Урок русского языка по теме "Обращение". 8-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 8


Цель урока: расширить и уточнить понимание синтаксической сущности обращения.

Задачи:

  • познакомить с обращениями, олицетворяющими неодушевленные предметы и отвлеченные понятия ,а также с обращениями, дающими одному и тому же лицу или предмету сразу несколько наименований;
  • познакомить учащихся со всеми возможными позициями обращения в предложении ;
  • усовершенствовать навыки постановки знаков препинания при обращении.

Оборудование: дидактический раздаточный материал, тексты произведения М.Ю.Лермонтова «Песня про Ивана Васильевича…», проектор.

Ход урока

1. Актуализация знаний по теме «Знаки препинания при однородных членах предложения»

Работа с текстом М.Ю Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» (3 часть со слов «Уж зачем, ты алая заря,просыпалася? На какой ты радости разыгралася»)

Задание

  1. Найдите употребление прямого и переносного значения слов в этом литературном отрезке,общеупотребительных и необщеупотребительных слов.
  2. В словах: рассыпчатые,просыпалася,разыгралася сделать морфемный разбор.
  3. В словах: златоглавая, белокаменные определить способы словообразования.
  4. Сделать синтаксический разбор предложения «Уж зачем ты, алая заря, просыпалася». (Предложение записывается на доске)

2. Изучение нового материала:

Давайте обратимся к словам, ставшим девизом нашего сегодняшнего урока.

Эпиграф урока:

«Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен для выражения простых ,естественных понятий…»     (В.Г.Белинский)

Мы ежедневно и, наверное ,чаще чем другие формы ,употребляем в своей речи, казалось бы совсем прозаические, естественные слова, которые называются обращениями. И чтобы соблюдать чистоту языка, надо знать все тонкости их употребления, поэтому цель нашего урока - расширить и уточнить понимание синтаксической сущности обращения.

Приступим к работе.

Обратимся к последнему предложению и ответим на вопрос.

Каким членом предложения является слово «алая заря»? (Обращением)

Найдите в Толковом словаре Ожегова лексическое значение слова «обращение». Читаем (Обращение-слово или группа слов, которым и называют того, к кому обращаются с речью.)

  • Связано ли словосочетание «алая заря» сочинительной или подчинительной связью? (Нет)
  • Является ли членом предложения данное словосочетание? (Не является)
  • Какая интонация у этой части предложения? (Звательная, восклицательная интонация).
  • К кому обращается автор этих слов? (К заре алой)
  • В каком из стилей речи чаще всего употребляется обращение? (В разговорном).

Работа в группах.

1 группа. Какую идейную нагрузку несут обращения в следующих предложениях.

Я призван был воспеть твои страданья, терпеньем изумляющий народ. (Некрасов)

Друзья мои, прекрасен наш союз! (Пушкин)

Прощай, свободная стихия! В последний раз передо мной ты катишь волны голубые и блещешь гордою красой. (Пушкин)

(Выражают основной идейный смысл высказывания, несут в себе основной идейный заряд)

2 группа. Определить, какую эмоциональную функцию выполняют обращения в следующих предложениях.

Откуда ты, прекрасное дитя. (Пушкин)

Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом здесь чистое мутить питье мое с песком и илом. (Крылов)

И говорит так сладко, чуть дыша: «Голубушка, как хороша!» (Крылов)

Полно, степь моя, спать беспробудно. (Никрасов)

(Выражают ласку, строгость, раздражение, насмешку, лесть.)

Защита исследований, проведённых группами.

3. Закрепление.

Выполнить контрольные упражнения для закрепления.

(Тексты с контрольными упражнениями розданы учащимся)

Расставить знаки препинания. Определить на что указывают обращения.

1) Сердечный друг ты не здорова. (П) 2) В разведку меня дяденька будете брать? (Кат.) 3)Куда ты кумушка бежишь так без оглядки? (К.) 4) О чем ты думаешь казак? (П.) 5)Что же ты моя старушка приумолкла у окна? (П.) 6) Учись мой сын: науки сокращают нам опыты быстротекущей жизни. (П.) 7) Позвольте мне читатель мой заняться старшею сестрой. (П.) 8) У кого гармонь ребята? (Тв.)

1) И в самом обычном наряде мила ты Отчизна до слез. (Т.) 2) Родина-мать по равнинам твоим я не ездил еще с чувством таким. (Н.) 3) Множатся твои весна желанные приметы. (Б.) 4) Ой ты стежка погоди протянись немножко. (Ис.) 5) Как я любил Кавказ мой величавый твоих сынов воинственные нравы. (Л.) 6) Не пугай зима: весна придет. (Посл.)

1) Повидайся со мной родимая появись легкой тенью на миг.(Н.)
2) Отпусти меня родная на простор широкий. (Н.)
3) Милая добрая старая нежная с духами грустными ты не дружись. (Е.)
4) Услышь меня хорошая услышь меня красивая. (Ис.)
5) Что же сероглазая ты смеешься? (См.)

Указать ,чем отличаются обращения в этом упражнении. Расставить знаки препинания.

  • Эй в гимнастерке подойди сюда. 2) Прощай с глазами синими тебя я не виню.Я цену настоящую давно узнал огню.(И.Гр) 3) Здравствуй в белом сарафане из серебряной парчи! На тебе горят алмазы ,слово яркие лучи. (Вяз.)

Определить позицию обращений в данных предложениях. Расставить знаки препинания.

Друзья мои я молод был. (Л.) 2) Русь моя люблю твои березы!(Руб.) 3)о первый ландыш из- под снега ты просишь солнечных лучей.(Ф.) 4) О тонкая береза Что загляделась в пруд? 5)В тумане чистом и глубоком челнок плыви.(Бл.) 6) А что Соня самовар готов?(М.Г.) 7) Благослови нас на подвиг родная земля! (Сур.) 8) Вы слышите меня однополчане?(Ванш.) 9) Покойной тебе ноченьки солдатик родной.(Ал.) 10) Журчи журчи звени родник певучий. (Б) 11) Приветствую тебя Кавказ седой! (Л.) 12) Что ты поникла зеленая ивушка (А.М.) 13)Будь терпелив читатель милый мой! (Л.)

Материал для самопроверки. (Приложение №1)

Дорогие ребята, сейчас выполним упражнения, котрые позволят нам отличать обращение от подлежащего.

  • Прочитайте предложение. Найдите существительное, имеющее форму именительного падежа. Выделили бы вы словосочетание степные дороги как обращение, если опустить из предложения слово вы.

Весел мирный просёлочный путь, хороши вы, степные дороги! (Б.)

  • Скажется ли на пунктуации предложения замена глагола в повелительном наклонении глаголом в изъявительном наклонении.

В тумане чистом и глубоком, челнок, плыви. (Бл.)

  • Прочитайте стихотворение. Объясните, почему словосочетание подруга желанная в первом четверостишии выделено запятыми, а в третьем нет.

Встану я в утро туманное, солнце ударит в лицо.
Ты ли, подруга желанная, всходишь ко мне на крыльцо?
Настежь ворота тяжёлые! Ветром пахнуло в окно!
Песни такие весёлые не раздавались давно!
С ними и в утро туманное солнце и ветер в лицо!
С ними подруга желанная всходит ко мне на крыльцо!

  • Прочитайте предложения и докажите, что существительные в именительном падеже не являются обращениями.

1. Пусть для вас сияет солнце. 2. Гори вовеки нерушимо тот добрый жар у нас в груди. (Тв.) 3. Всяк сверчок знай свой шесток (Посл.)

Материал для самопроверки. (приложение №2)

Обобщение темы.

Приём «Кубик» Блума.

Опишите. Обращение-это слово или сочетание слов называющие того, к кому обращена речь. Обращения бывают как именами собственными, так и нарицательными.

Сравните. Обращение, как и подлежащее, выражается существительным в именительном падеже. Подлежащее входит в грамматическую основу. От сказуемого можно поставить вопрос к подлежащему. Обращение не входит в грамматическую основу. К нему нельзя поставить вопрос от сказуемого.

Ассоциируйте. Когда слышим слово, чувствуем в интонации нотки повелительного наклонения. В обращении присутствует звательная интонация и интонация вводности. Наиболее отчетлива звательная интонация в начале предложения.

Проанализируйте. Чтобы не было пунктуационных ошибок, необходимо видеть в предложении обращение. Трудности обнаружения обращений обусловлены многими причинами: способом выражения обращения, местом его в предложении, возможностью смешения обращения с подлежащим.

Предложите. Легче всего обнаруживается обращение, если им является имя, отчество и фамилия. Чаще обращение не бывает замечено, если оно указывает наименование лица по роду занятий, семейным отношениям. Много неточностей при определении обращений, если обращение выражается неодушевленными существительными. Будьте внимательны при анализе предложений.

4. Итог урока.

Наше время подходит к концу. Слово корреспонденту программы «Итоги» Халиловой Алине.

Уважаемые ученики и гости Акжанской школы, с вами информационно –познавательная программа «Итоги».

Сегодня ученики 8 класса познакомились с грамматическим понятием «обращение». Теперь мы знаем, что обращения - это слова или словосочетания, называющие того, к кому обращена речь. На письме они выделяются запятыми и не являются членами предложения.

И свежее сообщение. Дорогие слушатели программы, чтобы в совершенстве, владеть навыком обнаружения обращений, необходимо выполнить упражнение №256., составить информационную карту по заданной теме. (приложение №3)

Для всех слушателей – объявление.

Уважаемые одноклассники, просьба всем участникам познавательной программы подойти к учителю с дневниками.

С вами была Халилова Алина. Всего доброго, друзья. До скорой встречи!

5. Рефлексия.

Даны слова: внимательно, увлекательно, не занимательно, успешно, интересно. Составьте стихотворение, используя те слова, которые позволяют понять ваше отношение к уроку.

Примерное содержание: Мы слушали тему внимательно.

Урок прошел замечательно. Усвоили все мы успешно, и было нам всем интересно.

Пожелайте друг другу удачного дня, используя обращения. Спасибо за работу!

Урок окончен.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3