Цели:
- Познакомить с рассказом М. М. Пришвина «Моя Родина», работать над вдумчивым правильным чтением, подвести к пониманию места этого произведения в теме « Люби живое», закрепить умения пользоваться толковыми словарями.
- Развивать речь, воображение учащихся, умение работать с текстом, эмоционально откликаться на прочитанное и высказывать свое мнение по содержанию.
- Воспитывать любовь к Родине, бережное отношение к природе, которая является составной частью понятия Родина.
Оборудование: плакат «Моя Родина », пазлы для мини-сочинения, толковые словари, мультимедийный проектор, фильм о М.М. Пришвине, грамзапись песни А. Матусовского, В. Баснера «С чего начинается Родина», запись мелодии этой песни без слов, пословицы.
Ход мастерской
1. Организационный момент.
2. Психологический настрой.
3. Лист «Мои успехи».
4. Работа по карточкам (расшифруйте слова)
пелотечестводлграыотчизнанасчуцвямщймамаюжк ишэренберезатячуыфлродинатпвсяфемосквадбьютюпь |
5. Микроитог.
Учитель: Какие слова у вас получились?
Ученики: Отечество, Отчизна, мама, береза, Родина, Москва.
Учитель: О чем мы будем говорить?
О Родине.
6. Сообщение темы и целей урока.
Тема урока: М. М. Пришвин «Моя Родина. (Из воспоминаний)»
7. Работа со словарями.
Учитель: Найдите в Толковом словаре значение слов Родина, Отечество, Отчизна.
– Что объединяет эти слова?
Учитель: А почему нам встретились слова мама, Москва, береза?
8. Работа в парах.
Учитель: Прослушайте песню В. Баснера « С чего начинается Родина »
Учитель: Запишите на березовых листиках одним словом «Что значит для вас Родина». Объясните, ответ прикрепляем к нашей белоствольной березке.
9. Микроитог.
– Обсуждаются ответы учащихся.
10. Объяснение нового.
Учитель: Наша Родина прекрасна и богата, в ее понятие входит вся огромная территория от Балтики до Тихого океана. Это и великие реки, и красивейшие города, и скромные села, и белоснежная березка. Это и талантливые писатели и поэты, которые воспевали свою страну. Вспомните, кто из писателей писал о красоте природы. Сегодня мы познакомимся с отрывком из воспоминаний М. Пришвин « Моя Родина». Пришвин известный писатель, необыкновенно любивший родную природу, много делавший для ее охраны. Он был образованным человеком. Писатель-натуралист, он умел искренне передавать свои чувства читателям, не приукрашая их.
11. Просмотр фильма о Пришвине.
12. Работа с текстом.
Словарная работа.
- кипятилось
- глиняном
- покрывалось
- необыкновенно
- растительный
- сокровища
13. Чтение по цепочке.
14. Чтение по абзацам.
15. Работа по тексту.
– О каких детских воспоминаниях рассказывает М. Пришвин?
– Важны ли они для писателя? Почему?
– Прочитайте предложения, где автор объясняет, на какую охоту он уходил. – Как вы понимаете выражение Пришвина о том, что природа – это «Кладовая солнца»?
– Как ты думаешь, о каких сокровищах жизни говорил писатель?
– Почему слова мама, солнце, природа, Родина Пришвин объединил в одном рассказе?
Почему писатель назвал свое произведение «Моя Родина»?
16. Маркировка.
Учитель: Подчеркните основную мысль произведения.
Обсуждение ответов учащихся.
17. Работа в парах. Собери пословицы о Родине. Объясни их.
Человек без Родины – | чем Родина наша. |
Нет на свете ничего краше, | умей за не постоять. |
Родина – мать, | во сне снится. |
На чужбине родная землица | чужая – мачеха. |
Родная сторона-мать, | что соловей без голоса. |
18. Микроитог.
19. Мини-сочинение.
Учитель: Перечитайте обращение писателя к детям.
Напишите мини-сочинения на тему «Что такое для меня Родина» (звучит спокойная мелодия песни «С чего начинается Родина?» без слов)
20. Чтение сочинений. Обсуждение. Собираем пазлы.
21. Итог урока.
22. Рефлексия.
Работа с листом «Мои успехи» (самооценка учащихся)
Мои успехи | |||||
1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | Год | |
Я | |||||
Пересказ | |||||
Ответы на вопросы | |||||
Чтение на уроке | |||||
Техника чтения | |||||
Работа по тексту | |||||
Мини-сочинения | |||||
Тесты |
Оценка:
- «5» – отлично
- «4» – хорошо
- «3» – удовлетворительно