Цели как деятельность учеников.
Метапредметные:
- строить связное монологическое высказывание в виде рассуждения, высказывать и обосновывать своё мнение, выступать перед аудиторией сверстников с сообщением, осуществлять речевой самоконтроль, соблюдать языковые нормы устного и письменного общения.
Предметные:
- извлекать новую информацию в процессе изучающего чтения художественного текста, работать с ключевыми словами, находить проблемы и авторскую позицию, сжато представлять основное содержание текста (в виде комментария к проблеме).
- создавать текст-рассуждение на основе анализа текста в соответствии с требованиями к написанию сочинения части С ЕГЭ (критерии К1-К4).
Личностные:
- формирование собственной позиции по общественно важным проблемам современности;
- воспитание чувства сопричастности и ответственности за тех, кто рядом, кто нуждается во внимании и заботе.
Этапы урока. | Ход урока. | Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание. |
I. Оргмомент. | Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих. | |
II. Актуализация знаний. | По каким критериям оценивается
сочинение части С ЕГЭ? К1 - определение проблемы - 1 балл; К2 - комментарий к проблеме - 2 балла; К3 - авторская позиция - 1 балл; К4 - аргументация |
Коммуникативные УУД Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач. |
III. Введение в тему урока. | Читается фрагмент сочинения. Что получилось в сочинении? Чего не хватает? Над чем мы будем работать сегодня на уроке? |
Регулятивные УУД 1. Высказывать предположения на основе наблюдений. 2. Формулировать тему и цель урока. |
IV. Развитие учебно-языковых и речевых умений. | Алгоритм работы с текстом (1 часть) 1. Стиль текста (публицистический или художественный). 2. Тема текста (о чем текст?). 3. Проблема Проблема (чего?) Проблемный вопрос Утвердительное предложение + именно эту проблему поднимает автор. 4. Авторская позиция - ответ на проблемный вопрос 5. Комментарий к проблеме - (вслед за автором), краткий пересказ +слова-сигналы, указывающие на автора. (Комментируя, мы говорим о том, что делает автор) - Соответствует ли алгоритм работы с текстом структуре сочинения? - Почему переставлены некоторые структурные элементы? - Без чего невозможно написание комментария? Итак, при ответе важно, чтобы комментарий соответствовал выявленной проблеме, а авторская позиция логически вытекала из комментария! |
Познавательные УУД 1. Пользоваться разными видами чтения (ознакомительное, изучающее чтение), опираясь на механизмы и приёмы читательской деятельности. 2. Анализировать, обобщать, строить рассуждения. 3. Извлекать информацию из таблицы, работать по аналогии, представлять информацию в разных формах. Коммуникативные УУД 1. Строить связное монологическое высказывание с соблюдением норм культуры речи, находить и исправлять грамматические ошибки. 2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. |
V. Развитие читательских умений и умений связной письменной речи. | Чтение текста А.Алексина (работа в
группах). Анализ текста в соответствии с критериями К1-К4 части С ЕГЭ. Определение проблемы в тексте, поиск нужной информации для комментария, комментирование проблемы, формулировка авторской позиции и собственного суждения-тезиса по выявленной проблеме. Презентация-защита полученных результатов (выступление групп), обсуждение услышанного. |
Познавательные УУД 1. Владеть навыками изучающего чтения, приёмами продуктивного чтения. Коммуникативные УУД 1. Строить связное монологическое высказывание в учебно-научном стиле в виде рассуждения. 2. Высказывать и обосновывать своё мнение. 3. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщением. 4. Осуществлять речевой самоконтроль, соблюдать языковые нормы устного и письмен.общения. |
VI. Итог урока. | - Проверьте свою работу по критериям
К1-К4 части с ЕГЭ. (Обучающиеся меняются
полученными текстами в группах, параллельно
осуществляется проверка грамотности и речевого
оформления текста). - Как бы вы оценили свою работу на уроке? Взаимооценка. - Кто успешно справился с заданиями? Отметьте "приращение" своих достижений. - Кому и над чем ещё следует поработать? Что нужно сделать для того, чтобы в дальнейшем избежать ошибок? |
Регулятивные УУД 1. Соотносить цели и результаты своей деятельности. 2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы. |
VII. Домашнее задание. | Подобрать и сформулировать аргументы к проблеме. Написать вариант сочинения. |
Литература:
- Нарушевич А.Г. Формулируем, комментируем, аргументируем. Учимся писать сочинение на ЕГЭ по русскому языку //?газета "Русский язык". № 12/2006.
- И. Архарова, Т. А. Долинина, А. П. Чудинов. Русский
язык. Единый государственный экзамен. Анализ
текста и написание рецензии .Д
Издатель: Айрис-Пресс, 2009 год - Долинина Т.А. Учимся писать сочинение. ЕГЭ по русскому языку. 10-11 класс. ГБОУ ДПО СО "Институт развития образования. - Екатеринбург: ГБОУ ДПО СО "ИРО", 2011.