Урок русского языка по теме "Фонетика". 5-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Цель урока: повторить и обобщить знания учащихся по разделу Фонетика"; закрепить полученные знания на примере тренировочных упражнений.

Задачи урока:

образовательные:

  • проверить прочность усвоения темы;
  • повторить орфограммы, постановку знаков препинания при прямой речи;

развивающие:

  • развивать логическое мышление, познавательный интерес, творческую активность учащихся;
  • развивать коммуникативно-речевые умения;

воспитательные:

  • способствовать развитию любознательности и любви к родному языку.

Оборудование: слайды; карточки с заданием, демонстрационный материал, раздаточный материал, словари.

Методические приемы: обобщающее-повторительная беседа, работа с текстом, игровые задания, работа с раздаточным материалом, творческое задание.

Ход урока

Оргмомент.

Здравствуйте, ребята.

На уроке мы с вами повторим все изученное по теме "Фонетика". Вы покажете мне свои знания по этой теме, умение правильно писать, произносить слова. Мы будем работать дружно и активно.

Давайте откроем тетради: напишем число, классная работа и тему.

Повторение.

Предлагаю девиз нашего урока: "Победу дает отличная выучка и взаимная выручка".

- Скажите, пожалуйста, что это за предложение? (пословица)

Как по-другому называется это предложение?

- Как вы понимаете ее значение?

(Вывод: если в течение урока мы с вами будем работать, помогая друг другу, то мы добьемся отличных результатов, что приведет нас к победе)

1. Теперь давайте попробуем составить предложение с прямой речью.

(Народная пословица гласит: В пословице говорится:)

Заслушать примеры, удачное предложение ученик записывает на доске.

-Все ли знаки препинания расставлены верны?

Работа по теме урока.

Сообщение учителя с элементами беседы

Много разных звуков окружает человека: пение птиц, лай собаки. Окружают нас и особые звуки, которые не с чем сравнить, - звуки речи. Объединяясь, они создают слова, за которыми закреплено понятное всем значение.

-На какие группы делятся звуки речи?

-что такое алфавит?

-Для чего нужно знать алфавит?

-что такое графика?

-Давайте вспомним, какие орфограммы вы изучали, повторяли в данном разделе?

Безударные гласные, непроверяемые согласные и гласные, проверяемые согласные, непроизносимые согласные, употребление ь для обозначения мягкости согласного.

Закрепить их нам поможет текст.

Работа с текстом

Вы все, конечно же, знаете кто такой Салават Юлаев?

Чтение по-цепочке.

Пещера и тропа Салавата Юлаева

На ск..листом б..регу р..чки Клюклы, что впадает в Юрюзань, находится п..щера Салавата. В ней он скрывался от царских с..лдат. Пещеру и скалу опоясывает, извиваясь зм..ей по крутому обрыву, тр..па. Это тропа Салавата. Она прот..нулась в длину на полтораста метров.

("Сказки, легенды, предания и были Башкортостана".)

Следующее задание: затранскрибировать слова, указать количество букв и звуков.

вывод

- Как называется наука, изучающая звуки речи?

-Почему она так называется? (-фон-)

Потому что фон-, фоно- греч-звук

Игра "Составь слово"

Вспомните и запишите слова, в состав которых входит корень фон-.

(работа в тетради)

-что объединяет эти слова?

Выделите корень в словах.

-Являются ли однокоренными слова: фон (неба, картины) - телефон?

-Ребята, в некоторых словах у нас не один корень, а целых два.

-Как называются такие слова? Что вы можете сказать о правописании этих слов?

Составить по предложению с записанными словами. (зачитать)

Итак, мы с вами вспомнили, что такое алфавит, графика, фонетика.

Заполнение таблицы.

-А сейчас мы поработаем со звуками. Я хочу узнать, хорошо ли вы их знаете.

[ б ] [ в ] [ ] [ д ] [ ж ] [ ]
[п ] [ ] [ к ] [ ] [ ] [ ]

Перед вами таблица, такая же лежит у вас на парте. Это дом, в котором живут звуки. Вы должны расселить звуки по этажам. А чтобы правильно это сделать, нужно догадаться, какие звуки живут в этом доме на первом, а какие на втором этаже. (Дети отвечают, затем выполняют работу. Один ученик работает на доске). Проверка.

-Правильно произнесите эти звуки.

Все ли звуки имеют пару?

Назовите непарные звонкие, глухие.

Я вижу, что вы прекрасно знаете звонкие и глухие звуки, а также легко находите им пару.

Сейчас мы с вами немного поиграем. Игра называется..

"Оживи бабочку"

-У вас на партах лежат бабочки. Я буду загадывать вам загадки, а вы напишите на крыльях бабочки отгадки.

Кто отгадает загадки, у того бабочка оживет и полетит.

Сердитый недотрога живет в глуши лесной
Иголок очень много, а нитки ни одной. (Еж)

Сроду он ни ест, ни пьет, песни звонкие поет.
А с урока на урок подает свой голосок. (Звонок)

Шумит он в поле и в саду, а в дом не попадет,
И никуда я не иду, покуда он идет. (Дождь)

Далеко мой стук слышится вокруг,
Червякам я враг, а деревьям друг. (Дятел)

Назовите слово, в котором звуков меньше, чем букв.

Назовите слово, в котором звуков больше, чем букв

-Давайте проверим. Сколько звуков в слове Еж?...

ФИЗМИНУТКА

Прогулка

По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке.
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке.
По тропинке побежим,
До лужайки добежим.
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем, как зайки.
Стоп! Немного отдохнем,
Встанем и играть начнем.

Следующая наша игра называется..

Игра "Отгадай слово".

Я вам зачитаю строчки, а вы должны догадаться, какие слова должны быть на месте неправильных слов.

Закричал охотник: "ОЙ!
Двери гонятся за мной! (звери)

Посмотрите-ка, ребятки,
Раки выросли на грядке! (маки)

Тает снег. Течет ручей.
На ветвях полно врачей. (грачей)

Старый дедушка Пахом
На козе скакал верхом. (коне)

На пожелтевшую траву
Роняет лев свою листву. (лес)

Мама с бочками пошла
По дороге вдоль села. (с дочками)

Синеет море перед нами
Летают майки над волнами. (чайки)

Видите, ребята, как один звук меняет смысл целого предложения.

Сейчас мы с вами продолжим нашу работу со звуками и буквами.

Памятка.

Ребята, в русском языке есть правила не только правописания слов, но и литературного произношения. Давайте вспомним некоторые из них.

Памятка 1.

Пиши Говори
Яичница яи[шн]ица
Конечно коне[шн]о
Скучно ску[шн]о
Нарочно наро[шн]о

Перед вами правила написания. Прочитайте эти слова.

-Что вы заметили? (Произношение отличается от написания)

Давайте проверим. Какие слова были произнесены неверно? Читаем хором.

-Ответьте мне, пожалуйста, на вопрос: "Как называется наука, изучающая правильное произношение слов?

Молодцы! Я вижу, что звуки и буквы вы знаете хорошо, с произношением у вас тоже все в порядке.

Сейчас мы с вами напишем Орфоэпический диктант с последующей проверкой.

Алфавит, звонит, метафора, баловать, километр, свекла, столяр, хозяева, щавель, торты, красивее.

- Говорите правильно! Помните, что ваша речь - это ваша "самохарактеристика". Соблюдение орфоэпических норм является своеобразным паспортом вашей речевой культуры. Этот "паспорт" мы предъявляем особенно часто: ведь в жизни мы пишем меньше, чем говорим.

Я предлагаю познакомиться со словарями, чтобы вспомнить о книгах- путеводителях в изучении фонетики, правил произношения и правописания.
Словари - это действительно интересные книги. Французский писатель А. Франс говорил: "Словарь - это вся Вселенная в алфавитном порядке!".
(Знакомство со словарем)

-Как вы думаете, какие сведения может представить нам орфоэпический словарь?

Творческая работа.

Мы с вами повторили фонетику, вы показали хорошие знания теоретического материала. Поэтому, я считаю, мы готовы к следующей нашей работе. А работа будет творческой. Сейчас я предлагаю вам сочинить сказку. Я начну.

В некотором царстве, фонетическом государстве жили-были буквы и звуки. Жили они дружно, помогали друг другу. Но однажды поспорили между собой звуки [з] и [с] кто из них важнее, кто из них главнее.

А как бы вы продолжили эту сказку?

Это будет ваше домашнее задание. Запишем в дневниках. Не забудьте обратить внимание на то, как пишутся звуки.

Итог урока.

Ребята, какой девиз нашего с вами урока? Вы не забыли? Произнести вместе

Мы с вами работали дружно, помогали, если кто-то немного ошибался. Поэтому взаимовыручка, знания, которые мы закрепили, помогут прийти к победе, а ваша победа - это хорошо написать диктант на следующем уроке.

Ваша работа мне очень понравилась, чувствую, что вы любите русский язык. Желаю вам и дальше работать с таким интересом.

Оценки за урок.

Домашнее задание: готовиться к контрольному диктанту