Урок подготовки к написанию сочинения-рассуждения (часть С ЕГЭ) на тему "Учимся понимать исходный текст". 11-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 11


Цели как деятельность учеников.

Метапредметные:

  • строить связное монологическое высказывание в виде рассуждения, высказывать и обосновывать своё мнение, выступать перед аудиторией сверстников с сообщением, осуществлять речевой самоконтроль, соблюдать языковые нормы устного и письменного общения.

Предметные:

  • извлекать новую информацию в процессе изучающего чтения художественного текста, работать с ключевыми словами, находить проблемы и авторскую позицию, сжато представлять основное содержание текста (в виде комментария к проблеме).
  • создавать текст-рассуждение на основе анализа текста в соответствии с требованиями к написанию сочинения части С ЕГЭ (критерии К1-К4).

Личностные:

  • формирование собственной позиции по общественно важным проблемам современности;
  • воспитание чувства сопричастности и ответственности за тех, кто рядом, кто нуждается во внимании и заботе.
Этапы урока. Ход урока. Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание.
I. Оргмомент. Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.  
II. Актуализация знаний. По каким критериям оценивается сочинение части С ЕГЭ?

К1 - определение проблемы - 1 балл;

К2 - комментарий к проблеме - 2 балла;

К3 - авторская позиция - 1 балл;

К4 - аргументация

Коммуникативные УУД

Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

III. Введение в тему урока. Читается фрагмент сочинения.

Что получилось в сочинении?

Чего не хватает?

Над чем мы будем работать сегодня на уроке?

Регулятивные УУД

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать тему и цель урока.

IV. Развитие учебно-языковых и речевых умений. Алгоритм работы с текстом (1 часть)

1. Стиль текста (публицистический или художественный).

2. Тема текста (о чем текст?).

3. Проблема

Проблема (чего?)

Проблемный вопрос

Утвердительное предложение + именно эту проблему поднимает автор.

4. Авторская позиция - ответ на проблемный вопрос

5. Комментарий к проблеме - (вслед за автором), краткий пересказ +слова-сигналы, указывающие на автора. (Комментируя, мы говорим о том, что делает автор)

- Соответствует ли алгоритм работы с текстом структуре сочинения?

- Почему переставлены некоторые структурные элементы?

- Без чего невозможно написание комментария?

Итак, при ответе важно, чтобы комментарий соответствовал выявленной проблеме, а авторская позиция логически вытекала из комментария!

Познавательные УУД

1. Пользоваться разными видами чтения (ознакомительное, изучающее чтение), опираясь на механизмы и приёмы читательской деятельности.

2. Анализировать, обобщать, строить рассуждения.

3. Извлекать информацию из таблицы, работать по аналогии, представлять информацию в разных формах.

Коммуникативные УУД

1. Строить связное монологическое высказывание с соблюдением норм культуры речи, находить и исправлять грамматические ошибки.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

V. Развитие читательских умений и умений связной письменной речи. Чтение текста А.Алексина (работа в группах).

Анализ текста в соответствии с критериями К1-К4 части С ЕГЭ.

Определение проблемы в тексте, поиск нужной информации для комментария, комментирование проблемы, формулировка авторской позиции и собственного суждения-тезиса по выявленной проблеме.

Презентация-защита полученных результатов (выступление групп), обсуждение услышанного.

Познавательные УУД

1. Владеть навыками изучающего чтения, приёмами продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД

1. Строить связное монологическое высказывание в учебно-научном стиле в виде рассуждения.

2. Высказывать и обосновывать своё мнение.

3. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщением.

4. Осуществлять речевой самоконтроль, соблюдать языковые нормы устного и письмен.общения.

VI. Итог урока. - Проверьте свою работу по критериям К1-К4 части с ЕГЭ. (Обучающиеся меняются полученными текстами в группах, параллельно осуществляется проверка грамотности и речевого оформления текста).

- Как бы вы оценили свою работу на уроке?

Взаимооценка.

- Кто успешно справился с заданиями? Отметьте "приращение" своих достижений.

- Кому и над чем ещё следует поработать? Что нужно сделать для того, чтобы в дальнейшем избежать ошибок?

Регулятивные УУД

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

VII. Домашнее задание. Подобрать и сформулировать аргументы к проблеме. Написать вариант сочинения.  

Литература:

  1. Нарушевич А.Г. Формулируем, комментируем, аргументируем. Учимся писать сочинение на ЕГЭ по русскому языку //?газета "Русский язык". № 12/2006.
  2. И. Архарова, Т. А. Долинина, А. П. Чудинов. Русский язык. Единый государственный экзамен. Анализ текста и написание рецензии .Д
    Издатель: Айрис-Пресс, 2009 год
  3. Долинина Т.А. Учимся писать сочинение. ЕГЭ по русскому языку. 10-11 класс. ГБОУ ДПО СО "Институт развития образования. - Екатеринбург: ГБОУ ДПО СО "ИРО", 2011.

Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3.

Презентация.