Цель урока: повторить и обобщить знания учащихся по разделу Фонетика"; закрепить полученные знания на примере тренировочных упражнений.
Задачи урока:
образовательные:
- проверить прочность усвоения темы;
- повторить орфограммы, постановку знаков препинания при прямой речи;
развивающие:
- развивать логическое мышление, познавательный интерес, творческую активность учащихся;
- развивать коммуникативно-речевые умения;
воспитательные:
- способствовать развитию любознательности и любви к родному языку.
Оборудование: слайды; карточки с заданием, демонстрационный материал, раздаточный материал, словари.
Методические приемы: обобщающее-повторительная беседа, работа с текстом, игровые задания, работа с раздаточным материалом, творческое задание.
Ход урока
Оргмомент.
Здравствуйте, ребята.
На уроке мы с вами повторим все изученное по теме "Фонетика". Вы покажете мне свои знания по этой теме, умение правильно писать, произносить слова. Мы будем работать дружно и активно.
Давайте откроем тетради: напишем число, классная работа и тему.
Повторение.
Предлагаю девиз нашего урока: "Победу дает отличная выучка и взаимная выручка".
- Скажите, пожалуйста, что это за предложение? (пословица)
Как по-другому называется это предложение?
- Как вы понимаете ее значение?
(Вывод: если в течение урока мы с вами будем работать, помогая друг другу, то мы добьемся отличных результатов, что приведет нас к победе)
1. Теперь давайте попробуем составить предложение с прямой речью.
(Народная пословица гласит: В пословице говорится:)
Заслушать примеры, удачное предложение ученик записывает на доске.
-Все ли знаки препинания расставлены верны?
Работа по теме урока.
Сообщение учителя с элементами беседы
Много разных звуков окружает человека: пение птиц, лай собаки. Окружают нас и особые звуки, которые не с чем сравнить, - звуки речи. Объединяясь, они создают слова, за которыми закреплено понятное всем значение.
-На какие группы делятся звуки речи?
-что такое алфавит?
-Для чего нужно знать алфавит?
-что такое графика?
-Давайте вспомним, какие орфограммы вы изучали, повторяли в данном разделе?
Безударные гласные, непроверяемые согласные и гласные, проверяемые согласные, непроизносимые согласные, употребление ь для обозначения мягкости согласного.
Закрепить их нам поможет текст.
Работа с текстом
Вы все, конечно же, знаете кто такой Салават Юлаев?
Чтение по-цепочке.
Пещера и тропа Салавата Юлаева
На ск..листом б..регу р..чки Клюклы, что впадает в Юрюзань, находится п..щера Салавата. В ней он скрывался от царских с..лдат. Пещеру и скалу опоясывает, извиваясь зм..ей по крутому обрыву, тр..па. Это тропа Салавата. Она прот..нулась в длину на полтораста метров.
("Сказки, легенды, предания и были Башкортостана".)
Следующее задание: затранскрибировать слова, указать количество букв и звуков.
вывод
- Как называется наука, изучающая звуки речи?
-Почему она так называется? (-фон-)
Потому что фон-, фоно- греч-звук
Игра "Составь слово"
Вспомните и запишите слова, в состав которых входит корень фон-.
(работа в тетради)
-что объединяет эти слова?
Выделите корень в словах.
-Являются ли однокоренными слова: фон (неба, картины) - телефон?
-Ребята, в некоторых словах у нас не один корень, а целых два.
-Как называются такие слова? Что вы можете сказать о правописании этих слов?
Составить по предложению с записанными словами. (зачитать)
Итак, мы с вами вспомнили, что такое алфавит, графика, фонетика.
Заполнение таблицы.
-А сейчас мы поработаем со звуками. Я хочу узнать, хорошо ли вы их знаете.
[ б ] | [ в ] | [ ] | [ д ] | [ ж ] | [ ] |
[п ] | [ ] | [ к ] | [ ] | [ ] | [ ] |
Перед вами таблица, такая же лежит у вас на парте. Это дом, в котором живут звуки. Вы должны расселить звуки по этажам. А чтобы правильно это сделать, нужно догадаться, какие звуки живут в этом доме на первом, а какие на втором этаже. (Дети отвечают, затем выполняют работу. Один ученик работает на доске). Проверка.
-Правильно произнесите эти звуки.
Все ли звуки имеют пару?
Назовите непарные звонкие, глухие.
Я вижу, что вы прекрасно знаете звонкие и глухие звуки, а также легко находите им пару.
Сейчас мы с вами немного поиграем. Игра называется..
"Оживи бабочку"
-У вас на партах лежат бабочки. Я буду загадывать вам загадки, а вы напишите на крыльях бабочки отгадки.
Кто отгадает загадки, у того бабочка оживет и полетит.
Сердитый недотрога живет в глуши лесной
Иголок очень много, а нитки ни одной. (Еж)Сроду он ни ест, ни пьет, песни звонкие поет.
А с урока на урок подает свой голосок. (Звонок)Шумит он в поле и в саду, а в дом не попадет,
И никуда я не иду, покуда он идет. (Дождь)Далеко мой стук слышится вокруг,
Червякам я враг, а деревьям друг. (Дятел)
Назовите слово, в котором звуков меньше, чем букв.
Назовите слово, в котором звуков больше, чем букв
-Давайте проверим. Сколько звуков в слове Еж?...
ФИЗМИНУТКА
Прогулка
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке.
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке.
По тропинке побежим,
До лужайки добежим.
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем, как зайки.
Стоп! Немного отдохнем,
Встанем и играть начнем.
Следующая наша игра называется..
Игра "Отгадай слово".
Я вам зачитаю строчки, а вы должны догадаться, какие слова должны быть на месте неправильных слов.
Закричал охотник: "ОЙ!
Двери гонятся за мной! (звери)Посмотрите-ка, ребятки,
Раки выросли на грядке! (маки)Тает снег. Течет ручей.
На ветвях полно врачей. (грачей)Старый дедушка Пахом
На козе скакал верхом. (коне)На пожелтевшую траву
Роняет лев свою листву. (лес)Мама с бочками пошла
По дороге вдоль села. (с дочками)Синеет море перед нами
Летают майки над волнами. (чайки)
Видите, ребята, как один звук меняет смысл целого предложения.
Сейчас мы с вами продолжим нашу работу со звуками и буквами.
Памятка.
Ребята, в русском языке есть правила не только правописания слов, но и литературного произношения. Давайте вспомним некоторые из них.
Памятка 1.
Пиши | Говори |
Яичница | яи[шн]ица |
Конечно | коне[шн]о |
Скучно | ску[шн]о |
Нарочно | наро[шн]о |
Перед вами правила написания. Прочитайте эти слова.
-Что вы заметили? (Произношение отличается от написания)
Давайте проверим. Какие слова были произнесены неверно? Читаем хором.
-Ответьте мне, пожалуйста, на вопрос: "Как называется наука, изучающая правильное произношение слов?
Молодцы! Я вижу, что звуки и буквы вы знаете хорошо, с произношением у вас тоже все в порядке.
Сейчас мы с вами напишем Орфоэпический диктант с последующей проверкой.
Алфавит, звонит, метафора, баловать, километр, свекла, столяр, хозяева, щавель, торты, красивее.
- Говорите правильно! Помните, что ваша речь - это ваша "самохарактеристика". Соблюдение орфоэпических норм является своеобразным паспортом вашей речевой культуры. Этот "паспорт" мы предъявляем особенно часто: ведь в жизни мы пишем меньше, чем говорим.
Я предлагаю познакомиться со словарями, чтобы
вспомнить о книгах- путеводителях в изучении
фонетики, правил произношения и правописания.
Словари - это действительно интересные книги.
Французский писатель А. Франс говорил: "Словарь
- это вся Вселенная в алфавитном порядке!".
(Знакомство со словарем)
-Как вы думаете, какие сведения может представить нам орфоэпический словарь?
Творческая работа.
Мы с вами повторили фонетику, вы показали хорошие знания теоретического материала. Поэтому, я считаю, мы готовы к следующей нашей работе. А работа будет творческой. Сейчас я предлагаю вам сочинить сказку. Я начну.
В некотором царстве, фонетическом государстве жили-были буквы и звуки. Жили они дружно, помогали друг другу. Но однажды поспорили между собой звуки [з] и [с] кто из них важнее, кто из них главнее.
А как бы вы продолжили эту сказку?
Это будет ваше домашнее задание. Запишем в дневниках. Не забудьте обратить внимание на то, как пишутся звуки.
Итог урока.
Ребята, какой девиз нашего с вами урока? Вы не забыли? Произнести вместе
Мы с вами работали дружно, помогали, если кто-то немного ошибался. Поэтому взаимовыручка, знания, которые мы закрепили, помогут прийти к победе, а ваша победа - это хорошо написать диктант на следующем уроке.
Ваша работа мне очень понравилась, чувствую, что вы любите русский язык. Желаю вам и дальше работать с таким интересом.
Оценки за урок.
Домашнее задание: готовиться к контрольному диктанту