В силу нарушения деятельности зрительного анализатора у детей с нарушением зрения проявляется своеобразие речевого развития. Это своеобразие заключается в системном нарушении речи, при котором имеется расстройство речи как целостной функциональной системы, а также нарушение ее ведущих компонентов (фонетического, лексического, грамматического), что в дальнейшем ведет к нарушению чтения и письма.
Поэтому логопед работает над всеми системами языка: над актуализацией словаря по различным лексическим темам. При этом огромная роль отводится обогащению пассивного словаря, который будет использоваться ребенком.
Большую роль в своей работе логопед отводит воспитанию навыков правильного звукопроизношения и обучению основам звукового анализа и синтеза слогов и слов.
На логопедических занятиях логопедом индивидуально отрабатываются наиболее слабые звенья речевой деятельности детей: фонематический слух и слоговая структура слова.
Пропедевтикой нарушений чтения и письма являются не только перечисленные факторы, но и работа над грамматическим строем речи: словообразованием, словоизменением, использованием предлогов, согласованием слов в предложении, в роде, числе, падеже и т.д.
Ряд исследований говорит о том, что формирование всех систем языка у детей (в том числе у детей с нарушенным зрением) происходит значительно быстрее и прочнее в игре, нежели при использовании только дидактических приемов воспитания. Еще Н.К. Крупская неоднократно подчеркивала: “Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания”.
В системе современного воспитания детей в дошкольных учреждениях одно из первых мест отводится игре. В Программе для специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида утверждается, что игра является важнейшей самостоятельной деятельностью ребенка с нарушением зрения и имеет большое значение для его физического и психического развития, становления индивидуальности и умения жить сообща.
Необходимость использования игры логопедом в своей работе очевидна. Работа логопеда нуждается в использовании различных игровых приемов в еще большей степени, чем в обычных воспитательных мероприятиях.
Дети с комплексными нарушениями (нарушениями речи и зрения) в большинстве случаев интеллектуально сохранны, а это означает, что потребность в игре у них такая же, как у сверстников. Однако они не редко теряют возможность совместной деятельности со сверстниками из-за неумения выразить свою мысль, боязни показаться смешными, хотя правила и содержание игры им доступны. Нарушение зрения и речевой моторики вызывает у детей быстрое утомление. Неуравновешенность, двигательное беспокойство, речевая и зрительная утомляемость затрудняют включение ребенка в коллективную игру.
Поэтому логопед в работе с такими детьми должен учитывать особенности поведения детей с речевой и зрительной патологией, а так же широко использовать игры в коррекционной работе. При этом помня о значимости игры как средства физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания, предлагаю вам несколько разработанных мною и регулярно используемых в работе с детьми дидактических игр.
Эти игры могут быть использованы логопедами, дефектологами и воспитателями как специальных, так и массовых детских садов. Они помогут педагогу сделать занятия по подготовке к обучению грамоте увлекательными для дошкольников. Очень важно то, что осваивая с детьми эти игры, мы воспитываем в наших будущих школьниках внимание, память, воображение, отличный фонематический слух, учим ребят сравнивать, анализировать, обобщать и т.п., т.е. развиваем мышление дошкольников. У многих детей в процессе игр улучшается звукопроизношение, расширяется активный словарь, заметно проявляется интерес к языку и природные лингвистические задатки.
Дидактическая игра: “Цветик- семицветик”
В игру входят: “Цветик-семицветик”, контуры, силуэты, предметные картинки по лексическим темам, фишки для поощрения правильных ответов.
Все атрибуты выполнены на плотном картоне (“Цветик-семицветик” можно изготовить из пластмассы или дерева). В этой игре можно использовать реальные предметы, мелкие игрушки. Игра может быть использована для детей среднего и старшего дошкольного возраста.
Так как я использую эту игру в работе с детьми с нарушением зрения (косоглазием и амблиопией) большое внимание уделяем четким контурам, яркому цветовому решению элементов пособия, что благотворно влияет на развитие зрительного восприятия.
При использовании данной игры в зависимости от варианта мы можем решать следующие задачи:
- Обогащать и активизировать словарь, уточнять значение слов.
- Учить детей классифицировать предметы по различным лексическим темам, назначению.
- Автоматизировать поставленные звуки.
- Соотносить контуры и силуэты с предметным изображением.
- Дифференцировать звуки по группам.
- Развивать слоговую структуру слова.
- Развивать зрительное восприятие, внимание, память.
Рисунок 1
Предлагаю 3 варианта игры:
1. В игре участвуют от 2 до 7 детей. Педагог раскладывает на столе силуэты, контуры и предметные картинки, а в центре стола - “Цветик-семицветик” (игру можно проводить сидя на ковре). Детям предлагается по очереди выбирать картинки, в названии которых присутствует звук “Р” (или любой другой звук). Ребенок произносит название картинки и кладет на один из лепестков. В зависимости от обученности детей логопед может попросить ребенка определить место звука в слове (в начале, в середине или в конце слова). За каждый правильный ответ ребенок получает фишку. В конце игры подводится итог.
В этом варианте игры ведется работа над автоматизацией звуков и звуковым анализом слова.
2. В этом варианте игры дети упражняются в делении слов на части. В игре участвуют от 2 до 7 человек. Педагог предлагает детям найти картинки, названия которых состоят из 2 частей (из 3 частей, из 1 части и т.д.) Отхлопать количество частей и положить на один из лепестков (например, “дом”-1 часть в слове, “дома”- 2 части, “домики”- 3 части; или другой вариант: на красный лепесток выкладываем слова с 1 частью в слове, на желтый - с двумя частями, на синий- с тремя и т.д.). За правильный ответ ребенок получает фишку, в конце игры подводится итог. В том варианте игры проводится работа над развитием фонематического слуха и совершенствованием слоговой структуры слова.
3. Для обогащения словаря, уточнения значения слов, развития зрительного восприятия и ориентировки в пространстве можно использовать следующий вариант игры. Количество участников от 2 до 7. Педагог предлагает детям найти картинки, на которых изображены, например, домашние животные. По своему усмотрению педагог предлагает находить картинки по любой другой лексической теме и положить на один из лепестков, начиная с красного, по часовой стрелке (для детей младшего и среднего возраста предлагается положить картинку на любой лепесток). Фишка дается за правильный ответ. В конце игры подводится итог.
Используя игру “Цветик-семицветик” вы можете придумать (использовать) другие варианты задания: “Что изменилось?”, “Какая картинка спряталась?”, “Какая картинка лишняя?” и т.д.
Рисунок 2
Дидактическая игра “Расскажи сказку”
Предназначена для детей 5-7 лет, способствует развитию речи, памяти, логического мышления.
Игра состоит из картонных листов формата А4, на которых нарисованы фрагменты сказки.
Рисунок 3
Задачи:
- Совершенствовать умение составлять рассказ по серии картин.
- Развивать зрительное восприятие, память.
- Развивать коммуникативную функцию речи.
- Учить правильно строить и использовать в речи сложноподчиненные предложения.
- Учить соблюдать последовательность пересказа.
Правила: в зависимости от зрительного диагноза листы располагаются вертикально (на доске) или горизонтально (на столе, на полу). Дети должны быть знакомы с текстом сказки, в таком случае им будет легче заметить и устранить неточности (специально нарушенный ход сказки).
Рисунок 4
Рисунок 5
Развивающая игра “Волшебные картинки”
Игра состоит из картонных карточек, на которых наклеены изображения различных предметов, цветовые символы звуков (красный-гласный, синий-согласный, зеленый-мягкий согласный), буквы.
Данная игра рассчитана на детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- Развивать навык звуко-буквенного анализа и синтеза.
- Учить детей разгадыванию и составлению звуковых цепочек.
- Упражнять детей в выделении начального звука из слова.
- Упражнять в составлении графических схем слов.
- Развивать психические процессы.
Задания:
- рассмотри карточку,
- что на ней изображено,
- назови картинки, выделяя первый звук в слове,
- обозначь звук буквой,
- прочитай слово, которое получилось,
- давай охарактеризуем каждый звук составленного слова и обозначим его символом,
- получилось новое слово, и мы составили схему, которая нам рассказала о каждом его звуке.
Рисунок 6
Рисунок 7
Желаю успеха!