Данный урок прошёл как итог проекта «Чай – наш любимый напиток» по теме «Культурные растения в жизни человека» в рамках предмета «Окружающий мир», 3 класс УМК «Школа ХХI века». Учащимся было предложено выбрать тему для работы («Что пили на Руси до появления чая», «Как чай появился на Руси», «Чай – полезный напиток», «Сорта чая») и найти материал по ней. Кроме того, дети принесли в класс чайные упаковки, из которых была оформлена выставка. Они узнавали и записывали рецепты травяного чая, интересовались, какой чай пили раньше их родственники, искали пословицы и поговорки о чае. Урок дополнен краеведческим материалом «Кунгур – чайная столица Урала» и «Суксунский самовар»,подготовленным школьным библиотекарем Е.Ю.Ташкиновой. В дополнение использованы экземпляры из школьного музея. Дети познакомились с репродукциями русского художника Кустодиева, который создал цикл картин, посвящённых чаепитию. В классе на столах, накрытых скатертями, стояли самовары, возле них в вазочках - варенье и мёд, на самоварах – сушки. В работе над проектом приняли участие все ученики.
Ход урока
I. Организационный момент. Введение в тему урокаю
(слайд 1 презентации). <Приложение 1>
Встречаем детей на пороге класса с караваем хлеба на полотенце и чашкой горячего ароматного чая.
– Здравствуйте, люди добрые. Милости просим.
– Если величать – так на пороге встречать.
– Просим вас садиться за столы.
– Мы гостей встречаем, первым делом чаем угощаем. Приглашаем к самовару.
– И внакладку, и вприкуску пейте чай, друзья, по-русски.
– Гостей и близких привечаем Мы ароматным сладким чаем.
– От всех невзгод, от всех болезней Российский чай всегда полезней.
– Вот так по-русски с хлебом-солью и чашкой ароматного чая встречали гостей на Руси.(слайд 2)
II . Работа по теме урока.
1. Что пили на Руси до появления чая?
– Что пили на Руси до появления чая? <Приложение 2>
2. Как чай появился на Руси?
– В Китае существует такая легенда. Китайский император ШЕН НАГ был знатоком природы, любил путешествовать. Он очень следил за своим здоровьем, поэтому пил только кипяченую воду. Однажды, 5 тысяч лет назад, в походе император отдыхал под тенистым деревом и ждал, пока закипит вода в котле над костром. Подувший ветер занес в котел несколько листьев с дерева, которое оказалось чайным. Эти листья придали воде необычный вкус, понравившийся императору. Утолив жажду, он почувствовал такой прилив бодрости, что отправился в дальнейший путь раньше намеченного срока. Так зародился обычай пить чай.
Чай – китайское слово. Оно появилось там, где русские люди торговали с китайцами северных провинций; они чай называют ча-е, отсюда и наше слово чай.
– Сначала Китай был единственным производителем чая, и секрет его тщательно оберегался. Тем не менее одному англичанину удалось не только похитить семена чая, но и узнать тайну его сложной обработки. Благодаря этой, почти детективной истории европейцы смогли разводить чай в своих колониях.
– Как же чай появился на Руси? Об этом нам расскажут Мякшина Катя и Ковина Саша.
Мякшина Катя: Уже в XIII веке русские купцы встречались с китайскими торговцами. А во второй половине XVI века к России было присоединено Сибирское ханство. Русские земли стали простираться до самых границ Китая. В 1616 году в Китай отправились российские послы: казак-атаман Василий Тюменца и десятник Иван Петров. Они прибыли в ставку монгольского Алтын-хана с предложением "быть ему в милостивом жаловании под высокой царскою рукою". При дворе Алтын-хана казаков встретили посланники "высокого желтого царя" – китайского императора, Им показали диковинные шелковые ткани, золотые кубки и "свечи неведомо какие". Сам Алтын-хан угостил русских посланников чаем, сваренным с топленым молоком и маслом. Посольство доставило в Москву первые образцы китайского чая.
При первом царе из рода Романовых, Михаиле Федоровиче (1596-1645), торговые связи России с другими странами расширились. Посольство, отправленное в Китай в 1638 году, возглавлял Василий Старков. На родину он привез необычный груз – 64 кг "каких-то листьев". Эти тюки монгольский хан навязал ему в обмен на соболей. Старков решил, было, что его надули. Однако вскоре все прояснилось самым наилучшим образом. Непонятные сушеные листья были преподнесены царю. Отведать диковинный заморский напиток государь пригласил и бояр. Все сидевшие за царским столом были очарованы горячим, ароматным напитком. Да и Михаилу Федоровичу чай очень понравился.
Ковина Саша: В 1645 году русский исследователь Дежнев достиг берегов Тихого океана. После долгих споров о границе между Китаем и Россией был заключен Нерчинский Договор (1689). Согласно договору была определена общая границы России с Китаем, которую караванам с чаем разрешалось свободно пересекать в обе стороны. Но все же, было большое препятствие в торговле между двумя странами. Длина торгового пути была более 17700км, дорога проходила через горную местность, и чтобы преодолеть расстояние, требовалось около 16 месяцев. Караваны состояли из 200-300 верблюдов. Все это делало затраты на перевозку чая огромными, а цена в итоге была настолько велика, что чай был доступен только состоятельным людям и членам царской семьи. Через несколько лет, в конце 18-го века цена на чай несколько снизилась, и продукт стал более доступен и популярен в обществе. Теплый, приятный и ароматный напиток пришелся по нраву русским.
Чай варили в самоваре, идея его была позаимствована из тибетской культуры. Самовар ставили в центре дома, и он мог работать целый день. Гостей поили чаем из прозрачных стаканов в серебряных подстаканниках, это очень напоминало турецкие кофейные чашки. Обычно чай заваривали очень крепкий, сластили сахаром или пили с медом или вареньем.
С завершением строительства Транс-Сибирской Магистрали в 1900 году необходимость перевозки чая караванами отпала. Когда в стране началась революция, чай был одним из основных товаров обмена. И по сей день этот напиток остается самым популярным в русском обществе.
3. Кунгур – чайная столица Урала.
Чайной столицей в России является Москва. В конце 19 века в ней находилось много чайных магазинов. В столице было принято пить чай из самовара. Существовала даже пословица: “Самовар кипит – уходить не велит”. Традиция чайных вернулась. Люди приходят сюда встретиться, посидеть, поговорить за чашкой чая.
– Ребята, я сегодня хочу вам рассказать о городе, который недалеко от Кишерти. И он тоже имеет свою чайную историю. Догадались? Да, это Кунгур. Он удачно расположен на Великом Сибирском тракте.
(Слайд 9)На въезде в город со стороны Пермского тракта в 1985 году был установлен Памятный знак «Кунгур». Разработан знак художником Виктором Каданцевым и бывшим главным архитектором города Алексеем Весниным.
Символ города – мастер, 3 волны – 3 реки: Сылва, Ирень, Шаква. Голова медведя – символ Пермской области. Кристалл в руке мастера – Ледяная пещера. В другой руке мастер держит рог изобилия с сыплющимися из него пшеничными колосьями (знак хлебного плодородия края). Дата 1663 – год основания Кунгура.
(слайд 10, 11)В этом купеческим городе ежегодно устраивалось три крупных ярмарки – Богоявленская, Пятницкая и Мининская, на которые съезжались торговцы из разных уголков России.(слайд 12,13) Гости́ный двор (1865—1867 гг.) — здание на площади Пугачёва, ставшее символом купеческого Кунгура. Его часто называют круглым магазином, хотя на самом деле он восьмиугольный. В 1845 году чиновником особых поручений Шаповаловым был составлен первый проект. В процессе работы он был переделан архитектором Р. И. Карвовским. Строительство велось под контролем городского архитектора Н. А. Воскресенского. Планировка традиционна и представляет собой замкнутый многоугольник, по периметру которого располагались торговые ряды, склады, магазины, ледники. Длина здания 85,5 м, ширина с галереей 15,5 м, высота 8,7 м. Все здание выстроено из кирпича. Здание двухэтажное, отличительная черта здания — скошенные углы. Проезды во внутренний двор представляют собой арки большого размера. Снаружи около торговых помещений устроена крытая галерея, которая прерывается порталами входов во внутренний двор, который некогда использовался для продажи кустарных изделий. Сегодня это один из лучших памятников торгового зодчества, дошедший до наших дней.
А ещё Кунгур получил титул чайной столицы Российской империи. А прославили его кунгурские купцы-чаеторговцы А.С. Губкин (1816-1883), его внук А.Г. Кузнецов (1856-1895), М.И. Грибушин (1832–1889) .
(слайд 14,15) Алексей Семенович Губкин (1816-1883) оставил заметный след в истории Кунгура. Для Алексея Губкина основным видом деятельности была чайная торговля, в которой он достиг для своего времени небывалых успехов. Торговые лавки Губкина пользовались незыблемым авторитетом среди жителей города. В память о рано умершей дочери Елизавете Губкиным был построен приют для девочек, в котором они проходили обучение рукоделию и грамоте. Одним из главных вкладов Губкина в жизнь родного города стало строительство на средства из личного капитала Кунгурского технического училища, открытие которого состоялось в 1877 году. За свою благотворительность и вклад в обустройство города Алексей Губкин был награжден орденом св. Владимира III степени и получил чин статского советника, обычно жалуемый лишь дворянам.
(слайд 16) Другой кунгурский купец, Михаил Иванович Грибушин (1832-1889), осуществлял в городе Кяхте, расположенном на границе с Монголией, обмен кунгурских кожевенных изделий на чай. Оборот торговли Грибушина был столь велик, что он имел свои магазины по продаже чая во многих городах России. Один из крупнейших магазинов – малый гостиный двор, был построен Грибушиным в Кунгуре. По его распоряжению, половина доходов с лавок (лавка – так раньше называли магазин) поступала в городскую казну, а другая жертвовалась на содержание студентов из беднейших семей города. На пожертвования Михаила Грибушина был учрежден сиропитательный дом и построено трехэтажное кирпичное здание, в котором он разместился.
(слайд 17,18) Малый Гостиный двор — памятник архитектуры XIX века. Сейчас в этом здании расположен Музей истории купечества
Здание построено в 1874 году на собственные средства М.И. Грибушина. 12 ноября 1874 года были освящены каменные корпуса лавок. Первоначально здание именовалось «Грибушенский корпус». По архитектуре относится к особому типу магазинов — каменных лавок, построенных в стиле эклектики (историзма), в котором сплетаются древнерусские и восточные мотивы. Каменный корпус лавок возведен напротив Гостиного двора. Перед входами над изящными парными колоннами были устроены металлические зонты. Лавки двора сдавались в аренду. Торговали чаем, сахаром, бакалеей и другими товарами.
О чае кунгуряки знали уже в восемнадцатом столетии. (слайд 19, 20) Его привозили из Ирбита и продавали во время городских ярмарок. Из-за высокой цены широкого распространения этот напиток в среде кунгурских граждан в то время так и не получил. Стоимость одной чайной фактуры (на сегодняшний день нет определения слова ФАКТУРА) была сопоставима с ценой небольшого деревянного дома. Даже в середине XIX века некоторые из кунгуряков пренебрежительно называли чай «китайскими вениками». Зато этот напиток снискал популярность у всех едущих по Сибирскому тракту. Многочисленные возницы, ямщики, торговые и служивые люди проезжая по дорогам Кунгурского края могли побаловаться чайком на почтовых станциях, ожидая смены лошадей.
В конце октября 2009 года у Школы искусств появился огромный самовар на постаменте. (слайд 21)Верх самовара венчает заварочный чайник. Под краном самовара расположилась керамическая чайная чашка с блюдцем. Изготовлен памятник из камня и железа. Этот оригинальный памятник кунгурским чаеторговцам – идея строителя Геннадия Меркурьева.
– Ребята, чай начали пить очень давно и по сей день мы его пьем. А как вы думаете, полезен ли чай? (слайд 22)
4. Чай – полезный напиток.
– В течение тысячелетий любители чая ценили его за освежающий вкус и целебные свойства. Однако лишь совсем недавно исследованиями было научно доказано, что чай приносит огромную пользу всему организму. Какую же пользу приносит чай человеку, нам расскажут Скворцова Даша, Мартынова Ирина и Немтин Паша (по очереди). <Приложение 3>
5. Сорта чая и виды чая.
– Все ребята принесли из дома чайные упаковки, то есть такой чай вы пьёте дома (обратить внимание на выставку).
А). – Но знаете ли вы, какие сорта и виды чая существуют? (слайд 23)
В зависимости от способов заготовки, количества и качества операций, которым подвергается чайный лист, получают разные сорта и типы чая. Самыми распространенными из них являются чёрный и зелёный чай. Их собирают с одних и тех же кустов, но для чёрного чая чайные листья подвергают специальной обработке и сушке в печах, а чай зелёный лишь подсушивают в естественных условиях, поэтому он сохраняет свой естественный цвет и вкус и в сухом виде, и в настое. При этом в нём содержится значительно больше витаминов. Дорогим, но чрезвычайно полезным является чай жёлтый, императорский, для которого собирают и сушат лишь верхушечные, ещё одетые серебристым пушком почки чайного куста. Есть ещё белые, красные, синие чаи.
Б). По качеству чай делится на три основные категории – высокосортный чай, среднесортный и низкосортный чай.
<Приложение 4>
В).– В России , как впрочем, и во многих других странах, чаем считаются ещё и горячие напитки, приготовленные из листьев и стеблей некоторых растений, так называемые травяные чаи (фиточаи). (слайд 27) Вы, ребята, искали, узнавали рецепты травяного чая. Какие растения нужны для приготовления вашего чая? (заслушать ребят).
– Свои рецепты вы записали на «чайничках». Давайте соберём эти «чайнички» и сделаем буклет с рецептами травяного чая.
6. Этикет заваривания чая. (слайд 28)
– Пить надо только свежезаваренный чай. Восточная мудрость гласит: “Свежий чай подобен бальзаму. Чай, простоявший ночь, подобен змее”. Серёжа Дёгтев и Даша Просвирнина расскажут, как правильно заваривать чай (рассказывают по очереди). <Приложение 5>
Физкультминутка . <Приложение 6>
7. Чайный этикет. Мастер – класс.
– Пришло время познакомиться с основами чайного этикета. Как правильно расставить посуду, что подать на стол к чаю – ведь это очень важно, чтобы быть культурным и воспитанным человеком. <Приложение 7>
8. Этикет питья чая. Мастер-класс.
– Пока мы делали разминку, знакомились с чайным этикетом, чай заварился. Пора его разлить по чашкам. Существует особый ритуал чаепития. (Решетникова Люда и Сычёв Дима рассказывают, чередуясь, сначала стих, а затем этикет чаепития).
Мы расскажем о важном событии,
Вы, наверно, не знали о нем?
Есть такой ритуал чаепития!
Что, хватаем стаканы и пьем?
Нет, стаканы хватать не положено.
Чайный есть для друзей этикет.
Научиться не так уж сложно.
Вот придумали званый банкет!
И у многих народов в традиции
Чаем щедро гостей угощать.
За морями, лесами, границами,
Будем щедро друзей навещать.
Мировая культура прославила
Древний способ общаться – пить чай,
И везде ритуалы и правила,
Вместе с нами, дружок, изучай.
<Приложение 8>
9. Пословицы и поговорки о чае.
– Чай крепко вошёл в жизнь человека. О чае сложено множество пословиц и поговорок. Какие пословицы знаете вы, ребята? (дети по очереди проговаривают свои пословицы).
<Приложение 9>
10. Самовар.
– Да и правда, самовар является несомненным атрибутом чаепития. Где и когда появился первый самовар, неизвестно, но что самовар чисто русское изобретение – это не вызывает сомнения. (слайд 29) Самовары делали на Урале, в Москве, Петербурге, Туле, Владимирской, Ярославской и Вятской губерниях. Со временем Тула стала признанным центром самоварной промышленности.
На форму самовара влияла мода времени (показ слайдов 30-35). В конце XIX в. появляется новый тип самовара – керосиновый. Самовар имел резервуар для керосина – с помощью этого топлива нагревалась его вода. Самовар к началу XX века становится непременным атрибутом каждого русского дома.
На базе частных мастерских поселка Суксун Пермской губернии в 1740 годы началось производство медных самоваров. (слайд 36) Суксун считают родиной уральского самовара. В старину Суксунские самовары были хорошо известны на Урале и по всей России, удивляя своими формами и высоким качеством, конкурируя со знаменитыми тульскими. Суксунские мастера изготавливали самовары даже в виде античных амфор, позднее в XX в. появились самовары – космические спутники и др. Традиционное русское чаепитие не обходилось без самовара, поэтому этот предмет пользовался особым почетом.
В Суксуне находится единственный в России памятник самовару. (слайд 37)Его высота 3 метра 20 сантиметров. Такого нет даже в "самоварной" Туле. Памятник находится в живописном липовом парке. Четыре скульптуры символизируют достаток, крепкие семейные отношения и гостеприимство. Существует поверье, что тот, кто потрет Суксунский самовар, всегда будет окружен друзьями и близкими людьми. После регистрации брака сюда приезжают молодожены, чтобы совершить своеобразный ритуал: подержавшись за краник самовара, они загадывают желание и верят в то, что их семейная жизнь будет долгой и счастливой. Жители и гости города – в надежде вернуться сюда вновь – наполняют монетками чайную чашку. Автором памятника является преподаватель Пермского филиала Российской академии живописи ваяния и зодчества Иван Иванович Сторожев.
11. Церемония чаепития в работах Бориса Кустодиева.
– Многие русские художники обращались к теме РУССКОГО ЧАЕПИТИЯ…И сегодня, ребята, я хочу вас познакомить с творчеством русского художника Бориса Кустодиева. (слайд 38)Чаепитие за самоваром – частый сюжет его картин о жизни русского народа XIX и XX веков
Первая репродукция – «Голубой домик» (слайд 39). На нижнем уровне мы видим людей, отдыхающих от повседневных забот. Чуть выше в окне – молодая девушка.Хозяева, распивающие чай за самоваром, располагаются еще выше. Они неспешно пьют чай. Царит покой и уют.
«Купчиха за чаем» (слайд 40) – Богатый самовар, фаянсовый, расписанный золотом чайник, такая же из набора чашка, сервировка стола, – все говорит о том, что перед нами успешная женщина. Она красива, румяна и дородна. В руке держит блюдце и смотрит невозмутимо. Спокойное чаепитие подчеркивается голубым небом на фоне террасы.
Русская традиция пить чай с блюдца часто отражена им в картинах. Примером тому является « Купчиха, пьющая чай» (слайд 41).
В «Московском трактире» (слайд 42) тех лет за таким чаепитием решались важные вопросы, обсуждались новости, принимались решения. Чем-то это похоже на нынешние времена, не правда ли?
Кустодиев посвятил немало картин купеческому быту. «Купец-сундучник» (слайд 43). На этой картине изображен купец, торгующий чайной утварью. Богатое одеяние, почтенный вид, меховый воротник и шапка.
«Извозчик в трактире» (слайд 44)– Чаепитие служит здесь главной темой картины. Кристальная прозрачность окна словно удаляет преграду стены, подчеркивает единство мира внешнего и внутреннего. Извозчик задумчиво вглядывается в окно, словно созерцатель за чашечкой чая.
«На террасе» (слайд 45). И, наконец, глубокая традиционная черта русского чаепития – объединение семьи, когда вокруг самовара собирались все , и стар ,и млад.
Русская чайная церемония способствовала укреплению внутрисемейных связей, помогала людям разных поколений находить общий язык. За чайным столом семья проникалась единой атмосферой покоя.
Философский взгляд Кустодиева по-прежнему актуален для нашей культуры, стремящейся к восстановлению и сохранению глубоких традиций, включая чайную.
III. Итог урока.
1. В Москве есть Музей чая (Красные ворота) (слайд 46). Здесь в уютном интерьере можно увидеть уникальные коллекции чая второй половины 19-20 веков, а также различную утварь, без которой невозможно себе представить любое чаепитие – чайники, чашки и многое другое. Кроме обычной экскурсию тут, конечно же, можно принять участие в настоящей чайной церемонии и выпить чашечку вкусного и ароматного чая, согласно старинным традициям
(слайд 47)15 декабря весь мир празднует Международный день чая. Несколько лет назад была принята программа, цель которой наладить взаимосвязь между людьми, которые производят чай и которые его продают.
Этот праздник особо широко отмечают в странах, где производство напитка стоит на первых местах – Непал, Вьетнам, Танзания, Уганда, ну и, конечно, Шри-Ланка, всемирно известная столица производства чая. Чай – очень полезный для здоровья напиток.
2. Стихотворение «Пузатый чайник».
<Приложение 10>
3. Чаепитие.
– А может и нам попить чайку? Ведь мы сегодня узнали о нём много нового и интересного, и теперь пришло время его отведать. Добро пожаловать к столу! (слайд 48)
Список использованных источников и литературы:
- Лин Ван Китайское искусство чаепития.– М.:ЗАО Центрполиграф,2003.
- Любин О. А. Чай.– М.: АСТ: СПб: Сова,2005.
- История самовара или не был ли первым в России уральский самовар? [ Электронный ресурс].– Режим доступа: www.koryazhma.ru/usefull/know/doc.asp?doc_id=95, свободный.
- История чая в России [ Электронный ресурс] . – Режим доступа: osm1.ru/tea/istoriia-chaia-v-rossii.html, свободный.
- Как пьют чай в России: Правила этикета [Электронный ресурс].– Режим доступа: www.wild-mistress.ru/wm/wm.nsf/publicall/2008-10-07-694313.html, свободный.
- Кунгурской жизни чайная случайность: Официальный сайт администрации города [Электронный ресурс].– Режим доступа: www.kungur-adm.ru/tourism/tearoad/tea1.html, свободный.
- Товарищество Чаеторговцев [Электронный ресурс].– Режим доступа: www.chay.info/library-tea-class.html, свободный.
- Чаепитие: История происхождения чая [Электронный ресурс].– Режим доступа: chaepitie.ucoz.com/, свободный.