Проблема
Высокий уровень детского дорожно-транспортного травматизма в России во многом обусловлен недостаточной организацией профилактики, воспитания, обучения дошкольников основам безопасного дорожного движения в детском саду и семье. По результатам проведённого анкетирования мы выявили, что у большинства родителей недостаточно знаний по правилам дорожного движения. Некоторые родители сами зачастую не соблюдают правил дорожного движения, а иногда даже сознательно нарушают их. Более того, не все родители объясняют детям, как нужно вести себя на дороге. Поэтому необходимо проводить системную работу с родителями, углублять знания безопасного поведения на дороге, заинтересовать взрослых вместе с детьми участвовать в мероприятиях по профилактике дорожно-транспортного травматизма, воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения. Вот почему в нашем детском саду была организована работа в этом направлении.
Актуальность
Мы живем в такое время, когда на дорогах огромное количество транспортных средств. Автомобили паркуются на газонах, на тротуарах, во дворах, возле детских площадок, подвергая опасности жизнь пешеходов и особенно детей. Часто виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети. Они находятся на улице без присмотра родителей, играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, нарушают правила при входе и выходе из транспортного средства. Маленький ребенок может действовать парадоксально: услышав сигнал, испугаться и побежать или закрыть уши и зажмуриться. По статистике Госавтоинспекции за 2012 год в России зарегистрировано 20897ДТП с участием детей и подростков в возрасте до 16 лет, в результате которых 940 детей погибли и 22016 получили ранения. Один из основных видов дорожных происшествий – наезд на пешеходов. В 2012 году по этой причине погибли 309 детей, в среднем по стране происходит 24 «наезда» ежедневно. Самая распространенная причина наездов на детей-пешеходов – переход проезжей части детьми вне пешеходного перехода. Рост происшествий с участием детей пешеходов приходится на малышей с момента рождения до 5 лет. Игра детей на проезжей части дороги стала причиной 139ДТП, в которых погибли 10 и получили ранения 130 ребят. О чем говорят цифры? Делайте выводы.
Дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. Ведь для них дословная трактовка Правил дорожного движения неприемлема, а нормальное изложение обязанностей участников движения на недоступной для них дорожной лексике требует абстрактного мышления, затрудняет процесс обучения и воспитания.
Поэтому с дошкольного возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения.
Учитывая то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, педагоги МБДОУ №26 детского сада «Земляничка» особое внимание уделяют подготовке воспитанников к нестандартным ситуациям на дорогах. Но как? Этот вопрос мы поставили перед собой в начале работы над долгосрочным проектом «Азбука дорожного движения».
Участники проекта: дети старшей группы (5-6 лет), родители, педагоги
Цель проекта: формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной обстановке.
Задачи:
Образовательные:
- Обучать детей старшего дошкольного возраста безопасному поведению в дорожной среде
- Познакомить со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах
Развивающие:
- Расширять словарный запас детей по дорожной лексике
- Создать условия для сознательного изучения дошкольниками Правил дорожного движения
- Повышать компетентность родителей по особенностям обучения дошкольников правил безопасного поведения на дороге, в транспорте, Правилам дорожного движения
Воспитательные:
- Воспитывать дисциплинированных и грамотных пешеходов
Этапы реализации проекта «Азбука дорожного движения»
Подготовительный этап:
- Подбор материала по Правилам дорожного движения.
- Рассматривание рисунков, фотографий о дорожных ситуациях.
- Знакомство с литературными произведениями: С. Михалков «Светофор», «Скверная история», М. Пляцковский «Светофор», А. Северный «Три чудесных цвета», Я. Пишумов «Азбука города», «Просто это знак такой…», «Постовой», «Продуктовая машина», Н. Носов «Автомобиль» и т.д.
- Изготовление дидактических игр по ПДД: «Красный – зеленый», «Какой это знак?», «Кто больше знает?», «Собери знаки», «Угадай-ка».
- Разучивание подвижных игр: «Цветные автомобили», «Пешеходы и транспорт», «Красный, жёлтый, зеленый».
- Подбор материала для разработки модуля «Правила дорожного движения».
Основной этап работы:
Физичекое развитие
- Проведение мероприятий по модулю «Правила дорожного движения»
- Обыгрывание дидактических и подвижных игр по ПДД
Социализация
- Проведение с воспитанниками тематических развлечений: викторина «Дорожная азбука», «Пешеход на улице», досуг «Посвящение в пешеходы», «Светофор», «Азбука дорожного движения»
Труд
- Оборудование детского игрового центра «Азбука дорожного движения»
- Изготовление атрибутов к сюжетно–ролевым играм: «Дорожное движение», «Инспектор ДПС», «Автошкола», «СТО»
- Изготовление учебно–дидактических пособий (дидактические игры, демонстрационный материал)
Художественное творчество
- Рисование «Моя улица»
- Аппликация «Перекресток»
Коммуникация
- Проведение экскурсий к перекрестку «Правила маленького пешехода»
Познание
- Конструирование «Улица нашего города»
- Просмотр видеоматериала «Уроки осторожности с тетушкой Совой»
- Просмотр презентаций «Изучаем ПДД»
- Просмотр презентаций «Изучаем ПДД»
Чтение художественной литературы
- Проведение бесед на тему: «Твой приятель – светофор», «Зачем нужны дорожные знаки», «Улицы города», «Какие дорожные знаки встречаются тебе по дороге в детский сад», «Мы – пассажиры», «Мы – пешеходы», «Основные части улицы»
Работа с родителями
- Мониторинг
- Консультации для родителей: «Ваш ребёнок на улице», «Предупреждение дорожно-транспортного травматизма», «Родителям – о безопасности дорожного движения», «Автокресло – детям»
Использование разных форм просветительной работы по пропаганде правил дорожного движении среди родителей:
- анкетирование
- памятки и листовки-обращения к родителям о необходимости соблюдения ПДД
- консультационный материал
- папки-передвижки
- презентация «Опасности на дороге»
- выступления на родительском собрании «Ребенок и дорога».
Ресурсное обеспечение проекта:
- центр «Азбука дорожного движения» для дошкольников
- центр «Светофорик» для родителей
- наглядный материал (транспорт различного функционального назначения, настольно-печатные игры, дидактические игры по ПДД, плакаты, иллюстрации, дорожные знаки, сюжетные картинки с изображением ситуаций на дорогах, атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Дорожное движение», «Инспектор ДПС» «Автошкола», «СТО», видеокассеты по ПДД)
- библиотека «Школа тётушки Совы»
- презентация «Изучаем ПДД», «Опасности на дороге»
Систематическая и последовательная деятельность позволяет педагогам комплексно решать задачи обучения детей безопасному поведению в дорожной среде, учитывая возрастные особенности дошкольников и уровень их психического и физического развития, а также воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения на дороге.
Ожидаемые результаты:
- сформированность навыков спокойного, уверенного, безопасного поведения дошкольников на дорогах
- знание правил дорожного движения, умение применять эти знания в дорожных ситуациях
- умение предвидеть опасные ситуации, искать пути решения выхода из них
- умение свободно пользоваться дорожной лексикой: автодорога, шоссе, проезжая часть, тротуар, обочина, пешеходная дорожка, пешеход, пассажир, мостовая, пешеходный переход, перекресток, светофор
- повышение знаний родителей об особенностях обучения дошкольников правилам безопасного поведения на дороге, в транспорте
- инсценировка сказки «Мишка на посту» для детей младшего возраста
Список используемой литературы:
- Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина Основы безопасности детей дошкольного возраста: Просвещение, 2007
- К.Ю.Белая Я и моя безопасность. Тематический словарь в картинках: Мир человека. – М.: Школьная Пресса, 2010
- Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина, М.Д. Маханева Безопасность на улицах и дорогах: Методическое пособие для работы с детьми старшего дошкольного возраста. – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997
- Вдовиченко Л.А. Ребенок на улице: «Детство-пресс», 2008
- Храмцова Т.Г. Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005
- Л.Б. Поддубная Правила дорожного движения подготовительная группа. - Волгоград, « Корифей», 2009
- Ф.С. Майорова Изучаем дорожную азбуку. - М.: «Издательство Скрипторий» 2005
- Сайт www.pravdd.ru
- http://www.xn