Родительское собрание на тему "Мой ребенок – активный гражданин своего города"

Разделы: Работа с родителями


Эпиграф 1

"Как добиться успеха
Про порядочность, честность,
В этом мире безумном?
Благородство и дружбу.
Надо много трудиться
На душе одинокой
И стремиться быть умным.
Доброту вновь посеять.
Кругозор свой расширить,
Протянуть руку другу
Свой характер улучшить.
И любовь вновь лелеять.
И немного усилий,
И тогда можешь смело
Чтобы выглядеть лучше.
Ты в удачу поверить.
Да, про чувства людские
Перед тобою тотчас
Не забыть очень нужно.
Все откроются двери".

Эпиграф 2

"Чтобы сделать из людей хороших граждан, им следует дать возможность проявить свои права граждан и исполнять обязанности граждан".

С. Смайлс

Смайлс Сэмюэл (Samuel) (1816 - 1903)

Английский писатель, автор занимательных, изобилующих фактами из биографий великих людей книг нравственно-философского характера.

Продолжительность: 45-50 минут.

Задачи занятия:

  • раскрыть смысл понятий: патриотизм, гражданин, личность, государство, долг, ответственность, воспитание, социализация личности, обязанность, честь, активность.
  • осознать своё отношение к позиции "Я -гражданин России", "Я - гражданин Липецка"
  • познакомить со способами развития детской инициативности;
  • обсудить, является ли формирование устойчивой активной жизненной позиции гражданина - патриота своей Родины, необходимым звеном в воспитании ребёнка.

Вопросы занятия:

Что значит быть гражданином своей страны? Патриотом своей страны?

В чем проявляется активная гражданская позиция?

Какова роль родителей, школы, общественных организаций в воспитании гражданина?

На что необходимо обращать внимание родителям для воспитания детей - активных граждан своего города?

Основные понятия:

  • гражданин,
  • личность,
  • государство,
  • ответственность,
  • активная гражданская позиция
  • социализация личности
  • патриотизм
  • обязанность
  • честь
  • воспитание
  • активность.
Этап Формы и методы Время Ожидаемый результат
I этап

Мотивация.

Вступительное слово учителя.

Работа с эпиграфом 1

Постановка проблемы.

5 мин Родители определяют цели занятия, настраиваются на обсуждение основной проблемы занятия.
II этап

Работа с основными понятиями.

Работа в группах:
  • работа с текстом.
10 мин Родители формулируют основные понятия занятия.
III этап

Изучение и обсуждение основной проблемы.

Работа в группах:
  • с документами;
  • анализ проблемных ситуаций;
  • исследовательский метод.
20 мин Родители приходят к выводу, что позитивный и негативный социальный опыт ребенка закладывается в семье.

Быть гражданином России - значит действовать не только в своих интересах, но и в интересах Родины.

Именно от граждан зависит будущее страны. Нет плохих стран, есть пассивные граждане.

По мере взросления детей родителям полезно усиливать внимание к их запросам и потребностям, совершенствуя свои педагогические знания и методы воспитательного взаимодействия. Необходимо постоянно интересоваться не только учёбой, но и интересами, и участием детей в общественной жизни.

IV этап.

Итоговая работа.

Коллективное обсуждение.

Метод моделирования.

10 Родители отвечают на вопрос собрания: "Является ли формирование устойчивой активной жизненной позиции гражданина - патриота своей Родины, необходимым звеном в воспитании Вашего ребёнка?".
V этап. Рефлексия

Работа с эпиграфом 2.

Обобщение учителя.

5 мин Родители формируют выводы по теме собрания, определяют практическое значение полученной информации.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Заходя в помещение родители берут буклеты разного цвета со 2 эпиграфом занятия.

Рассаживаются в соответствии с выбранным цветом буклета (формируются три группы).

I ЭТАП: МОТИВАЦИЯ.

Вступительное слово классного руководителя.

"Уважаемые родители!

У Вас растет дочка, или сын, или несколько детей, а, может быть, уже и внуки. И я вряд ли ошибусь, сказав, что если не в первый год после рождения, то немного погодя Вы не раз задумывались о том, каким вырастет Ваш ребенок. Вы хотели, чтобы он стал, если не обязательно красивым, то непременно счастливым.

Вы мечтаете, чтобы мальчик вырос смелым, мужественным, стойким, трудолюбивым, образованным, ответственным; а девочка -- обаятельной, доброй, внимательной, чуткой, отзывчивой; умной; чтобы каждого ждали успех в учебе и работе, удача в делах, любовь и счастье в семейной жизни.

Как же воспитать хороших детей? Для этого требуется огромный труд души. Воспитать хорошего сына и дочь - сложная педагогическая задача. Сухомлинский, обращаясь к родителям, говорил: "Рождение - это еще не создание. Человеческое творчество начинается с того, что вы вкладываете в рожденного вами человека: свой ум, волю, красоту".

И сегодня давайте с Вами порассуждаем, от чего зависит успех или неуспех в делах, как это связано с активной гражданской позицией Вашей и Вашего ребёнка.

В конце родительского собрания мы с Вами должны создать образ личности с активной гражданской позицией.

Я предлагаю сейчас поработать с эпиграфом №1.

(родители разбиты предварительно на 3 группы)

Прочитайте его и выберите слова, характеризующие личность с активной гражданской позицией.

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Родители читают текст эпиграфа и выбирают необходимые слова, записывают на листочках (трудолюбивый, умный, упорный, чувственный, порядочный, честный, дружелюбный).

Какие качества можно ещё указать?

Активный, здоровый, толерантный.

Листочки собираем в ромашки на доске.

II ЭТАП: РАБОТА С ПОНЯТИЯМИ.

Родители разделены на 3 группы. Каждая группа получает свое задание и работает над понятием "активная гражданская позиция".

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ.

ЗАДАНИЕ

вставьте пропущенные слова, подходящие по смыслу.

Активная гражданская позиция - это ... личности, характеризующееся ... активностью и инициативой, органичным сочетанием ... и .... ценностей и предполагающее ... себя гражданином и активным ... общественной жизни.

Слова для справок: качество, гражданской, личностных, гражданских, осознание, участником.

ЗАДАНИЕ из предложенных слов и словосочетаний составьте определение.

Активная гражданская позиция - это ....

Слова для справок: качество личности, органичным сочетанием личностных и гражданских ценностей, характеризующееся гражданской активностью, инициативой, активный участник общественной жизни, предполагающее осознание себя гражданином.

ЗАДАНИЕ
  • ознакомьтесь с понятием и материалом, раскрывающим это понятия.
  • из предложенных параметров выберите те, которые, по вашему мнению, включает это понятие.

Активная гражданская позиция - это качество личности, характеризующееся гражданской активностью и инициативой, органичным сочетанием личностных и гражданских ценностей и предполагающее осознание себя гражданином и активным участником общественной жизни.

Параметры: темперамент человека, инициативность, пессимизм, быстрота реакции, флегматизм, умение ориентироваться в любой ситуации, коммуникабельность, самоорганизованность, стремление к лидерству.

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

После обсуждения в группах родители дают определение.

Активная гражданская позиция - это качество личности, характеризующееся гражданской активностью и инициативой, органичным сочетанием личностных и гражданских ценностей и предполагающее осознание себя гражданином и активным участником общественной жизни.

Понятие "активная жизненная позиция" включает в себя многие параметры: темперамент человека, инициативность, быстроту реакции, умение ориентироваться в любой ситуации, коммуникабельность, самоорганизованность, стремление к лидерству и т.д.

Для уточнения понятия "активная гражданская позиция" педагог акцентирует внимание родителей на значимых словах в определении: результат действия, взаимодействие, способ деятельности и общения.

Для наглядности можно привести пример в виде стихотворения Д. Меллока:

Если не можешь быть кустиком, будь травой

И сделай себе дорогу счастливее;
Если не можешь быть щукой, будь просто окунем -
Но будь самым красивым окунем в озере!
Если ты не можешь быть дорогой, будь тропинкой,
Если ты не можешь быть солнцем, будь звездой;
Выигрываем мы или проигрываем - неважно,
Проявляй лучшее, что в тебе есть.

Далее проводится работа с такими понятиями как, гражданин, личность, государство, ответственность, социализация личности, патриотизм, обязанность, честь, воспитание, активность.

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ

ЗАДАНИЕ:

термины: "гражданин", "личность", "государство".

определения:

  • человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни.
  • это особая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и её население, располагает для этого специальным аппаратом управления, издаёт обязательные для всех веления и обладает суверенитетом.
  • лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся всеми правами и исполняющее все обязанности, установленные конституцией.

____________________________ ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Гражданин - лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся всеми правами и исполняющее все обязанности, установленные конституцией.

Личность - человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни.

Государство - это особая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и её население, располагает для этого специальным аппаратом управления, издаёт обязательные для всех веления и обладает суверенитетом.

______________________________________________________________________

ЗАДАНИЕ

  • термины: "патриотизм", "ответственность", "обязанности", "активность".
  • определения:
  • способность личности контролировать свою деятельность в соответствии с принятыми в обществе или коллективе социальными, нравственными и правовыми нормами и правилами, чувством долга.
  • действия, которые на законных основаниях могут требовать от нас другие люди.
  • любовь к своему отечеству, преданность своему отечеству и народу и ответственность перед ним, готовность к жертвам и подвигам во имя интересов отечества; (перен.) преданность чему-либо, горячая любовь к чему-либо.
  • деятельность, направленная на достижение цели для удовлетворения ценностей.

_________________________________________ ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Ответственность - способность личности контролировать свою деятельность в соответствии с принятыми в обществе или коллективе социальными, нравственными и правовыми нормами и правилами, чувством долга.

Патриотизм - любовь к своему отечеству, преданность своему отечеству и народу и ответственность перед ним, готовность к жертвам и подвигам во имя интересов отечества; (перен.) преданность чему-либо, горячая любовь к чему-либо.

Обязанности - действия, которые на законных основаниях могут требовать от нас другие люди.

Активность - деятельность, направленная на достижение цели для удовлетворения ценностей.

ЗАДАНИЕ

термины: "социализация личности", "честь", "воспитание".

определения:

  • целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями. (?формирование человека как самодеятельной личности, способной преобразовывать себя как активного субъекта построения новых отношений, наиболее полно реализующего свою социальную сущность)
  • приобретенное в процессе воспитания социально значимые свойства личности, отражающие общественное сознание, взаимодействующее с биологически приобретенными ее свойствами.
  • комплексное морально-этическое и социальное понятие, связанное с оценкой таких качеств индивида, как верность, справедливость, правдивость, благородство, достоинство.

____________________________________________ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Воспитание - целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями. (?формирование человека как самодеятельной личности, способной преобразовывать себя как активного субъекта построения новых отношений, наиболее полно реализующего свою социальную сущность)

Социализация личности - приобретенное в процессе воспитания социально значимые свойства личности, отражающие общественное сознание, взаимодействующее с биологически приобретенными ее свойствами.

Честь?- комплексное морально-этическое и социальное понятие, связанное с оценкой таких качеств индивида, как верность, справедливость, правдивость, благородство, достоинство.

Работа с понятиями подготовит родителей к изучению и обсуждению основной проблемы собрания.

III ЭТАП: ИЗУЧЕНИЕ И ОБСУЖДЕНИЕ.

Родителям предлагается послушать притчу и продолжить её (можно читать притчу на фоне шума прибоя морских волн).

Спасти одну звезду (притча).

Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море. Человек подошел ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морские звезды. Они окружали его со всех сторон. Казалось, на песке - миллионы морских звезд, берег был буквально усеян ими на много километров.

- Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? - спросил человек, подходя ближе.

- Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут, - ответил мальчик, не прекращая своего занятия. - Но это просто глупо! - закричал человек. - Оглянись! Здесь миллионы морских звезд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят!

Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил ее в море и сказал: (предложить родителям продолжить притчу).

- Нет, мои попытки изменят очень много...

Вопрос учителя.

Что же мог ответить мальчик, герой этой притчи?

____________________________ ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

- Нет, мои попытки изменят очень много для этой звезды.

Слово учителя.

Гражданская и социальная ответственность как важнейшая черта личности, проявляется в заботе о благополучии страны, семьи, города, близких, и о себе в том числе, об окружающем мире.

Творческое задание

Слово учителя. Мы определили, что активность - это деятельность, направленная на достижение цели для удовлетворения ценности (-ей).

Каждой группе родителей предлагается "соткать ковёр ценностей".

На доске представлен перечень жизненных ценностей (каждая из которых определённого цвета):

  • семья;
  • карьера;
  • материальное благополучие;
  • духовное развитие;
  • долг;
  • честь.

Предложить родителям выбрать те ценности, которые наиболее значимы для них. Выбрать фишки соответствующего цвета и наклеить их на белый лист.

_______________________________________ ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

После окончания работы "ковры" вывешиваются на доске. Всеми определяем, какие ценности занимают лидирующую позицию.

Семья, долг, честь, духовное развитие.

Слово учителя.

Активная гражданская позиция складывается из трёх главных моментов:

  • отношение человека к внутриобщественным процессам (соблюдение свободы личности, слова, законность, культура, любовь к Родине, семейные ценности);
  • отношение человека к внешнеобщественным процессам (престиж страны, восприятие других народов и стран, понимание внешних угроз);
  • практическое применение теории на практике.

Часто ли вам приходится слышать рядом с собой, или говорить самим фразы "Мне все равно", "Не знаю", "Без разницы"?

Казалось бы, на что может повлиять такая мелочь? Однако ничто не случайно. Обычно то, что мы говорим - это не просто слова. Наши слова, действия, жесты в большинстве своем - это отражение нашего внутреннего мира. Излишне частое употребление фраз безразличности ("Мне не важно", "мне все равно", "я не знаю...") может говорить о страхе или неумении желать, настаивать на своих желаниях, отсутствии уверенности в праве желать и добиваться исполнения своих желаний. Мы говорим: "Все равно..." и за нас решают те, кому не все равно. Мы говорим "Без разницы" и за нас решают те, для кого эта разница существует. Почему наша жизнь оказывается безразлична нам и небезразлична окружающим?

Один из секретов самореализации и успеха - это активная жизненная и гражданская позиция, смелость инициативы и готовность действовать. Но чтобы эта инициатива появилась, нам нужен двигатель, который заведет и будет двигать нас вперед. И именно таким двигателем являются наши желания. Сила желания - это те крылья за спиной, которые поднимают нас над всеми трудностями, которые помогают достичь своих целей. Говорят, что даже рожденный ползать взлетит, если будет у него на то желание.

Педагог предлагает родителям продолжить фразу.

"активная гражданская позиция это.........

"быть достойным гражданином своей страны - это значит ...........

"быть патриотом - это значит .......

"участие в политической жизни города, страны даёт возможность ..........

"неучастие в общественных делах позволяет ............

______________________________________ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Представители от каждой группы зачитывают результат работы.

Слово учителя.

Когда произносят слово герой, сразу представляется человек, бросающийся в горящий дом спасать ребенка, или солдат, защищающий нашу Родину в бою. Но я думаю, что героизм может быть и другим.

В наше время, к сожалению, стало очень много равнодушных людей, живущих по принципу "Моя хата с краю". А ведь сейчас так необходима активная гражданская позиция, неравнодушие. Без этого не изменить общество в лучшую сторону.

Педагог предлагает родителям ответить на вопрос, выбрав вариант ответа (вопрос на слайде, варианты ответов на столе у каждой группы), познакомиться с результатами социологического опроса детей и совместно проанализировать его.

Кто (что) оказывает наибольшее влияние на формирование активной гражданской позиции вашего ребёнка?

Семья

Сверстники

Школа

Средства массовой информации

Учитель школы, классный руководитель

Политический лидер, общественный деятель

Другое

_______________________________________ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

После обсуждения представители каждой группы называют свои варианты ответов, педагог фиксирует данные на доске. Далее идёт сравнение с данными социологического опроса детей.

Слово учителя.

Уважаемые родители, в чем проявляется активная гражданская позиция Вас, как жителей г.Липецка, Вас как граждан России?

________________________________________ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

  • активно участвую в жизни города, страны и учу этому своего ребенка;
  • высаживаю деревья около своего дома вместе со своим ребёнком;
  • сдаю кровь на станции переливания крови;
  • осознанный выбор главы государства, главы города.
  • я учу сына не быть равнодушным для начала, брала с собой первый раз на выборы и объясняла каждый шаг что делаем и зачем, сказала что когда он вырастет - также будет выбирать президента, обучаю липецкой символике и российской, объяснила кто такой президент.

Слово учителя?

Действительно, пришло время задуматься и, наконец, сделать свой выбор - оставить после себя пепел или Живое наследие! "Жить не для себя и не для других, а со всеми и для всех" - около ста лет назад эти слова написал великий русский философ Николай Фёдоров. И в этих словах действительно много смысла! Прислушайтесь, уважаемые родители, ведь если гражданская позиция есть у отца-матери и ребенок это видит (хотя слов таких пока может и не знать), то он буквально "с молоком матери" ее и впитает.

С патриотическим воспитанием нынешних подростков, безусловно, есть проблемы. В современном обществе сложилось мнение, что молодое поколение хочет получить от жизни всё и сразу и, желательно, вчера, что они любят развлечения и не любят работать, не интересуемся ни политическими, ни экономическими, ни другими проблемами страны. Их принято ругать. Их обвиняют в нигилизме, равнодушии, эгоизме, потребительстве.

Педагог предлагает родителям познакомиться с материалом из журнала Молодёжный вестник №1 и ответить на вопросы (статью зачитывает один родитель из группы, вопросы на слайде):

  • как относятся молодые люди к своей Родине;
  • какие аргументы приводят в пользу активной гражданской позиции;
  • в чём проявляется неоднозначность суждений по проблеме;
  • на что необходимо обращать внимание родителям для воспитания детей - активных граждан своего города?

Максим Пьяников, 11А класс:

- Для меня Россия - уникальная страна, самая большая и великая на земле. Она славилась героями во все периоды истории, и именно ими мы гордимся по сей день.

Никогда не забыть патриотический подвиг Минина и Пожарского, которые спасли наше Отечество от шведско-польской интервенции. А победы Александра Невского и Дмитрия Донского? Эти люди из глубины веков продолжают воспитывать в нас чувство национальной гордости за свою Родину.

Раиса Шальнева, 11А класс:

- Быть гражданином России - значит действовать не только в своих интересах, но и в интересах Родины. Это значит следить за чистотой родного края, за своим поведением.

Думать: "Не моя Родина должна мне что-то, а я ей должен". Настоящий гражданин - эо образованный, умный человек, ведь в таких людях нуждается государство.

Я считаю, что именно от граждан зависит будущее России и что нет плохих стран, есть пассивные граждане.

Александр Чуканов, школа №28:

- Гражданин связан с государством системой прав и обязанностей. "Как быть гражданином в современной России?". А его всегда отличает гражданская позиция. Её-то и нужно активно проявлять: пользоваться всей полнотой прав, которые нам даны. Вот посещение выборов - первый шаг. Второй - измени то, что можешь изменить. Третий шаг - иди дальше. Пусть глупо, но, если в твоём городе сносят памятник великому человеку. Не стоит ждать, пока разрешат провести акцию в защиту этого памятника.

Быть гражданином - значит добиться наконец тех прав, которые имеют граждане других государств.

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ.

Россия уникальная страна, самая большая и великая на земле.

Быть гражданином России - значит действовать не только в своих интересах, но и в интересах Родины.

Именно от граждан зависит будущее страны. Нет плохих стран, есть пассивные граждане.

По мере взросления детей родителям полезно усиливать внимание к их запросам и потребностям, совершенствуя свои педагогические знания и методы воспитательного взаимодействия. Необходимо постоянно интересоваться не только учёбой, но и интересами, и участием детей в общественной жизни.

4 ЭТАП: ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

Для проведения итоговой беседы педагог предлагает родителям продолжить фразу: "..."

Помните, что дети учатся жить у жизни:

   
если ребёнок растёт в терпимости, он учится ...

если ребёнка хвалят, он учится быть ...

если ребёнок растёт в безопасности, он учится ......

если ребёнка поддерживают, он учится ......

если ребёнок живёт в понимании и дружелюбии, он учится ......

Если ребенка постоянно критикуют, он учится ...

если ребенок живет во вражде, он учится быть ...

если ребенка высмеивают, он становится ...

если ребенок растет в упреках, он учится ...

 

  ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
 
если ребёнок растёт в терпимости, он учится понимать других;

если ребёнка хвалят, он учится быть благородным;

если ребёнок растёт в безопасности, он учится верить в людей;

если ребёнка поддерживают, он учится ценить себя и других;

если ребёнок живёт в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.

Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть;

если ребенок живет во вражде, он учится быть агрессивным;

если ребенка высмеивают, он становится замкнутым;

если ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины.

Слово учителя

Россия сегодня остро нуждается в гражданах, осознающих свою ответственность за судьбу страны. Задача родителей заключается в том, чтобы воспитать таких граждан. А для этого детям в первую очередь необходимо привить любовь к своей Родине, чувство гражданского долга. Я предлагаю Вам, уважаемые родители, посадить "дерево предсказаний".

Правила работы:

Ствол дерева - тема "Мой ребёнок - активный гражданин своего города", ветви - предположения, которые ведутся по двум основным направлениям - "что нас ожидает, если наши дети активные граждане города" и "что нас ожидает, если дети не принимают участие в общественной жизни города" и, наконец, "листья" - обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.

Активные          Пассивные

граждане           граждане

________________________________________ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Зачитываем итоги предположений.

Далее предложить родителям ответить на вопрос:

"Является ли формирование устойчивой активной жизненной позиции гражданина - патриота своей Родины, необходимым звеном в воспитании Вашего ребёнка?"

РЕФЛЕКСИЯ.

Учитель предлагает родителям обратиться к эпиграфу 2, который напечатан у них на буклетах. Проанализировать его, ответив на вопросы.

Эпиграф 2 Ответьте на вопросы и сделайте выводы.
"Чтобы сделать из людей хороших граждан, им следует дать возможность проявить свои права граждан и исполнять обязанности граждан".

С. Смайлс

Смайлс Сэмюэл (Samuel) (1816 - 1903)

Английский писатель, автор занимательных, изобилующих фактами из биографий великих людей книг нравственно-философского характера.

Какие способы развития детской инициативности вы можете предложить для воспитания вашего ребёнка как активного гражданина.

______________________________________________________ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

  • помочь детям увидеть, что можно изменить мир: группу, семью, школу, микрорайон, страну, город, прекрасную и богатую нашу планету к лучшему;
  • вовлекать детей и молодёжь в поиск путей и средств решения проблем и участие в работе по улучшению жизни для всех;
  • помогать осознанию того, что плохо, а что хорошо, что содействует добру, а что нет;
  • помочь молодым видеть угрозу добру, научиться содействовать необходимым переменам.

Способы формирования активной гражданской позиции: упражнения, связанные с организацией нравственного опыта, выполнение различных общественных поручений. Ещё Н.Г.Чернышевский утверждал, что "..занятия важными общественными делами есть наилучшая школа для развития в человеке всех истинно человеческих достоинств".

Без организации конкретного участия ребёнка в общественной жизни школы, города, страны всякие разговоры о гражданском воспитании превращаются в пустую, бесполезную, а потому - вредную формальность. Только реальная с самого раннего возраста осознанная деятельность на благо общества и государства позволит воспитать из ребёнка Гражданина и Патриота.

Далее педагог делает обобщение.

Родительский дом, семья являются самыми главными в жизни человека. Это истоки, от которых начинается течение жизни человека. Нравственное начало, заложенное в семье, человек пронесет по всей жизни. Жизненные вехи будут отмечены через призму обращения к своему социальному опыту, содержание жизни сформирует свой стиль. Разные стили жизни либо благоприятствуют либо, напротив, препятствуют полноценному социальному становлению личности. От этого будет зависеть здоровье человека, его успешность, профессиональная состоятельность, семейное счастье, его жизнь в целом.

В заключении я хочу обратиться к словам В. А. Сухомлинского: "Три несчастья есть у человека: смерть, старость и плохие дети, - говорит народная мудрость. Старость - неотвратима, смерть - неумолима; перед этими несчастьями никто не может закрыть дверь своего дома. А от плохих детей дом можно уберечь, как и от огня. И это зависит не только от родителей твоих, но и от детей...

Хорошие дети - спокойная старость..."

ЛИТЕРАТУРА.

  1. С.В.Шевченко, В.Г.Денисова, Г.М.Цыбулина, В.В.Зорина. Классные часы (беседы, устный журнал, уроки мужества, ток-шоу). 1-11 классы / Волгоград: Учитель, 2005.-69 с.
  2. Журнал "Воспитание школьников".
  3. Журнал "Молодёжный вестник" №1 2010г.
  4. Сухомлинский В.А.
  5. Булыко А.Н. Толковый словарь русского языка. Изд. 2-е, испр. И доп. - М.: "Мартин", 2008.- 432 с.
  6. Ожегов С.И. и Шведов Н.Ю.
  7. Толковый словарь русского языка - М.: ООО "ИТИ Технологии", 2003. 944 с.
  8. Граждановедение./Учебное пособие для учащихся, их родителей и учителей.- М.: Научно-внедренческий Центр "Гражданин", 1997.-160с.: ил. Алоева М.А.
  9. Классные часы в 5-7-х классах/ Под ред. Г.Н. Сибирцовой. Изд.4-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 320с.

Приложение.