Применяются чаще всего, т.к. методики этой группы наиболее валидны и информативные.
Объективно-манипуляционные методики – в которых решаемые испытуемыми задачи предлагаются в форме реальных предметов, с которыми предстоит нечто сделать – собрать, изготовить, разобрать и т.п. Более развёрнутую классификацию психодиагностических методик можно представить, выделив другие критерии (см. табл. №1).
Таблица №1
Классификация психодиагностических методик
Критерий | Наименование методики | Краткая характеристика |
По типу применяемых тестовых задач | Опросные | Используются вопросы, используемые испытуемым |
Утверждающие | Используются суждения или утверждения, с которыми испытуемый должен согла-ситься или не согласиться | |
Продуктивные | Применяют собственную творческую продукцию испытумых – верблальную, образную | |
Действенные | Задание выполнить некоторый комплекс практических действий | |
Физиологические | П/диагностика на основе анализа непроизвольных физических или физиологических реакций организма | |
По адресату используемого тестового материала | Сознательные | Аппелирующие к сознанию испытуемого |
Бессознательные | Направленные на неосознаваемые реакции человека | |
По форме представления тестового материала испытуемым | Бланковые | Тестовый материал в письменной или иной знаковой форме (рисунок, схема) |
Технические | Тестовый материал в аудио-, видео- или киноформе, или через иные технические устройства | |
Сенсорные | Тестовый материал в виде физических стимулов, непосредственно адресованных органам чувств | |
По характеру данных, используемых для выводов о результатах психодиагностики | Объективные | Используются показатели, не зависящие от сознания и желания испытуемого или экспериментатора |
Субъективные | Используются показатели, зависящие от желания и сознания экспериментатора или испытуемого | |
По наличию в методике тестовых норм | Имеющие тестовые нормы | |
Не имеющие тестовые нормы | ||
По внутренней структуре методике | Мономерные | В них диагностируется и оценивается единственное качество или свойство |
Многомерные | Предназначены для психодиагностики или оценки сразу нескольких одно- или разнотипных психологических качеств человека | |
По типу анализа экспериментальных данных | Качественный | Диагностируемое свойство описывается через известные научные понятия |
Количественный | Диагностируемое свойство описывается через относительную степень развития его у данного человека по сравнению с другими людьми |
4. Требования, предъявляемые к психодиагностическим методикам
Для уверенности в достоверности результатов психодиагностических исследований необходимо, чтобы используемые психодиагностические методы были научно обоснованы, т.е. отвечали ряду требований.
Такими требованиями являются:
Валидность – “полноценность”, “пригодность”, “соответствие”. Есть несколько разновидностей валидности.
- Валидность теоретическая - -определяется по соответствию показателей исследуемого качества, получаемых с помощью данной методики, показателям, получаемым с помощью других методик. Теоретическую валидность проверяют по корреляциям показателей одного и того же свойства, получаемым при помощи различных методик, опирающихся или исходящих из одной и той же теории.
- Валидность внутренняя – означает соответствие содержащихся в методике заданий, субтестов, суждений и т.п. общей цели и замыслу методики в целом. Она считается внутренне не валидной, когда все или часть вопросов, заданий, субтестов измеряют не то, что требуется от данной методики.
- Валидность внешняя – примерно то же, что и эмпирическая валидность, но тут речь идёт о связи между показателями методики и наиболее важными внешними признаками, относящимися к поведению испытумого.
Валидность методики проверяется и уточняется в процессе её достаточно длительного использования.
Критерии валидности:
- Поведенческие показатели – реакции, действия и поступки испытуемого в разных жизненных ситуациях.
- Достижения испытуемого в различных видах деятельности: учебной, трудовой, творческой и др.
- Данные о выполнении различных контрольных проб и заданий.
- данные, полученные от других методик, валидность которых или связь с данной методикой считаются достоверно установленными.
Надёжность – характеризует возможность получения с помощью данной методики устойчивых показателей. Надёжность психодиагностической методики можно установить двумя способами:
- путём сравнения результатов, получаемых по этой методике разными людьми;
- путём сравнения результатов, получаемых по одной и той же методике в различных условиях.
Однозначность методики – характеризуется тем, в какой степени получаемые с её помощью данные отражают изменения именно и только того свойства, для оценки которого данная методика применяется.
Точность – отражает способность методики тонко реагировать на малейшие изменения оцениваемого свойства, происходящие в ходе психодиагностического эксперимента. Чем точнее психодиагностическая методика, тем тоньше с её помощью можно оценивать градации и выявлять оттенки измеряемого качества, хотя в практической психодиагностике не всегда требуется очень высокая степень точности оценок.
Правила проведения тестирования, обработки и интерпретации результатов диагностики
В этом процессе существуют определённые строгие правила:
1) Прежде, чем применять тест, психологу необходимо попробовать его на себе или другом человеке, что позволит избежать возможных ошибок из-за недостаточного знания его нюансов.
2) Важно заранее позаботиться о том, чтобы до начала работы испытуемые хорошо поняли задания и инструкцию к тесту.
3) Во время тестирования все испытуемые должны работать самостоятельно, не оказывая влияния друг на друга.
4) Для каждого теста должна быть обоснованная и выверенная процедура обработки и интерпретации результатов. Это позволяет избежать ошибок, возникающих на этом этапе тестирования.
Диагностическая деятельность психолога
Направления работы школьного психолога
Педагог-психолог организует работу по основным направлениям своей деятельности:
Психологическое просвещение – формирование у обучающихся, воспитанников и их родителей, у педагогических работников и руководителей образовательных учреждений потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; своевременное предупреждение возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта;
Психологическая профилактика – предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, воспитанников в образовательных учреждениях, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития;
Психологическая диагностика (индивидуальная и групповая; комплексная, оперативная, углубленная) – психолого-педагогическое изучение обучающихся на протяжении всего периода обучения. Определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, её потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации;
Психологическая коррекция – активное воздействие на процесс формирования личности в детском возрасте и сохранение её индивидуальности, осуществляемое на основе совместной деятельности педагогов-психологов, дефектологов, логопедов, врачей, социальных педагогов и других специалистов;
Консультативная деятельность – оказание помощи обучающимся, воспитанникам, их родителям, педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и обучения посредством психологического консультирования.
Диагностический материал, используемый в работе школьным психологом
Для каждой возрастной группы в зависимости от проблематики существует пакет диагностических методик (диагностический минимум) сбор которого и осуществляется в рамках повседневной работы в течении года.
Класс | Название этапа психодиагностики | Отслеживаемые параметры | Используемая методика |
1-й класс | Психологическая адаптация к
школе
Измерение творческих способностей |
Мотивация учения; Статус в классе; Преобладающий уровень тревожности; |
Методика исследования мотивации учения
у первоклассников Р.Гинзбург Микропрактикум “Мой класс” Проективная методика для диагностики школьной тревожности / А.М.Прихожан |
Исследование креативности (первый компонент) |
Методика дорисовывания фигур О.М.Дьяченко (1 клмплект) | ||
1-й класс | Изучение психических процессов первоклассников | Уровень развития процессов мышления: - умение соотносить результат с образцом; - умение следовать инструкции при выполнении учебных действий; - умение использовать речь взрослого как источник информации. Исследование позитивно эмоционально-ценностного отноше ния к учебной деятельности. |
Педагогическая диагностика стартовой
готовности к успешному обучению в начальной
школе (Т.В.Беглова, М.Р.Битянова )
Методика Дембо-Рубинштейн в модификации А.М.Прихожан (кн.Практикум по возрастной психологии Л.А.Головей, с.599) |
(второй компонент) | Исследование самооценки. Исследование креативности |
Методика дорисовывания фигур О.М.Дьяченко (2 комплект) | |
2-й класс | Изучение свойств внимания | Уровень распределения внимания; Уровень устойчивости внимания. |
Методика “Проставь значки” Корректурная проба (тест Бурдона) |
3-й класс | Изучение свойств памяти | Уровень долговременной памяти; Уровень произвольной (осмысленной) памяти; Уровень логической памяти (воспроизведение логических связей). |
Методика “Долговременная память” Методика “Опосредованное запоминание” (Использована методика, разр. Лурия А.Р. Выготским Л.С., Леонтьевым А.Н.) Методика “Изучение логической памяти у младших школьников” |
4-й класс | Изучение творческого мышления | Исследование креативности | Тест креативности по Тррансу |
Психологическая готовность к переходу в среднее звено школы | Социометрический статус учащегося в
классе; Психологический климат в классе; Мотивы учения; Уровень тревожности. |
Социометрический статус (Дж.Морено) Опросник “Определение состояния психологического климата в классе” Методика изучения отношения к учению (изучение учебной мотивации) разр. Лускановой Н.Г. Тест школьной тревожности по Филлипсу |
|
5-й класс | Психологическая адаптация к изменившимся условиям школьной жизни | Социометрический статус учащегося в
классе; Психологический климат в классе; Мотивы учения; Уровень тревожности. |
Социометрический статус (Дж.Морено) Опросник “Определение состояния психологического климата в классе” Методика изучения отношения к учению (изучение учебной мотивации) разр. казанцевой Г. Н. Тест школьной тревожности по Филлипсу |
7-й класс | Исследование по отслеживанию мотивов учения | Мотивы учения Определение у учащихся интересов и склонностей к различным школьным предметам |
Опросник “Мотивы учебной деятельности
по различным школьным предметам” Методика “Карта интересов” (VI-VII классы) |
8-й класс | Исследование по отслеживанию уровня депрессивных состояний детей кризисного возраста | Уровень депрессивного состояния | Тест “Депрессивность у подростков” по М.Ковач |
9-й класс | Психологическое исследование с целью формирования профильных классов | Профессиональные интересы и склонности | Методика “Карта интересов” (VIII-IX
классы) Дифференциально-диагностический опросник по Е.А.Климову |
10-й класс | Психологическая адаптация к изменившимся условиям школьной жизни | Психологическая атмосфера в классе; Удовлетворённость выбором профиля. |
Опросник “Определение состояния психологического климата в классе” |
11-класс | Исследование психологической готовности к трудным жизненным ситуациям (сдача ЕГЭ, выход во взрослую жизнь) | Уровень нервно-психической устойчивости | Методика “Прогноз” |
Работа по систематизации материала “Создание банка диагностических методик для проведения психодиагностических мероприятий по основному направлению работы школьного психолога” - кропотливая и занимает много времени. Но систематизировав диагностические методики по классам и определив сроки проведения поможет педагогу-психологу планировать свою работу в разных направлениях своей деятельности со всеми участниками образовательного процесса.
Таким образом, психодиагностика представляет огромный интерес для педагогов. Ведь для того, чтобы учить и воспитывать, чтобы оказывать эффективное педагогическое воздействие на детей нужно обладать объективными научными знаниями об их индивидуальных особенностях. Такие знания как раз и можно получить, если использовать методы научной психодиагностики. Почему типовые педагогические методы иногда не срабатывают в некоторых индивидуальных случаях? На этот вопрос нельзя дать ответ, если не учитывать своеобразия индивидуальных психологических особенностей конкретного ребёнка, его развития, конкретных жизненных обстоятельств. Объективность этих сведений зависит от того, насколько объективными, научнообоснованными методами получены эти сведения.
Опытный педагог в ходе повседневной работы с детьми умеет приблизительно определить эти особенности. Педагогу сегодня не обойтись без помощи педагога-психолога или практического психолога в образовании.
Литература.
- Абрамова Г.С. Практическая психология. Изд. З Екатеринбург: “Деловая книга”, 1998.
- Немов Р.С. Психология: в 3 кн. Кн. 3: Психодиагностика. М.: “ВЛАДОС”, 1998.
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: в 2 кн. М.: изд. ВЛАДОС, 1998.-кн.1.
- Словарь практического психолога / сост. Головин С.Ю. Минск: Харвест, 1998.
- Современный словарь по психологии. Мн.: “Современное слово”, 1998.
- Основы психологии: Практикум / Ред.-сост. Столяренко Л.Д..- Изд-е 7-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.