Информационные технологии на уроках математики в начальной школе

Разделы: Математика, Информатика, Начальная школа


На мой взгляд, в настоящее время школа, особенно начальная, переживает серьезные преобразования. Еще двадцать лет назад, для того, чтобы получить новую информацию, надо было неделями ждать письма или журнала. А сейчас достаточно одного клика мыши. Сегодня в жизни людей информация занимает одно из главных мест, способствует формированию всех сфер человеческого бытия. Жизнь в таком информатизированном обществе открывает перспективы для безграничных и свободных коммуникаций, раскрывает интеллектуальные возможности людей. И, как следствие, сегодня наступает эпоха, в которую качество образования невозможно переоценить.

Качество образования, его полнота, думаю - это и есть основная причина модернизации всей системы образования в последние десятилетие. Чтобы добиться этой цели, необходимо сделать процесс обучения максимально эффективным. Современные информационные технологии вписываются в систему образования и даже определяют в значительной степени ее развитие. Применение информационных технологий в учебном процессе необходимо потому, что современная стратегия педагогического образования в определенной мере обязана опережать текущие потребности общеобразовательной школы, что нашло свое отражение во введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Сегодня нужны такие методы обучения, которые облегчали и ускоряли бы передачу знаний учащимся, активизировали процесс усвоения ими знаний, обучали их приемам самостоятельной работы с материалом, повышали производительность учебного труда и труда педагога. Такие методы обучения можно реализовать на основе использования информационных технологий в образовании.

Давайте попробуем разобраться в самом понятии "информационные технологии", приведём несколько определений:

Информационные технологии (англ. information technology) - широкий класс дисциплин и областей деятельности, относящихся к технологиям управления и обработки данных, в том числе, с применением вычислительной техники [1].

Согласно определению, принятому ЮНЕСКО, информационные технологии - это комплекс взаимосвязанных научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации; вычислительную технику и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы. Сами информационные технологии требуют сложной подготовки, больших первоначальных затрат и наукоемкой техники. Их введение должно начинаться с создания математического обеспечения, формирования информационных потоков в системах подготовки специалистов [2].

В различных источниках даётся много трактовок этого понятия, но все они сходны в одном, что информационные технологии на данном этапе времени - это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является в основном компьютер. Они способствуют формированию психических процессов, ведущих сфер личности, развитию творческих способностей. Почему же они так важны? В наше быстро меняющееся время современный ученик должен:

  • уметь адаптироваться в различных жизненных ситуациях;
  • приобретать самостоятельно систему необходимых предметных знаний для решения практических задач;
  • владеть навыками преодоления стереотипов мышления;
  • развивать способности к адаптации в изменяющейся информационной среде;
  • быть гибкой, мобильной, проявляющей проницательность, толерантной, творчески инициативной, конкурентоспособной личностью [3].

В связи с этим подача готовых знаний, которая практиковалась в школах до сих пор, становится не эффективной, она не отвечает новым требованиям современного общества. Как сделать урок интересным и добиться того, чтобы дети прочно усваивали материал? С этими проблемами постоянно сталкивается учитель начальных классов при подготовке и проведении урока.

Современный урок невозможно провести без привлечения средств наглядности. В прошлом подготовка наглядности занимала много времени и труда учителя. Сейчас на помощь учителю пришли информационно-коммуникационные технологии.

Информационные технологии не только облегчают доступ к информации, они так же открывают возможности вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, позволяют по-новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения, построить образовательную систему, в которой обучающийся был бы активным и равноправным участником образовательной деятельности.? Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы обучающихся, т.е.:

Применение ИКТ на уроках усиливает:

  • положительную мотивацию обучения
  • активизирует познавательную деятельность обучающихся.

Использование ИКТ позволяет проводить уроки:

  • на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (анимация, музыка)
  • обеспечивает наглядность;
  • привлекает большое количество дидактического материала;
  • повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5 - 2 раза;
  • обеспечивает высокую степень дифференциации обучения (индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания).

Применение ИКТ:

  • расширяет возможность самостоятельной деятельности;
  • формирует навык исследовательской деятельности;
  • обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам;
  • а в общем, способствует повышению качества образования.

Всеобщая тенденция применения информационных технологий в образовании находит свое отражение и в преподавании математики. Математика в своем изложении должна обязательно сопровождаться наглядностью, особенно это относится к начальному курсу математики. Поэтому математика является тем предметом, который позволяет в полной мере воспользоваться преимуществами электронного оформления [4].

Мне очень нравятся высказывания ученых, которые, на мой взгляд, очень точно и понятно сформулировали задачи современного образования, хотя и высказывали их задолго до этого.

Цель знания - не запоминание огромного фактического материала в мельчайших подробностях, а способность легко и быстро ориентироваться в этой области. (А.Н. Теренин)

Не так важно, чему учат в школе, а важно как учат: Функции школы не в том, чтобы дать специальный опыт, а в том, чтобы выработать последовательное методическое мышление. (М. Планк)

Если учащийся не переживает радости поиска и находок, не ощущает живого процесса становления идей, то ему редко удается достичь ясного понимания всех обстоятельств, которые позволили избрать именно этот, а не какой-нибудь другой путь. (А. Эйнштейн)

Если выделить самое главное, то можно увидеть, что роль математики как учебного предмета чрезвычайно велика в плане формирования мировоззрения и творческого мышления учащихся в самом общем смысле, а это значит , что знания, основы которых формируются при изучении математики, должны быть максимально приближены к реальной жизни и повседневной практике, изучение математики должно осуществляться так, чтобы учащиеся видели науку в постоянном историческом развитии и, желая изучать ее, испытывали удовлетворение и радость от процесса познания.

  • Конечно, все это очень хорошо и красиво, но внедрение этих технологий ничего не даст, если не будут учитываться возрастные особенности младших школьников, которые требуют соответствующей формы обучения, определяют характер, место в процессе обучения, временную продолжительность, структуру, способы организации, методическое оснащение. Именно в этом возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. При использовании ИКТ в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников:
  • в начальной школе происходит смена ведущей деятельности ребенка с игровой на учебную. Использование игровых возможностей компьютера в сочетании с дидактическими, позволяет сделать этот процесс более плавным;
  • младших школьников наиболее развито наглядно - образное и наглядно - действенное мышление. Поэтому наглядный материал, технические средства обучения, мультимедиа системы и проекционное оборудование позволяют задействовать все каналы восприятия учебной информации (визуальный, кинетический, аудиальный), и это, несомненно, повышает качество усвоения учебного материала.
  • большая часть знаний, умений и навыков, полученных на уроках, ещё не используется младшими школьниками во внеурочной деятельности; их практическая ценность утрачивается, а прочность - существенно снижается. Применение же полученных знаний, умений и навыков в игровой компьютерной среде приводит к актуализации и мотивации их приобретения;
  • высокая степень эмоциональности младших школьников значительно сдерживается строгими рамками учебного процесса. Занятия же на компьютере позволяют частично разрядить высокую эмоциональную напряженность и оживить учебный процесс;
  • мультимедиа-учебники призваны автоматизировать все основные этапы обучения - от изложения учебного материала до контроля знаний и выставления итоговых оценок. При этом весь обязательный учебный материал переводится в яркую, увлекательную, с разумной долей игрового подхода,? мультимедийную форму с широким использованием графики, анимации, в том числе интерактивной, звуковых эффектов и голосового сопровождения, включением? видеофрагментов.
  • компьютер является и мощнейшим стимулом для творчества детей. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при работе с классом [5].

Мы используем информационные технологии на всех этапах урока: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, что включает в себя следующие формы организации занятий с использованием ИКТ: самостоятельные работы, компьютерные практикумы, творческие задания, проекты, олимпиады. При проведении занятий внеурочной деятельности, а у нас это "Математика, моделирование и конструирование" использование ИКТ просто спасает положение, так как других источников для работы и подготовки к занятиям очень мало. Для контроля за уровнем знаний, умений и навыков, формирования самостоятельной, практической деятельности младших школьников на уроках используем письменные, устные формы контроля, тестовые задания, разноуровневые работы, контрольные работы, фронтальный опрос, викторины, самоконтроль. Причем задания эти могут быть разными как по форме, так и по содержанию: для 1 класса- вставьте пропущенную цифру, помогите ёжику добраться до своего домика, найдите лишний предмет, вставьте недостающий объект и многое другое, включая тесты по окончанию изучения темы и для 4 класса, включающие в себя миниЕГЭ, составление схем работы над задачей, заданий для устного счета или составление плана проекта и работа по нему. На уроках математики дети очень любят интерактивные игры, мы их используем для устного счета, для индивидуальной работы с одаренными или со слабоуспевающими детьми. Очень нравятся детям физические и динамические паузы, зарядки для глаз и пальцев рук, веселые стихотворения и песни, которые они с удовольствием и без труда запоминают, различные тренажёры для запоминания таблицы умножения, таблиц сложения и вычитания, которые не только способствуют лучшему запоминанию материала, но и помогают учителю ненавязчиво выявить пробелы в знаниях учащихся. (см. Приложение 1)Основная форма работа с ИКТ на уроке это конечно же презентация. "Презентация" - переводится с английского как "представление". Английская пословица гласит: "Я услышал - и забыл, я увидел - и запомнил". По данным учёных человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации. Слайды, выведенные на большой экран - это прекрасный наглядный материал, который применяется для оживления урока. Этот материал может быть разным:

  • обычная иллюстрация;
  • использование анимации в слайдах;
  • мультимедиапанорама [4]

Презентации не только делают уроки наглядными, повышают интерес к предметам, но и развивают умственную активность, учат грамотной научной речи, расширяют кругозор, включают детей в активную поисковую деятельность. Их использование на уроке просто незаменимо. Материал, который дети по традиционной системе трудно усваивают, при использовании ИКТ усваивается быстро и прочно, причем у учеников даже не возникает трудностей, которые испытывали дети раньше.

По роду своей деятельности нам приходится бывать на открытых урока учителей своей школы, района, области, к сожалению не всегда информационно-коммуникативные технологии работают на уроке с максимальной эффективностью. В большей степени это конечно связано с личностью учителей, которые считают, что можно обойтись и без этих "технических новинок". Но сейчас у каждого ученика в классе дома есть компьютер и интернет, причем дети разбираются в них гораздо больше, чем взрослые, так вправе ли школа отставать от современного течения жизни общества? Ведь ФГОС требует от нас воспитать творческую, самостоятельную личность, приспособленную к жизни в современном обществе. ИКТ помогает учителю следовать заданной цели и ученику лучше, быстрее и безболезненнее усваивать знания.

Мы уверены, что использование компьютерных технологий может преобразовать преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизменно более высокий уровень интерес к учебе.

Литература:

  1. Бим-Бад Б. М. Педагогический энциклопедический словарь/ Б. Д. Бим-Бад// Научное издание
  2. Молоков Ю. Г., Молокова А. В. Актуальные вопросы информатизации образования// Образовательные технологии: Сб. науч. Ст. вып.1.
  3. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. - М.: Политиздат, 1975.
  4. Яриков В. Г. Информационные технологии на уроках в начальной школе/ сост. О. В. Рыбьякова. - Волгоград: Учитель, 2008.
  5. Скарга В. А., Сухомлинова О. М. Значимость использования ИКТ в предметном обучении начального общего образования//Педагогический опыт: решения и находки: Сб. науч. Ст. вып. 16/ред. Кол.: И. А. Дендебер.- Воронеж: ВГПУ, 2013.

Приложение.