Тип урока: повторение и обобщение
Форма урока: урок-утренник
Цель урока: в занимательной форме продолжить работу над скороговорками
Задачи урока:
Образовательные:
- продолжить работу над малыми формами фольклора – скороговорками;
- продолжить работу над совершенствованием навыков чтения: правильностью, беглостью, осознанностью и выразительностью.
Развивающие:
- развивать артикуляционный аппарат, умение чётко произносить слова и сочетания слов с повторяющимися в различном порядке одними и теми же звуками или целыми группами звуков;
- развивать устную речь учащихся; развивать образное и логическое мышление;
- развивать умение анализировать и обобщать; развивать сценические способности детей.
Воспитательные:
- воспитывать необходимые учебные качества: усидчивость, дисциплинированность, умение работать в группе дружно, согласованно с одноклассниками;
- воспитывать взаимоуважение и взаимовыручку.
Оборудование:
1) Литературное чтение: Учебник для учащихся 2 класса общеобразовательных учреждений: В 2 ч. – Ч. 2./ Авт.-сост. Л.А. Ефросинина. 3-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2004. – 160 с.: ил. – (Начальная школа XXI века). ISBN 5-88717-372-6
2) Карточки со скороговорками
Ход урока
I. Организационный момент
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Всё правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Мы будем разговаривать
И будем выговаривать
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Итак, мы начинаем...
II. Праздник скороговорок
(Дети-ведущие):
Только сегодня,
Только сейчас,
Только у нас,
Только для вас...
Праздник скороговорок!
Слушайте, слушайте
И не говорите, что не слышали!
Смотрите, смотрите
И не говорите, что не видели!
Начинаем весёлое соревнование –
Представление говорунов со всего света!
- Но сначала давайте вспомним, что такое скороговорка?
Скороговорка – это шутка, забава, игра. В скороговорке много похожих по звучанию слов. Эти слова путаются, когда их произносят быстро, и получается смешно. С давних пор люди играют в скороговорки.
- Как надо читать скороговорки?
Скороговорки нужно говорить быстро, чётко и понятно.
- Как правильно разучивать скороговорку?
Сначала скороговорку нужно произнести медленно и отчётливо, особенно те места, на которых язык “спотыкается”; потом быстрее; и, наконец, очень быстро 3 раза подряд.
А теперь и мы сыграем в скороговорки.
Конкурс “Разминка”
Цель: отработка дикции, скорости чтения и правильного дыхания.
Как у горки на пригорке
Жили 33 Егорки:
Раз Егорка, два Егорка...
Прочитав 3 раза быстро, на вдохе начинаем отсчёт: “Раз Егорка, два Егорка...”. Необходимо считать, пока есть воздух в лёгких.
Конкурс “Телефонисты”
Скороговорки в старину назывались загадками, частоговорками или языковёртками. Действительно, некоторые русские языковёртки просто выговорить нелегко, а уж быстро произнести несколько раз подряд – язык сломать можно. Вся прелесть скороговорок заключается в том, что с первого раза их сложно проговорить точно. В старину скороговорки не читали, а повторяли со слуха, что значительно труднее.
(Ведущий “по секрету” говорит скороговорку одному из игроков, тот передаёт другому. И так по цепочке – все члены команды. Последний должен встать и громко произнести скороговорку.)
- Саше дали кашу, а Клаше – простоквашу.
- У Сени и Сани в сетях сом с усами.
- Три сороки-тараторки тараторили на горке.
- Колотил Клим в один блин клин.
- Тимошка Трошке крошит в окрошку крошки.
Конкурс “Далеко – близко”
Как в учебнике вам предлагают попробовать читать скороговорку?
(Подсказка на стр. 15): Читай скороговорку сначала медленно, затем быстрее и совсем быстро. Попробуй прочитать тихо, громко и очень громко.
Сначала читаем скороговорку только губами, затем шёпотом, потом с голосом, далее в полный голос, затем потише, опять шёпотом и в конце только губами.
Но прежде вам нужно будет собрать “свою” скороговорку из слов, которые написаны на отдельных карточках.
- Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках.
- Ёж жевал в своём жилье ежевичное желе.
- Дед Данила делил дыню – дольку Диме, дольку Дине.
- Съел Валерик вареник, а Валюшка – ватрушку.
Конкурс “Вопрос – ответ”
Цель: упражнение в выразительном чтении, постановке логического ударения.
- В чём польза скороговорок?
Иногда упражнения со скороговорками – не игра, а серьёзное занятие. С помощью скороговорок отрабатывают своё произношение артисты, телеведущие, дикторы радио. Но, конечно, не только людям этих профессий важно уметь правильно произносить звуки родного языка.
- Расшифруйте скороговорку:
- Купила бабуся бусы Марусе.
(Ведущий задаёт вопрос с ударением поочерёдно на каждом слове скороговорки, а команды отвечают также с ударением на нужном слове:
Купила бабуся бусы Марусе? – Купила бабуся бусы Марусе!
Купила бабуся бусы Марусе? – Купила бабуся бусы Марусе!...)
Конкурс “В театре”
Сначала вам нужно будет расшифровать скороговорку, а потом прочитать её так, как будто вы
- очень обрадовались;
- опечалились;
- разозлились;
- испугались.
- Арвнопоолри нораво ровёкнона. (Проворонила ворона воронёнка.)
- Тещани у ишучк, еячшу у куищч. (Щетина у чушки, чешуя у щучки.)
- Тетля итр ужипчик зрече рит ибкишуз. (Летят три пичужки через три избушки.)
- То опатто поткы ылпь оп оюлп еттли. (От топота копыт пыль по полю летит.)
- Оршхо крожипо нитвур ковжорто. (Хорош пирожок внутри творожок.)
Песня-скороговорка
У каждой скороговорки своя игра звуков и слов. Они не повторяются. В этом их секрет. Недаром в народе говорится: “Всех скороговорок не переговоришь и не перевыговоришь”.
Наш урок-праздник подходит к концу. Много интересных заданий мы выполнили со скороговорками. Но, думаю, наши гости не подозревают, что скороговорку можно ещё и спеть. Поэтому предлагаю исполнить такую песню-скороговорку “Летели две птички”...
III. Итог урока (рефлексия)
- Какие открытия сделали на уроке? Что вас удивило?
- О чём хотите узнать больше?
- Что понравилось больше всего? Какое задание было интересно выполнять?
- Какое задание оказалось сложным? Почему?
IV. Домашнее задание (по выбору):
- Придумать интересное задание со скороговоркой.
- Придумать скороговорку и проиллюстрировать её.